СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 5
docx
03.10.2023
СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СТАТЬЯ.docx

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья- важный социальный институт воспитания ребенка. Поддержка семейного воспитания и признание воспитательного потенциала семьи отражаются в направлениях государственной политики [2], стимулируя развитие общества.
На современном этапе роль семьи практически открывает для ребенка мир человеческих отношений для наблюдения и подражания с целью его развития и воспитания [1].
Однако со временем, на смену игровой деятельности с взрослыми в семье приходит игровая деятельность со сверстниками в детском коллективе. Именно детская игровая среда становится наиболее интересной для ребенка дошкольного возраста. Это происходит за счет расширения круга общения путем избирательности партнеров по игре из группы сверстников.
Потребность ребенка стать принятым в игру для активного участия с привлекательными для себя ролями со временем формирует соподчинение мотивов, укрепляет самооценку, развивает воображение, стимулирует произвольность внимания, формирует наглядно-образное мышление.
Покидая рамки непосредственного окружения на время пребывая среди
сверстников, ребенок знакомится с традициями, разнообразными игровыми ролями, с определенными ролевыми наборами, которые становятся фактором
проявления игровых предпочтений, приобретенных в семье.
После трех лет в жизни ребенка наступает период появления новых более
сложных отношений в результате дополнения семейного круга общения через отношения со сверстниками, например, во время игры на детских игровых площадках, или при посещении детского сада.
Интересуясь собой как субъектом, ребенок с помощью речи или жестов
вступает во взаимодействие со сверстниками. Несмотря на стремление ребенка войти в мир взрослых, его возможности ограничены. Поэтому эти проблемы ребенок решает через участие в игровой деятельности. Только в игре ребенок может вести себя «как взрослый» в контексте разных моделей поведения и ролевых позиций, интуитивно улавливая необходимость выполнения «взрослых» правил и норм.
Новый социальный опыт ребенка в детском коллективе становится воспитательным потенциалом его развития за счет многообразия содержания ролей в игровых ситуациях. Позиция отношения к миру, характер общения и отношения со сверстниками, так или иначе, формируют характер ребенка.
Игра как важная форма социализации ребенка объединяет социальные
роли, нравственные и этические эталоны. Именно из наблюдений ребенком отношений в семье и формируется ролевые предпочтения в игре. Усвоенные с раннего детства процедуры, которые взрослые традиционно выполняли в течении долгого периода, такие как «купание», «кормление», «укладывание спать» сопровождают первые игры детей независимо от пола.
Затем ролевые функции усложняются, вследствие продолжения наблюдения детьми за тем, что делают и говорят окружающие его взрослые. Например,
«садись в мою тачку, поедем на работу». Поездка на работу в данном случае,
это инициированное игровое действие, а слово, обозначающее транспортное
средство, сленгового характера, формирует неточное представление о средстве передвижения, то есть «автомобиле». Слово «тачка» имеет свое прямое назначение и управляется с помощью ручек, а не рулевого механизма, служит для перевозки различных материалов, например. Таким образом, ребенок получает информацию замедляющую его познавательную деятельность при знакомстве с предметами и объектами окружающего мира их понятийным значением и типовым звучанием.
При этом, игра является уникальным опытом социального развития ребенка. Грамотное сопровождение игры может выступать в качестве средства
решения педагогических задач воспитательной направленности. Если у ребенка возникла какая-либо проблема с игрушкой, то взрослый, недолго думая, быстро решает ее в рабочем порядке. «Мама, смотри, у куклы сломалась рука» - говорит ребенок. И мама, воображая себя травматологом, или хирургом, зачастую не догадывается о том, что нарушает едва начавшуюся игру. В данном случае мама просто могла бы продолжить начатое игровое действие и спросить о том, как помочь кукле? «Может отвезем ее в больницу, там ее руку будет лечить доктор…». Почти все проблемы со сломанными, или разобранными игрушками взрослые решают одинаково однообразно, не пытаясь обыграть возникшую ситуацию с пользой для развития своего ребенка. При отвалившемся колесе у грузового или легкового автомобиля, в случае обращения к ним ребенка за помощью, родители возвращают колесо на место, редко комментируя свои действия.
Хотя было бы интересно и продуктивно для обогащения словаря и способов действий с предметами, организовать игру «шиномонтаж» или «автосервис», обсудив с ребенком преимущества посещения ремонтных мастерских.
Практически из предложенного ребенком сюжета, может быть создана игровая ситуация с отработкой различных поведенческих ролевых позиций с целью адаптации к условиям окружающей действительности, приобретая опыт поведения и взаимодействия.
Многие ситуации ребенок наблюдает в жизненных случаях, посещая с
родителями те, или иные объекты инфраструктуры. Затем, оказавшись в детском коллективе, ребенок воспроизводит максимально близко к увиденному ранее, ситуации, которые запомнил и четко пародирует человека, исполняющего привлекательную для него роль.
Чтобы развивать процессуальную сторону игровой деятельности взрослому необходимо слышать то, что говорит ребенок, и видеть то, что он делает.
Тогда появится шанс для создания условий совместного проживания детства
вместе с ребенком, не отвлекаясь на внешнее оформление в виде оценочных
суждений его действий: «Зачем ты сломал паровозик?», «Почему ты испортила кукле платье?», «Для чего ты разобрал машинку на части?» Вместо оценочных суждений и вопросов, не имеющих ответов, в подобных ситуациях взрослому необходимо спровоцировать игровую ситуацию, которая будет соответствовать реальному порядку действий в том, или и ном случае.
Ребенок с увлечением подражает взрослому, действия которого импонируют ему с позиции интересной ситуации для воспроизведения путем преломления через его индивидуальные особенности. Семья, в которой принято бережное отношение к себе и своему здоровью, сохранению окружающей среды,
где пропагандируются общечеловеческие ценности по отношению к людям,
животным и природе является источником нравственного развития с положительным потенциалом развития ребенка. И, наоборот, семья, в которой почти нет традиций, где ребенок редко становится свидетелем сочувствия, сопереживания, трудолюбия, уважения, проявления добра, является источником неблагоприятного влияния на его развитие. Тем самым ребенок проигрывает тревожные и агрессивные роли в игровых ситуациях, следуя своему социальному опыту, приобретенному в семье [3].
Ответственность родителей за создание благоприятной воспитательной
среды для развития ребенка в семье, насыщенной яркими впечатлениями и разнообразными традициями велика на фоне внешнего социального окружения и влияния средств массовой информации.
Важно отметить, что традиционная игра не только ведущая деятельность
ребенка дошкольного возраста, но и комфортная форма реализации его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов в контексте нарастающей волны цифровизации в современном обществе.
Какой бы ни была семья по социальному статусу и профессиональным
предпочтениям, ребенок, являясь ее центральным субъектом, воплощает увиденное и услышанное в микромире детской субкультуры, вовлекаясь в систему знаков и символов для обогащения своего ролевого опыта.
Семья является пространством приобретения индивидуального опыта и
первичной социализации ребенка через общение с близкими родственниками
для позитивного взаимодействия со сверстниками и другими людьми в постоянно изменяющемся, насыщенном событиями, мире.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. —
М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г.

№ 1618-
р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года».
3. Шнейдер Л.Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник: Практическое пособие / Л. Б.
Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.

 – 576 с.


 

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ

Затем ролевые функции усложняются, вследствие продолжения наблюдения детьми за тем, что делают и говорят окружающие его взрослые

Затем ролевые функции усложняются, вследствие продолжения наблюдения детьми за тем, что делают и говорят окружающие его взрослые

Тогда появится шанс для создания условий совместного проживания детства вместе с ребенком, не отвлекаясь на внешнее оформление в виде оценочных суждений его действий: «Зачем ты…

Тогда появится шанс для создания условий совместного проживания детства вместе с ребенком, не отвлекаясь на внешнее оформление в виде оценочных суждений его действий: «Зачем ты…

Об утверждении Концепции государственной семейной политики в

Об утверждении Концепции государственной семейной политики в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023