Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Оценка 5

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.01.2017
Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Конспект семинара для классных руководителей школы по теме «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя». Цель: осознать, что творчество классного руководителя является мощным стимулом в воспитательной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся. «Воспитание – высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно». Р. Киплинг. Ход педагогического совета 1. Организационный момент (деление участников на группы: начальная школа, классные руководители 5-8классы, классные руководители 9-11 классы, предметники). 2. Открытие педсовета. Выступление заместителя директора по воспитательной работе школы (тема, цели и задачи, определение хода педсовета) 3. Выступление заместителя директора по ВР. «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя». 4. Анализ анкетирования. (10 мин).
Семинар к МО.doc
«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя». Педагогический совет для классных руководителей (Слайд 1)  «Воспитание – высшее из благ,  но только тогда, когда оно первого сорта,  иначе оно ни на что не годно» Р. Киплинг. (Слайд 2) Ход педагогического совета 1. Организационный момент (деление участников на группы: начальная школа, классные  руководители 5­8классы, классные руководители 9­11 классы,  предметники). 2. Открытие педсовета. Выступление заместителя директора по воспитательной работе школы  (тема, цели и задачи, определение хода педсовета) 3. Выступление заместителя директора по ВР. «Особенности воспитательной деятельности  классного руководителя». 4. Анализ анкетирования.  (10 мин) 5. Выступление учителей. Цель: осознать, что творчество классного руководителя является мощным стимулом в  воспитательной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества  взрослых и учащихся. Основные идеи: 1. Выявить признаки творчества в деятельности классного руководителя. 2. Оценить уровень творчества классных руководителей в реальной практике, выявить опыт,  заслуживающий изучения и применения. 3. Выработать общие правила успешной деятельности классного руководителя. 4. Определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и лицея в воспитании  учащихся. 5. Наращивание делового единства классных руководителей, опыта согласований позиций в  воспитательной сфере. Форма:  педагогический совет. (Слайд 3) Известный французский педагог Селестен Френе главным в воспитании считал: 1.  Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию. 2. Создание  благоприятной среды. 3. Оборудование и технические средства. «Воспитание ­ это максимальное  развитие личности в разумно организованном обществе». В этом случае целью воспитания  становится личность, а главным средством воспитания ­ «разумно организованное общество». Уважение к воспитательному процессу заставляет нас перейти к рассмотрению следующего  вопроса, а именно — основных педагогических условий, определяющим образом влияющих на  качество воспитания детей. (Слайд 4) К педагогическим условиям относятся обстоятельства, способствующие проявлению  и развитию творческой индивидуальности классного руководителя. Успешность воспитательной практики школы во многом зависит от сплоченности педагогического  коллектива. Вместе с тем творческий поиск отдельных классных руководителей может внести в  образовательный процесс то новое, что способно перевести на более высокий уровень всю работу  школы. И, наконец, самое главное. Как же добиться результата и при этом еще получить удовлетворение? Наше убеждение в том, что все надо делать вместе, нужен коллектив  единомышленников. На ключевом характере фигуры воспитателя в жизни детского коллектива настаивал В.А.  Сухомлинский: «Если мы говорим, что коллектив ­ великая сила, то, образно говоря, мы имеем в  виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими  корнями является человеческое богатство воспитателя». Постоянно наращивать, обогащать свой  воспитательный потенциал  ­ важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим  коллективом. (Слайд 5) Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель? 1. Сплочение ученического коллектива 2. Организация коллективных творческих дел (в том числе ­ личностно­ ориентированных) 3. Создание благоприятного психолого­нравственного климата, комфортного состояния  для каждого ученика 4. Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика 5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов  между учениками 6. Стимулирование позитивного поведения учащихся 7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях 8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей Воспитывать ­ значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими. Именно классный руководитель является центральной фигурой   воспитательного процесса. От успешности его деятельности в конечном счете зависит успех образовательного учреждения в целом.   Классные руководители  ­ самая массовая категория организаторов воспитательного  процесса в школе.   Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно­воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто­либо из членов педагогического  коллектива. И поэтому  он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие  детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса,  хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности  и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно­ воспитательных задач, стоящих перед школой.   (Слайд 6)Именно творчество классного руководителя – главное условие  совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности  деятельности школы.  «Творчество – это деятельность, результатом которой  является создание новых материальных  или духовных ценностей».  В.И.Даль                                               Классный руководитель – педагог­профессионал, духовный посредник  между  обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством,  организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей  деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального  самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов  детства. (Слайд 6) Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации  обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,  соответствующую насущным интересам личности и общества. Цель его работы с классом состоит в  создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в  координации усилий педагогов (учителей­предметников, воспитателей, руководителей кружков и  др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.  Практическая часть № 1 «Задачи классного руководителя». Выработка основных задач в работе классного руководителя. Все присутствующие на листочках формулируют любую задачу классного руководителя. В завершении каждый зачитывает ее вслух. После чего зачитываются  приготовленные задачи на слайдах.  ( я предлагаю записать задачи классного руководителя, а затем  их зачитать вслух). – РАЗДАТЬ НА ЛИСТАХ. Основные задачи и содержание работы классного руководителя. 1.Содействует созданию благоприятных психолого­педагогических условий для максимального  развития каждого ребенка. 2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности. 3. Организует и участвует в педагогических консилиумах по проблемам учащихся своего класса,  при необходимости посещает уроки учителей предметников. 4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков,  клубов, секций, объединений. 5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, осознанному выбору им  профессии. 6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и  безопасность в школе в учебное время. 7. Дает консультации родителям, проводит родительские собрания, привлекает родителей к  помощи школе. 8. Организует питание, дежурство.  9. Заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям  обо  всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей. 10. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний. Классный руководитель  организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный  воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о  всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний,  укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в  дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения  уровня знаний. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного  руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе  программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных  тенденций общественной жизни, на основе личностно­ориентированного подхода с учётом  актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Деятельность классного  руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он  формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и  индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через  разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,  творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе  самоуправления. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и  способностей учащихся,  забота об охране здоровья. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим ученикам.  Классный  руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он  проводит не в одиночку, а под руководством директора школы, его заместителей, в тесном  контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до  каждого учащегося Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти  качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному  руководителю. Ведь он воспитывает учащихся  и личными примерами, своим поведением.  Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как  увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим  ученикам. В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия ­ быть классным  руководителем. Классный руководитель ­ ключевая фигура в воспитательной деятельности школы,  он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей ­ это,  наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому  стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий.    В работе классного руководителя бывает много непредвиденных ситуаций, которые требуют  моментального вмешательства.  И сейчас мы вам предложим разные педагогические ситуации.  Время не более 3 минут. – РАЗДАТЬ НА ЛИСТАХ,  Работа в группах.  1. Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и  представить в виде инсценировки (ролевого исполнения) или другим образом совместное решение  педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации,  достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи. Ситуация 1 Трое учащихся девятого класса замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест  города. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен  и не подтвержден, хотя, по словам родителей нескольких учащихся, он имел место. Указанные  родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями  подростков. Как поступить в этой ситуации педагогам? Ситуация 2 Вы проходите мимо курящих за углом лицея старшеклассников. Ваши действия? Ситуация 3 Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный  руководитель неоднократно приглашал родителей в лицей и посещал семью на дому. Отношения  между семьей и лицеем, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти  согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи в штыки. Как следует  поступить в данной ситуации? Ситуация 4 На родительском собрании родители согласованно изложили претензию к учителю,  заключающуюся, в том, что он всегда задает скучные, неинтересные домашние задания и когда на  следующем уроке ученики пытаются отвечать, учитель обвиняет их в непонятливости. Ситуация 5 Диагностика состояния здоровья детей, обучающихся в классе, где вы являетесь классным  руководителем, показала его резкое ухудшение. Обсуждение решенных педагогических ситуаций. Правила успеха классного руководителя (работа в группах) (Слайд 7) Все мы помним фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить кем  они стали, чего добились. Сюжет фильма не будем   анализировать,   но   на   некоторые   моменты   реальной   жизни   хочется   обратить   внимание. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только они расстались, у них не появилось желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса,  теплота   общения  зовет  из  детства,   тянет,  как  магнитом,   еще   и  еще  раз  встретиться   и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь. Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце ­ класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит?   Безусловно,   от   многих   составляющих:   личности   классного   руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени. На   каких   же   принципах   должно   строиться   сотрудничество   классного   руководителя   и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство? (работа в группах ­ поделиться имеющимся опытом и сформулировать практические правила, которые помогут сделать  успешным деятельность классного руководителя (5 мин.) Затем по одному представителю от группы объединяются и пишут общие принципы  успешной деятельности классного руководителя) (Слайд 8) Правила успеха классного руководителя. 1. Будь честным и искренним. 2. Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны. 3. Оценивай не личность, а поступок. 4. Не будь равнодушным. 5. Будь открытым для общения с детьми, умей шутить. 6. Если не прав, умей признать свои ошибки. 7. Будь настойчивым в достижении поставленных целей. 8. Умей управлять своим настроением. 9. Открытость классного руководителя. 10. Способность понять и поддержать ученика. Принципы успешной деятельности классного руководителя Принцип первый ­ безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Принцип второй ­ беспристрастность в оценке поступков учащихся. Принцип третий ­ терпение и терпимость в достижении результативности педагогического  воздействия. Принцип четвертый ­ диалогичность и открытость в общении с учащимися. Принцип пятый ­ отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои  непрофессиональные действия.  Принцип шестой ­ использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в  работе с учащимися.  Принцип седьмой ­ умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого  мнения. Принцип восьмой ­ умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный  руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах  своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в  коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.        Начиная работать с классным коллективом» необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей. ­ Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс? ­ Как сделать так, чтобы класс стал дружным? ­ Какие традиции уже есть в вашем классе? ­ Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе. ­ Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными. (Слайд 9 ­ 14) Правила педагогической гигиены. 1.    Пришел в школу ­ сделай умное и благородное лицо. 2.    Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь  мороженое. 3.    Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку. 4.    Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили. 5.    Помни ­ плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу. 6.    Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь. 7.    Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется  улыбкой. (Слайд 15 ­ 16) В заключение хотелось бы привести«10 заповедей классного руководителя»: *  Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его. *  Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее  услышаны. *  Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно. *  Будь справедлива ­ ибо обиды больно ранят детскую душу. *  Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях больше, чем плохого. *  Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом. *  Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных моментах есть свои причины. *  Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии расписывается только  слабак. *  Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно. *  Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный руководитель ­ мать от  завтрака и до обеда.           И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.   Вы думаете, «классным» быть легко? Не спать от мыслей долгими ночами И вслушиваться в шум учеников, И спорить с тем, кто не доволен мелочами. Прожить сто жизней, добрых и плохих, Чужой бедой болеть однажды. Да, может «классным» быть легко, Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый. И снова «классный» делом перегружен Но так ему не выжить одному. Ведь сам себе зачем он будет нужен. Когда не нужен он ученику? Решение педагогического совета. Проект решения педагогического совета 1. Рекомендовать использовать в работе классных руководителей, выработанные принципы. 2. Регулярно делиться опытом классных руководителей на Школьном Методическом Совете. 3. Разнообразить формы  и  методы проведения  классных  часов, включая проектную   деятельность, КТД, методы самоконтроля  и  самооценки деятельности. 4. Педагогам школы ориентироваться на гуманистическое воспитание и обучение, на  демократический стиль работы во взаимодействии с учащимися, видеть в каждом ученике  личность. Заключительное слово. Педагог,   который   воспитывает   детей,   должен   отвечать   многим   требованиям.   Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство  — вот оно, святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь,  за него не страшно и в огонь.  Лик его высок и удивителен.  Посвяти ему свой краткий век.  Может, и не станешь победителем,  но зато умрешь как человек». И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе. Рефлексия.   Самая важная мысль педсовета для Вас?  Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?  Возникла   ли   у   Вас   какая­либо   идея,   которую   Вы   захотите   опробовать   после педсовета? Литература       Гуткина   Л.Д.   Пакет   нормативно­методических   документов   для классных руководителей. – М.:  «Классный руководитель», № 4, 2007. работе в классе по итогам года. – М.:  «Классный руководитель», № 4, 2007. Аржанова  В.И. Матрица для составления отчета о воспитательной Чернова   С.А.   Классный   руководитель:   права,   обязанности, содержание деятельности. – М.:  «Классный руководитель», № 8, 2005. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе. ­ М.:  «Классный руководитель», № 8, 2005. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. Степанов     Е.Н.   Планирование   воспитательной   работы   в   классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.   Нечаев     М.П.   Диагностика   воспитанности   школьников.   Учебно­ методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.  внешнеповеденческом аспекте. М.:  «Классный руководитель», № 3, 1999. Нетопина   С.А.   Оценка   воспитанности   учащихся   во Анкета «Давайте оценим сами себя!» Требования к классному руководителю 1 балл 2 балла  3 балла Понимание сущности процессов, которые называются  «социализация», «образование», «развитие», «общение»,  «воспитание». Понимание сущности социальной роли, педагогической  позиции наставника­взрослого по отношению к воспитаннику­ ребёнку. Эрудиция, осведомлённость в области педагогических идей,  подходов, систем. Умение видеть, выделять, формулировать педагогические  проблемы  в собственной педагогической деятельности. Умение ставить воспитательные цели и планировать  собственную деятельность для их достижения. Умение организовать детей на педагогическую акцию,  привлечь помощников, пробудить активность, сплотить на  совместных переживаниях поражений и побед. Умение анализировать собственную деятельность в целом, а  также итог отдельного воспитательного мероприятия. Умение проектировать будущее коллектива и перспектива  развития отдельного воспитанника. Умение общаться с детьми, способность привлекать к себе  детей, испытывать удовольствие от их близости. Толерантность и гуманизм в сочетании с разумной  № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. № п/п Требования к классному руководителю 1 балл 2 балла  3 балла 11 12. 13. 14. 15. 16. требовательностью, умением быть справедливым. Уровень личной ответственности, добросовестное выполнение  должностных обязанностей. Степень представленности образа педагога в поведении детей  (является ли педагог примером для своих воспитанников). Оптимизм, стрессовоустойчивость, воля, жизненная  целеустремлённость. Успешность деятельности (можно в сравнении с прошлыми  годами). Наличие поддержки родителей, связей с межшкольными  учреждениями. Профессионально­педагогическая и социальная значимость  личности педагога (общественная деятельность). ИТОГО: Ключ к анкете: * 34 ­ 48 баллов – классный руководитель, работающий творчески. * 17 ­ 33 баллов – классный  руководитель с устоявшимся стилем работы.                     *  0 ­ 16 баллов – классный  руководитель,  требующий особого внимания.                                 Прочтите, пожалуйста, текст, соотнесите их содержание с собственной практикой. Позиция классного руководителя 1. Позиция   «навстречу».  Классный   руководитель   и   ребёнок   в своей   деятельности   и   общении   исходят   из   того,    что  они   равноправные, равноценные партнеры и в своем взаимодействии они идут навстречу друг другу. КР            Р 2.Действия классного руководителя и ребенка прямо противоположны (позиция «противоположности»)              КР   Р 3. Позиция  «над».  Превосходство  (реальное   или   мнимое)   классного руководителя, но участники деятельности и общения стремятся' навстречу друг   другу   (это   реальная   предпосылка   получения   положительного результата). КР                    X                                   Р Результат Скорее всего положительный Отрицательный или нулевой Возможен любой результат, не исключен и нулевой и отрицательный 3. Позиция   «под».    Деятельность   классного   руководителя   подчинена интересам, желаниям ребенка.                                                    Р                            X                                           КР 5. Позиция «ведущего». Классный руководитель и ребенок находятся в движении, в развитии. Важно, чтобы педагог не отрывался слишком от своих воспитанников и чтобы это движение основывалось на взаимном интересе. Р                     КР 6.   Позиция   «ведомого».  Действия   классного   руководителя   и   детей направлены   в   одну   сторону,   но  возникает   вопрос   «Куда   могут   увести подопечные классного руководителя?»          КР                    Р Результат может быть различным Возможен положительный результат при взаимном интересе и совместном движении Любой результат возможен 7.   Позиция   «наравне».  Классный   руководитель   и   воспитанник   идут Результат положительный вместе, уважают и дополняют друг друга        КР       Р Примерные   выступления:  «Факторы,   способствующие   и   мешающие успешной деятельности классного руководителя» ­ из опыта работы. (10 мин)

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Семинар «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.