Семинар-практикум для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Учимся общаться»

  • Семинары
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар-практикум для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Учимся общаться», направлен на то чтобы обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества, обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми, воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.Семинар-практикум для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Учимся общаться», направлен на то чтобы обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества, обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми, воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.
Иконка файла материала Семинар-практикум с родителями и детьми «Учимся общаться»..docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска Семинар­практикум для родителей  и воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Учимся общаться» Цель:  Обеспечить   практическую   готовность   родителей   для   повышения эффективности взаимодействия в сфере детско­родительских отношений. Материал подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 1Семинар­практикум с родителями и детьми «Учимся общаться». г. Волгодонск ­2018г Цель:  Обеспечить   практическую   готовность   родителей   для   повышения эффективности взаимодействия в сфере детско­родительских отношений. Задачи: 1. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества; 2. Обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми; 3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком; 4. Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно. Ход мероприятия: Общение – залог полноценного умственного и физического развития ребенка.                                                                                                                         (слайд­2) Общение  играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения   зависит   психологическое   здоровье   человека,   его   настроение,   чувства   и эмоции   могут   быть   окрашены   в   положительные   или   отрицательные   тона   в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми. Тоже самое относится и к нашим детям. Исследования   показали,   что   нарушение   эмоциональных   контактов   ребёнка   с родителями   имеют   негативные   последствия,   как   в   соматическом,   так   и   в психологическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Вот небольшой пример, в одном из домов малюток, где были дети­  «отказники» провели эксперимент. С 1 группой детей общались, разговаривали, улыбались, нежно прикасались,   обнимали.   С   другой,   этого   не   проделывали.   Дети   1­ой   группы гармонично и быстро развивались, согласно возраста.  А дети 2­ой группы, не смотря на   хороший   уход   и   питание,   стали   болеть   и   даже   умирать   от   эмоционального «голода».  Общение и потребность в любви у детей стоит в том же ряду потребностей, что потребность в еде, сне, движении и отдыхе  и т.д. Плохая еда отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребенка, эмоциональное благополучие и его психологическое здоровье ставит под удар. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «дети с комплексами», «забитые» – это   результат   неправильно   сложившихся   отношений   в   семье.   Практическими психологами   открыт   был   важный   факт:   оказалось,   что   большинство   родителей, которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.  2На основании этих и других фактов  психологи пришли к выводу, что стиль родительского   поведения   непроизвольно   «записывается»   в   психике   ребенка.   Это происходит очень рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как вполне «естественный», ведь он не знает   другого.   «Со   мной   никто   не   возился   и   нечего   вырос»,   ­   говорит   папа,   не замечая, что вырос­то он как раз человеком, который не умеет заниматься, общаться и дружить с сыном. Другая часть родителей  более или менее осознает, в чем именно нуждаются их дети, пытаются вести себя по­другому, они быстро «срываются», и снова выливают раздражение на своего ребенка. Из всего сказанного следует вывод, что родителей надо обучать способам правильного общения с ребенком. Сегодня мы попытаемся научиться общаться друг с другом, с нашими детьми, познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, попробуем раскрепоститься и научиться понимать друг друга. В нашей группе будут существовать некоторые правила, которые я вам хочу предложить.                                                                                                    (слайд­3) Правила общения в группе: 1. Каждый имеет право высказаться и быть услышанным; 2. Общение в группе должно быть доверительным и тактичным; 3. У нас нет зрителей, работают все. 4. Хранить секреты участников группы. 5. Называть друг друга по имени. Сегодня мы продолжаем учиться конструктивно, взаимодействовать с нашими детьми.                                                                                                              (слайд­4) 1. Приветствие «Ладошки» Каждый родитель получил «ладошки» из картона.         Психолог ­ В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно  большее число людей с помощью этих ладошек.  Красный цвет ­ делюсь хорошим настроением, доброй энергией,    Синий цвет ­  я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.   Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный ­ да, синий ­ нет: ­ Готовы ли вы работать в форме игры? ­ Готовы ли вы сотрудничать во время игры? Для начала используйте в своей группе вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки. Психолог:                                                                                                       (слайд­ 5) 3Время – вроде замкнутого круга: Год мелькнул, как месяц, день, как час. Почему­то выслушать друг друга  Не хватает времени у нас. Может, стоит нам остановиться Среди этой вечной кутерьмы? Может, разглядеть поближе лица Друг у друга всё ж успеем мы?                                                                                                                                 (слайд­6) 2. Упражнение­разминка «Ласковые   слова   моей   мамочки». (передавая игрушку) Цель: создание   положительной   эмоционально­комфортной   обстановки   во время занятия. Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас   ласково   и   хвалила.   Давайте   ненадолго   вернемся   в   свое   детство   и   вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры  педагог­психолог   говорит  о   том,   что  самые   добрые,   теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством. Психолог: Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не   может.   Точно   также   как   и   нет   идеальных   детей,   и,   поверьте,   не   существует идеальных родителей. Быть родителями ­ это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.                                                                                                                 (слайд­7) 3. Игровое упражнение «Передай пакет» Цель:  стимулировать   внимание   участников   тренинга,   активизировать   их творческие   способности,   привлекать   родителей   к   совместной   деятельности помочь родителям узнать друг друга. Ведущий:  Перед   тем,   как   мы   приступим   к   работе,   давайте   настроимся   на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете   друг   другу.   Начинать   выполнение   задачи   мы   будем   под   музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. 4Игра   будет   продолжаться   пока   все   листочки   в   пакете   не   закончатся. (Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)                                                                                                                  (слайд­8) 4. Игра «Кто первый». К   спинке   стула   привязывают   две   ленточки.   Одну   оттягивают   влево,   другую вправо. Взрослый и ребёнок по сигналу начинают закручивать ленты, стараясь это сделать быстрее и сесть на стул. Побеждает тот, кто быстрее закрутит ленточку и сядет на стул.                                                                                                                  (слайд­9) 5. Упражнение «Перебежки» Цель: для сплочения и раскрытия коллектива ­ (родители сидят в кругу…..) Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок; Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми; Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком; Встать и поменяться местами тем, кто читает книги своему ребенку;  Встать и поменяться местами тем, кто каждый день не менее 9 раз обнимает и   целует своего ребенка. 6. Игровое упражнение «Закончи предложения».                              (слайд­10) Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг  другу мяч, например: «Общение с ребёнком – это …»; «Родители через диалог с  ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка  есть недостатки, но …» Резюме: общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией,  переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка. 7. Игровое упражнение ­ «Угадай, кто это?».                                      (слайд­11) Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям:  «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары. Желающие могут поделиться своими переживаниями 8. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».             (слайд­12­13) 5Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов.  Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.        Ситуация 1.  Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?      ­  «Сколько раз я тебе говорил (а), как надо играть!»      ­  «Я сержусь,  когда ты не убираешь игрушки на место».      ­  «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!»        Ситуация 2.  Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит  поиграть с ним. Ваша реакция? - «Не сейчас: видишь, я работаю» . - «Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.» - «Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь и мы обязательно поиграем» .  Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваша реакция? - «Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок!» - «Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты … !» - «Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным» . Ситуация 4. Встретившись   на   улице   с   коллегой   по   работе,   вы   разговорились.   Ваш ребёнок   то  и   дело  прерывает  вас:  «Мама   (папа),  пойдём!»  Ваша   реакция? - «Ты что, не видишь, я с тётей разговариваю!» - «Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают». - «Не мешай нам разговаривать!»              Резюме: одной из эффективных техник общения является «Я­выражение»: в отличие от «Ты­выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребёнка. 9. Игровое упражнение ­ «Что за фигура»                                            (слайд­14) Цель:   развивать   кожную   чувствительность   и   способность   различать тактильный образ. Игра   необычная,   но   очень   полезная   для   формирования   коммуникативных умений,   так   как   помогает   преодолеть   застенчивость,   психологический   барьер   в общении, развивает умение понимать окружающих людей. Для игры нужна группа участников,   состоящая   из   детей   и   взрослых.   Участники   разбиваются   на   пары: взрослый и ребенок. Смысл заключается в том, что один игрок рисует пальчиком на спине другого какое­либо изображение, например, птичка, змейка, мячик. Второй ­ 6мимикой и жестами передает это изображение, а другие участники должны отгадать. Как   усложненный   вариант   игры:   предложить   меняться   партнерами   в   парах. Побеждает та пара, которая смогла изобразить задуманное наиболее точно.   Важно: не надо ждать, пока детвора самостоятельно научится общаться  с окружающим миром. Ситуация может сложиться не лучшим образом.  Родителям следует при помощи несложных игр и упражнений самим учиться  общаться со своим ребенком и учить свое чадо правильно строить  взаимоотношения с окружающим миром. 10. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший».                              (слайд­15) Предлагается похвалить своего ребёнка. Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.          Принцип безусловного принятия: 1.Можно   выражать   своё   недовольство   отдельными   действиями   ребёнка,   но   не ребёнком в целом. 2.Можно осуждать поступки ребёнка, но не его чувства. 3.Недовольство   действиями   ребёнка   не   должно   быть   систематическим,   иначе   оно перерастает в его неприятие. Как   уже   было   сказано   ранее,   многие   родители   не   осознают   важности эмоциональной   связи   со   своими   детьми.   По   результатам   исследований   в   каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания и ласки. Это является причиной болезней ребёнка, не умением контактировать с другими людьми, не уверенности в себе. Сейчас   мы   попробуем   проиграть   в   игры   и   упражнения   с   детьми,   которые помогут наладить тактильный контакт с ребёнком, научит вас общаться и доставлять друг другу радость от этого общения. 11. Игровое упражнение  «Дрозд».                                                    (слайд­16­17) Я ­ дрозд                                        И ты – дрозд.                                       У меня – нос И у тебя – нос. У меня щечки розовые И у тебя щечки розовые. Показываем ладошкой на себя Показываем ладошкой на  партнера,         дотрагиваясь до  него Дотрагиваемся до своего носа Дотрагиваемся (показываем) до  носа          партнера Показываем на свои щечки Дотрагиваемся (показываем) до  щечек партнера 7Мы с тобой два друга  И мы любим друг друга. Пожимаем друг другу правые руки  (здороваемся) Обнимаемся (взрослый нежно          прижимает  к себе ребенка) 12.Игровое упражнение ­  «Я давно хочу тебе сказать».              (слайд­18) Это упражнение является завершением дружеской встречи.  Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит  своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает). 13. Игровое упражнение «Комплименты».                                   (слайд­17) Детям   с   проблемами   в   общении   зачастую   недостает   добрых,   ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие в ребенка.  Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что   неожиданного   о   себе   узнали,   понравилось   ли   им   говорить   и   принимать комплименты. Рефлексия  Уважаемые родители! Дорогие ребята! В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь: ­ с каким настроением вы уходите; ­ какой опыт получил каждый участник; ­ оправдались ли ожидания; Спасибо! Литература: 1. Железнова Е. «Топ­топ, хлоп­хлоп»: подвижные игры (для занятий в д­р группах), М., 2006г. Аудиозапись. 2. Косякова О.О. «Логопсихология», Р­на­Д., «Феникс», 2007г 83. Кряжева   Н.   Л.   «Радуемся   вместе»:   развитие   эмоционального   мира   детей,   серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г. 4. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.­П., 2005г. 5. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.­П.,2005г. 6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р­на­Д.,2005 г. 7. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт­терапия», С.­П.,2004г 1. Приветствие «Ладошки» Каждый родитель получил «ладошки» из картона.         Психолог ­ В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно  большее число людей с помощью этих ладошек.  Красный цвет ­ делюсь хорошим настроением, доброй энергией,    Синий цвет ­  я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.   Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный ­ да, синий ­ нет: ­ Готовы ли вы работать в форме игры? ­ Готовы ли вы сотрудничать во время игры? Для начала используйте в своей группе вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки. 9Психолог: Время – вроде замкнутого круга: Год мелькнул, как месяц, день, как час. Почему­то выслушать друг друга  Не хватает времени у нас. Может, стоит нам остановиться Среди этой вечной кутерьмы? Может, разглядеть поближе лица Друг у друга всё ж успеем мы? 2. Упражнение­разминка «Ласковые   слова   моей   мамочки». (передавая игрушку) Цель: создание   положительной   эмоционально­комфортной   обстановки   во время занятия. Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас   ласково   и   хвалила.   Давайте   ненадолго   вернемся   в   свое   детство   и   вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры  педагог­психолог   говорит  о   том,   что  самые   добрые,   теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством. 4. Игра «Кто первый». К спинке стула привязывают две ленточки. Одну оттягивают влево, другую  вправо. Взрослый и ребёнок по сигналу начинают закручивать ленты, стараясь это  сделать быстрее и сесть на стул. Побеждает тот, кто быстрее закрутит ленточку и  сядет на стул. 3. Игровое упражнение «Передай пакет» Цель:  стимулировать   внимание   участников   тренинга,   активизировать   их творческие   способности,   привлекать   родителей   к   совместной   деятельности помочь родителям узнать друг друга. Ведущий:  Перед   тем,   как   мы   приступим   к   работе,   давайте   настроимся   на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете   друг   другу.   Начинать   выполнение   задачи   мы   будем   под   музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет 10открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра   будет   продолжаться   пока   все   листочки   в   пакете   не   закончатся. (Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?) 5. Упражнение «Перебежки» Цель: для сплочения и раскрытия коллектива ­ (родители сидят в кругу…..) Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок; Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми; Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком; Встать и поменяться местами тем, кто читает книги своему ребенку;  Встать и поменяться местами тем, кто каждый день не менее 9 раз обнимает и   целует своего ребенка. 6. Игровое упражнение «Закончи предложения». Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг  другу мяч, например: «Общение с ребёнком – это …»; «Родители через диалог с  ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка  есть недостатки, но …» Резюме: общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией,  переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка. «Общение с ребёнком – это …»;  «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»;  «Ребёнок для меня …»;  11«У моего ребёнка есть недостатки, но …». 7. Игровое упражнение ­ «Угадай, кто это?».  Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям:  «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары. Желающие могут поделиться своими переживаниями. 8. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ». Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов.  Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Резюме: одной из эффективных техник общения является «Я­выражение»: в отличие от «Ты­выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребёнка.  Ситуация 1.  Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?      ­  «Сколько раз я тебе говорил (а), как надо играть!» 12­  «Я сержусь,  когда ты не убираешь игрушки на место».      ­  «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!»  Ситуация 2.  Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит  поиграть с ним. Ваша реакция? - «Не сейчас: видишь, я работаю» . - «Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.» - «Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь и мы обязательно поиграем» .  Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваша реакция? - «Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок!» - «Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты … !» - «Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным» . Ситуация 4. Встретившись   на   улице   с   коллегой   по   работе,   вы   разговорились.   Ваш ребёнок   то  и   дело  прерывает  вас:  «Мама   (папа),  пойдём!»  Ваша   реакция? - «Ты что, не видишь, я с тётей разговариваю!» - «Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают». - «Не мешай нам разговаривать!» 9. Игровое упражнение ­ «Что за фигура» 13Цель:  развивать   кожную   чувствительность   и   способность   различать тактильный образ. Игра   необычная,   но   очень   полезная   для   формирования   коммуникативных умений,   так   как   помогает   преодолеть   застенчивость,   психологический   барьер   в общении, развивает умение понимать окружающих людей. Для игры нужна группа участников,   состоящая   из   детей   и   взрослых.   Участники   разбиваются   на   пары: взрослый и ребенок. Смысл заключается в том, что один игрок рисует пальчиком на спине другого какое­либо изображение, например, птичка, змейка, мячик. Второй ­ мимикой и жестами передает это изображение, а другие участники должны отгадать. Как   усложненный   вариант   игры:   предложить   меняться   партнерами   в   парах. Побеждает та пара, которая смогла изобразить задуманное наиболее точно.   Важно: не надо ждать, пока детвора самостоятельно научится общаться  с окружающим миром. Ситуация может сложиться не лучшим образом.  Родителям следует при помощи несложных игр и упражнений самим учиться  общаться со своим ребенком и учить свое чадо правильно строить  взаимоотношения с окружающим миром. 10. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший». Предлагается похвалить своего ребёнка. Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.          Принцип безусловного принятия: 1.Можно   выражать   своё   недовольство   отдельными   действиями   ребёнка,   но   не ребёнком в целом. 2.Можно осуждать поступки ребёнка, но не его чувства. 3.Недовольство   действиями   ребёнка   не   должно   быть   систематическим,   иначе   оно перерастает в его неприятие. 1411.  Игровое упражнение  «Дрозд». Я ­ дрозд                                        И ты – дрозд.                                       У меня – нос И у тебя – нос. У меня щечки розовые И у тебя щечки розовые. Мы с тобой два друга  И мы любим друг друга. Показываем ладошкой на себя Показываем ладошкой на  партнера,         дотрагиваясь до  него Дотрагиваемся до своего носа Дотрагиваемся (показываем) до  носа          партнера Показываем на свои щечки Дотрагиваемся (показываем) до  щечек партнера Пожимаем друг другу правые руки  (здороваемся) Обнимаемся (взрослый нежно          прижимает  к себе ребенка) 12. Игровое упражнение ­  «Я давно хочу тебе сказать». Это упражнение является завершением дружеской встречи.  Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит  своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает). 13. Игровое упражнение «Комплименты».  Детям   с   проблемами   в   общении   зачастую   недостает   добрых,   ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие в ребенка.  Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что   неожиданного   о   себе   узнали,   понравилось   ли   им   говорить   и   принимать комплименты. 15Некоторые советы при воспитании: 1. Не ждите, что ребёнок будет таким,  как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой. 2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды. 3. Не относитесь к его проблемам свысока. 4. Не унижайте никогда. 5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка. 6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с  вами. Помните! Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания,  доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил,  назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил , диктата,  управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.  «Правила общения родителей с детьми» ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ…  Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.  Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.  Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.  Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.  Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.  Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.  Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.  Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.  Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.  Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.  Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.  Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.  16Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и  зло.  Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.  Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир — это прекрасное место.  Правила общения:  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим  ребенком («Мне не нравится, когда меня обижают», «Мне больно, когда меня бьют», «Мы не  разрешаем бегать по комнате», Но не! «Ты нехороший мальчик», «Ты непослушная девочка» и т.д.  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или   «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть  основания. «Тебе грустно, что наши планы изменились и мы не сможем пойти в зоопарк, или  ты заболел, и нам придется остаться дома, но мы сможем вместе дома поиграть,  порисовать, сделать подарок и т.п.» ; «Ты сердишься, что у тебя забрали игрушку, но драться  нельзя, давай договоримся, давай вместе решим…».  Взрослый конкретизирует чувства ребенка и дает понять, что он их видит и принимает, и  дает ребенку конкретный пример выхода из ситуации.  3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого  посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке (Если в доме есть вещи,  которыми вы дорожите, то постарайтесь убрать их из свободного доступа и выдавайте  только под своим присмотром, при соблюдении определенных правил)  4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает  восприниматься и может перейти в неприятие самого ребенка.  5. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или  своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным». («Если  ты пролил чай, надо взять тряпку и вытереть со стола, и подумать, от чего это произошло, и  как этого избежать в следующий раз… »; «Если ты не хочешь убирать игрушки, то я их уберу  сама, но у меня не останется времени, чтобы тебе почитать» (если ребенок продолжает  неприемлемые для нас действия, то мы выполняем свои обещания и можем убрать игрушки и  не давать их какое­то время.)  6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при  этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте  делать ему самому.  7. Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему  об этом (Используйте я­сообщение: «Меня огорчает, когда…», «Мне не нравится, когда…». О  своих чувствах говорите детям от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не  о нем и его поведении.  8. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим  невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты сам справишься!»  9. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с  17возможностями каждого ребенка (Ориентируйтесь на то, что ребенок уже умеет делать  самостоятельно, не требуйте невозможного, используйте индивидуальный подход).  10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела детей, пусть  они чувствуют себя ответственными за их выполнение. 11. Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а  не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите. Важно сказать о том, что вам понравилось, а не  безликое «Молодец»: ты постарался, довел работу до конца, внимательно слушал и т.п. . Старайтесь как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ребенка, и не за что­то, а только потому, что это ваш сын или дочь. Несмотря на все проблемы; как можно  чаще подтверждайте, демонстрируйте свое доброжелательное отношение к нему: «Как я рада тебя  видеть, мне интересно то, что ты рассказываешь». 12. Сохраняйте дружелюбный тон, всегда быть с ребенком вежливым, теплым;     Выражение лица ­ доброжелательное, приветливое, теплое, нераздражённое. Тон голоса в разговоре с ребенком ­ доброжелательный, приветливый, тёплый. НЕ   НАДО: старайтесь   не   говорить   о   каких­то   проблемах   в   поведении   детей   в   присутствии посторонних,   (лучше   без   посторонних,   спокойно,   с   глубоким   пониманием   ребенка   обсудить возникшую проблему и помочь ее решить); хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого­ либо в пример.  ПОМНИТЕ: ­   от   Вас   ребенку   необходимо,   по   возможности,   как   можно   больше   тактильных   контактов: обнять, погладить, приласкать. СТАРАЙТЕСЬ: ­ не говорить с иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно мелочных и при других людях (взрослых или детях). 18