Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"
Оценка 4.9

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Оценка 4.9
Семинары
docx
математика
Детсад
21.06.2017
Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"
Методика ФЭМП в системе педнаук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка. Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?Microsoft Word
Совершенствование мастерства педагогов.docx
Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений" Методика ФЭМП в системе педнаук призвана оказать помощь в  подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению  математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка. Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были  внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли  бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети  получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе семинара составим модель успешного занятия. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от  компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую  терминологию. Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 2) Это: ­ множество; ­ число; ­ счётная и вычислительная деятельность; ­ величина; ­ геометрические фигуры; ­ время; ­ пространство. Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как “небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается  против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования”. (Слайд 3) Множества рассматривают как набор, совокупность,  собрание каких­либо предметов и объектов, объединённых общим, для  всех характерным свойством. Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений,  чисел. Всё это называется элементами множества. (Слайд 4) Число – это общая неизменная категория множества,  которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”)  (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один  из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают двух­(и более) значные числа. Число имеет 2 значения: количественное и порядковое. При количественном значении нас интересует количество элементов во  множестве. Мы используем вопрос СКОЛЬКО? и счёт начинаем с  количественного числительного ОДИН. При порядковом значении числа нас интересует место числа среди  других или порядковый номер элемента во множестве. Используется  вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? и задаётся направление счёту.  Используются порядковые числительные, счёт начинается со слова  ПЕРВЫЙ. Когда мы говорим о количестве, не имеет значения направление счёта,  предмет, с которого начали счёт. Итоговое число не меняется. При  порядковом счёте – итоговое число может меняться. (Слайд 5) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с  конкретными элементами множества, при которых устанавливается  взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение  числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной  деятельности. (Слайд 6) Вычислительная деятельность – это деятельность с  абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и  вычитания. Простое называние числительных не будет называться  счётной деятельностью. Система вычислительных действий  формируется на основе количественных знаний. (Слайд 7) Величина – это качество и свойство предмета, с помощью  которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем  количественную характеристику сравниваемых предметов. сть – зависит от предмета, с которым мы сравниваем,  Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее  понятие величины является непосредственным обобщением более  конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д. Величина обладает 3 свойствами: 1) сравнимость, осуществляемая: ­ наложением, ­ приложением, ­ измерением с помощью условной мерки, ­ сравнением на глаз. 2) относительно от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в  пространстве. 3) изменчивость ­ .величина тесно связана с размером. А размер  является свойством изменчивости величины. Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может  изменять свои размеры, не меняя своей сущности. (Слайд 8) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью  которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости,  ограниченное пространством. Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...), которые ещё называют геометрическими телами. Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями. Если поверхность, ограничивающая тело, состоит их плоскостей, то  тело называют многогранником. Эти плоскости пересекаются по  прямым, которые называются рёбрами, и образуют грани тела. Каждая  из граней есть многоугольник, стороны которого являются рёбрами  многогранника; вершины этого многоугольника  называются вершинами многогранника. Некоторые многогранники с определённым числом граней имеют  особые названия: четырёхгранник – тетраэдр, шестигранник – эксаэдр, восьмигранник – октаэдр, двенадцатигранник – додекаэдр,  двадцатигранник – икосаэдр. Что же такое геометрическая ФОРМА? Форма – это очертание, наружный вид предмета. Форма (лат. forma ­ форма, внешний вид) – взаимное расположение  границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение  точек линии. (Слайд 9) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. Время имеет свойства: ­ текучесть (время не остановить) ­ необратимость и неповторимость ­ длительность. (Слайд 10) Пространство ­ это такое качество, с помощью которого  устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от  себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку  на местности. Итак, первое колечко в нашей пирамидке (Слайд 11) – Компетентность педагога в области преподаваемого предмета. (Слайд 12) Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и  поговорки с числительными. Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста (Слайд 13) Полноценное математическое развитие обеспечивает  организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ЗАНЯТИЯ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. Занятия рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО, но не с развитием речи. (Слайд 14) К занятиям необходимо тщательно готовиться: ­ продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития  детей, с уровнем их знаний, ­ подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, ­ продумать формы организации деятельности детей (в парах, в  подгруппах и т.д.) Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая  большая программная задача дробится на более мелкие и решение  данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях. При переходе от одной программной задачи к другой очень важно  постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается  правильное усвоение материала. Различают типы занятий: 1) занятия в форме дидактических игр, 2) занятия в форме дидактических упражнений, 3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно. Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того  и другого. Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте.  Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми  дидактическими играми. Вид занятия зависит от программных задач: 1) занятие полностью посвящено изучению нового материала, 2) занятие полностью посвящено повторению, 3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто), 4) итогово­проверочные занятия (новый материал не даётся!). На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие?  (Высказывания педагогов). Давайте разберёмся в этих задачах.   (Слайд 15) 1) образовательные ­ чему ребёнка будем учить (учить, закреплять,  упражнять), 2) развивающие – что развивать, закреплять: ­ развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое  главное, существенное, развитие осознанности, ­ продолжить формирование приёмов логического мышления  (сравнение, анализ, синтез). 3) воспитательные ­ что воспитывать у детей (математическую  смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность,  самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность  добиваться наилучших результатов), 4) речевые ­ работа над активным и пассивным словарём именно в  математическом плане. Таким образом, второе колечко модели успешного занятия – Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 16) Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на  занятиях по ФЭМП? (Ответы воспитателей) Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы  обучения…(Слайд 17) Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием  различных дидактических игр и упражнений. Словесный метод в элементарной математике занимает не очень  большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания  конкретной задачи. ­ в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? ­ в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему  ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: ­ разъяснения (как выполнить данную задачу), ­ указания воспитателя (в основном с детьми), ­ план действий старшего дошкольного возраста. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам,  дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и  сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем  больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем  лучше усвоит материал по ФЭМП. Наглядные методы. ­ демонстрационный материал, который используется у доски. Он  крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. ­ раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку. Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия – Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 18) Разминка “Объясни выражение” (Слайд 19): ­ “семи пядей во лбу”; ­ “мерить на свой аршин”. Давайте вернёмся к наглядным методам обучения. Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, (Слайд  20.1)поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен  быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям:  привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми  пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские  эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического  мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно  усваиваются детьми знания. (Слайд 20.2)  Материала должно быть в достаточном количестве на каждого  ребёнка + запасной материал.  Материал должен быть различным на каждом занятии  Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть  зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)  Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки ­  шишки, зайцы­ морковки, цветочки – бабочки и т.д.) (Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала) Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор  демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 21) Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой? Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (548 и  387)(Слайд 22) Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель  должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз,  выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в  отношении грамматики, и в отношении математики. Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге  Метлиной Л.С. “Математика в детском саду” Образец речи воспитателя – основной приём. Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя Многократное упражнение детей. (Слайд 23) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной,  краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие  проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль  словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но  необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают. Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия  в устной форме Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при  необходимости уточнять, дополнять, исправлять. Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя (Слайд 24) На экране вы видите, как выглядит модель успешного занятия по  ФЭМП.(Слайд 25) И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить  интересно, насыщенно, продуктивно. Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности  детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен  видеть не только всю группу, но и каждого отдельного  ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий.  Соответственно, необходимо продумывать оценку  деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы”  есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался;  ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный,  старательный и т.д. А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги  ______________________были активными, Педагоги____________________ привели много примеров пословиц и  поговорок … Семинар подошёл к концу. Прошу дать оценку семинару. (Рефлексия)

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Семинар "Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017