Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологический тренинг ели: формировать у родителей понимания необходимости поддержки ребёнка поступающего в первый класс, разрешение ситуации «черного ящика»; продемонстрировать родителям трудности процесса привыкания ребенка к школе. В процессе тренинга родители выполняют упражнения помогающие осознанию необходимости поддержки ребёнка поступающего в первый класс. ЦМетодическая разработка конспекта семинара - практикума
Иконка файла материала Семинар практикум.doc
1 Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни» Педагог – психолог: МБОУ «Сивинская СОШ» Руденко Е.А. Цели: формировать у родителей понимания необходимости    поддержки ребёнка   поступающего   в   первый   класс,     разрешение   ситуации   «черного ящика»; продемонстрировать  родителям     трудности процесса привыкания ребенка к школе. Рабочий материал: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, игрушка­символ, музыкальное сопровождение к упражнениям. Ход семинара I. Введение, знакомство и разминочные упражнения. Ведущий.  Дорогие   родители,   разрешите   в   начале   нашего   семинара­ практикума поздравить вас с окончанием курса образования в дошкольном учреждении и пожелать вам успехов, взаимопонимания с вашими детьми. Тема нашей встречи «Семья на пороге школьной жизни». Упражнение ­ визуализация «Первый раз в первый класс». Ведущий. Вы можете закрыть глаза и попробовать представить следующие события, о которых я вам расскажу. Кому удобнее не закрывать глаза, просто послушайте. С чего все начинается? С волнения родителей, которое передается ребенку задолго до 1 сентября. С ожидания чего­то, возможно, ему самому еще не понятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности,   на   вешалочке   ждет   своего   часа   красивое   платье   или отглаженная   рубашка.   И   это   теребит   детское   сердечко,   вселяя   в   него любопытство  и  тревогу.    И  вот настал  этот  долгожданный   день, когда  он примерил  на свои  плечи  портфель,  пока  еще не  заполненный  книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что  это – школьный  двор,  где  множество  незнакомых  лиц,  кто­то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда­то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо…  Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая­то комната – мой класс, у меня теперь есть место, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этой комнате, и мы с вами сейчас2 находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения потому, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг к другу, я предлагаю нам всем познакомиться, ведь  имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Упражнение «Имена» Цель: познакомить участников друг с другом. Психолог: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках, тот называет имя своего соседа, а затем свое имя. Я   начну:   «Меня   зовут   Елена   Анатольевна»  (передает   игрушку   рядом сидящему).  Тот,   кто   принимает   игрушку,   должен   произнести:   «Вас   зовут Елена Анатольевна, а я Алексей» и т. д.  (Все выполняют упражнение под спокойную музыку.) Вот мы и познакомились, теперь настала пора нам немного сплотить свой круг, заполнить его атмосферу доброжелательностью. Чтобы это сделать в группе, мы используем игру, ведь игра является ведущей деятельностью не только у дошкольников, но и у первоклассников, особенно в первые его дни пребывания в школе.  Упражнение "Кто родился в мае..." Цель: раскрепостить участников семинара ­  практикума, создать позитивный настрой на совместную работу. Кто уже успел пообедать, погладьте себя по животу. Все кто замужем, пошлите остальным воздушный поцелуй. Кто на работу добирается на автобусе, скажите "у­ у­у­у…". У кого ребенок дошкольник, состройте гримасу. Кто на завтрак пьет кофе со сливками, скажите "Вкусно!" Кто любит петь, пропойте "А­а­а" Кто был летом на море, скажите "Жара!" Кто ребёнок  пойдёт в этом году в первый класс, попрыгайте. II. Основная часть 1. Упражнение «Ассоциации» Цель: снятие тревожности связанной со школой у родителей Психолог:  ­ Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Начнём игру со слова «школа», т.к.   поступление   ребёнка   в   школу   для   нас   в   данный   момент   является событием вызывающим чувство тревоги. ­ Итак, начнём…3 ­   «Школа»   первый   называет   ассоциацию,   возникшую   на   данное   слово, следующий   ассоциацию,   возникшую   на   слово   названное   предыдущим играющим и т.д….. Подведение итогов игры 2. Упражнение «33 ожидания» Цель:  вербализация   ожиданий   родителей,     прочувствование   родителями внутреннего   состояния   ребёнка   в   ситуации   реализации   родителем   своих ожиданий в отношении ребёнка.   Каким мы хотим видеть нашего ребенка­ первоклассника, чего мы хотим от этого ребенка? Чтобы он нас слышал… (Высказывания фиксируются на листе бумаги.) ­ А сколько   наставлений мы даём ребенку, впервые переступающему порог школы?  Не разговаривай на уроке и т.д.  Родителям предлагается на листочках написать по одному наставлению.  ­  Образуем 2 шеренги друг напротив друга. Каждый проходит сквозь строй, остальные говорят то, что написано на листочках.  Подведение итогов игры ­ Как вы чувствовали себя, проходя через строй наставлений? ­ Что вам хотелось сделать в этот  момент? ­  Мы   озвучили   наши   ожидания     к   сегодняшнему   первокласснику,   его поведению, но обратили ли мы внимание на его возможности, учли ли его опыт,   а   также   новую   социальную   ситуацию,   ведь   чтобы   войти   в   нее, необходимо время. Что же происходит с ребенком в первые дни адаптации, что же за ситуация складывается в этот период? 3. Упражнение «Чёрный ящик» Цель:  прочувствование   родителями   внутреннего   состояния   ребёнка   в ситуации привыкания к новой социальной роли «ученик» Выбирается   доброволец.   Всем  участникам  необходимо  обступить   со всех сторон сидящего добровольца и положить свои руки на его плечи. (Время   –   одна   минута.)выполнение   упражнения   сопровождается тревожной музыкой.  ­ Теперь откройте глаза и сделайте то, что вам хочется сделать.  ­ Я предлагаю всем вернуться в круг.  Подведение итогов игры ­ Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали? ­  Что вы сделали, чтобы изменить ситуацию. Вам стало легче, комфортнее? ­ Теперь представьте ребенка вместо наших добровольцев. Что же может на него так давить в первые дни, недели адаптации? (Варианты аудитории.) ­ Совершенно верно – это требования, которые к нему предъявляют: правила поведения в школе и за ее пределами, учебная нагрузка, режим дня, общение с4 детьми,   которых   он   не   знает,   отсутствие   доверительного   контакта   с педагогом, которая для него «чужая тетя».  ­   Что   будет   делать   ребенок   в   этой   ситуации?  (Варианты   ответов аудитории.)  Он   ищет   способы   защиты,   как   вы,   когда   открыли   глаза   и постарались   изменить   ситуацию   с  некомфортной   на   более  комфортную.  К сожалению, его способы не всегда конструктивны. ­ Обратимся к вашему опыту.  ­ Как ведет себя ребенок в ситуации дискомфорта? (Варианты ответов.)  ­ Совершенно верно, он может проявить агрессию, отказаться от выполнения задания, сесть под парту, а если ситуация не найдет позитивного разрешения, то   все   это   может   перерасти   в   психические   нарушения:   страхи,   неврозы, соматические заболевания. 4. Упражнение  «Садовник и цветок» Цель:  осознание родителями необходимости оказания помощи, проявления дополнительной заботы впервые дни посещения школы. Психолог: Сейчас один из вас в течение минуты будет играть роль цветка, а второй   –   заботливого   садовника.   Затем   вы   поменяетесь   местами. Постарайтесь запомнить свои ощущения в той и другой роли, почувствуйте, где вам было комфортнее. Задание выполняется под спокойную музыку. Подведение итогов игры ­ Что вы чувствовали  во время выполнения роли цветка (садовника)? ­  Именно в роли цветка ощущает себя ребенок в общении с нами, а мы – те самые   заботливые   садовники.   В   этом   упражнении   мы   получили   опыт   на уровне ощущений, но каким образом мы проявляем заботу, оказываем помощь ребенку, чтобы снизить риск  школьной дезадаптации. Ведущий предлагает ответить на  вопросы:  Каким   образом   родитель   может   оказать     помощь   ребенку­ первокласснику,   чтобы   смягчить   процесс   привыкания   ребёнка   к новым жизненным условиям? Время на работу в подгруппах до десяти минут. Затем каждая подгруппа представляет   свой   вариант   ответа   на   вопрос,   а   противоположная   группа дополняет перечень. Психолог: Мы с вами перечислили лишь некоторые формы оказания  помощи детям в период адаптации, но, к сожалению, мы не всесильные маги и, как говорит   пословица,   один   в   поле   не   воин,   поэтому   мы   ищем   союзников   в организации   процесса   сопровождения   нашего   первоклассника.   Кто   же   эти5 союзники, по вашему мнению? ( психолог, логопед, социальный педагог и т. п.). 6. Упражнение «Меняется те кто…» Цель: эмоциональная разгрузка участников семинара Ставятся   в   круг   стулья,   на   один   меньше   участников.   Ведущий   называет признак по которому будет осуществляться обмен местами. Н­р: Меняются те у кого есть дочь, и т.п. 5. Упражнение «Открытый   микрофон» Цель: подведение итогов семинара ­  практикума ­ Что вы чувствовали во время участия в семинаре? ­ О чём вы думали, выполняя те или иные упражнения? ­ С осознанием чего вы уходите?