Семинар-практикум для родителей - Влияние гаджетов на развитие ребёнка дошкольного возраста, направлен на гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых не только мы не можем обойтись, но и наши дети. И уже не для кого не секрет, что зависимость от гаджетов у детей может развивается уже в дошкольном возрасте. Современные дети легко и быстро уже в 3-4 года, а некоторые и с 2-х лет умеют открывать Интернет, входить в Wi-Fi, звонить по телефону своим родным, закачивать в свой планшет игры и музыку, переключать каналы телевизора. Они вполне уверенно чувствуют себя в различных компьютерных играх.Семинар-практикум для родителей - Влияние гаджетов на развитие ребёнка дошкольного возраста, направлен на гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых не только мы не можем обойтись, но и наши дети. И уже не для кого не секрет, что зависимость от гаджетов у детей может развивается уже в дошкольном возрасте. Современные дети легко и быстро уже в 3-4 года, а некоторые и с 2-х лет умеют открывать Интернет, входить в Wi-Fi, звонить по телефону своим родным, закачивать в свой планшет игры и музыку, переключать каналы телевизора. Они вполне уверенно чувствуют себя в различных компьютерных играх.
Семинарпрактикум для родителей
Влияние гаджетов на развитие ребёнка
дошкольного возраста.
“Сейчас 2летний ребенок может разблокировать телефон, установить на него игру, а что
я делал в этом возрасте? Я ел песок…”.
Введение
Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему —
зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая
новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы,
чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе.
Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи
без которых не только мы не можем обойтись, но и наши дети. И уже не для кого
не секрет, что зависимость от гаджетов у детей может развивается уже в
дошкольном возрасте.
Современные дети легко и быстро уже в 34 года, а некоторые и с 2х лет
умеют открывать Интернет, входить в WiFi, звонить по телефону своим
родным, закачивать в свой планшет игры и музыку, переключать каналы
телевизора. Они вполне уверенно чувствуют себя в различных компьютерных
играх.
Некоторые родители считают, что сегодня без знания компьютерных
средств ребёнок будет плохо социализироваться в современной жизни, отстанет
от сверстников. Учителя в обычных общеобразовательных школах ведут
электронные дневники успеваемости своих учеников и на своём сайте
выкладывает домашние задания. Поэтому ребёнок должен прийти в школу уже
подготовленным, хорошо владеющим различными электронными устройствами.
Другие родители опасаются, что электронные устройства вредны детям.
Постараемся выявить как отрицательные, так и положительные стороны
действия гаджетов на детей.
Гаджеты не могут быть средством наказания или поощрения!
Причины формирования зависимости.
Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно они будут похожи на
вас.Если родители сами всё свободное время проводят в Интернете, постоянно
используют всевозможные электронные устройства и не замечают ничего вокруг,
то и ребёнок примет такие же правила в своей жизни.
Для чего родители дают своим детям гаджеты? Цели могут быть разными:
для развития ребенка, отвлечь во время капризов и истерик, долгого ожидания в
очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.
Что родители делают с ребёнком? Обездвиживают, обеззвучивают, делают
незаметным, переключают внимание, сами делаются невидимыми для ребёнка.
Отдаляют ребёнка от себя. Посмотрите, какие "удобные" дети, выключенные.
1. Бесконтрольное, не ограниченное по времени использование ребёнком
электронных устройств ведёт к зависимости.
2. Если ребёнок капризничает, вас не слышит или закатил истерику, а вы
для успокоения даете ему планшет или свой телефон — вы же сами
подкрепляете такое манипулятивное поведение. Замыкается круг: ребёнок
капризничает родители от своей беспомощности, стыда и пр. быстренько дают
ему гаджет, ребёнок сразу же успокаивается. Поверьте, истерить после этого он
будет еще чаще, потому что знает что это простой способ получить желаемое.
Таким образом, родители сами запускают механизм "формирования
зависимости".
3. Запрет так же может сформировать зависимость. Запретный плод сладок.
4. На наличие зависимости влияют и ндивидуальнопсихологические
особенности личности ребёнка.
5. Влияет ли возраст знакомства ребёнка с гаджетами на зависимость
таких данных нет.
Признаки.
Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Главное
знать, на что стоит обратить внимание. Даже обычные родители могут сами
установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от
гаджетов:
1. Утрата чувства времени, ребенок не в состоянии самостоятельно закончить
игру, выйти из интернета и переключиться на другой вид деятельности.
2. Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не
стремиться к общению со сверстниками.
3. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение
взять гаджет.
4. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет.5.Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест
и истерику.
6. Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо
совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или
компьютером.
7. Появились или усилились изменения в поведении и/или неврологические
проявления: приступы страха, тревоги, агрессии, нарушения пищевого
поведения, кошмарные сны, крики по ночам, плаксивость, апатия и прочее.
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень
зависимости от компьютера у их ребенка. Для этого они могут обратиться к
ребенку с просьбой, например, так: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок
для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки».
Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за
компьютером (или с гаджетом в руках) и играет.
Варианты реакции ребенка:
A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься,
переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое
поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент
тестирования.
Б. Ребенок откликается со второготретьего раза, неохотно выполняет просьбу,
демонстрирует недовольство, бурчит, огрызается – такая реакция может быть
при начинающейся зависимости.
B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает –
такое поведение сигнализирует о наличии зависимости.
Последствия, + и
ЗДОРОВЬЕ. Гаджеты заменяют активные игры. Одна из задач развития у детей
дошкольного возраста – научиться владеть своим телом. А двигательная сфера –
практически не задействована, ребенок двигает только руками или даже только
пальцами
того
повреждается шейный и грудной отдел позвоночника изза положения спины,
головы и рук, что может вызвать искривление позвоночника.
(пальцем).
Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно
мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения.
Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший
способ избавиться от неё – включить в распорядок дня физическую нагрузку.
КромеНарушение ритма дыхания. Затаив дыхание, ребёнок ждёт разрешения взять
гаджет. А в процессе игры он настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает
дышать, и, следовательно, вызывает кислородное голодание головного мозга.
У детей могут наблюдаться отклонения в психическом развитии (вспышки
агрессии, апатия, плаксивость, регресс и пр.)
ЗРЕНИЕ: 1. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах
формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику
работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его
на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за
движущимися яркими объектами в играх.
2. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка
комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд
слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении
всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и
управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от
гаджетов — «бегающий» взгляд.
3. Ухудшается зрение ребёнка. Близорукость развивается, если ребёнок
часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее
60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться
глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше
устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.
В раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные
отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя
незаменима (только близкие люди могут удовлетворить потребность ребёнка в
эмоциональном тепле, нежности, заботе, любви, понимании, принятии) и
любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку,
сформировав аутичные черты в его поведении. Потому что игра ребенка на
компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот
процесс родителя, его участия, помощи и содействия. Роль родителя
трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя
гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Коммуникативные навыки: В период дошкольного детства ребенок осваивает
важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит
поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем
интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из
отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Компьютерная игра, в исполнении дошкольника, имеет другую
психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуальногопотенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать,
проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она
привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости ,
примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять
свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Эмоциональная, коммуникативная сферы и социализация в дошкольном
возрасте развиваются только через живое общение, игру со сверстниками и
взрослыми. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы
взрослым. Дошкольники, у которых уже развита зависимость от гаджетов, не
умеют ни первого, ни второго. Ребёнок выпадает из реального мира.
Интеллектуальное и речевое развитие: Могут развиваться полноценно и в
соответствии с возрастом только при взаимодействии со взрослыми!
Бесконтрольное проведение времени с гаджетами особенно в младшем
дошкольном возрасте может привести к ЗПРР.
Исследование Казанской государственной медицинской академии. В
семьях, где наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с
электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и
неконтролируемое взаимодействие с ними, у детей диагностированы проявления
общего недоразвития речи в сочетании с аутистическими нарушениями. Авторы
исследования отмечают: «Безответственное пользование достижениями
цивилизации становится фактором риска деградации психических функций и
поведения детей, семей и общества».
Положительные стороны влияния электронных устройств:
1. Активное развитие ребёнка. Есть масса компьютерных развивающих игр.
2. Гаджеты, как палочкавыручалочка для родителей в очередях или длинных
поездках.
3. Мобильный телефон у детей даёт возможность родителям проследить, где
он находится в любое время суток. К тому же ребёнок сам может позвонить в
скорую или полицию, если чтото случится с ним или близким человеком.
Практическая часть.
1. Упражнение: "ДРО и планшет"
Приглашаются 3 родителя со своими смартфонами или планшетами.
Задание:
Начать играть в любую игру в роли ребёнка. Позвать маму, чтобы
поделиться впечатлениями или успехами в игре.
Ведущий проигрывает 3 способа взаимодействия матери с ребёнком,
увлеченным гаджетом:
1 просто забирает, ругает ребёнка, запрещает пользоваться.
2 даже не подходит, так как сама "зависла" в интернете.3 подходит, интересуется, обнимает (гладит по голове и пр.),
эмоционально реагирует и пытается отвлечь о гаджета.
Отзывы "детей": что чувствовали.
Отзывы "мамы": каким способом было легче реагировать.
2. Наглядный пример "Развитие ребёнка».
Материалы: разбирающийся макет дома.
Представим гармоничное развитие ребёнка в виде дома. Фундамент это
физическое здоровье, стены психологическое здоровье, крыша
интеллектуальное развитие в соответствии с возрастной нормой.
А теперь представим, что у ребёнка уже есть зависимость от гаджетов, и
уже есть проблемы в развитии:
нарушение осанки, кровоснабжения, головные боли, нарушения
координации движения, гипоксия, проблемы со зрением и пр. (разобрать
фундамент, оставить какуюлибо часть);
агрессивность, ночные кошмары, страхи, тревожность, т.е. нарушения в
развитии КЛС, ЭВС и пр. (разобрать стены, оставить 12 стены, поставить на
разобранный фундамент);
отсутствие познавательного интереса, ЗПРР и пр. (разобрать крышу,
оставить 12 части, соединить все обломки фундамента, стен, крыши).
Посмотрите на этот разрушенный дом, я думаю комментарии излишни.
Как предупредить или победить детскую зависимость от компьютерных
Что делать?
устройств?
1. Родители должны постоянно заниматься воспитанием и всесторонним развитием
своего ребёнка. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте
его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе
в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства. У
ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их
будет много: рисование, конструирование, лепка, путешествия, экскурсии,
прогулки, чтение, книги,
такие занятия, которые будут доставлять ему
удовольствие. Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство
ребёнка.
2. Больше общайтесь с ребёнком, обсуждайте с ним свои и его чувства. Давайте
выход чувствам ребёнка, пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет,
когда это требуется.
3. Повышайте самооценку ребёнка. Поощряйте и хвалите детей. Не стесняйтесь
хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную,
спокойную игру с другими детьми.4. Учите своё чадо общаться, знакомиться, мириться, договариваться со
сверстниками.
5. Личный пример. Дети всегда повторяют взрослых и если родители все
свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести
себя так же.
6. Набраться терпения для того, чтобы противостоять манипуляциям.
7. Интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером. Будьте рядом,
будьте вместе с ребенком. Обсуждайте игры, в которые любит играть ребенок.
Учите ребенка рассматривать игры, приложения для гаджетов и интернет как
средство приобретения новых знаний, навыков, для развития мышления,
восприятия, воображения, получения полезной информации.
8. За пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать
детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может
перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
9. А можно просто, незаметно убирать планшет с поля видимости. Как говорится с
глаз долой из сердца вон!
10. Прямой и категорический запрет – самое простое и самое безрезультатное
решение, приводящее к конфликту между ребенком и родителем и усугублению
проблемы.
Разумный подход – это научить ребенка правильно относиться к компьютеру и
интернету, позволить ребенку пользоваться компьютером, но под родительским
контролем и с ограничением времени.
11. Соблюдать санитарные нормы занятия за компьютером: 25 мин – для детей 5–6
лет, 30 мин – для детей 6–7 лет. Родители, вручающие гаджет своему ребёнку,
должны при этом отдавать себе отчёт, что строгий контроль над временем игры
ребёнка с гаджетом необходим.
12. Не желательно знакомить с гаджетами детей до двух лет. Важно
— максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его
очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п. В первые
два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает
именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы,
взаимодействие с родителями.
Вывод
В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового,
интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в
устройство для деградации и психического расстройства. Чем планшет станет
для вашего ребенка — зависит от вас.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни
ребёнка стали источником проблем.Помните! Зависимость детей от гаджетов – это проблема родителей, у
которых неправильно организован детский досуг. Родители – главный источник
формирования интересов своего ребёнка.