Семинар-практикум «Методы взаимодействия с агрессивными детьми», говорится о том, что агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям. В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.Семинар-практикум «Методы взаимодействия с агрессивными детьми», говорится о том, что агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям. В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Семинарпрактикум «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам
нападения, приносящее физический вред людям (Психологический словарь,
1997 г). В свою очередь, агрессивность – это свойство личности,
выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют 5 видов агрессии (А.Басс, А.Дарки):
1. Физическая – физические действия против коголибо
2. Косвенная – бывает направленная (сплетни, злобные шутки) и
ненаправленная (крики в толпе, топание)
3.
Раздражение – вспыльчивость, грубость
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения
5.
Вербальная – угрозы, крики, ругань.
Признаки агрессивности:
по темпераменту агрессивный ребенок: вспыльчив, непокорен,
непредсказуем
по характеру агрессивный ребенок: самоуверен, недостаточно
внимателен к чувствам других, дерзок, проявляет негативизм.
Причины возникновения агрессии:
1. Нарушения эмоциональноволевой сферы – проявляются в неумении
ребенком управлять своим поведением, а также в недостаточном
усвоении им общественных норм поведения и общения.
2. Неблагополучная семейная обстановка – в семье нет единых требований
к воспитанию ребенка, асоциальное поведение родителей, физические и
жестокие наказания, плохие жилищнобытовые и материальные условия
жизни.
3.
Трудности в обучении
4. Неблагоприятный психологический климат в дошкольном учреждении.В приведенной ниже таблице даны направления и методы работы педагогов с
агрессивными детьми, а также указаны компоненты предметноразвивающей
среды, которые помогут в выстраивании взаимодействия с данными детьми.
Взаимодействие с агрессивными детьми.
направление
методы
1. Выражение гнева в
приемлемой форме
2. Обучение приемам
саморегуляции
3. Отработка
навыков общения
4. Формирование
позитивных качеств
Заявлять о своих
чувствах
Выразить гнев в
косвенной форме: на
неопасном предмете
Упорядочить
систему требований
для ребенка
Релаксационные
упражнения
Привлекать детей
к ролевым играм
Подчеркивать
значимость ребенка в
выполняемом деле
Не навешивать
ярлыки: злой,
забияка, драчун
предметноразвивающая
среда
Резиновые игрушки,
каучуковые шарики,
подушки, поролоновые мячи,
мишень с магнитными
дротиками, стаканчик для
крика.
Игры: Добрыезлые кошки,
Каратист, Боксер, Упрямая
подушка, Клоуны ругаются.
Картотека релаксационных
игр: «Загораем на
солнышке», «Море»,
«Тропический остров»,
«Водопад», «Волшебный
сон», «Пылесос и пылинки» и
т. д.
Настольный театр,
разнообразие игровой
атрибутики.
Научить ребенка
Дидактические игры
«Эмоциональныесостояния», «Азбука
эмоций», «Лица бывают
разные», «Хорошо или
плохо».
личности (эмпатии,
доверия к людям,
доброты)
жалеть других
Чтение
художественной
литературы
Сочинение вместе
с детьми сказок,
историй
Создание
«Эмоционального
словаря»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь