Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному язы-ку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе школьного.Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования», разработан-ная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на общекультур-ное, личностное и познавательное развитие учащихся. 
В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В, Занков, В.В. Давыдов).
Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для реализации  цели  исследования педагогами  МО учителей иностранного языка на уроках и во внеурочной  работе используется технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования:
-	усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам;
-	ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения;
-	включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре страны изучаемого языка;
-	развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры;
-	развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка.
Объект исследования – иноязычное образование в школе.
Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе.
            
        
        
        
                    
                
                    Концепция иноязычного образования
на примере МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №35» 
Введение
г.о. Саранск
Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному языку
рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это 
положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из 
индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и
высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения 
внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых 
профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и 
непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе 
школьного. 
Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования», 
разработанная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на 
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. 
В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию 
содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно
деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В,
Занков, В.В. Давыдов).
Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной 
компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и 
межкультурное общение с носителями языка.
Для реализации  цели  исследования педагогами  МО учителей иностранного языка на 
уроках и во внеурочной  работе используется технология создания учебной ситуации 
творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования:
усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам;
ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения;
включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре 
страны изучаемого языка;
развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры;
развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка.
Объект исследования – иноязычное образование в школе.
Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе.Гипотеза исследования – наиболее продуктивной технологией обучения 
иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им, является технология 
создания учебной ситуации творческой деятельности.
Методы исследования: изучение психологопедагогической и научнометодической 
литературы, изучение продуктов деятельности учащихся, опытноэкспериментальная работа.
Новизна исследования заключается в том, что впервые была предложена концепция 
иноязычного образования для педагогических условий средней общеобразовательной школы с
использованием технологии создания учебной ситуации творческой деятельности.
Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение и 
список использованных источников.
1.
1.1
Концепция иноязычного образования
Особенности предмета «Иностранный язык»
Иностранный   язык   входит   в   общеобразовательную  область   «Филология».   Язык
является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие
человеческого   общества.   Это   повышает   статус   предмета   «Иностранный   язык»   как
общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции,   т.е.   способности   и   готовности   осуществлять   иноязычное   межличностное   и
межкультурное общение с носителями языка.
«Иностранный язык» как учебный предмет характеризуется:
 межпредметностью, которая подразумевает, что содержанием речи на 
иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания;
 многоуровневостью, которая с одной стороны предполагает овладение различными 
языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика), с другой  умениями в четырех 
видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо);
   полифункциональностью,  которая   может   выступать   как   цель   обучения   и   как
средство приобретения сведений в самых различных областях знаний.
1.2 Современные подходы к обучению иностранному языку
Компетентностный подход.  Компетенция – это совокупность определенных
знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический
опыт работы.  В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка
рассматриваются   языковая,   речевая,   социокультурная,   компенсаторная   и   учебно
познавательная компетенции.Деятельностный подход    это подход к организации процесса обучения, в
котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Ученик   оказывается   субъектом,   конструктором   своего   образования,   полноправным
источником и организатором своих знаний. 
Межкультурный   подход  к   обучению   иностранному   языку   призван
способствовать   приобщению   обучающихся   к   культуре,   традициям,   обычаям   страны
изучаемого языка, что, в свою очередь, позволит им адекватно общаться с носителями языка. 
Коммуникативнокогнитивный подход подразумевает обучение видам речевой
деятельности и развитие мыслительных процессов.
2. Опытноэкспериментальная работа по реализации технологии создания 
учебной ситуации творческой деятельности в преподавании английского языка (на 
примере МОУ «СОШ № 35»)
2.1 Роль и значение технологии создания учебной ситуации творческой 
деятельности
Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что учебная ситуация – это такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего
действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, 
например, переформулируют или предлагают свое описание, частично запоминают.
Цель создания учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая 
бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию 
определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может 
занимать часть урока, урок или несколько уроков. На одном занятии учитель может создать 
несколько учебных ситуаций. Наиболее «мощной» является та, в которую вместе с 
учащимися вовлекается сам учитель. Результаты взаимодействия «учительученик» на уроке 
будут наиболее продуктивными.
Технология создания учебной ситуации творческой деятельности, используемая в 
обучении иностранному языку, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации 
общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.
2. Она должна быть предельно ясна учащимся. Это значит:
чётко определена речевая задача 
задания выполняются в соответствии с конкретным языковым  и речевым материалом
 знание последовательности выполнения действий  
создание комфортных условий для доброжелательного общения;
  прогнозирование конечного результата обучающимися. 
3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как 
ответственность за выполнение задания, аккуратность и добросовестность.
4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к 
«собеседникам в общении», чувство коллективизма.
5. Ситуация стимулирует мотивацию учения.  
Для создания учебных ситуаций используются реальные ситуации общения в классе, 
различные средства наглядности, презентации, вербальные средства, ролевые игры и т.д.
Роль технологии создания учебной ситуации творческой деятельности в 
практическом овладении потенциалом языка заключается в следующем:
1. Моделирование фрагментов объективной действительности, соотнесённых  с 
речевыми действиями партнёров по общению.
2.  Предоставление возможности: а)  наглядно показать, где, когда можно использовать
предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут 
понять и сказать на изучаемом языке; б) при отработке навыков обеспечить личное участие 
каждого.
3. Создание  у школьников определённого  эмоционального  состояния, позволяющего 
воспринять  изучаемый материал.
4.Формирование коммуникативной успешности. Включение  в общение, готовность в 
нём участвовать.
Для создания учебной ситуации творческой деятельности можно использовать 
различные  приемы.
 Вход в урок:
прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле
кательная для него цель, выполняя которую он волейневолей выполняет  то учебное 
действие, которое планирует педагог. Например, для освоения вопросной  формы 
английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в 
которой дети примеряют различные роли;
прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное 
становится удивительным;
прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание 
«здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В
начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик 
для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом;
прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию 
фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; 
придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или 
литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки 
зрения;
прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. 
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших 
классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. 
    Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы 
создания учебной ситуации:
прессконференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив 
школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. 
Создать ситуацию, мотивирующую самостоятельную работу с текстом, можно, 
применив прием:
вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста  ставится задача: составить к нему 
список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. 
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению 
материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:
особое задание. Способные ученики получают право на выполнение особого задания. 
творческое домашнее задание. Составить кроссворд, презентацию…
обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно 
быть домашнее задание. 
идеальное задание. Детям предлагается выполнить работу по их  выбору.Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать 
ситуации, в которых детям было бы необходимо работать на общий результат. В этом случае 
можно предложить следующие  приемы организации работы в группах:
группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат  
может быть  представлен на проверку учителю или спикеру одной из групп.
группы получают разные задания. Результаты заносятся в таблицу,  затем 
обсуждаются. Так можно выяснить предпочтения детей. 
прием «лови ошибку» остается тот же, но технология его использования меняется. 
Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так
можно проверять и закреплять лексику и грамматику.
Создавать учебные ситуации помогают дидактические  игры – тренинги. Например, 
представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра 
«логическая цепочка»  это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву 
слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего 
выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Хорошо работает на создание учебной 
ситуации прием введения ролей.  «Почемучка» по сигналу учителя может задать свое 
«почему?», на которое дети попытаются ответить. Например, изучая части тела, встречаемся 
с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа 
распространяется не на все существительные.  «Фома неверующий» по сигналу учителя 
выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения. 
Например, задание «прослушать chant» и отыскать среди нескольких собак ту, о которой 
говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста. 
Для создания учебной ситуации творческой деятельности в структуру  урока вводятся 
элементы ручного труда. Чтобы снять трудности в общении, учитель работает над поделкой 
вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке и побуждая их 
обращаться в случае необходимости друг к другу поанглийски. 
2.2 Мониторинг результатов обучения школьников иностранному языку
В любом деле главное – результат. В течение 3х лет мы проводили мониторинг 
опытноэкспериментальной работы.Результаты мониторинга
1. Повышение познавательного интереса к предмету
2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
3. Уровень обученности по предмету
 
4. Участие в ЕГЭ и ОГЭ12
10
8
6
4
2
0
40
30
20
10
0
 
2012-2013
 2013-2014
 2014-2015
5. Уровень сформированности толерантного отношения к иноязычной культуре
 
20122013
 20132014
 20142015
Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы. 
1. прослеживается повышение познавательного интереса обучающихся к изучению 
иностранного языка;
2. наблюдается увеличение количества детей, принимающих участие в олимпиадах, 
творческих конкурсах, конференциях  по предмету и являющихся победителями и 
призерами;
3. растет качество знаний по предмету;
4. увеличивается количество обучающихся, выбирающих ЕГЭ и ОГЭ по английскому 
языку. При этом они показывают высокие результаты. 
5. толерантные представления и установки сформированы, уровень толерантности 
высокий.
Заключение
Наше исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы: наиболее продуктивной 
технологией обучения иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им, 
является технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Технология 
создания учебной ситуации творческой деятельности позволяет:наполнить речь предметным содержанием и эмоциональноценностным отношением к нему;
 развить коммуникативные умения в речевой деятельности;
 сформировать языковые и социокультурные знания, навыки, учебнопознавательные и 
компенсаторные умения;
 сформировать языковые коммуникативные компетенции.