Семинар-практикум «Методы взаимодействия с гиперактивными детьми» направлен на если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствие дефицита внимания». Гиперактивностью называют несвойственные для нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и импульсивность, двигательная расторможенность. Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети приносят много неудобств.Семинар-практикум «Методы взаимодействия с гиперактивными детьми» направлен на если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствие дефицита внимания». Гиперактивностью называют несвойственные для нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и импульсивность, двигательная расторможенность. Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети приносят много неудобств.
Семинарпрактикум «Методы взаимодействия с гиперактивными
детьми»
Если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего,
являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствии
дефицита внимания». Гиперактивностью называют несвойственные для
нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и
импульсивность, двигательная расторможенность. Пики проявления: 12 года,
3 года, 67 лет.
Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети
приносят много неудобств.
До сих пор точно не выявлено, почему возникают эти расстройства.
Некоторые ученые полагают, что это нарушение функций головного мозга в
лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за
контроль движений и внимания. Долгосрочный прогноз в отношении
гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным,
если они получают комплексную помощь: психологопедагогическое
сопровождение и медикаментозное лечение.
Основные причины возникновения гиперактивности:
1. Пренатальная патология (токсикоз, обострение хронического
заболевания, резусконфликт)
2. Осложнения при родах (преждевременные роды, роды со стимуляцией,
асфиксия, внутреннее кровоизлияние)
3. Психосоциальные факторы (попустительский стиль воспитания)
Признаки гиперактивных детей:
плохой сон
чувствительность к раздражителям
повышенный мышечный тонус
у ребенка не наблюдается попыток проникнуть в суть явления
действия спонтанные, беспорядочные
не задумываются о последствии своих поступков
эгоистичны, демонстративны, требовательны, конфликтны
чрезмерно болтливы
Если не проводить работу с гиперактивным ребенком в дошкольном детстве,
то в подростковом возрасте у него будет наблюдаться асоциальное,
деструктивное поведение.
Необходимо также отметить, что у детей с гиперактивностью порог
чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они
невосприимчивы к выговорам и наказанию. Но легко отвечают на малейшую
похвалу.
Основные направления работы с данными детьми приведены в таблице.
Взаимодействие с гиперактивным ребенком
Направление
работы
Развитие внимания,
контроля поведения,
двигательного
контроля
Отработка навыков
взаимодействия со
взрослыми и
Предметно
развивающая среда
Игры:
Найди отличия
Сделай так!
Бездомный заяц
Клубочек
Что нового
Будь внимателен
Послушай тишину
Пальчиковые
игры
Психогимнастика
Рекомендации
Проводить обучение
ребенка в начале дня
Инструкции четкие и
краткие (не более 6 слов)
Общаться мягко,
спокойно, ровно
(воздержаться от
эмоционально
приподнятого тона)
За несколько минут до
начала новой деятельности
предупредить ребенка об
этом
Соблюдение четкого
режима
Ограничить от
просмотра телевизора
Спрашивать ребенка в
начале и конце занятия
Перед началом занятий
оговорить правила
Игры:
сверстниками
поведения, за выполнение
которых ребенок получит
вознаграждение
Награды – идти в первой
паре, дежурство во время
обеда, дополнительное
время для игры
Чаще поощрять
Стараться избегать в
речи частицу «НЕ»
Контролировать
выполнение коротких
заданий
Бездомный заяц
Колокольчик
Говори!
Колпак мой
треугольный
Да и нет, не
говорите
Кричалки,
шепталки,
молчалки
Пожалуйста
Давайте
поздороваемся
Список литературы:
1.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.,
2000.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых:
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,
тревожными и аутичными детьми М., 2000.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
5. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное
пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.:
Педагогическое общество России, 1998.6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3е изд.) / Серия
«Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические
рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. –
Волгоград: «Панорама».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь