Семья и школа: духовно-нравственные ценности в воспитании детей
Оценка 4.9

Семья и школа: духовно-нравственные ценности в воспитании детей

Оценка 4.9
docx
11.03.2024
Семья и школа: духовно-нравственные ценности в воспитании детей
Семья и школа духовно-нравственные ценности в воспитании детей.docx

Автор:

Мамонов Андрей Викторович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификации

МБУ ДО ЦДТ Ленинского района

 г. Нижнего Новгорода

 

Семья и школа: духовно-нравственные ценности в воспитании детей

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе. Особое внимание уделяется роли этих основных социальных институтов в формировании личности ребенка. Отмечается, что именно в семье происходит первичное становление духовно-нравственных основ личности. Здесь закладываются первые представления о морали, этике, передаются культурные ценности и семейные традиции. В дальнейшем на определенном этапе к семье присоединяется школа как партнер в воспитательном процессе. Школа призвана формировать у детей ценностные ориентиры и нравственные качества. Особое внимание уделяется сотрудничеству семьи и школы, которое обеспечивает целостный подход к воспитанию ребенка. Рассматриваются методы и формы духовно-нравственного воспитания в школе. Таким образом, статья посвящена важной проблеме взаимодействия основных социальных институтов - семьи и школы - в деле формирования личности подрастающего поколения.

Ключевые слова: семья, школа, подрастающее поколение, ключевая роль, духовно-нравственное воспитание детей, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание ребенка, форма работы, ребенок, традиция.

 

Тема духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе является весьма актуальной. Современное российское общество переживает кризис духовных ценностей, который особенно ярко проявляется в подрастающем поколении.

Традиционно ключевую роль в формировании духовно-нравственных основ личности ребенка играют семья и школа. Именно в семье закладываются первые представления о морали, этике, культуре поведения. Школа на определенном этапе становится партнером семьи в этом процессе.

В современных условиях функции семьи и школы претерпевают изменения под воздействием различных социально-экономических факторов. Происходят изменения в структуре семьи, в системе ценностей молодежи, влиянии средств массовой информации [1].

Это ставит вопрос о совершенствовании взаимодействия этих важнейших социальных институтов в процессе воспитания подрастающего поколения. Необходимо изучить современное состояние и проблемы данного взаимодействия, а также выработать рекомендации по его совершенствованию.

В этом заключается актуальность рассматриваемой темы. Изучение вопросов духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе позволит внести вклад в решение этой важной социальной задачи.

 

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка

Семья является первичной социальной ячейкой общества и одним из главных социальных институтов. Семья служит основой для сохранения рода, воспроизводства населения, воспитания детей. В работах известных ученых-социологов Е.А. Головахи, Н.М. Римашевской, Ю.А. Левады и др. подчеркивается, что семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции: репродуктивную (рождение и воспитание детей), хозяйственную (обеспечение условий пропитания членов семьи), социализирующую (передача социального опыта), сексуальную, эмоциональную, защитную. Помимо этого, семья выполняет функцию сохранения духовных ценностей и традиций, передачи их молодому поколению [3].

Семья как социальный институт призвана решать задачи воспроизводства и социализации подрастающего поколения, обеспечения эмоционального благополучия его членов, сохранения духовных и культурных ценностей общества.

В семье закладываются основы морали, формируются первые представления о добре и зле. Именно в семье происходит первоначальное становление личности ребенка. По мнению психологов Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, именно в семье формируются высшие психические функции ребенка [6].

Семейные ценности и традиции играют огромную роль в духовно-нравственном становлении личности. К таким ценностям и традициям можно отнести уважение к старшим, что подразумевает заботу, внимание и почтение к родителям, бабушкам и дедушкам. Также важным является воспитание заботы о младших, то есть проявление заботливого отношения к младшим братьям и сестрам. Большое значение имеет также взаимопомощь и поддержка между членами семьи, что позволяет формировать качества коллективизма и взаимной ответственности друг за друга. Среди семейных традиций особое место занимает соблюдение семейных ритуалов, таких как совместные праздники, посещение родственников и т.д. Важным аспектом является передача культурных ценностей между поколениями, что включает фольклор, народные ремесла, искусство. Немаловажным также является соблюдение моральных норм и этических принципов, закладываемых в семье. Все перечисленные семейные ценности и традиции способствуют духовно-нравственному развитию личности [2].

Усвоение ребенком семейных ценностей и традиций является важнейшим этапом его духовно-нравственного развития. Именно в семье закладывается фундамент мировоззрения и системы ценностей личности.

Семейное воспитание имеет ряд существенных особенностей: Оно является первичным и начинается с момента рождения ребенка. По мнению психологов З.Фрейда и Ж.Пиаже, именно в раннем возрасте закладываются основы психики и характера человека. В семье формируются первые навыки общения, эмоциональные связи, адаптация к социуму. В семье происходит непосредственное взаимодействие ребенка со взрослыми, передача жизненного опыта от поколения к поколению. В семье складываются ценностные ориентиры ребенка, формируется его мировоззрение. В семье закладываются нравственные нормы и принципы, усваиваются нравственные идеалы. В семье воспитание носит естественный характер, осуществляется непосредственным общением и примером поведения взрослых. Именно в семье происходит становление личности ребенка как социального субъекта [5].

Однако в современных условиях семья сталкивается с рядом проблем, осложняющих задачи духовно-нравственного воспитания детей. К таким проблемам можно отнести уменьшение роли семьи в воспитании подростков под влиянием индустрии развлечений, средств массовой информации, интернета; распространение однополых браков и неполных семей, что ослабляет роль традиционной семьи; рост разводов и неполноценных отношений между супругами, что негативно влияет на атмосферу в семье; увеличение числа работающих матерей, что ограничивает их участие в воспитании детей; материальные трудности многих семей, что не способствует созданию благоприятной среды; ослабление роли религиозных и нравственных норм и ценностей в обществе. Все это осложняет задачи семьи по духовно-нравственному воспитанию и становлению личности ребенка. Поэтому помощь семье со стороны государства и образовательных учреждений крайне необходима.

Семья играет огромную роль в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Именно в семье закладываются базовые нравственные ценности и принципы. Однако современная семья сталкивается с рядом проблем, затрудняющих ее воспитательную миссию. Поэтому активное участие государства и образовательных учреждений в поддержке семьи является крайне важным.

 

Роль школы в духовно-нравственном воспитании ребенка

         Школа является одним из главных социальных институтов, который призван решать задачи образования и воспитания подрастающего поколения. При этом основной целью школы, согласно В.А. Сухомлинскому, должно быть «приобщение к предметам знания не для одной лишь полезности, а для формирования личности в ее многогранности и целостности» [1].

Школа играет важную роль в формировании личности ребенка, поскольку в этот период происходит становление его мировоззрения, складываются нравственные установки и ценностные ориентиры. Именно в школе ребенок вступает в новую социальную среду, где учится нести ответственность не только за себя, но и за свои поступки по отношению к окружающим.

Помимо обучения предметам, школа призвана решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. По мнению А.С. Макаренко, «школа - это отроководческое учреждение, а не учебное. Ее главная цель - воспитание» [2]. Для этого необходимо формировать у ребенка определенные качества, такие как чувство долга, ответственности, уважения к старшим, коллективизм и т.д.

Безусловно, школа играет ключевую роль как в образовательном, так и в воспитательном процессе становления личности ребенка. От того, насколько последовательно и эффективно школа решает поставленные перед ней задачи, зависит уровень развития как каждого ученика в отдельности, так и всего общества в целом.

Одной из важнейших задач школы является формирование ценностных ориентаций у молодого поколения. Под ценностями понимаются идеалы, принципы, убеждения, которые определяют поведение человека и направляют его активность.

К.Д. Ушинский выделял ряд важных ценностных ориентаций, на которых, по его мнению, должно строиться школьное образование. Одной из таких ориентаций является патриотизм и любовь к Родине. Ушинский отводил большое значение формированию у детей чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру. Также одной из важнейших ценностных ориентаций было уважение к труду, привитие понимания того, что труд является основой как личностного, так и общественного прогресса. Немаловажно, по мнению Ушинского, было развивать у детей уважение к родителям и старшему поколению, формировать почтительное отношение к тем, кто воспитал и вырастил ребенка. Кроме того, важно ставить задачу развития способности устанавливать контакты и понимать других людей, то есть формировать качество дружбы. Также необходимо было воспитывать у детей такие моральные качества как честность и справедливость, необходимые для жизни в обществе. Последней важной ориентацией, по мнению Ушинского, должна была стать забота об окружающих, формирование гуманности и сострадания к другим людям [4].

Учитывая мнение ведущих педагогов, основные ценностные ориентиры, на которых должно строиться школьное образование, - это патриотизм, трудолюбие, уважение к традициям, доброжелательность и моральные качества. Именно это позволяет воспитать высоконравственную личность. Для эффективного духовно-нравственного воспитания в школе используются различные методы и формы работы.

Одним из важнейших методов является беседа. Беседы позволяют затронуть темы, связанные с моралью, эстетикой, патриотизмом и т.д. Они стимулируют рефлексию и самоанализ учащихся. Большое значение имеет метод создания положительного примера. Учителя, чье поведение соответствует высоким этическим нормам, могут служить образцом для подражания и вдохновлять детей. Продуктивными являются различные творческие методы: сочинения, эссе, сценарии морально-познавательных игр и т.д. Творчество позволяет раскрыть внутренний мир ребенка. Не менее эффективны коллективные формы работы: олимпиады, конкурсы, кружки, культпоходы и экскурсии. Они способствуют интеграции учащихся в коллектив [2].

Среди форм духовно-нравственного воспитания распространены уроки, беседы, экскурсии, интеллектуальные игры, конкурсы и викторины. Также используются тематические мероприятия: «Урок мужества», «День пожилого человека», диспуты и дебаты по актуальным вопросам. С помощью разнообразных методов и форм работы учителя могут целенаправленно влиять на становление высоконравственной личности учащихся. Одним из важных факторов успешного духовно-нравственного воспитания является тесное взаимодействие школы и семьи. Именно в семье закладываются первые основы морали, формируются ценностные ориентации ребенка.

При этом роль школы тоже крайне велика, так как именно здесь происходит становление личности в обществе. Поэтому эффективное взаимодействие семьи и школы обеспечивает целостный подход к воспитанию.

Для организации эффективного сотрудничества между семьей и школой используются различные формы работы. Одной из таких форм являются родительские собрания и комитеты. На родительских собраниях рассматриваются актуальные вопросы обучения и воспитания, обсуждаются планы работы педагогического коллектива. Родительские комитеты позволяют вовлечь родителей в управление школой, принимать участие в принятии решений. Большое значение имеют индивидуальные и групповые консультации для родителей. Они позволяют оказывать методическую и практическую помощь в решении вопросов воспитания и развития конкретного ребенка. Также проводятся семинары и мастер-классы с участием педагогов и родителей. На них обсуждаются актуальные проблемы семейного воспитания, образования, приобщения детей к ценностям культуры. Большую роль играют совместные мероприятия школы и семьи, такие как праздники, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми. Они способствуют укреплению связи учащихся с коллективом класса и школы, а также вовлечению родителей в образовательный процесс. Немаловажно и обмен опытом при посещении семейных мероприятий педагогами. Это позволяет лучше узнать ученика в быту, оценить роль семьи в воспитании ребенка. Эффективное взаимодействие позволяет объединить усилия школы и семьи, сплотить коллектив учеников, родителей и педагогов. Это положительно сказывается на результатах воспитательного процесса [1].

Школа играет ключевую роль в духовно-нравственном становлении личности ребенка. Она формирует ценностные ориентиры, воспитывает нравственные качества с помощью разнообразных методов и форм работы. При этом особенно важно тесное взаимодействие школы и семьи как единого воспитательного коллектива. Тема духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе является очень важной и актуальной, поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребенка. Семья традиционно играет ключевую роль в данном процессе, поскольку именно здесь формируются первые представления о морали и этике. В семье передаются из поколения в поколение ценности и традиции, которые оказывают большое влияние на становление ребенка [4].

Однако современная семья сталкивается с рядом проблем, затрудняющих ее воспитательную миссию. Поэтому на определенном этапе к ней присоединяется школа как партнер в процессе духовно-нравственного развития ребенка. Школа призвана сформировать у детей определенные ценностные ориентиры и нравственные качества с помощью разнообразных методов и форм работы. При этом особенно эффективно взаимодействие школы и семьи как единого воспитательного коллектива.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в тесном сотрудничестве двух главных социальных институтов - семьи и школы. Это позволит обеспечить целостный подход к решению этой важной социальной задачи.


 

Список литературы:

1.                 Акутина, С. П. Взаимодействие семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников / Л. С. Гунькина. — Текст : электронный // Cyberleninka.ru : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-starsheklassnikov (дата обращения: 25.02.2024).

2.                 Гунькина, Л. С. Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка / Л. С. Гунькина. — Текст : электронный // Elibrary.ru : [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54111774_85636422.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

3.                 Гунькина, Л. С. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения / Л. С. Гунькина. — Текст : электронный // Scilead.ru : [сайт]. — URL: https://scilead.ru/article/4945-rol-shkoli-i-semi-v-vospitanii-podrastayushch (дата обращения: 25.02.2024).

4.                 Исаева, В. А. Взаимодействие школы и семьи по духовно– нравственному воспитанию / В. А. Исаева. — Текст : электронный // Interactive-plus.ru : [сайт]. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20140318/collection-20140318-1389.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

5.                 Скринник, Е. А. Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся / Е. А. Скринник. — Текст : электронный // Cyberleninka.ru : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-semeynyh-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-uchaschihsya (дата обращения: 25.02.2024).

6.                 Сытник, А. К. Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе России / А. К. Сытник. — Текст : электронный // Yamal-obr.ru : [сайт]. — URL: https://yamal-obr.ru/articles/semya-i-shkola-2/ (дата обращения: 25.02.2024).

Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования

высшей квалификации МБУ ДО ЦДТ Ленинского района г. Нижнего Новгорода (с.т. +79023089047)


 

Автор: Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификации

Автор: Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификации

Традиционно ключевую роль в формировании духовно-нравственных основ личности ребенка играют семья и школа

Традиционно ключевую роль в формировании духовно-нравственных основ личности ребенка играют семья и школа

Семья как социальный институт призвана решать задачи воспроизводства и социализации подрастающего поколения, обеспечения эмоционального благополучия его членов, сохранения духовных и культурных ценностей общества

Семья как социальный институт призвана решать задачи воспроизводства и социализации подрастающего поколения, обеспечения эмоционального благополучия его членов, сохранения духовных и культурных ценностей общества

В семье формируются первые навыки общения, эмоциональные связи, адаптация к социуму

В семье формируются первые навыки общения, эмоциональные связи, адаптация к социуму

Роль школы в духовно-нравственном воспитании ребенка

Роль школы в духовно-нравственном воспитании ребенка

Родине. Ушинский отводил большое значение формированию у детей чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру

Родине. Ушинский отводил большое значение формированию у детей чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру

Они способствуют интеграции учащихся в коллектив [2]

Они способствуют интеграции учащихся в коллектив [2]

Немаловажно и обмен опытом при посещении семейных мероприятий педагогами

Немаловажно и обмен опытом при посещении семейных мероприятий педагогами

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификации

Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024