Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.
Оценка 5

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Оценка 5
Семинары
docx
администрации
Детсад
21.01.2018
Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.
Предметное рисование - учить детей передавать расположение предметов на листе бумаге. Обращать внимание детей на то, что предметы могут по разному стоять, двигаться, лежать. Учить маленьких малышей рисовать предмет на листе с учетом его пропорций. Сущностью предметного рисования у дошкольников является умение рисованию отдельных предметов изображая формы и строения предмета, передавая пропорциональные соотношения частей, изменений в связи с несложным движением; изображать некоторые характерные детали, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.
Педагогическое руководство в ходе НОД.docx
Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию. Предметное рисование ­ учить детей передавать расположение предметов на листе   бумаге.   Обращать   внимание   детей   на   то,   что   предметы   могут   по разному   стоять,   двигаться,   лежать.   Учить   маленьких   малышей   рисовать предмет на листе с учетом его пропорций. Сущностью   предметного   рисования   у   дошкольников   является   умение рисованию   отдельных   предметов   изображая   формы   и   строения   предмета, передавая   пропорциональные   соотношения   частей,   изменений   в   связи   с несложным движением; изображать   некоторые   характерные   детали,   делающих   изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.       предмет,   погладить   потрогать, Организационный момент занимает 1­2 минуты. Воспитатель проводит его по разномув зависимости от занятия. Можно предложить всем подойти сначала к воспитателю, посмотреть то, что они потом будут изображать, малышам надо дать   например   игрушку.  Постепенно, с младшей группы, следует приучать детей садиться без шума, учить,   как   надо   взять   стул,   поставить   его   около   стола   и   сесть.  Процесс   работы   над   изображением   связан   с   более   или   менее   длительным пребыванием   ребенка   за   столом,   где   его   движения   ограничены.   Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья   должны   лежать   на   столе,   особенно   во   время   рисования.   Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.  Мебель   в   комнате   для   занятий   необходимо   подобрать   в   соответствии   с ростом   детей.   Столы   и   стулья   должны   быть   правильно   расставлены   по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. Лучшим освещением считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны,   чтобы   тень   от   руки   не   заслоняла   работу.   Стулья   необходимо расставлять   так,   чтобы   дети   при   объяснении   видели   лицо   воспитателя. Воспитатель   должен   продумать   место,   где   он   будет   находиться   во   время объяснения. Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.  В   первой   части   НОД   воспитатель   сообщает   детям,   чем   и   как   они   будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы создать у детей интерес к занятию, творческую атмосферу. Первые слова воспитателя должны заинтересовать   ребят,   привлечь   их   внимание   к   заданию.   Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младших и средней группах интерес к занятию можно возбудить, внеся в рассматривание   предмета   элементы   игры:   разговор   детей   с   мишкой   или куклой, со снеговиком как с живым персонажем, включив игровые действия, моменты сюрпризности, неожиданного появления игрушки и пр.В старшей и подготовительной   группах,   разговор   следует   вести   в   более   деловом   и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.Не рекомендуется начинать   каждое   занятие   одними   и   теми   же   словами:   «Дети,   сегодня   вы будете рисовать. » и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно,   и   интерес   к   занятию.   Затем   проводится   анализ   предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы ­ дети отвечают. Плохо, когда воспитатель все объясняет и рассказывает сам, не   вызывая   детей   на  ответы,  на  разговор   и  не   давая   пищи   детскому   уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно  опереться  на  предыдущий  опыт  детей,  то  следует  обратиться  к  их памяти   и   сообразительности,   задавая   вопросы,   вызывая   на   высказывания, замечания.   В   ходе   беседы   полезно   вызвать   1—2   детей   к   мольберту   и предложить жестом показать то, о чем говорилось.  После  объяснения  дети  садятся  за  стол,  воспитатель  проверяет  их  позу  и напоминает всем, с чего нужно начать.  Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует   начинать   и   как   действовать.   Эти   указания   дает   им   воспитатель. Во второй части НОД– в процессе выполнения работы воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к заданию. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних детей работа спорится и протекает ровно, у других тотчас после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Таких сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает   полезно   вскоре   после   начала   занятия   показать   всем   детям   удачно начатую   работу   и   подчеркнуть,   что   в   ней   хорошо   выполнено.   Это   общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой. После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно,чтобы дети приучались самостоятельно   разрешать   возникшие   затруднения.   Если   же   воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то  следует   помочь  ему,  в  основном  в  форме   наводящих  вопросов,  иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка. Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того, чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое –   либо   общее   затруднение   или   ошибка,   то   надо   предложить   всем   детям приостановить   работу   и   послушать   дополнительное   разъяснение.   Если   в процессе   работы   ребенок   хочет   спросить   о   чем   –   то   воспитателя,   то   он должен поднять руку подождать, пока воспитатель подойдет к нему. Педагогу необходимо следить, чтобы не было пауз в работе, чтобы, закончив одно, ребенок сразу же переходил к следующему этапу, чтобы в течение всего занятия дети приучаются работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. Примерно за 5 минут до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу. Во 2 группе раннего возраста такое напоминание   излишне,   так   как   дети   этого   возраста   еще   не   в   состоянии намечать работу вперед, они не чувствуют время. В начале года детям этой группы,   закончившим   работу   на   несколько   минут   раньше   других,   следует предложить тихо выйти из­за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим заниматься. Начиная со второго полугодия, дети обычно привыкают работать   в   течение   всего   занятия. В   младшей   группе   детей   постепенно приучают   заканчивать   занятие   вместе   со   всеми,   организованно.   Однако следует  избегать  затягивания  занятия. Иногда  оно  может  длиться  и  менее установленного   срока,   если   дети   быстро   справятся   с   поставленной   перед ними задачей. В   средней   группе   детям,   закончившим   работу   раньше   других,   нужно посоветовать   дополнить   изображение   деталями   или   подходящими   по содержанию   предметами.Если   занятие   подходит   концу,   можно   предложить убрать   своё   место,   сложить   оборудование,   материалы.   Затем   ребенок возвращается на свое место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть,   рассмотреть   рисунки.   После   того   как   воспитатель   объявил   об окончании работы, все дети должны ее прекратить. Если все­таки ребенок не успел,   воспитатель   должен   предоставить   детям   возможность   довести изображение до конца после занятия во вторую половину дня. Но надо учить детей выполнять работу в установленное время, научить действовать быстро и без пауз.  Заключительная часть занятия.  Заключительная часть занятия – просмотр и оценка   детских   работ   детьми   и   воспитателем.  В  большинстве   случаев  она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки. В первом случае между процессом работы и анализом – необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно   предложить   детям   встать   из   –   за   столов   и   убрать индивидуальное оборудование, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около стенда и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно анализ проходит после прогулки, занимает он всего 5 – 7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни. Вопросы, разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".   задаваемые   воспитателем   при   анализе,   должны   быть При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе. При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная  танцующая Матрешка и  т.  д.)  и  выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.) . В рисунках с натуры – на правильность строения предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию. После   занятия   необходимо   предоставить   детям   возможность   еще   раз рассмотреть   работы,   поговорить   с   теми,   кто   не   очень   активен   во   время анализа,   кто,   по   мнению   воспитателя,   нуждается   в   индивидуальном обсуждении рисунка.    Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: ­научить   изображению   формы   и   строения   предмета,   передаче пропорциональных   соотношений   частей,   изменений   в   связи   с   несложным движением;   делающих ­научить   изображению   некоторых   характерных   деталей, изображение образным; ­передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; выразительным,     ­развивать технические умения и навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Вторая группа раннего возраста. ­вызвать   интерес   к   процессу   рисования,   познакомить   с   материалами   для рисования; ­научить   приемам   проведения   прямых,   округлых   и   замкнутых   форм; ­знакомство цветом Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала. детей с       Во 2 группе раннего возраста одной из главных задач является формирование у   детей   понимания   образного   характера   деятельности   (на   листке   бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы. Освоение   изобразительных   умений   начинается   с   проведения   прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии. Дети учатся проводить вертикальные   и   горизонтальные   линии   без   требования   к   четкости   их направления   (рисование   ленточек,   дорожек,   карандашей,   дождика).В изображении   округлых   форм   от   детей   не   требуется   передача   правильного круга.   Под   округлой   формой   в   данном   случае   понимается   изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов). Младшая группа Задачами обучения в этой группе являются следующие: ­научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;сочетание нескольких форм в одном предмете   —   снеговик   из   2­3   кругов,   домик   из   квадрата   и   треугольник; ­научить использованию цвета как художественного выразительного средства; цветов. закреплять основных     название   ­развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа   явления, В младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы,   продолжая   осваивать   линию   как   средство выразительности.   С   этого   возраста   дети   усваивают   способы   изображения предметов   округлой   и   прямоугольной   форм(рисование   мячика,   яблока, флажка).Усложнение   программного   материала   выражается   в   более   точной передаче   формы   (овал,   круг,   прямоугольник)   и   аккуратной   раскраске изображения.   Изображение   прямоугольных   форм   требует   развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения,   создавая   угол,   или   замкнуть   линию   в   начальной   точке.   В соответствии   с   этой   задачей   подобрана   и   тематика   заданий   ­   рисование книжки,   окон,   флажков   и   других   предметов,   имеющих   прямоугольные очертания. Одновременно   с   усложнением   формы   усложняется   и   использование   цвета, который   начинает   выделяться   как   один   из   основных   признаков   предмета. Дети   учатся   употреблять   различные   цвета   в   рисунке   для   изображения определенных предметов: красный ­ для флага, желтый ­ для солнца, зеленый ­ для елки, травки и т. п. Средняя группа Задачи: ­продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы; ­формировать   и   закреплять   представления   о   форме   предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению цветов; ­формировать   умение   правильно   передавать   расположение   частей   при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик), соотносить их по величине.         и раскраске аккуратной В   начале   года,   где   предлагаемая   тематика   рисунков   знакома   детям, усложнение   программного   материала   выражается   в  более   точной   передаче формы изображения.  Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху— внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.  Дети   продолжают   осваивать   изображение   предметов   круглой   и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. Дети продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Педагог должен развивать у ребят умение сравнивать предметы, выделять общие признаки и группировать их по внешним свойствам, назначению.  Старшая группа.   являются следующие: Задачами — совершенствование   изобразительных   умений   и   развитие   способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения; — научить   правильной   передаче   формы   предмета,   его   признаков, относительной частей; — вводится   рисование   такого   сложного   для   изображения   объекта,   как положения величины и и       в       несколько несложных чувство   быть передаче   рисунке совершенствовать человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм — снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей нарушены; могут — научить движений; ­развивать цвета;   В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом; свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму). Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек.Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека:  поднятые руки,   согнутые   в   коленях   ноги   (темы   «Дети   занимаются   физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за   счет   изображения   некоторых   характерных   деталей   (одежда   Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды д.). Умение   создавать   выразительный   образ   связано   с   развитием   способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек).    Мороза Деда и   т.     у       Подготовительная группа.   с   предметов Задачами   обучения   в   подготовительной   группе   являются   следующие: ­   научить   изображению   строения,   величины,   пропорций,   характерных признаков   натуры   и   по   представлению; ­   научить   передавать   богатство   форм   и   красок,   создавать   выразительные образы; ­   развивать   композиционные   умения   (расположение   предмета   на   листе   в зависимости   от   характера   формы   и   величины   предмета); ­ развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);   У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные   особенности,   отличающие   один   предмет   от   другого. Например, изображение деревьев с разной формой стволов и кронами. Учить изображать ствол, который сужается к верхушке и разветвляется. Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале  простых  по  форме  и  строению:  веток  елки  и  сосны,  рыбок, птиц, кукол. А   затем   на   основе   имеющихся   представлений   о   реальных   предметах   дети рисуют сказочных героев: Жар­птицу, Конька­Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в   различных   поворотах,   отметить   особенности   его   строения. В   подготовительной   группе   дети   начинают   рисовать   с   предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали.   Использование   наброска   заставляет   ребенка   внимательно анализировать   натуру,   выделять   главное   в   ней,   согласовывать   детали, планировать работу. Изображения   различных   предметов   закрепляются   и   совершенствуются   в сюжетном рисовании. свою Методы и приемы обучения предметному рисованию. Традиционно, все методы и приемы делятся на: ­ наглядные (показ, демонстрация); ­ словесные (беседа, объяснение); ­ практические (упражнения, выполнения).Это традиционная классификация. Главным   принципом   обучения   детей   любого   возраста   рисованию   является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые   он   собирается   изобразить.   Дети   должны   иметь   ясные,   четкие представления о предметах и явлениях. К наглядным   методам   и   приемам   обучения относятся   использование натуры,   репродукции   картин,   образца   и   других   наглядных   пособий; рассматривание   отдельных   предметов;   показ   воспитателем   приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. В качестве натуры могут   использоваться   листья,   ветки,   цветы,   плоды,   а   также   игрушки, изображающее ­ людей, животных, транспорт. Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием   обучения.  В   тех   видах   изобразительной   деятельности,  где   основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности  (чаще в декоративных и конструктивных  работах), образец применяется как метод обучения. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с   некоторыми   приемами   изображения   на   плоскости.Например,   педагог показывает   картину,  чтобы   объяснить   изображение   отдаленных   предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми шести лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а   удаленные   предметы   располагаются   выше,   близкие   —   ниже,   к   краю листа. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина или образец, оставленные перед детьми в течение всего занятия, могут   привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных   умений.   Иногда   в   процессе   занятия   возникает необходимость показать некоторым детям картину или образец для уточнения какой­либо детали. Затем картина (образец) убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию.  Показ   воспитателем   способов   изображения является   наглядно­ действенным   приемом,   который   учит   детей   сознательно   создавать   нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом  и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. К словесным   методам   и   приемам   обучения относятся   беседа,   указания воспитателя   в   начале   и   в   процессе   занятия,   использование   словесного художественного образа. Занятия   по   изобразительной   деятельности,   как   правило,   начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы   на   тех   занятиях,   где   дети   будут   выполнять   работу   на   основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло. Художественный образ  (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.Во всех возрастных группах можно   начать   занятие   с   загадки,  которая   вызовет   в   сознании   детей   яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха,   которые   выделяют   его   среди   других   птиц.   С   целью   оживления   в памяти   детей   ранее   воспринятых   образов   предметов   можно   использовать короткие   стихотворения   и   отрывки   из   художественных   произведений.   В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения. Указания воспитателя  могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям. Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель — объяснить тему работы и приёмы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить  кого­нибудь  из  них  о  последовательности   и  приемах  выполнения работы. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить,   с   чего   надо   начинать   работу.   После   того   как   все   ребята приступили к работе, воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи,   кто   не   начал   работу   или   начал   ее   неправильно.   С   этими   детьми воспитатель   выясняет   причины   непонимания   задания   и   повторяет   свое объяснение, работы. Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают,   намечают   изображение   карандашом   на   листе,   поэтому   в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным,   застенчивым   детям,   неуверенным   в   своих   силах. Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К   самоуверенным   детям   следует   предъявлять   больше   требовательности. показывает некоторые       приемы Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет   в   том   или   ином   случае.   Они   должны   заставить   ребенка   думать, мыслить.   При   указании   на   ошибку   надо   обращать   внимание   ребенка   на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой   большой,   что   не   сможет   войти   в   домик».   При   этом   не   следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Практические методы – это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения. Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных   навыков   и   умений,   следует   помнить,   что   буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к   успеху.   Другое   дело,   если   задача   всякий   раз   несколько   усложняется, предстает в другом варианте. Например, рисуя на темы «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес» и т. п., ребенок изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции (располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задание всякий раз несколько меняется.  Кроме   традиционной,   существует   другая   классификация   методов   (И.   Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Она включает методы обучения: 1) информационно­рецептивный; 2) репродуктивный; 3) исследовательский; 4) эвристический; 5) игровой метод. Информационно – рецептивный метод включает следующие приемы:  обследование;  рассматривание;  наблюдение;  экскурсия;  образец воспитателя;  показ воспитателя. Обследование —   это организованный   педагогом   процесс   восприятия предмета.  Организация   заключается   в   том,   что   педагог   в   строго определенной   последовательности   выделяет   стороны   и   свойства   предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке. В   процессе   такого   восприятия   у   детей   формируются   отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет).  Обследование оказывается эффективным   только   во   взаимосвязи   со словом,  указывающим   детям,   на   что   смотреть   и   что   воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов.   При   этом   он   обязательно   активизирует   внимание   детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать. При   рассматривании предмета   на   помощь   слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур. Дети, следуя   взором   за   движениями   рук   воспитателя,   яснее   будут   представлять себе возможный процесс изображения. Образец воспитателя, как и натура, может выступать в качестве метода и как   отдельный   прием   обучения.   В   предметном   рисовании   образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете. Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию. Показ   воспитателя   всегда   необходим   при   объяснении   новых   технических приемов.   Показ   может   быть   двух   видов: показ   жестом   и   показ   приемов изображения. Показ способов делается не на каждом занятии, а лишь тогда, когда   тот   или   иной   прием   (способ)   изображения   встречается   впервые. Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: Ø  прием повтора; Ø  работа на черновиках; Ø  выполнение формообразующих движений рукой. Исследовательский и эвристический   методы в   обучении   изобразительной деятельности   дошкольников   используются   в   единстве.   Эти   методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический   метод предполагает   поэлементное   обучение   творческой деятельности.Так,   например,   анализируя   с   детьми   форму   и   строение предмета,   который   они   будут   затем   изображать,   воспитатель   предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. Исследовательский   метод применяется   тогда,   когда   педагог   предлагает детям   выполнить   творческое   задание:   передать   сюжет   литературного произведения, реализовать собственный замысел. Игровые   приемы  обучения будут   способствовать   привлечению   внимания детей   к   поставленной   задаче,   облегчать   работу   мышления   и   воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их   цель   —   сделать   более   эффективным   и   процесс   обучения   детей   по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик»,   «Так   бабушка   мотает   клубок»   и   т.   д.   Соединение   образа   и движения   в   игровой   ситуации   значительно   ускоряет   овладение   умениями изображать   линии   и   простейшие   формы.   Включение   игровых   моментов   в изобразительную   деятельность   в   младшей   группе   продолжается   и   при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они   лепят   ей   угощение:   блины,   пироги,   печенье.   В   процессе   этой   работы малыши шар. В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно   удачно   обыграть.   Мишка   стучится   в   дверь,   здоровается   с   детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке. Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети расплющивать овладевают     умением воспринятое через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают   снимки»,   а   придя   в   детский   сад,   «проявляют   и   печатают   их», изображая рисунке. При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков. Однако, повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.   на

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД по предметному рисованию.

Педагогическое руководство в ходе НОД  по предметному рисованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018