Семинар-практикум для родителей. Тема: "Ценности и установки семьи"

  • Семинары
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для работы педагога-психолога с родителями. Разрабатывая данный материал, особое внимание было уделено тому, что важную роль в изменении характера играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности дошкольника, а прежде всего окружающая его среда, т.е. семья, в которой протекает жизнедеятельность ребенка. Ценности и установки семьи непосредственным образом влияют на развитие детей дошкольного возраста.
Иконка файла материала Семинар-практикум Романцова О.Н..doc
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ  Тема: «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка  в семье. Ценности и установки семьи»1. Знакомство Что нужно для игры: клубок пряжи; Цель игры: познакомиться друг с другом. Берется клубок пряжи, и игрокам предлагается отрезать по достаточно большому куску нити. Для чего предназначена данная нить, сообщается  только после того, как раздача закончена. Каждый должен рассказать о себе. Пока играющий рассказывает о себе, он наматывает нить на указательный палец. Если рассказчик взял очень большой кусок нити, то, возможно, ему придется говорить о себе дольше, чем хотелось бы. Если он попробует говорить медленно и быстро наматывать нить на палец, это окажется очень непросто сделать. Если рассказчик делает паузу чтобы подумать, то он должен также прекратить наматывать нить. Как только нить заканчивается,  играющий должен прекратить рассказ, даже если он остановился на середине предложения. 2. Инсценировка короткой сценки Актерами могут быть дети, педагоги или родители. На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.). Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда наконец все усаживаются, Мальвина менторским тоном произносит: ­   Сегодня,   дети,   мы   будем   с   вами   учиться   рисовать   ромашку.   Посмотрите,   как   это делается. На   большом   листе   Мальвина   рисует   ромашку,   детально   объясняя   все   свои   действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу. Ведущий.  Уважаемые   папы   и  мамы,   бабушки  и   дедушки!  Эта  маленькая  инсценировка открывает   наш   вечер,   тема   которого   ­развитие   творческих   способностей   у   детей   дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала. 3. Опросный лист «Ценности вашей семьи» 2Мы знаем, что каждая семья ­ это целый мир: своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей. Мы хотим, чтобы наши усилия, направленные на работу с детьми были взаимно приемлемыми, дополняющими друг друга. Пожалуйста, определите степень значимости для вас и вашей семьи таких качеств, как: •    ум •    совесть •    оптимизм •    здоровье •    материальный достаток •    честь •    воспитанность •     образованность •     интеллигентность •    доброта •    послушание •    порядочность •    верность •     целеустремленность •    самостоятельность •    веселость •    умение находить выход в любой ситуации •    умение подчиняться •    ответственность •    умение управлять людьми и обстоятельствами •    находчивость. Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы: •     В моей семье было важно... •     Если дети в нашей семье капризничали, то родители ... •    В моей семье было запрещено ... •     Свободное время в моей семье посвящалось ... СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ! 4. Газетный репортер Что нужно для игры: газеты, цветные ручки и бумага, секундомер; Цель игры: составить самое удачное предложение (не раскрывайте этой цели игры, пока играющие выполнят первую часть задания). Каждому играющему (группе из 3­4 человек) даются лист газеты, бумага и цветные ручки. Соревнующимся   предлагается   начать   с   верхушки   первой   печатной   колонки   и   найти   слово, начинающееся на А. Найденное слово обводится в кружок и записывается на бумагу. Затем поиск 3слов продолжается по рядку по всем буквам алфавита. Опускаются только буквы Й, Ъ, Ы, Ь , Э, Ю, Я. В этой игре можно: использовать все слова, включая имена собственные, а также неудобные слова. Дайте играющим 5 минут на выполнение этой части задания. Тем, кто не успеет составить список до конца, придется продолжать игру только с теми словами, которые успели найти, поэтому обратите внимание участников на время. Теперь, переходя ко второй части играющие должны составить как можно более логичное предложение, используя выписанные слова. При этом слова можно ставить в любом порядке и падеже. Дайте играющим на это 3 минуты. После чего соревнующиеся громко зачитывают свои предложения. Победителем   становится   тот,   кто   использовал   наибольшее   количество   слов   из   своего списка о самом осмысленном предложении. 5. Педагогическая ролевая игра « Папа, одень меня!» Роль 5­6 летнего ребенка играет воспитатель. Кому­то из родителей предлагается решить эту ситуацию путем моделирования собственного поведения. « Папа, почему ты меня не целуешь, когда приходишь забирать из детского сада? Одень меня. Сначала застегни сапожки. Я не умею застегивать пуговицы. А где моя шапка, завяжи мне. А ты купишь мне шоколадку?» В   зависимости   от   поведения   родителей   воспитатель   ­   «ребенок»   импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, возвращаясь с папами и мамами из детского сада. После   выполнения   задания   родителям   предлагается   ответить   на   вопросы:   Что   Вы почувствовали? Как отреагируете на подобное поведение родителя в данной ситуации. 6. Педагогическая ролевая ситуация. Родителям предлагается проиграть ситуацию: « вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице Вас ждет машина, а дочь к Вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри, как я нарисовала!» Помогает разыгрывать  ситуацию  воспитатель  в роли ребенка. Затем проводится анализ поведенческих образов родителей. 7. Педагогическая игра « Случай в автобусе» Когда   разыгрывается   мини­сценка,   группе   родителей   из   5­6   человек   предлагается подготовить и разыграть ситуацию на тему « Воспитатели глазами родителей» В   центре   зала   расставляются   стулья,   желающим   родителям   предлагается»   сесть   в автобус».Входит мама с ребенком и ... родители в этой ситуации должны вести себя так, как бы они повели себя в реальной ситуации. Ребенок. Мама, а где я сяду? Мама ( с вызовом). Ты не видишь, мест свободных нет. Ничего, постоишь. Ребенок. Нет, я хочу у окошка. Здесь не хочу, хочу с той стороны. Мама, а ты где сядешь?» Мама. Если хочешь, я возьму тебя на коленки. Мама   пробует   рядом   с   ребенком   на   сиденье   поставить   сумку,   ребенок   отталкивает. Ребенок. Не хочу, мешает шуба.(сползает вниз, капризничает) Мама. Сядь посмотри в окошко. Ребенок. Мама, дай, « жувачку» .Хочу « жувачку»! Ребенок   становится   коленкам   на   сиденье   и   внимательно   рассматривает   сзади   сидящих пассажиров. Когда поворачивается, задевает сапогами одежду рядом сидящего пассажира... Ребенок импровизирует в зависимости от поведения « пассажиров­родителей» до тех пор, 4пока родители не войдут в роль и по своему отреагируют на поведение ребенка. 8. Рубрика иллюстраций Можно предложить родителям послушать детские суждения, умозаключения и вопросы в магнитофонной   записи.   Сделать   соответствующие   выводы.   Среди   детских   вопросов   бывают   и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолёт летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали красную шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др. 5