Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»
Оценка 4.6

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
Детсад
21.01.2018
Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
семинар-практикум 2.docx
МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г. Брянска Семинар ­ практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно­ исследовательских способностей дошкольников» Подготовили: Логунова Е. В. Новикова О. Ю. Брянск 2017г. Содержание и план семинара, ответственные: 1. Теоретическая часть: ­  Использование   ИКТ   технологий,   методов   ТРИЗ   в   работе   по   развитию познавательно­исследовательских способностей дошкольников. воспитатель Новикова О. Ю. ­ Использование метода игрового проблемного обучения, приёмов  мнемотехники в работе по развитию познавательно­исследовательских  способностей дошкольников. воспитатель Логунова Е. В. ­ Фиксация результатов опытов и наблюдений. ст. воспитатель Антонова Н. С. 2. Практическая часть: Задание ­ эксперимент  ­ " Где какие маленькие человечки живут?" Дидактическая игра  ­ «Теремок» ­ «Аукцион» ­ «Весёлый мяч» ­ «Магнетизм» воспитатель Новикова О. Ю. Практическая работа с воспитателями: ­ опыт с металлической крышкой от кастрюли ­ опыт с шариками разных материалов. воспитатель Логунова Е. В. Экспериментальная   деятельность   дошкольников   получила   новый   толчок   в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.  В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных   в   виде   целевых   ориентиров   на   этапе   завершения   уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок   проявляет   любознательность,   задаёт   вопросы   взрослым и сверстникам,   интересуется   причинно­следственными   связями,   пытается самостоятельно   придумать   объяснения   явлениям   природы;   склонен наблюдать, экспериментировать.             Инновационная деятельность в дошкольном учреждении – это создание и   внедрение   различного   вида   новшеств,   порождающих   изменения   в организации   образовательного   процесса,   что   является   важным   условием совершенствования   системы   дошкольного   образования   в   контексте требований ФГОС ДО. Применение   инновационных   подходов   при   организации   педагогического процесса позволяет внедрение нового в задачи, содержание, формы и методы воспитания   и   обучения   дошкольников,   а   использование   педагогами инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в организации совместной деятельности воспитателя и детей. Педагогическим работникам дошкольных учреждений необходимо проводить постоянные поиски, направленные на превращение образовательного процесса в интересное, заинтересованное общение детей с взрослыми и сверстниками в различных   видах   детской   деятельности,   особенно   при   организации экспериментально­исследовательской   деятельности   с   целью   познания воспитанниками окружающего мира. Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие?  До сих пор нет точного определения понятия – инновация.  Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.  Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения. 1. Использование ИКТ технологий. Актуальность   работы   по   использованию   ИКТ   в   экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,   традиционно   рассматриваются   как   важнейшие   черты   детского поведения.   Применение   ИКТ   в   специально   организованной экспериментальной деятельности ребёнка   способствует развитию наглядно­ образного   мышления,    формированию   у   ребёнка   дошкольного   возраста целостной   картины   мира.   Использование   информационных   технологий закладывает   у   ребёнка   уже   в   дошкольном   возрасте   основы   организации мыслительной   и   практической   деятельности,   что   является   залогом   в дальнейшем   успешной   учебно­познавательной   деятельности.   ИКТ   в совокупности с собственной экспериментально­продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления. Использование   ИКТ   в   дошкольном   образовании   позволяет   развивать умение   детей   ориентироваться   в   информационных   потоках   окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения,  позволяющие  обмениваться   информацией   с  помощью   современных технических средств. Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности   позволяет   перейти   от   объяснительно­иллюстрированного способа   обучения   к   деятельностному,   при   котором   ребенок   становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Экспериментирование   пронизывает   все   сферы   детской   деятельности. Опыты помогают развивать мышление логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные   опыты,   эксперименты   помогают   ребенку   приобрести   новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго. При   организации   экспериментальной   деятельности   детей   дошкольного возраста   мы   сталкиваемся   с   проблемой   ­     некоторые   опыты   сложны   для воспроизводства,   а   процессы   и   явления   сложно   объяснить.     Как   сделать опытно   экспериментальную   деятельность   доступной   для   всех?   Здесь   в помощь необходимо  использовать ИКТ.  Расскажу   о   двух   примерах   использования   ИКТ.   Коллеги,   скажите пожалуйста когда вы плаваете в бассейне, в воде, вы погружаетесь в воду беспрепятственно?   Или   этот   процесс   затруднителен?   Тогда   почему   когда прыгая плашмя в воду нам становиться больно животики? Или другой вопрос если все живое спокойно погружается в воду, то почему водомерки ни как не могут   погрузиться   в   нее   и   бегают   по   воде   как   по   твердой   поверхности? Данный пример не всегда понятен детям так как не все представляют этих водомерок и как можно бегать по воде как по твердой поверхности, тут ни как не обойтись, как не использовать ИКТ, показав видео материал об этом явлении у детей сразу возникает вопрос почему они могут так бегать, почему они   не   тонут?   В   следствии   просмотра   такого   видео   все   дети   группы   без исключения   переходят   к     экспериментированию   с   огромным   желанием   и интересом.  У детей возник мотив – огромное желание узнать ответ на этот вопрос ПОЧЕМУ.  На этом примере мы показали, что ИКТ используется как мотивация к действию, как наглядно­демонстрационный материал. ИКТ делает его более наглядным, образным, мотивирует учащихся на получение знаний. Применение   ИКТ   в   образовательной   деятельности   позволяет   давать материал   в   привлекательной   для   ребёнка   форме,   что   способствует повышению   познавательной   активности,   мотивации   на   самостоятельную деятельность   вне   детского   сада.   Одна   из   важнейших   функций   занятий   с применением компьютерных технологий ­ обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Намного   интереснее   не   просто   послушать   рассказ   воспитателя   о   каких­то объектах   или   явлениях,   а   посмотреть   на   них   собственными   глазами. Насколько   захватывающие   картинки   можно   увидеть   на   экране   с   помощью мультимедийной   презентации,   какие   удивительные   открытия   сделает маленький естествоиспытатель. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды   заинтересовавшись   ими   ребенок   может   пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. 2. ТРИЗ Для   эффективного   развития   познавательной   активности   дошкольников необходимы новые подходы, дидактические игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач ­  ТРИЗ. Цели   ТРИЗ   ­   не   просто   развить   фантазию   детей,   а   научить   их   мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.  Сегодня я хочу остановится на том, как технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. Именно ТРИЗ помогает   разобраться   детям,   что   происходит   в   мире   неживой   природы: почему камень ­ твердый, а вода ­ жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод ­ это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки,   в   понимании   нас   взрослых   ­   это   молекулы   (вы,   конечно,   все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из   молекул   ­   мельчайших   частиц,   которые   определенным   образом   связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе. Использование приёма «маленькие человечки». Этих человечков называют ­ крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию Видите, как они крепко держатся ­ их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки   и   они   образуют   все   твердые   вещества   и   предметы   на   нашей планете! Другие   человечки   тоже   не   убегают   далеко   друг   от   друга,   но   они   не   так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар! Я покажу вам их фотографию тоже Ну, а третьи человечки ­ вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки!  Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти!   Они   живут   в   таких   веществах,   как   воздух,   дым,   туман.   Такие вещества   называются   газообразными.   Трудное   слово,   но   мы   с   вами   уже большие и должны узнавать новые слова! Я покажу вам и их фотографию: Вот   такую  историю  про   маленьких  человечков  я  вам   рассказала,  а  теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут. Практическая часть  с педагогами. Задание ­ эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?" А.   Детям   предлагается   по   очереди   попробовать   проткнуть   деревянной палочкой   деревянный   брусок,   камень,   кусочек   пластмассы.   В   результате опыта   дети   выясняют,   что   это   сделать   невозможно!   Значит   во   всех   этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества ­ твердые! Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике,  молоко   в  стаканчике.  В  результате   опыта   дети  выясняют,  что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не   очень   дружные   человечки!   Но   все   ­   таки   они   рядом,   иначе   бы   мы   не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются ­ жидкими. В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я   предлагаю   вам   поймать   воздух!   Возьмите   пакет.   Он   пустой?   А   сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы   с   вами   поймали   воздух!   Воздух   находится   вокруг   нас!   Попробуйте проткнуть его рукой ­ проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! Дидактическая игра В детском экспериментирование рассматривается, как деятельностъ, с одной стороны,   имеющая   познавательную   направленность   и   предполагающая постановку   различных   задач,   а   с   другой   стороны,   как   деятельность самостоятельная, учитывающая желания и интересы самих детей.   Дидактическая игра « Теремок». Цель: закрепить знания об объектах неживой природы – воде, песке, камне, развивать ассоциативное мышление, сравнение. Ход игры Предложить   детям   инсценировать   сказку   «Теремок»,   только   главными героями будут: камень, песчинки, магнит, речка. Разыграть, например, такую ситуацию: Р.: Тук ­ тук, я камень. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!  В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.  Р.: Мы разные. Я ­ камень ­ твердый, а вода – жидкая. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, речка журчит, а камень звук не издает и т.д. Дидактическая игра «Аукцион» Цель:  учить детей выделять  дополнительные ресурсы объектов «неживой» природы.  Ход игры В.: Песок, как его использовать (дети по очереди называют его ресурсы)?  Д.: В строительстве, в него можно играть, приятно ходить, им тушат пожар, мама посыпает дорожки в саду, и т.д. Дидактическая игра «Весёлый мяч» Цель:   закрепить   умение   детей   ориентироваться   в   твердых,   жидких, газообразных веществах.  Ход игры. Дети сидят полукругом. Мяч находится у ведущего. Он бросает мяч в руки ребенку и предлагает вернуть его, предварительно назвав твердое, жидкое, газообразное вещество. 4. Дидактическая игра «Магнетизм» Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети  берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если  нет, то прячут руки за спину. 5. Метод игрового проблемного обучения. Метод   игрового   проблемного   обучения   заключается   в   проигрывании   на занятиях   и   в   совместной   деятельности   с   детьми   проблемных   ситуаций, которые   стимулируют   познавательную   активность   детей   и   приучают   их   к самостоятельному поиску решений проблемы. 1.   Практическая   работа   с   воспитателями   –   опыт   с   металлической крышкой от кастрюли  Играя   летом   с   водой   на   участке,   у   ребёнка   возник   вопрос,   почему металлическая крышка не тонет. Прежний опыт и знания ребёнка о свойствах материалов идут в противоречие с данным открытием. Ребёнок уже знает, что металлические   предметы   тяжёлые   и   в   воде   тонут.   На   примере   данной проблемной   ситуации   рассмотрим   алгоритм   её   решения,   состоящий   из   5 этапов постановка проблемы – «Почему металлическая крышка не утонула?» актуализация знаний детей – «Металл тяжёлый, все предметы, сделанные из металла, в воде тонут» выдвижение гипотез, предположений – «Эта крышка лёгкая»,   «Крышка   лежит   на   воде,   она   большая,   широкая,   поэтому   не утонула»… проверка решения – «Крышку переворачиваем вниз бортиками – она тонет. Бортики держали крышку? (наполняем крышку песком – крышка тонет.   Чем   же   заполнена   крышка   с   бортиками?   (воздухом)».   введение   в систему знаний – «Воздух позволяет удержать крышку с бортиками на воде, т. к. воздух легче воды»). 2.   Практическая   работа   с   воспитателями   –   опыт   с   шариками   разных материалов.   Воспитатель   предлагает   детям   по   наклонной   доске   прокатить   шарики   из разных   материалов   (деревянные,   пластмассовые,   резиновые,   стеклянные, металлические).   Дети   выполняют   действия   и   видят,   что   все   шарики скатываются,   а   металлические   останавливаются   посередине   доски. Неизвестное в   данном   случае   –   почему   только   металлический   шарик остановился   посередине   доски.   Возникло   противоречие: шарик   должен скатиться,   но   не   скатился.   Дети   задумываются,   пытаются   высказать   свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении. Далее   наступает   момент познавательной   деятельности.   Дети   обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие   способности –   что­то   предполагают.   Если   у   кого­то   уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие   без   обследования   доски.   Обследование   доски   и   находка закреплённого   с   её   обратной   стороны   магнита   полностью   разрешает возникшее   противоречие   у   всех   детей.   Такое   знакомство   со   свойствами магнита   запомнится   лучше   всех   рассказов   взрослых,   т.   к.   основано   на эмоциональном   восприятии.  Данная  проблемная ситуация  была  специально создана   воспитателем,   но   очень   часто   проблемные   ситуации   возникают естественно.   В   этом   случае   воспитатель   обязан   помочь   детям   увидеть противоречие,   замеченное   одним   ребенком   (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.   несоответствие, Проблемная ситуация в ходе НОД. Например: воспитатель читает первое задание Бастинды: «Я не люблю воду, но мне нужны металлические предметы – достаньте их из воды, не замочив рук». 6. Приёмы мнемотехники ­ мнемотаблицы и коллажи. Структура мнемотехники – мнемоквдраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. К мнемоквадратам могут относиться: карточки с символическим изображением методов исследования ­ получить информацию у компьютера ­ спросить у другого человека ­ понаблюдать ­ провести эксперимент ­ подумать самостоятельно Мнемодорожки. Как разные почвы пропускают воду Возьми две банки, поставь в них воронки Положи в каждую воронку вату Насыпь в одну воронку песок, в другую – глину. Налей воронку. Что ты немного воды в каждую заметил? Мнематаблица   7. Фиксация результатов опытов и наблюдений Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых   явлений   участвуют   и   другие   виды   памяти   —   двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.  Процедура фиксации   наблюдений является   для   детей   сложным   делом.   Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков,   дети   зачастую   не   понимают   смысла   совершаемых   операций   и   не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали.   Однако,   высказанные   замечания   не   должны   приводить   в отказу   от   данной   формы   работы;   напротив,   следует   постепенно   приучать детей   к фиксированию   увиденного,   и   тогда   эксперимент   приобретает завершенность. Для   фиксации   наблюдений   существует   три   вида   документов:   календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений. Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть   о   состоянии   неба,   ветре,   осадках,   температуре.   Если   к   работе планируется  привлекать   всю  группу, для  календаря  берётся  большой  лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2­3 человека, можно   ограничится   альбомным   листом.   Периодичность   внесения   данных   в календарь   погоды   определяется   целями   и   задачами,   которые   намечаются педагогом на данный отрезок времени. Внешнее   оформление   календаря   определяется   целями   и   задачами,   вкусом педагога и имеющимися возможностями. Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются   сведения   о   погоде,   но   кроме   того,   здесь   предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы,   характеризующие   особенности   сезона,   а   иногда   даже   каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть   постоянным,   но   может   пополняться   материалами   по   мере необходимости.   Внешнее   оформление   календаря   полностью   определяется педагогом. Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого­то объекта. В последнем случае это могут быть   не   только   сезонные,   но   и   любые   другие   изменения.   В   частности,   в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными   и   объектами   неживой   природы.  Никаких   особых   требований   к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят   разнообразные   исследования,   нужно   лишь   создать   условия   для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы. Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм ­ с использования готовых фотографий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям младшей группы предлагаются   две фотографии:   на   одной   изображено   цветущее   дерево,   на другой ­ голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами. В   конце   младшей   группы   ­   начале   средней   группы   можно   использовать циферблат,   стрелку   которого   дети   самостоятельно   переводят   на   нужную картинку. Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах   основную   работу   выполняет   педагог,   дети   только   следят   за   его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним   за   советом,   просит   уточнить   увиденное,   нарочно   совершает   ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность. По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных. В   старшей   и   подготовительной   группе календари   природы и   дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы. Непосредственный   контроль   со   стороны   педагога   в   первом   полугодии обязателен.   Во   втором   полугодии   начинают   практиковать   заполнение названных   документов   под   неявным   контролем   педагога,   когда   детям кажется, что они работают самостоятельно. Когда   необходимые   навыки   станут   достаточно   прочными,   и   большинство детей   осознают   смысл   производимых   операций,   можно   переходить   к следующей   сложной   схеме   ­   ведению   индивидуальных календарей   и дневников.   На   первых   порах   их   заполнение   ведется   коллективно,   и руководящую роль выполняет педагог. Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится самая высшая   форма работы:   дети   и воспитатель ведут   свои   дневники   порознь   и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных. Таким   образом,   систематическая,   специально   организованная   работа   по экспериментированию   как   средству   познавательного   развития   младших дошкольников   позволит   качественно   изменить   уровень   знаний   детей   об окружающей   действительности   и   явлениях   природы.   В   работе   по   опытно­ экспериментальной   деятельности   детей   необходимо   использовать   разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов   и   необходимость   комплексного   их   использования   определяется возрастными   возможностями   дошкольников   и   характером   образовательных задач, которые решают воспитатели. Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни. Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому не задает вопросов   «почему?»   Задача   педагога   ­   не   дать   угаснуть   желанию   ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую   из   ступенек   лесенки   дошкольник   обязательно   должен   подняться. Если какую ­ то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» ­ и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»

Семинар - практикум   «Инновационные методы работы в развитии познавательно-исследовательских способностей дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018