Семинар-практикум «Методы взаимодействия с тревожными детьми»

  • Семинары
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар-практикум «Методы взаимодействия с тревожными детьми» говорится о том, что «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.Семинар-практикум «Методы взаимодействия с тревожными детьми» говорится о том, что «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.
Иконка файла материала Семинар-практикум «Методы взаимодействия с тревожными детьми».docx
Семинар­практикум  «Методы взаимодействия с тревожными детьми» О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети  не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают  внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными  способностями. В современной литературе часто смешиваются понятия  «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не  следует их подменять друг другом. Под «тревогой» понимается  эпизодическое проявление беспокойства и волнения. И она не всегда носит  отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации  потенциальных возможностей человека. А вот термин «тревожность»  трактуется как индивидуально­психологическая особенность человека,  проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного  развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе  сверстников. Исследования Захарова А.И (1997) , что в дошкольном возрасте более  тревожны мальчики, а Раншбург Й. (1983), что чем выше интеллект ребенка,  тем больше он испытывает страхов и тревоги. Причины тревожности следующие: 1. Негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут  унизить и поставить зависимое положение 2. Неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку 3. Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители  или дошкольное учреждение. 4. Высокая тревожность у родителей. Критерии выявления тревожного ребенка 1. Испытывает постоянное беспокойство 2. испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации  внимания на чем­либо 3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи) 4. Раздражителен 5. Имеет нарушение снаДля того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы  наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных  критериев постоянно проявлялись в его поведении. Основные направления работы представлены в таблице. Взаимодействие с тревожными детьми предметно­развивающая среда Картотека игр на  повышение самооценки:  « Похвалики», «За что меня любит мама» Направление Методы 1. повышение  самооценки        Чаще называть ребенка  по имени Выполнение  престижных в данном  коллективе поручений Хвалить его в  присутствии других  детей и взрослых Награждать жетонами Тактильный контакт Сравнивать результаты  данного ребенка с его же  результатами, которых  он достиг вчера, неделю  или месяц назад Избегать заданий,  выполняемых на время  Желательно  спрашивать в середине  занятия, задавать один  вопрос и давать время на  обдумывание ( каждое  повторение вопроса2. обучение ребенка способам снятия  мышечного и  эмоционального  напряжения     ребенок воспринимает  как вновь раздражающий  стимул) Общение «глаза в  глаза» Выполнять  релаксационные  упражнения Телесный контакт с  ребенком Использование  элементов массажа Картотека  релаксационных игр:  «Нарисуй губами»,  «Скульптура», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Добрый – злой, веселый  – грустный»,  психогимнастика М.И.  Чистяковой.  Маскарад  (переодевание, маски) 3. отработка  уверенного  поведения в  конкретных  ситуациях   Ролевая игра Игры с куклами Проигрывание сценок с  использованием  кукольного театра или  масок Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь