Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
25.06.2017
Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному язы-ку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе школьного.Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования», разработан-ная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на общекультур-ное, личностное и познавательное развитие учащихся.
В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В, Занков, В.В. Давыдов).
Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для реализации цели исследования педагогами МО учителей иностранного языка на уроках и во внеурочной работе используется технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования:
- усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам;
- ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения;
- включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре страны изучаемого языка;
- развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры;
- развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка.
Объект исследования – иноязычное образование в школе.
Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе.
Тема на семинар.docx
Концепция иноязычного образования
на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
Введение
г.о. Саранск
Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному языку
рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это
положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из
индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и
высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения
внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых
профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и
непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе
школьного.
Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования»,
разработанная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию
содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно
деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В,
Занков, В.В. Давыдов).
Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной
компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка.
Для реализации цели исследования педагогами МО учителей иностранного языка на
уроках и во внеурочной работе используется технология создания учебной ситуации
творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования:
усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам;
ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения;
включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре
страны изучаемого языка;
развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры;
развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка.
Объект исследования – иноязычное образование в школе.
Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе. Гипотеза исследования – наиболее продуктивной технологией обучения
иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им, является технология
создания учебной ситуации творческой деятельности.
Методы исследования: изучение психологопедагогической и научнометодической
литературы, изучение продуктов деятельности учащихся, опытноэкспериментальная работа.
Новизна исследования заключается в том, что впервые была предложена концепция
иноязычного образования для педагогических условий средней общеобразовательной школы с
использованием технологии создания учебной ситуации творческой деятельности.
Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение и
список использованных источников.
1.
1.1
Концепция иноязычного образования
Особенности предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык
является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие
человеческого общества. Это повышает статус предмета «Иностранный язык» как
общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка.
«Иностранный язык» как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью, которая подразумевает, что содержанием речи на
иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания;
многоуровневостью, которая с одной стороны предполагает овладение различными
языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика), с другой умениями в четырех
видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо);
полифункциональностью, которая может выступать как цель обучения и как
средство приобретения сведений в самых различных областях знаний.
1.2 Современные подходы к обучению иностранному языку
Компетентностный подход. Компетенция – это совокупность определенных
знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический
опыт работы. В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка
рассматриваются языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно
познавательная компетенции. Деятельностный подход это подход к организации процесса обучения, в
котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным
источником и организатором своих знаний.
Межкультурный подход к обучению иностранному языку призван
способствовать приобщению обучающихся к культуре, традициям, обычаям страны
изучаемого языка, что, в свою очередь, позволит им адекватно общаться с носителями языка.
Коммуникативнокогнитивный подход подразумевает обучение видам речевой
деятельности и развитие мыслительных процессов.
2. Опытноэкспериментальная работа по реализации технологии создания
учебной ситуации творческой деятельности в преподавании английского языка (на
примере МОУ «СОШ № 35»)
2.1 Роль и значение технологии создания учебной ситуации творческой
деятельности
Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что учебная ситуация – это такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего
действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его,
например, переформулируют или предлагают свое описание, частично запоминают.
Цель создания учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая
бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию
определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может
занимать часть урока, урок или несколько уроков. На одном занятии учитель может создать
несколько учебных ситуаций. Наиболее «мощной» является та, в которую вместе с
учащимися вовлекается сам учитель. Результаты взаимодействия «учительученик» на уроке
будут наиболее продуктивными.
Технология создания учебной ситуации творческой деятельности, используемая в
обучении иностранному языку, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации
общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.
2. Она должна быть предельно ясна учащимся. Это значит:
чётко определена речевая задача
задания выполняются в соответствии с конкретным языковым и речевым материалом
знание последовательности выполнения действий
создание комфортных условий для доброжелательного общения;
прогнозирование конечного результата обучающимися.
3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как
ответственность за выполнение задания, аккуратность и добросовестность.
4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к
«собеседникам в общении», чувство коллективизма.
5. Ситуация стимулирует мотивацию учения.
Для создания учебных ситуаций используются реальные ситуации общения в классе,
различные средства наглядности, презентации, вербальные средства, ролевые игры и т.д.
Роль технологии создания учебной ситуации творческой деятельности в
практическом овладении потенциалом языка заключается в следующем:
1. Моделирование фрагментов объективной действительности, соотнесённых с
речевыми действиями партнёров по общению.
2. Предоставление возможности: а) наглядно показать, где, когда можно использовать
предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут
понять и сказать на изучаемом языке; б) при отработке навыков обеспечить личное участие
каждого.
3. Создание у школьников определённого эмоционального состояния, позволяющего
воспринять изучаемый материал.
4.Формирование коммуникативной успешности. Включение в общение, готовность в
нём участвовать.
Для создания учебной ситуации творческой деятельности можно использовать
различные приемы.
Вход в урок:
прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле
кательная для него цель, выполняя которую он волейневолей выполняет то учебное
действие, которое планирует педагог. Например, для освоения вопросной формы
английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в
которой дети примеряют различные роли;
прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное
становится удивительным;
прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание
«здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В
начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик
для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом;
прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию
фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету;
придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или
литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки
зрения;
прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших
классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом.
Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы
создания учебной ситуации:
прессконференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив
школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
Создать ситуацию, мотивирующую самостоятельную работу с текстом, можно,
применив прием:
вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему
список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число.
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению
материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
особое задание. Способные ученики получают право на выполнение особого задания.
творческое домашнее задание. Составить кроссворд, презентацию…
обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно
быть домашнее задание.
идеальное задание. Детям предлагается выполнить работу по их выбору. Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать
ситуации, в которых детям было бы необходимо работать на общий результат. В этом случае
можно предложить следующие приемы организации работы в группах:
группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат
может быть представлен на проверку учителю или спикеру одной из групп.
группы получают разные задания. Результаты заносятся в таблицу, затем
обсуждаются. Так можно выяснить предпочтения детей.
прием «лови ошибку» остается тот же, но технология его использования меняется.
Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так
можно проверять и закреплять лексику и грамматику.
Создавать учебные ситуации помогают дидактические игры – тренинги. Например,
представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра
«логическая цепочка» это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву
слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего
выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Хорошо работает на создание учебной
ситуации прием введения ролей. «Почемучка» по сигналу учителя может задать свое
«почему?», на которое дети попытаются ответить. Например, изучая части тела, встречаемся
с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа
распространяется не на все существительные. «Фома неверующий» по сигналу учителя
выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения.
Например, задание «прослушать chant» и отыскать среди нескольких собак ту, о которой
говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.
Для создания учебной ситуации творческой деятельности в структуру урока вводятся
элементы ручного труда. Чтобы снять трудности в общении, учитель работает над поделкой
вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке и побуждая их
обращаться в случае необходимости друг к другу поанглийски.
2.2 Мониторинг результатов обучения школьников иностранному языку
В любом деле главное – результат. В течение 3х лет мы проводили мониторинг
опытноэкспериментальной работы. Результаты мониторинга
1. Повышение познавательного интереса к предмету
2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
3. Уровень обученности по предмету
4. Участие в ЕГЭ и ОГЭ 12
10
8
6
4
2
0
40
30
20
10
0
2012-2013
2013-2014
2014-2015
5. Уровень сформированности толерантного отношения к иноязычной культуре
20122013
20132014
20142015
Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы.
1. прослеживается повышение познавательного интереса обучающихся к изучению
иностранного языка;
2. наблюдается увеличение количества детей, принимающих участие в олимпиадах,
творческих конкурсах, конференциях по предмету и являющихся победителями и
призерами;
3. растет качество знаний по предмету;
4. увеличивается количество обучающихся, выбирающих ЕГЭ и ОГЭ по английскому
языку. При этом они показывают высокие результаты.
5. толерантные представления и установки сформированы, уровень толерантности
высокий.
Заключение
Наше исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы: наиболее продуктивной
технологией обучения иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им,
является технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Технология
создания учебной ситуации творческой деятельности позволяет: наполнить речь предметным содержанием и эмоциональноценностным отношением к нему;
развить коммуникативные умения в речевой деятельности;
сформировать языковые и социокультурные знания, навыки, учебнопознавательные и
компенсаторные умения;
сформировать языковые коммуникативные компетенции.
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.