Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Оценка 4.7

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
25.06.2017
Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному язы-ку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе школьного.Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования», разработан-ная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на общекультур-ное, личностное и познавательное развитие учащихся. В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В, Занков, В.В. Давыдов). Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для реализации цели исследования педагогами МО учителей иностранного языка на уроках и во внеурочной работе используется технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования: - усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам; - ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения; - включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре страны изучаемого языка; - развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры; - развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка. Объект исследования – иноязычное образование в школе. Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе.
Тема на семинар.docx
Концепция иноязычного образования на примере МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №35»  Введение г.о. Саранск Актуальность проблемы. В соответствии с ФГОС ООО обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Это  положение вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из  индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения  внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых  профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и  непрерывного образования, что определяет новые цели иноязычного образования, в том числе  школьного.  Вашему вниманию предлагается «Концепция иноязычного образования»,  разработанная МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ №35» и направленная на  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.  В основе нашего исследования лежит культурологический подход к формированию  содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) и системно­ деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В, Занков, В.В. Давыдов). Цель исследования – формирование у школьников иноязычной коммуникативной  компетенции, т. е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и  межкультурное общение с носителями языка. Для реализации  цели  исследования педагогами  МО учителей иностранного языка на  уроках и во внеурочной  работе используется технология создания учебной ситуации  творческой деятельности. Нами были определены следующие задачи исследования: ­ ­ ­ ­ ­ усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам; ориентация на культуроведческий аспект в содержании обучения; включение школьников в диалог культур в целях приобщения учащихся культуре  страны изучаемого языка; развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры; развитие коммуникативных умений средствами иностранного языка. Объект исследования – иноязычное образование в школе. Предмет исследования – технологии обучения иностранному языку в школе. Гипотеза исследования – наиболее продуктивной технологией обучения  иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им, является технология  создания учебной ситуации творческой деятельности. Методы исследования: изучение психолого­педагогической и научно­методической  литературы, изучение продуктов деятельности учащихся, опытно­экспериментальная работа. Новизна исследования заключается в том, что впервые была предложена концепция  иноязычного образования для педагогических условий средней общеобразовательной школы с использованием технологии создания учебной ситуации творческой деятельности. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение и  список использованных источников. 1. 1.1 Концепция иноязычного образования Особенности предмета «Иностранный язык» Иностранный   язык   входит   в   общеобразовательную  область   «Филология».   Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого   общества.   Это   повышает   статус   предмета   «Иностранный   язык»   как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции,   т.е.   способности   и   готовности   осуществлять   иноязычное   межличностное   и межкультурное общение с носителями языка. «Иностранный язык» как учебный предмет характеризуется: ­ межпредметностью, которая подразумевает, что содержанием речи на  иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания; ­ многоуровневостью, которая с одной стороны предполагает овладение различными  языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика), с другой ­ умениями в четырех  видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо); ­   полифункциональностью,  которая   может   выступать   как   цель   обучения   и   как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний. 1.2 Современные подходы к обучению иностранному языку ­ Компетентностный подход.  Компетенция – это совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.  В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются   языковая,   речевая,   социокультурная,   компенсаторная   и   учебно­ познавательная компетенции. Деятельностный подход  ­  это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. ­ Ученик   оказывается   субъектом,   конструктором   своего   образования,   полноправным источником и организатором своих знаний.  ­ Межкультурный   подход  к   обучению   иностранному   языку   призван способствовать   приобщению   обучающихся   к   культуре,   традициям,   обычаям   страны изучаемого языка, что, в свою очередь, позволит им адекватно общаться с носителями языка.  ­ Коммуникативно­когнитивный подход подразумевает обучение видам речевой деятельности и развитие мыслительных процессов. 2. Опытно­экспериментальная работа по реализации технологии создания  учебной ситуации творческой деятельности в преподавании английского языка (на  примере МОУ «СОШ № 35») 2.1 Роль и значение технологии создания учебной ситуации творческой  деятельности Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его,  например, переформулируют или предлагают свое описание, частично запоминают. Цель создания учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая  бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию  определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может  занимать часть урока, урок или несколько уроков. На одном занятии учитель может создать  несколько учебных ситуаций. Наиболее «мощной» является та, в которую вместе с  учащимися вовлекается сам учитель. Результаты взаимодействия «учитель­ученик» на уроке  будут наиболее продуктивными. Технология создания учебной ситуации творческой деятельности, используемая в  обучении иностранному языку, должна соответствовать следующим требованиям: 1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации  общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. 2. Она должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: чётко определена речевая задача  задания выполняются в соответствии с конкретным языковым  и речевым материалом  знание последовательности выполнения действий   создание комфортных условий для доброжелательного общения; ­ ­ ­ ­ ­   прогнозирование конечного результата обучающимися.  3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как  ответственность за выполнение задания, аккуратность и добросовестность. 4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к  «собеседникам в общении», чувство коллективизма. 5. Ситуация стимулирует мотивацию учения.   Для создания учебных ситуаций используются реальные ситуации общения в классе,  различные средства наглядности, презентации, вербальные средства, ролевые игры и т.д. Роль технологии создания учебной ситуации творческой деятельности в  практическом овладении потенциалом языка заключается в следующем: 1. Моделирование фрагментов объективной действительности, соотнесённых  с  речевыми действиями партнёров по общению. 2.  Предоставление возможности: а)  наглядно показать, где, когда можно использовать предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут  понять и сказать на изучаемом языке; б) при отработке навыков обеспечить личное участие  каждого. 3. Создание  у школьников определённого  эмоционального  состояния, позволяющего  воспринять  изучаемый материал. 4.Формирование коммуникативной успешности. Включение  в общение, готовность в  нём участвовать. Для создания учебной ситуации творческой деятельности можно использовать  различные  приемы.  Вход в урок:    прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле­ кательная для него цель, выполняя которую он волей­неволей выполняет  то учебное  действие, которое планирует педагог. Например, для освоения вопросной  формы  английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в  которой дети примеряют различные роли; прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное  становится удивительным; прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание  «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В   начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик  для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию  фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету;  придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или  литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки  зрения; прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.  Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших  классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом.      Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы  создания учебной ситуации:  пресс­конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив  школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.  Создать ситуацию, мотивирующую самостоятельную работу с текстом, можно,  применив прием:  вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста  ставится задача: составить к нему  список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число.  Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению  материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:     особое задание. Способные ученики получают право на выполнение особого задания.  творческое домашнее задание. Составить кроссворд, презентацию… обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно  быть домашнее задание.  идеальное задание. Детям предлагается выполнить работу по их  выбору. Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать  ситуации, в которых детям было бы необходимо работать на общий результат. В этом случае  можно предложить следующие  приемы организации работы в группах:    группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат   может быть  представлен на проверку учителю или спикеру одной из групп. группы получают разные задания. Результаты заносятся в таблицу,  затем  обсуждаются. Так можно выяснить предпочтения детей.  прием «лови ошибку» остается тот же, но технология его использования меняется.  Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику. Создавать учебные ситуации помогают дидактические  игры – тренинги. Например,  представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра  «логическая цепочка» ­ это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву  слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего  выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Хорошо работает на создание учебной  ситуации прием введения ролей.  «Почемучка» по сигналу учителя может задать свое  «почему?», на которое дети попытаются ответить. Например, изучая части тела, встречаемся  с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа  распространяется не на все существительные.  «Фома неверующий» по сигналу учителя  выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения.  Например, задание «прослушать chant» и отыскать среди нескольких собак ту, о которой  говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.  Для создания учебной ситуации творческой деятельности в структуру  урока вводятся  элементы ручного труда. Чтобы снять трудности в общении, учитель работает над поделкой  вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке и побуждая их  обращаться в случае необходимости друг к другу по­английски.  2.2 Мониторинг результатов обучения школьников иностранному языку В любом деле главное – результат. В течение 3­х лет мы проводили мониторинг  опытно­экспериментальной работы. Результаты мониторинга 1. Повышение познавательного интереса к предмету 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях 3. Уровень обученности по предмету   4. Участие в ЕГЭ и ОГЭ 12 10 8 6 4 2 0 40 30 20 10 0 2012-2013 2013-2014 2014-2015 5. Уровень сформированности толерантного отношения к иноязычной культуре   2012­2013  2013­2014  2014­2015 Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы.  1. прослеживается повышение познавательного интереса обучающихся к изучению  иностранного языка; 2. наблюдается увеличение количества детей, принимающих участие в олимпиадах,  творческих конкурсах, конференциях  по предмету и являющихся победителями и  призерами; 3. растет качество знаний по предмету; 4. увеличивается количество обучающихся, выбирающих ЕГЭ и ОГЭ по английскому  языку. При этом они показывают высокие результаты.  5. толерантные представления и установки сформированы, уровень толерантности  высокий. Заключение Наше исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы: наиболее продуктивной  технологией обучения иностранному языку, гарантирующей высокое качество владения им,  является технология создания учебной ситуации творческой деятельности. Технология  создания учебной ситуации творческой деятельности позволяет: наполнить речь предметным содержанием и эмоционально­ценностным отношением к нему; ­ развить коммуникативные умения в речевой деятельности; ­ сформировать языковые и социокультурные знания, навыки, учебно­познавательные и  компенсаторные умения; ­ сформировать языковые коммуникативные компетенции.

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"

Семинар-практикум на тему "Концепция иноязычного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017