Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"
Оценка 4.6

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Оценка 4.6
Семинары
docx
чтение
1 кл—4 кл
03.03.2019
Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"
В данном семинаре рассматривается вопрос повышения читательской грамотности детей.Главного умения при выполнении работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Рассматриваются теоретические вопросы технологии продуктивного чтения Наталии Николаевны Светловской. Семинар полезен как молодым специалистам, так и учителям со стажем. Новизна- применение технологии про чтении несплошных текстов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx
Разработка обучающего семинара Представление опыта с мультимедийной презентацией по теме: Волкова И.Л., учитель начальных классов, МБОУ СШ №3 г.Няндома. «Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской грамотности»  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). Аннотация семинара по теме: «Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской грамотности»             Для   методического   семинара   мной   представлены   педагогические наработки   по   теме   «Технология   продуктивного   чтения   как   средство формирования    читательской грамотности». (Слайд 1,2) Вступление        Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного   общего   образования   ориентируют   современную   школу   на формирование   универсальных   учебных   действий,   важнейшим   из   которых является   смысловое   чтение.   Смысловое   чтение   включает   в   себя   умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из   различных   текстов,   умение   работать   с   художественными,   научно­ популярными,   официальными   текстами,   умение   понимать   и   адекватно оценивать информацию из текста. (Слайд 3) Актуальность         По результатам международных исследований грамотности чтения PISA из 65 стран – участниц Россия занимает лишь 42 место. (Слайд 4,5) Причин этого несколько, под наиболее главными причинами я бы хотела отметить: 1. Не   заинтересованные   в   воспитании   родители   (на   сегодняшний   день число неблагополучных семей очень высоко, а поэтому нет примера и нет результата) 2. Утрата   ценности   книги   и   предпочтение   СМИ   (чтение   заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)         Познакомившись с результатами международных исследований, у меня возник   вопрос:   а   как   обстоят   дела   с   «грамотностью   чтения»   у   учащихся начальных классов нашей школы? Способствует ли технология продуктивного чтения развитию читательских компетенций младших школьников при работе со   сплошными   текстами?   Было   проведено   исследование,   цель   которого   – отследить   сформированность   читательских   компетенций   младших школьников   при   работе   со   сплошными   текстами.   Мониторингом   были охвачены учащиеся трех 2­х классов начальной школы. Лишь в одном из них учитель   системно   с   1   класса   применяет   на   своих   уроках   технологию продуктивного чтения. Таким образом, учащиеся двух исследуемых классов показали низкий процент сформированности читательской грамотности, это видно на диаграммах. (Слайд 6)                                                  Вывод: у детей контрольных групп отсутствуют умения работать с текстами.  Противоречие.              Что мы имеем? ФГОС требуют осознанного чтения как результата, а исследования подтверждают, что дети его не показывают. Возникает явное противоречие. (Слайд 7)    Ценность и ведущая идея       А есть ли выход из сложившейся ситуации?  Многие ученые Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А.Зимняя занимались решением этой проблемы, по   общему   мнению,   работа   с   текстом   начинается   еще   до   его   чтения, разворачивается   по   ходу   чтения   и   продолжается   в   размышлениях   о прочитанном.  Разработано   много   приемов   и   методов   формирования читательской грамотности. Но по­настоящему системным и универсальным методом,   на   мой   взгляд,   является   ТЕХНОЛОГИЯ   ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. (Слайд   8)  Ключевое   слово   в   названии   технологии   –   «продуктивное». Применение технологии на уроках создает главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.  Технология реализации ведущей педагогической идеи        ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ включает в себя 3 этапа работы с текстом:  I     Этап     (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с   опорой   на   читательский   опыт,   определение   смысловой,   тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 1. Антиципация     – Работа с текстом до чтения 2.   Постановка   целей   урока с   учетом   общей   (учебной,   мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II      Этап – Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей   текста,   возрастных   и   индивидуальных   возможностей учащихся.   Выявление   первичного   восприятия   (с   помощью   беседы, текста,   фиксации   первичных   впечатлений,   письменных   ответов   на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2. Перечитывание   текста. Медленное   «вдумчивое»   повторное   чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту   и   к   автору.   Необходимый   комментарий   текста   (словаря, подтекста).   Постановка   уточняющего   вопроса   к   каждой   смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами   по   тексту.   Обращение   к   отдельным   фрагментам   текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов III      Этап – Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная   (смысловая)   беседа   по   тексту.   Коллективное обсуждение   прочитанного,   дискуссия.   Соотнесение   читательских интерпретаций   (истолкований,   оценок)   произведения   с   авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа   с   заглавием,   иллюстрациями.   Обсуждение   смысла   заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие   задания, опирающиеся   на   какую­то   сферу   читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Технология  продуктивного  чтения  помогает   вычитать  3  вида   информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную. (Слайд 9)           Приведу   пример   использования   технологии   при   изучении   сплошного литературного текста Л.Н. Толстого.  На первом этапе использую прием антиципации – прогнозирование содержания текста по рисунку. (Слайд 10) ­ О ком наше произведение? (О девочке) ­ Это современная девочка? (Нет). Как вы догадались? (по одежде, обуви) ­ Что вы чувствуете, глядя на девочку? (Нам ее жалко, она несет тяжелое ведро воды) Прочитаем о ней. На   втором   этапе   вычитываем   фактуальную   и   подтекстовую   информацию. (Слайд 11,12)  Данное произведение было написано Л. Толстым в «Азбуке» для   крестьянских   детей   с   целью   научить   их   искать   выход   в   различных жизненных   ситуациях.   Поэтому   и   концепт   произведения   понимается   так: учись принимать решения на ходу.         На третьем этапе предлагаю творческое задание. Детям очень нравится прием   «Кубик   Блума».   На   его   гранях   написаны   начальные   слова   заданий: «почему?»,   «объясни»,   «назови»,   «предложи»,   «придумай»,   «поделись». Приведу   пример   творческих   заданий   с   использованием   кубика   Блума: Предложи   свое   название...   Придумай   продолжение   истории...Назови неточности в рисунке …(Слайд 13)  Новизна Технология   продуктивного   чтения применима   и   на   других   уроках   в начальной   школе   (например,   математика).   Технология   была   создана   для сплошных   текстов,   но   она   результативна   и   при   работе   с   несплошными текстами. Списки,   таблицы,   графики,   диаграммы,   объявления,   расписания, каталоги,   индексы,   формы   –   вот   далеко   неполный   перечень   несплошных текстов,   они   требуют   несколько   иных   читательских   навыков,   так   как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые   формальные   указатели   на   эти   связи   (например,   названия   осей графика).   (Слайд14) Приведу пример работы над математической задачей.  1этап до чтения ­Что это? (Схема) Посмотрите пожалуйста на схему. Что надо будет узнать в задаче? Из скольких частей состоит целое? (Слайд 15) 2 этап. Во время чтения. Прочитайте задачу и дополните схему данными. Повторное чтение, все ли данные есть на схеме? Составление плана работы над задачей. Сможем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Что для этого надо сделать? Решение. (Слайд 16) 3 этап после чтения. Прочитайте еще раз вопрос задачи? Смогли ли мы ответить на него? Что для этого надо было сделать?  Продуктивность                 Вернёмся   к   нашему   мониторингу   учащихся   класса,   где   учитель применяет технологию продуктивного чтения лишь у 2 учеников (8%) не было представлено   информации   в   виде   сплошного   текста,   у   8   учащихся   (30%) информация была представлена частично, 16 учащихся (62%) смогли передать информацию в полном объеме. (Слайд 17) Вывод:   исследование   выявило   положительные   изменения   в   деле формирования читательской грамотности младших школьников под влиянием технологии продуктивного чтения. Результативность              Анализ результатов использования технологии продуктивного чтения показывает положительную динамику как в уровне обученности детей, так и в их личностном развитии. (Слайд 17)         Применение технологии продуктивного чтения действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, она позволяет добиваться высоких результатов обучения. Применима  самостоятельно вне урока, возрастосообразна и доступна. Ориентирована на развитие личности читателя,   развивает   у   него   умение   прогнозировать   результаты   чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла. Могу с уверенностью сказать:   технология   продуктивного   чтения   обеспечивает   сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС. (Слайд 18) Данная   технология   способствует   повышению   эффективности образовательного   процесса   и   достижению   тех   результатов,   о   которых говорится в новых стандартах.  Библиографический список 1.   Асмолов   А.Г.   «Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в начальной школе», М: Просвещение, 2010. 2.   Бондаренко   С.М.,   Граник   Г.Г.,   Концева   Л.А.   «Как   учить   работать   с книгой», М.,1995. 3.   Светловская   Н.Н.   Обучение   чтению   и   законы   формирования   читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. ­ №1 – с.11­18. 4. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.Дети, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче­Оол. – М.: Аркти, 2010. 5.  Чиндилова   О.В.   Технология   продуктивного   чтения   на   разных   этапах непрерывного   литературного   образования   в   ОС   «Школа   2100»: [Монография]/    Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"

Семинар  "Технология продуктивного чтения как средство повышения читательской грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019