В семинаре-практикуме для родителей - "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка", говорится о том, что
семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.В семинаре-практикуме для родителей - "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка", говорится о том, что семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных
отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"
- Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья?
Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и
взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от
родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один
человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например,
влияет на другие семейные проблемы.
Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению
всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте
семейных отношений.
- А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»?
Я предложу на выбор 3 определения. Какое из них вы считаете правильным?
1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.
2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.
3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы
поведения всех ее членов.
- А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в
Париж провожала»:
«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную
жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но
получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни
слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил,
пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было
толковать с ними.
- Ты смотри, смотри-и, парень!
Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя
мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос!... Тут они поперли на него в три
голоса:
- Кретин! Сволочь!
- А вот мы счас милицию! А?
- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!
- Голодранец поганый! Кретин!
Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на
тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:
- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!
С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».
- Вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка
могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка.
У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение
родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.
- Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье,
становясь свидетелями семейных разногласий.
Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как
бы их защитная реакция.
Обобщение: Родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И.
Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье», считает, что в
эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % -
распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная
психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как
неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
Согласны ли вы с этим мнением?
Предлагаю вашему вниманию ситуацию:
После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с
радостью сообщает:
- У меня было хорошее воскресенье.
- Чем же? – интересуется воспитатель.
- А у папы было очень хорошее настроение!
По этому поводу вопрос: согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет
наше настроение?
Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его
настроения.
Ситуация 1. У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.
- Ой, мама?
- Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.
Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя,
разбил вазочку.
- Ой, мама?
- Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.
Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как
оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого
очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической
жизни ребенка в семье.
Мы вас призываем жить под девизом «Оптимистический настрой как доминанта жизни
семья». Мы хотим вам предложить несколько советов о том, как управлять своим
повседневным настроением и как правильно общаться с детьми.Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка
Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в обществе. Институт
семьи и брака в России становится все менее популярен. Данные Комитета Гос. Думы по
делам женщин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть
сократилось число зарегистрированных браков, т.е. каждый третий брак распадается.
Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные
семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4%
приходится на многодетные семьи. Число семей, проживающих за чертой бедности, по
статистике на 2001 год составляло примерно 22 млн. или каждая вторая семья.
Снижается воспитательный процент семьи. В течение последних лет наблюдается
увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет
число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти
так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно
страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований,
проведенных в Тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко
используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. В
неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо
отметить, что образование родителей значения не имеет.
В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта
провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого
обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку?
По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране
материнства и детства Комитета Гос. Думы по охране здоровья и спорту – под жестоким
отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического
насилия над ребенком.
Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое
физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение), связанное с
необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, мед.помощь).
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким
обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со
стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и
благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или
психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое
наказание так популярно среди родителей? Причин много. Одна из основных –
приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и
сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.
Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку
не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению
взрослого – проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов
воздействия.
Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего
встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты
или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое
отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне
благополучных и обеспеченных семьях.Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет
право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или
злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к
формам психического насилия относятся угрозы,
преднамеренная изоляция,
предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям,
систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть
ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в
учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает
ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них
возникают трудности в создании своей семьи.
Американский писатель-исследователь Н. Поланский доказал, что развитие и
благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо
питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда
не удовлетворяется его собственная потребность быть любимым.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на
который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность,
агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным.
Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное)
насилие.
Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или
безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у
ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и
адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в
интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию,
невротические симптомы.
Исходя из вышесказанного, я хочу дать вам несколько советов, выполнение которых
обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и
детей в семье спокойными и теплыми.
Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не
подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к
равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого
показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать
не требование-запрет, а требование-объяснение.
Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже.
Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав,
уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их
доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться,
прислушиваться к мнению других.
Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать
наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у
него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть
результатом выполнения требований.
Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения.
Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых
требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.
Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и
вседозволенности.
Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.Очень хорошие советы вы можете найти в книге «Популярная психология для родителей»
и в книге «Как относится к себе и к людям» Н. Козлова.
Практикум для родителей
Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:
Ситуация 1.
Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить
ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря,
что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой
ситуации?
Обобщение:
Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех
членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому
мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное,
папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на
твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь,
что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе
очень пригодятся в жизни.
Ситуация 2.
Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете
играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?
Обобщение.
В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть
прощенные». Мама может сказать:
- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет
так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его.
Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве
требований к ребенку со стороны всех членов семьи.
Итоги анкетирования родителей по теме «Влияние семейной атмосферы на развитие
ребенка».
Родителями было заполнено 44 анкеты.
На 1 вопрос «Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь
день?» 36 человек ответили «Да, знаю», 8 человек ответили «Не знаю».
Помните, от того, как родители, т.е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический
настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально.
Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы
его будите.На 2 вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 42
человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают,
но хотят узнать мнение других.
Помните, если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные
прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
3 вопрос: «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?». 35
человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально. 11
человек – «Чем вас сегодня кормили?», 4 человека – «Что ты сегодня натворил?».
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит
первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы:
«Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».
На 4 вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в
детском саду?» 21 человек ответили – знаю много, читала; 20 человек ответили – я мало
знаю об этом; 3 человека ничего не знают. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь
в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о
событиях в его жизни.
На 5 вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой
для нервной системы ребенка?» 20 человек ответили «Знаю»; 21 человек ответили «Знаю,
но хотелось бы больше»; 3 человека не знают.
Обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми,
грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
На 6 вопрос «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания
ему разумной помощи?» Большинство ответило – да (33 чел.), 11 человек не нуждаются в
таких советах.
Чтобы ребенок занимался какой-либо деятельностью, необходимо создать для этого
условия заинтересовать его. Очень эффективно действует игровые приемы, ведь игра –
основная деятельность дошкольника. Любая деятельность ребенка будет результативна,
если она ему интересна, и при этом он получает одобрение, похвалу, помощь, поддержку.
Родители должны позаботиться о том, чтобы результат работы был заметен самим детям.
На 7 вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью
воспитательного процесса в семье?» 25 человек считают, что это не верно, 19 человек
считают, что «да», но они стараются этого избегать.
Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир
ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в
семье атмосферу радости, любви и уважения!