СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»
Оценка 4.9

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
2 кл
18.11.2017
СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»
Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель.Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель.
гиперактивный ребенок.docx
СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому  ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в  крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает  неокрепшую нервную систему.  А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег  очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять­таки в  меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей сот  переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и  нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить  ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого  вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз  мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его.  Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи,  ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и  игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его  любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую­нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.  Специалистами также разработана система своеобразной "скорой помощи"  при работе с гиперактивнымребенком. Вот главные ее постулаты.  ­ Отвлечь ребенка от капризов.  ­ Поддерживать дома четкий распорядок дня.  ­ Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).  ­ Задать неожиданный вопрос.  ­ Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить  действия ребенка).  ­ Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. ­ Не приказывать, а просить (но не заискивать).  ­ Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не  услышит вас).  ­ Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою  просьбу (нейтральным тоном).  ­ Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда  он капризничает.  ­ Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).  ­ Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес  извинения.  ­ Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, то,  кроме домашней, разработана школьная программа психологической  коррекции. Она помогает ребенку влиться в коллектив, более успешно  учиться, а также дает возможность учителям нормализовать отношения с  "трудным" учеником.  Прежде всего учитель должен иметь всю информацию о природе и причинах  СДВГ, понимать, как ведут себя дети при таком заболевании, знать, что они  часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации и т.д., а значит,  требуют особого, индивидуального подхода. Такой ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, то есть сидеть в центре класса, напротив  доски. И в случаях любых затруднений иметь возможность сразу же  обратиться за помощью к учителю. Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно  слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои  импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной  функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя  какое­либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с  места. Получив замечание, ребенок какое­то время будет вести себя  "хорошо", но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в  подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять  ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент  активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла  подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить  побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе  обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно  одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в  начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это  позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие ­ повысить  учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от  выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.  Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от  года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой  за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8­10 раз.  Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку  монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям  сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если  этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо  договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.  Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения  какого­либо задания может предупредить: "Осталось три минуты".  Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, ­ дело  довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости,  терпения. Случается, перепробуют учителя, казалось бы, сто вариантов, а  ребенок по­прежнему остается "трудным". Значит, надо искать сто первый  вариант.  Вот один из примеров.  Гиперактивный мальчик замучил учителей. Собрались они на педсовете и  стали думать, что делать. И тут на помощь пришла учительница музыки. Она  отметила, что у мальчика абсолютный слух и очень редкий для такого  возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям  посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец­то почувствовал, что у него что­то получается  хорошо. Родители, которые привыкли, что сына, где бы он ни появился,  только ругают, тоже воспряли духом. Оказывается, есть чем гордиться и есть  за что хвалить. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к  похвале, чем другие. Мальчик "раскрылся", обрел свое "я", и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и  разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и  замечаний снизилось и соответственно улучшилось поведение. Лечебное питание  От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать  причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако  целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по  проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене:  "Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это,  безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к  развитию гиперкинетического синдрома". В частности, если заболевание  вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как  консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к  значительному улучшению здоровья ребенка. Особенно опасными считаются  красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый ­ тартрацин. Они  встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках.  Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ,  даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет  (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты,  ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.   Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых  гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих  рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить  разные продукты. Но зато когда удастся выявить конкретные "возбудители" и  исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость  тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью  специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фол­лю), тест на  мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт  определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы  или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать  постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.  Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и  гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов,  приготовленных с растительными маслами холодного отжима,  кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в  сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого  помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные  блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов. Список рекомендуемых продуктов при СДВГ: ­ овощи ­ горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная  капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;  ­ салат листовой;  ­ фрукты ­ яблоки, груши, бананы;  ­ гарнир ­ картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;  ­ зерновые ­ пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;  ­ хлеб ­ пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;  ­ жиры ­ кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;  ­ мясо ­ говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1­2 раза в неделю);  ­ напитки ­ неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия  около 50 мг/кг;  ­ приправы ­ йодированная соль. В движении ­ жизнь  Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют  здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний.  Физические упражнения улучшают работу сердечно­сосудистой и  дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани,  увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную  усталость, насыщают человека дополнительной энергией. Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем  возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без  того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них "тяжким бременем"  дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и  зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение  детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию.  Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок  становится более спокойным. У него вырабатывается правильная  координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции,  нормализуется сон, развивается костно­мышечная система. Кроме того,  гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что  также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны  таким детям.  Во­первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно  только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с  мамой это будет еще более полезно. Ведь упражнения лечебной физкультуры  дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся  длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и  проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением  нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого  необходимо постоянно информировать о результатах. С врачом надо  обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет,  что добавить, а что исключить.  Во­вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя  участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные  игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.  В­третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти  медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка  вредна для других органов и систем.  В­четвертых, стоит помнить, что это все­таки лечебная физкультура и она  имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием  или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они  интересны). Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно  заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что  устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности  заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать  забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не  высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во  время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) ­ они  повышают активность нервной системы. Некоторые особенности лечебной физкультуры для школьников  Занятия должны быть направлены на совершенствование зрительно­моторной  и слухо­моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в  пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных  координационных упражнений.  В физкультурный комплекс также необходимо включать как упражнения на  развитие силовых способностей, так и аэробные: равномерный бег, плавание,  пешеходные прогулки, задания на точность, оригинальность, смекалку,  развивающие чувство времени и способность контролировать свои действия  во времени. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим  межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой  частью тела и т. п.).  Как малышам, так и школьникам с СДВГ, не стоит предлагать эмоциональные игры, участие в состязаниях, олимпиадах. Нельзя перегружать их физически,  поэтому следует ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью  (по крайней мере, после них надо обязательно делать короткий отдых или  чередовать их с дыхательными упражнениями брюшного типа).  Любое усилие, любое достижение ­ самое минимальное ­ обязательно должно  быть замечено, отмечено, поощрено. Учитывая, что у детей с синдромом  СДВГ заниженная реакция на шум и зрительный образ, говорить с ними нужно ясно, лаконично, почаще прикасаться, поглаживать и т. д. Аутогенная тренировка  Этот самостоятельный метод психотерапии пользуется известной  популярностью уже не одно десятилетие. И не случайно. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и  периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности  коры головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает  мышечное и эмоциональное напряжение. Последнее особенно важно для  гиперактивных детей, которые часто бывают напряжены и внутренне  замкнуты.  Что же такое аутогенная тренировка? Это метод, с помощью которого  человек сознательно управляет физическими и психическими функциями  организма. Основан на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.  Приемы аутогенной тренировки человек усваивает в процессе занятий,  которые проводит психотерапевт. После этого можно применять их  самостоятельно в любое удобное время. Если ребенок научится правильно  расслабляться, он может это сделать в школе, дома, в любом месте, где  почувствует в этом необходимость. Для этого не требуется каких­то  специальных условий ­ просто несколько минут покоя. Кстати, приемы  аутогенной тренировки очень часто дают возможность возбужденным детям  отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или уснуть вечером.  Отметим, что этот полезный метод ни в коем случае не должен подменить  другие формы лечения. Но сочетать их вполне реально и полезно.

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

СЕМИНАР: «Реализация ФГОС. Индивидуализация обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2017