В семинаре-практикуме для родителей - «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», говорится о том, что родителям предлагается возможность поделиться друг с другом опытом вос¬питания своих детей.. Одной из эффективных техник общения является «Я - выражение»: в отличие от «Ты - выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенкаВ семинаре-практикуме для родителей - «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», говорится о том, что родителям предлагается возможность поделиться друг с другом опытом вос¬питания своих детей.. Одной из эффективных техник общения является «Я - выражение»: в отличие от «Ты - выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка
«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»
Цель. Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания
своих детей.
Ход семинара
Игровое упражнение «Закончи предложение». Ведущий начинает предложение, а
родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребенком это...»;
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать...». И т.д.
Резюме.
Общение с ребенком это взаимовосприятие, обмен информацией,
переживаниями, взаимодействие. Результат общения образ Я, самооценка.
Игровая ситуация «Что сказали бы вы?».
• Вам нездоровится, к вам обращается ребенок, вы...
• Вы зовете ребенка есть, а он не идет, вы...
• Ребенок чтото разбил, вы...
Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей, записанные на магнитофон.
Дети говорили о том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ». Родителям раздаются карточки
с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный
ситуации.
Ситуация 1
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы
сердитесь. Ваша реакция?
Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним.
Ваша реакция?
Не сейчас: видишь, я работаю.
Займись чемнибудь, возьми бумагу и порисуй.
Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно
поиграем.
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!
Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4
Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и
дело прерывает вас «Мама (папа), пойдем!». Ваша реакция?
Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
Не мешай нам разговаривать!
Резюме. Одной из эффективных техник общения является «Я выражение»: в
отличие от «Ты выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
В конце встречи участникам семинара были вручены буклеты, в которых отражены
главные постулаты общениядиалога с ребенком, и дневники «Наша спортивная семья».
Родителям предлагалось написать минисочинение на тему «Я как родитель»,
используя прилагательные, вместе с детьми нарисовать семью, а в рубрике «Наша спортивная
семья в выходные» перечислить спортивные увлечения семьи.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2006г. стр. 46 – 47.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь
«Умеем ли мы общаться?»
Ход семинара
1. Минисочинение «Я в детстве».
С помощью пятишести определений каждый участник характеризует себя таким, каким
он был в детстве (определения пишут на листе бумаги, который затем прикрепляется к его
одежде).
2. Игра «Моя любимая игрушка».
«У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это
связывает нас с детством, когда мы испытывали счастье, получив в подарок игрушку.
Помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Кукла? Как ее звали? И где она
сейчас?». Участники рассказывают о своей любимой игрушке и своих чувствах, вызванных
воспоминаниями.
высказывать свое мнение, не оценивая высказываний других участников;
отвечать кратко;
не перебивать говорящего;
3. Правила работы группы. Ведущий перечисляет правила работы в группе:
•
•
•
• не выносить за пределы группы обсуждение высказываний и поведения участников.
1. Задание «Подбери выражение».
«Что вы скажете ребенку, который неуверен в себе, который переживает?».
5. Игровая ситуация «Как часто мы говорим ребенку: "Нельзя!"».
Ведущий выступает с монологом на тему «Что мы запрещаем ребенку?» и одновременно на
кукле (или на участнике) с помощью завязывания платков на конкретных участках тела (ноги,
руки, глаза) демонстрирует, чего ребенок может лишиться в детстве.
6. Разрешение ситуаций.
возникший между детьми.
Участникам раздаются карточки с различными вариантами поведения родителей
(приемлемыми и неприемлемыми). Зал делится на две половины. Каждый участник, взяв
карточку в руки, должен занять определенную позицию.
Конфликт,
Содержание карточек
• Угроза («Если еще раз увижу...»).
• Упрек («Я так и знала...»).
• Нотация («Сколько раз можно вам повторять...»).
• Вопросы к детям («Кто это сделал?»).
• Требование («Не мешайте мне»).
• Отрицательная предвосхищающая оценка («От вас никогда ничего хорошего не
дождешься»).
• Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстнику («Расскажите, как это
произошло»).
• Недоумение («Неужели это сделали вы?»).
• Убеждение и разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).
• Ориентация на самих детей («Я думаю, вы сами попробуете понять, что произошло»).
• Использование положительного опыта этих детей.
• Предвосхищающая положительная оценка («Я уверена, что вы так больше не поступите»).
• Сравнение («А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы...»).
7. Игра «Связующая нить». Участники стоят, по кругу передавая клубок ниток, так чтобы
все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них
впечатление от игротренинга, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участ
ники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и
доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной. В конце
встречи каждому участнику вручается буклет.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2006г. стр. 46 – 47.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь