Семья и сущность семейного воспитания
Оценка 4.8

Семья и сущность семейного воспитания

Оценка 4.8
docx
23.03.2022
Семья и сущность семейного воспитания
3.docx

Методические материалы по теме:
"Семья в социокультурном пространстве
 современной России и 
сущность семейного воспитания"
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


СЕМЬЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Семья - малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья выполняет ряд важных социальных функций.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными, появляются новые функции, отмирают или наполняются новым содержанием ранее возникшие.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются на выполнении другой функции.

В педагогической литературе, освещающей проблемы семьи, к важнейшим функциям семьи относят:

þ  генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье);

þ  рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга);

þ  коммуникативную,

þ  регулятивную,

þ  фелицитологическую (ощущение счастья в семье);

þ  экономическую и хозяйственно-бытовую.

            Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирование.

Социализация – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

При этом в процессе социализации у ребенка формируется готовность к социальным действиям.

Воспитание, в том числе и семейное, - это сложный процесс взаимодействия тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают. Специалист включается в это взаимодействие при необходимости координации или коррекции воспитательной функции семьи в интересах ребёнка.

Современное семейное воспитание должно строиться на принципах гуманистической педагогики:

þ креативности - свободного развития способностей детей;

þ гуманизма - признание личности в качестве абсолютной ценности;

þ демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

þ гражданственности, основанной на осознании места своего "Я" в общественно-государственной системе;

þ приоритетности нравственных общечеловеческих норм и ценностей.

Хорошая семья должна давать - человеку высокий социальный статус, полноценную эмоциональную поддержку, создавать условия для продуктивного общения, обеспечивать экономическую стабильность, являться опорой в сложных жизненных ситуациях.

В нашем современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, резко снижающий её воспитательный потенциал, деформирующий ее социальные, нравственные и экономические устои.

Специалист, приступая к работе с детьми и их семьями в условиях социальной перестройки, должен знать, что она характеризуется, прежде всего, обострением общественных противоречий, кризисам в социальной и духовной сферах, которые крайне отрицательно отражаются на системе воспитания в целом и семейного в частности.

Рассмотрим более подробно социально-педагогические проблемы, которые необходимо учитывать в процессе взаимодействия специалиста с семьями его воспитанников.

Ретроспективный анализ показывает, что воспитательная система советского периода, начиная с 30-х годов, складывалась в условиях тоталитарного государства, где безграничная монополия на воспитание и формирование мировоззрения будущих строителей коммунизма была предоставлена государственным образовательным учреждениям.

Идеология тоталитарного государства была сориентирована на отторжение семьи от процесса воспитания, так как считалось, что родители являются носителями дореволюционных взглядов и всевозможных буржуазных пережитков и не могут достойно воспитывать граждан нового коммунистического общества. Со временем это привело к девальвации традиционных общечеловеческих духовных ценностей, где истина "воспитание детей - долг, обязанность, труд души" стала большинством родителей игнорироваться.

Существовавшая теория и практика воспитания представляла собой педагогически не адаптированную идеологию, где лишь декларировалась необходимость превращения ребенка в субъект воспитания, а на деле господствовал авторитарный стиль взаимодействия педагога с детьми и их родителями, опиравшийся на догмы авторитарной и по своей сути карательной педагогики, в арсенале которой доминировали методы принуждения и наказания. Этот стиль, царивший как в семье, так и в образовательных учреждениях, подчёркивал неравенство поколений не только в знаниях и социальном опыте, что естественно, а главным образом неравенство в правах ребёнка на собственное мнение, на человеческое достоинство, на выбор своего будущего.

Статус семьи в воспитании был крайне низок, так как отсутствовала реальная ответственность родителей перед законом за результаты воспитания, она лишь декларировалась в соответствующих законодательных актах. Не был выработан действенный механизм взаимодействия между семьей и образовательными учреждениями в деле воспитания подрастающего поколения. Для системы образования в целом было характерно отсутствие преемственности в деле воспитания между различными её звеньями. К наиболее негативным последствиям приводило отсутствие преемственности между дошкольными учреждениями и школой, что проявлялось в необоснованном дублировании содержания, форм и методов работы с родителями, порождало субъективизм в оценке личности ребёнка и воспитательного потенциала семьи, не обеспечивало единства педагогических требований.

Отрицание приоритета семейного воспитания над другими его формами приводило к тому, что образовательные учреждения стремились к замене семейного воспитания другими его формами: группы с круглосуточным пребыванием детей в детских дошкольных учреждениях, группы продлённого дня и школы полного дня, интернаты различного типа в системе школьного образования. Всё это приводило к необоснованной изоляции ребёнка от семьи, сводило к минимуму совместное общение и деятельность детей и родителей, что в отдельных случаях приводило к стойкой депривации личности ребёнка.

Для большинства родителей был характерен крайне низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Существовавшая система её повышения через сеть университетов педагогических знаний и средства массовой информации носила зачастую формальный характер. Характерными чертами этой системы были: безальтернативность концептуальных подходов в области воспитания, в том числе и семейного; излишне идеологизированное и  политизированное содержание; формы и методы просветительской работы были нацелены на передачу догматических ценностно-нормативных представлений о целях и процессе семейного воспитания, что практически - исключало использование в работе с родителями таких форм, как диспуты, дискуссии, обмен опытом семейного воспитания, что могло бы способствовать развитию их творческого воспитательного потенциала.

Отсутствие научно-обоснованной системы изучения семьи и личности ребёнка на разных этапах его развития, недостаточная готовность воспитателей детских дошкольных учреждений и школьных учителей к выполнению этой функции, зачастую приводила к необоснованному субъективизму в оценке уровня воспитанности и воспитуемости детей, не позволяла родителям совместно с педагогами составить реальную программу личностного развития и воспитания ребёнка.

Предание в своё время забвению основ коррекционной психологии и педагогики, отсутствие в образовательных учреждениях специалистов данного профиля, т.е. социальных педагогов, а у воспитателей детских дошкольных учреждений и школьных учителей специальных знаний, умений и навыков в области диагностики и коррекции, не позволяло в наиболее благоприятный для развития ребёнка период осуществлять диагностику и после­дующую коррекцию негативных черт личности ребёнка, сформировавшихся в результате просчётов как семейного, так и других форм воспитания.

Фактором, отрицательно влияющим на результаты процесса воспитания в целом, явилось и то, что образовательные учреждения не располагали и до настоящего времени не располагают действенным механизма включения родителей в совместную воспитательную деятельность. При проведении в образовательных учреждениях мероприятий, игр, коллективных творческих дел различного характера, родители, в лучшем случае, выступают в роли спонсоров и пассивных созерцателей, а не активных участников процесса воспитания.

Следствием порочности ранее существовавшем системы воспитания в целом и необоснованного отторжения семьи от процесса формирования личности ребёнка в частности, явилась деформация нравственных устоев общества, социальная апатия определённой части молодёжи, присущий ей агрессивный инфантилизм, стремление к социальному иждивенчеству, углубляющийся кризис доверия детей к взрослым.

Объективным критерием низкой эффективности ранее существовавшей системы воспитания, где роль семьи практически была сведена в основном к удовлетворению физиологических потребностей ребёнка, а на формирование его духовности было наложено идеологическое табу, является неуклонный рост преступности среди несовершеннолетних. Сегодня особую тревогу вызывает тенденция к омоложению преступности; к увеличению количества девочек, задействованных в преступлениях, отличающихся особой изощрённостью и жестокостью; увеличение количества преступлений, связанных с насилием над личностью: грабежей, разбойных нападений, убийств, изнасилований; преступлений, совершённых в состоянии наркотического или алкогольного опьянения; фактов бродяжничества, которое стало своеобразной формой протеста против засилья методов авторитарной карательной педагогики, царящей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Заставляет серьёзно задуматься факт роста попыток суицида среди подростков, когда ребёнок не видит другой альтернативы, кроме самоубийства, пытаясь разрешить возникшие в его жизни противоречия и конфликты, а семья и педагоги образовательных учреждений не в состоянии ему квалифицированно в этом помочь.

Общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений действуют неотвратимо. В практике своей работы с семьями учащихся специалист обязательно столкнётся с социально-экономическими проблемами современной семьи.

Болезненный переход к рынку передал резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаённой зависти  развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, спекуляции, роста имущественных преступлений.

Экономическая нестабильность семьи толкает многих детей на освоение несвойственной им социальной роли "кормильца семьи", когда малоквалифицированный, малооплачиваемый труд ребёнка становится основным финансовым источником существования взрослых членов семьи. Иногда деятельность детей, связанная с попыткой заработать средства к существованию, имеет криминальный или безнравственный характер: проституция, сутенерство, мошенничество. Отмечена тенденция к увеличению подростковой и юношеской проституции.

Анализируя причины низкой эффективности семейного воспитания нельзя сбрасывать со счетов демографо-социальные процессы, характерные для современной семьи. Специалист должен знать не только современные концептуальные подходы к типологии семей, но и иметь представление о том, какова стратегия и тактика воспитания в этих семьях, в каком направлении наиболее целесообразно осуществлять коррекцию взаимоотношений между детьми и их родителями.

В настоящее время углубляется процесс перехода от семьи патриархальной, с резко выраженным и непререкаемым главенством мужчины, к семье биархатной, в которой оба супруга стремятся к фактическому главенству. Это проявляется в их стремлении на концептуальном уровне решать вопрос о приоритете духовных ценностей и о доминирующей мировоззренческой позиции, о приоритетах в распределении статей семейного бюджета и о путях профессионального становления членов семьи, а самое главное о принципиальных подходах к стратегии и тактике семейного воспитания. Неумение, а часто и нежелание супругов искать оптимальные варианта решения вышеназванных проблем, неспособность к компромиссам, приводят к тому, что в области семейного воспитания нарушается ведущий принцип педагогики об обеспечении единства требований, что порождает семейные межличностные конфликты, способствует формированию у ребёнка таких негативных качеств как лицемерие, цинизм, безволие, беспринципность и др. Однако специалист, не владеющий знаниями в области семейной педагогики, не сможет взять на себя функцию третейского судьи в семейных конфликтах с целью зашиты интересов ребенка.

Отрицательно на результаты семейного воспитания влияет процесс перехода от семьи клановой, включавшей несколько поколении, семейный уклад которой был основан, прежде всего, на естественной передаче нравственного социального опыта от старших к младшим, на сотрудничестве, к семье нуклеарной, включающей только родителей и детей. Это резко сократило воспитательный потенциал семьи, так как из-за занятости родителей, а иногда из-за педагогического инфантилизма родителей, свело к минимуму совместное общение и деятельность, резко ослабило взаимовлияние и взаимопонимание между членами семьи.

Необходимо отметить процесс роста количества гетерогенных семей, где фактором гетерогенности может выступать то, что до брака супруги воспитывались в различных социальных средах, имеют различный образовательный и культурный уровень, или то, что до брака они принадлежали к разным религиозным конфессиям, или то, что они состоят в так называемом межнациональном браке, приводит к тому, что в этих семьях, независимо от фактора гетерогенности или их совокупности, характерно наличие взаимоисключающих установок в вопросах семейного воспитания. В силу объективных причин ребенок не готов к осознанному выбору предлагаемых ему родителями альтернативных противоречивых по своей сути моделей поведения, взаимоисключающих мировоззренческих позиции и естественно попадает в ситуацию внутриличностного мировоззренческого кризиса.

Все отчетливее прослеживается тенденция к росту количества педагогически некомпетентных семей, где на первый план при анализе неудач в семейном воспитании выходит крайне низкий уровень социальной зрелости супругов, педагогический инфантилизм, так как родители ни теоретически, ни практически не готовы к выполнению социальной роли родителей.

Из года в год увеличивается количество семей с нарушенной структурой. Это так называемые исходно неполные семьи, где один из родителей, чаще всего отец, выполнив свою репродуктивную функцию, от воспитания ребенка фактически уклоняется. В такой семье с момента рождения ребенок попадает в условия, деформирующие его социальную сущность. Деформирующим фактором чаще всего выступает или гиперопека различных степеней, от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребёнка и до семейной тирании, или ее антипода - гипоопеки, ведущей к фактической безнадзорности ребёнка.

К семьям с нарушенной структурой относятся и распавшиеся семьи, где фактором структурной дестабилизации стал развод родителей. Дети в таких семьях проходят не только через психотравмирующую ситуацию утраты после развода одного из родителей, но впоследствии сталкивается с проблемами, которые связаны с повторным браком родителей, рождением в этом браке совместных детей.

Для вышеназванных типов семей о нарушенной структурой очень типична проблема феминизации воспитания и, как следствие, исковерканные детские судьбы.

Нельзя обойти вниманием, так называемые, кризисные семьи, где, несмотря на сохранившуюся структуру, полностью или частично утрачены положительные эмоциональные контакты между её членами. Дисгармония во взаимоотношениях часто провоцирует родителей на высокий уровень психологического подавления, физического насилия в отношении ребёнка, проявления неуважения к его личности, безразличия к его актуальным потребностям. Это подталкивает ребёнка к необходимости заполнения эмоционального вакуума путём поиска на стороне социально значимых отношений. Родительская жестокость, равнодушие к ребёнку создают основу для психогенного травмирования, нередко провоцирующего асоциальное поведение.

Именно вышеназванные типы семей в основном пополняют категорию семей, которые принято называть асоциальными, где ребёнку в процессе воспитания прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Часто он вовлекается в аморальный образ жизни, для членов этих семей характерно пристрастие к алкоголю и наркомании, токсикомания, склонность к девиантному поведению, факты физического, психологического и даже сексуального насилия по отношению к детям. Специалист должен уметь не только диагностировать причины неблагополучия той или иной семьи, но и владеть формами и методами коррекции взаимоотношений между её членами. Осуществляя коррекцию, необходимо помнить, что асоциальное поведение, прежде всего, обусловлено личностными качествами и поэтому является следствием серьёзных отклонений в духовном мире ребёнка; в нём реализуются неудовлетворённые в школьной и в семейной жизни духовные потребности, прежде всего, в творчестве, в общении, в самоутверждении; оно поддерживается неблагоприятными условиями микросоциума и поэтому очень сложно поддаётся коррекции. Работа специалиста с семьями, требующими особого педагогического внимания должна строиться на диагностическом подходе, учёте возраста и пола, и главное, индивидуализации педагогического воздействия.

 


ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ  НА  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

СОВРЕМЕННОЙ  СЕМЬИ,

 

Специалист , занимающийся проблемой профилактики социального сиротства, должен хорошо знать и учитывать в своей деятельности факторы, влияющие на жизнедеятельность современной семьи. Условно факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор характеризует отношение родителей к воспитанию детей. Наиболее благоприятные условия воспитания в семье связаны, прежде всего, с гражданской позицией родителей: осознанием ими ответственности за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Исследования выявили прямо пропорциональную зависимость между качеством семейного воспитания, уровнем образования и профессиональной компетентности родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентации родителей, сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь способствует сплочению семьи, создаёт возможности для приобщения детей к культуре. В таких семьях родители обладают не только достаточно высоким уровнем общей культуры, но их, как правило, отличает и высокий уровень психолого-педагогической культуры.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие, во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны.

Технико-экономический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, степени оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.

 


ОСНОВНЫЕ  ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ

СЕМЬИ  И  ФУНКЦИИ  ЕЁ  ЧЛЕНОВ

 

         Семейному социальному педагогу необходимо знать, что для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи. При этом иногда в жизни семьи могут совмещаться функции, характерные для нескольких разных периодов.

1.     Стадия формирования семьи.

Партнерские функции:

þ    осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

þ    создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

þ    развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

þ    налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

þ    распределение времени между домом и работой;

þ    выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

þ    беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2.     Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

þ привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

þ подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

þ привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

þ создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

þ забота о потребностях ребенка;

þ распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.

Функции ребенка:

þ ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

þ появление привязанностей;

þ овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

þ приспособление к ожиданиям других людей;

þ развитие координации движений рук и глаз;

þ нахождение удобного ритма смены покоя и  действия; овладение словами, короткими фразами, речью.

3.     Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

þ развитие интересов и потребностей ребенка;

þ преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

þ поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

þ привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;

þ распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

þ поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

þ дальнейшее развитие взаимоотношений в семье — открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

þ развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

þ сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

þ выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

þ преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

þ привыкание к самостоятельности;

þ выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

þ приспособление к запретам со стороны родителей;

þ проявление интереса к товарищам по играм;

þ стремление быть как мама или как папа.

4.     Семья школьника.

Функции семьи и родителей:

þ воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;

þ поддержка увлечений ребенка;

þ дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

þ забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

þ сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

þ получение навыков, необходимых для школьного образования;

þ стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

þ постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

þ включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

þ знакомство с правилами  поведения и моралью группы;

þ расширение словарного запаса и развитие речи, позво­ляющее четко излагать свои мысли;

þ осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

5.     Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

þ передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

þ подготовка к новому периоду жизни семьи;

þ определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

þ поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

þ воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере — взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

þ понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка:

þ положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

þ прояснение для себя роли мужчины и женщины;

þ ощущение принадлежности к своему поколению;

þ достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

þ выбор профессии, стремление к материальной независимости;

þ подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

þ постепенное формирование собственного мировоззрения.

6.     Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функции родителей:

þ отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

þ внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

þ создание благожелательной обстановки для новых чле­нов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

þ забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

þ спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

þ создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

þ осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

þ создание прочных и в то же время гибких и обоюдно приемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

þ положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;

þ создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

þ знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7.     Семья среднего возраста, «пустое гнездо».

Партнерские функции:

þ обновление супружеских отношений;

þ приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

þ творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

þ укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

þ 'вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка:

þ заботливое, но независимое отношение к родителям;

þ поддержка их в новой роли пожилых людей.

8.     Постаревшая семья.

Функции пожилых родителей:

þ осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

þ изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

þ приспособление к жизни на пенсии;

þ воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

þ подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

þ подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

þ наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;

þ помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

þ подготовиться к окончательному уходу родителей;

þ подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

 


СУЩНОСТЬ  ПОНЯТИЯ

«СЕМЕЙНОЕ  ВОСПИТАНИЕ»  И  ЕГО  ОСОБЕННОСТИ

 

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения, и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

            Целью семейного воспитания является содействие социализации личности ребенка, проявляемое в формировании качеств личности, которые необходимы для жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Педагогические задачи семьи заключаются в следующем:

þ создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

þ обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

þ передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

þ научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

þ воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы.

Наиболее общие из них:

þ гуманность и милосердие к растущему человеку, признание его личности в качестве абсолютной ценности;

þ демократизм, основанный на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми, вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

þ креативность, подразумевающая свободное развитие способностей детей;

þ приоритетности нравственных общечеловеческих норм и ценностей;

þ оптимистичность, открытость и доверительность отношений с детьми;

þ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

þ оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Хорошая семья должна давать - человеку высокий социальный статус, полноценную эмоциональную поддержку, создавать условия для продуктивного общения, обеспечивать экономическую стабильность, являться опорой в сложных жизненных ситуациях.

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В настоящее время во многих семьях всё шире используют элементы религиозного воспитания с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

 


СУЩНОСТЬ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  ФУНКЦИИ  И

 ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПОТЕНЦИАЛА  СЕМЬИ

 

Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников).

1. Воспитание ребёнка. Формирование его личности, развитие способностей.

Реализуя данный аспект, семья выступает посредником между ребёнком и обществом, осуществляя в процессе семейного воспитания передачу социального опыта. В процессе внутрисемейного общения ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

В проблемных семьях эти ценности подвергаются серьёзной девальвации, что приводит в результате к серьёзной деформации личности ребёнка, и делают его предметом заботы семейного специалиста.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей жизни.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Социальному педагогу в процессе изучения семьи необходимо определить степень оптимальности данной системы, её нравственный потенциал, степень её воздействия на ребёнка.

Члены семьи на разных этапах её развития вынуждены осваивать различные социальные роли, обусловленные динамикой развития каждого члена семьи: муж, отец, дедушка, свёкор, тесть; жена, мать, бабушка, свекровь, тёща; сын, брат, внук, зять; дочь, сестра, внучка, невестка.

Выполнение этих ролей требует специфических приёмов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей. Это пример созидательного влияния семьи на своих членов.

 Однако в семьях, исповедующих неоптимальную стратегию и тактику семейного воспитания, родителям и детям приходится осваивать негативные социальные роли, исполнение которых отрицательно влияет как на самого исполнителя, так на тех, кто с ним вынужден вступать во взаимодействие.

 Одна их задач семейного специалиста заключается в выявлении и устранении причин, которые вынуждают их играть негативные социальные роли.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

В человеке заложена потребность, передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей, заставляют их расширять свой кругозор, развивать свои способности, обогащать свой интеллект новыми знаниями об окружающем мире, о природе, обществе, чтобы передать эти знания детям. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности, - залог счастливого детства ребёнка.

Однако не все родители, в силу социальной незрелости, способны к самовоспитанию и самообразованию, не смотря на его объективную необходимость, диктуемую потребностями взрослеющего ребёнка. Социальному педагогу необходимо наладить работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей, особенно той категории, которая воспитывает детей в условиях проблемных семей.

Эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом, который зависит от ряда факторов, условий, а в совокупности определяет её педагогические возможности.

Понятие "воспитательный потенциал семьи" появилось в научной литературе сравнительно недавно, и не имеет однозначного толкования. Учёные включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые, по их мнению, определяют её воспитательные предпосылки, и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребёнка.

Воспитательный потенциал семьи в целом определяют как степень её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны деятельности, функций, в том числе и собственно воспитательную.

Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.

Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.

Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или «клановая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное - нравственно-психологический климат в семье.

Основными составляющими экономического компонента являются уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.

Социальный компонент, который также в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и духовного уровня развития.

И.В. Гребенников определяет воспитательный потенциал как комплекс условий и средств, которые в совокупности составляют педагогические возможности семьи. По его мнению, сюда входят:

þ материальные и бытовые условия;

þ численность и состав семьи;

þ её нравственный и эмоционально-психологический климат;

þ уровень развития семейного коллектива;

þ характер отношений между ее членами;

þ трудовая атмосфера;

þ жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи;

þ наличие свободного времени и характер организации семейного досуга;

þ личный пример родителей, система и характер внутрисемейного общения и общения семьи с окружающей средой;

þ уровень педагогической культуры взрослых членов семьи;

þ семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей.

Воспитательный потенциал зависит от многих обстоятельств:

þ социокультурного статуса семьи;

þ освоения родителями новых социальных ролей;

þ условий и образа жизни семьи;

þ состава семьи; стиля отношений в семье;

þ отношения к ребенку;

þ общей духовной атмосферы;

þ ценностных ориентации родителей;

þ ценностей семьи.

Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье, их следует рассматривать только в совокупности.

Семейному социальному педагогу необходимо помнить, что полное раскрытие воспитательного потенциала семьи невозможно без характеристики целей, задач, принципов, методов и условий семейного воспитания.

 


СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКИ

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ёе членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём.

В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства проявляют по отношению к нему близкие люди, ребёнок воспринимает окружающий мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений, а конфликтная обстановка в семье, провоцирует аналогичное поведение её членов в обществе. Отсутствие душевной, эмоциональной близости между членами семьи порождает дефекты развития и воспитания.

Семейный специалист, изучая характер взаимоотношений между детьми и родителями должен обращать внимание на воспитательную позицию родителей.

Воспитательные позиции родителей можно разделить на оптимальные и неоптимальные.

Оптимальная родительская позиция отвечает трём требованиям: адекватность, гибкость, прогностичность.

Адекватность родительской позиции - это умение видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, замечать происходящие в нём изменения.

Гибкость родительской позиции - это способность к перестройке воздействия на ребёнка по ходу условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции - означает, что не ребёнок должен вести за собой родителей, а стиль взаимоотношений должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

В проблемных семьях эти установки отсутствуют, что приводит родителей к выбору малоэффективной стратегии и тактики семейного воспитания.

Анализ теории и практики позволил выделить следующие типы семейных взаимоотношений.

Сотрудничество - тип семейных отношений, подразумевающий общность целей, взаимоуважение, сплочённость, взаимопонимание всех членов семьи. Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребёнку. Ребёнку внушают веру в собственные силы. Для родителей, исповедующих тактику сотрудничества, характерна адекватность, гибкость и прогностичность родительской позиции.

Это наиболее оптимальный тип семейных взаимоотношений. Родительскую позицию характеризует адекватность, гибкость и прогностичность.

Диктат - тип семейных отношений, когда один из членов семьи стремится к подавлению у других её членов самостоятельности, инициативы, чувства собственного достоинства. Родители, тяготеющие к такому типу взаимоотношений, предпочитают всем видам воздействия на ребёнка приказ и насилие: физическое или психическое, или оба вместе. Обычно они сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания. На нажим, принуждение, угрозы, субъективную критику ребёнок отвечает контрмерами: лицемерием, ложью, вспышками грубости, иногда открытой ненавистью. Вместе со сломленным упорством оказываются растоптанными многие качества личности: самостоятельность, активность, инициативность, чувство собственного достоинства, вера в себя и свои возможности. Воспитание по типу диктата часто встречается в так называемых асоциальных семьях.

Существует два варианта будущего у ребёнка, по отношению к которому в семье применялась тактика диктата. Может вырасти подхалим, трус, приспособленец, для которого эти качества являются способом самозащиты от насилия, или циник, деспот, хам, который на любую форму насилия реагирует агрессией.

Гиперопека (эгоцентрическое воспитание, тревожно-мнительное воспитание).

Воспитание по эгоцентрическому типу чаще всего характерно для семей, в которых растет единственный, чаще всего долгожданный ребенок.

В процессе воспитания по эгоцентрическому типу ребёнку навязываются представления о его сверхценности, ему отводится роль "кумира семьи", он является смыслом жизни родителей, его ограждают от трудностей, от ответственности за себя и за других, члены семьи стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. Родительская любовь в этом случае перерастает в страх потерять любимого ребенка, и он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых, в младшем школьном возрасте у них возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное".

Тревожно-мнительное воспитание, в основе которого также лежит гиперопека, типично для семей, в которых растёт ослабленный или поздний ребёнок. С рождением ребёнка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате он тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребенок несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, неуверен в себе. Чрезмерная опека со стороны родителей приводит к формированию неадекватной самооценки, деформациям в развитии эмоциональной и волевой сфер.

Результат воспитания, в основе которого лежит гиперопека, во многом совпадает с воспитанием по типу диктата. У детей отсутствует самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои силы, они не умеют понимать и принимать во внимание интересы других, не переносят длительных лишений, агрессивно воспринимают любые преграды. Такие дети расторможены, эмоционально неустойчивы, капризны, их аффективные проявления очень схожи с поведением эмоционально-расторможенных детей.

В переходном возрасте родители часто сталкиваются с яростным протестом против обременяющей опеки.

Конфронтация - тип семейных взаимоотношений, когда родители и дети стоят на противоположных позициях, руководствуясь разной шкалой ценностей. Неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, формирует у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. Взаимное раздражение накапливается, растут взаимные обиды, подмечаются и утрируются недостатки друг друга. Повзрослев, дети отдаляются от родителей или полностью прекращают контакты с ними.

Конфронтация может быть следствием неприятия ребенка членами семьи, которое может быть явным и неявным, осознаваемым или неосознаваемым.

Явное и, как правило, осознаваемое самими родителями неприятие наблюдается обычно в тех случаях, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, когда ребёнок по каким-то причинам не удовлетворяет изначальным ожиданиям родителей, например, несоответствие пола ребёнка ожидаемому.

Неявное, неосознаваемое неприятие ребёнка обнаружить сложнее. В таких семьях ребёнок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но при более глубоком изучении выявляется отсутствие эмоциональной, духовной связи между ребёнком и родителями. Внутренний мир ребёнка для родителей недоступен. Причиной может быть чувство собственной нереализованности у родителей, но проецируя свои проблемы на ребёнка, считая не себя, а его причиной своих неудач, они, чаще всего неосознанно, создают вокруг него эмоциональный вакуум, провоцируют ответное неприятие со стороны ребёнка.

Как правило, в семьях, где доминируют взаимоотношения, основанные на неприятии, дети становятся либо агрессивными, либо забытыми, замкнутыми, обидчивыми, что является своеобразной формой протеста. В характере детей формируются чёрты эмоциональной неустойчивости, негативизма. Для детей, выросших в таких семьях, характерна неадекватная, чаще заниженная самооценка, неадекватный уровень притязаний.

Мирное сосуществование (гипоопека)  - тип семейных отношений, основанный на невмешательстве родителей в жизнь ребёнка. Обособленность миров ребёнка и взрослых декларируется как стремление к обеспечению самостоятельности, независимости, раскованности, свободы. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Более отчётливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами. Родители, исповедующие тактику мирного сосуществования, уклоняются от решения проблем ребёнка, не интересуются внутренним миром ребёнка, предпочитают душевный комфорт и покой.

Результат такого воспитания - отчуждение детей и родителей, эмоциональная автономия.

Гиперсоциальное воспитание характерно для родителей, которые ориентируются на "идеальную" модель воспитания, не учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, его своеобразие, не считаясь с особенностями социальной ситуации. От ребёнка требуется беспрекословное выполнение, установленным правилам и норм поведения. Ребёнок гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, он вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.

При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, агрессия по отношению к окружающим или, наоборот, замкнутость, отторженность, эмоциональная холодность.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. В настоящее время школа утратила монополию на формирование мировоззрения и воспитание детей, резко возрастает роль семьи в развитии личности детей, но параллельно с этим всё ярче проявляется тенденция к распаду семей, всё больше и больше появляется семей с нарушенной структурой, где ребёнок испытывает явный дефицит отцовской или материнской любви. По мнению многих исследователей, попытка компенсации дефицита материнской или отцовской любви, в связи с отсутствием одного из родителей, обречена на неудачу, так как она имёет свои уникальные особенности, которые весьма сложно смоделировать.

По мнению известного философа, психоаналитика Эриха Фромма эти отличия заключаются в следующем.

Материнская любовь, в отличие от отцовской, безусловна. Мать любит дитя за то, что оно есть, за то, что оно её ребёнок. Для ребёнка материнская любовь олицетворяет блаженство и покой, которого не нужно добиваться и заслуживать, так как материнская любовь проявляется независимо от поведения ребёнка. По мнению Эриха Фромма, мать - это природа, это дом из которого ребёнок уходит в большой мир, мать даёт ребёнку веру в жизнь. В воспитании она отвечает за формирование духовности и развитие эмоциональной сферы. Материнская любовь или есть, или её нет. При рождении ребёнок больше всего и физиологически, и психически нуждается в безусловной материнской любви.

Уже в период беременности, вынашивая зарождающуюся жизнь в своём теле, мать постепенно и очень интимно знакомится со своим ребёнком. Отметим, что характер отношения матери к ребёнку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребёнка в процессе нежеланной беременности, которое может спровоцировать в дальнейшем серьезные отклонения в психическом развитии его личности. Важно отметить, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Специалист, выявивший неоптимальный тип взаимоотношений между матерью и ребёнком, обязательно должен поинтересоваться, как протекало детство самой матери, какими были её родители, какова была стратегия и тактика воспитания в её семье.

Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена похожестью ребёнка на отца своим поведением, следованием его советам и ожиданиям, беспрекословным выполнением установленных им правил, норм поведения, обязанностей. Отец представляет для ребёнка мир вещей и мысли, мир закона и порядка. Он учит ребёнка узнавать дорогу в эту важную сферу человеческого существования. Введя ребёнка в социум, отец способствует более успешной его социализации. Отцовская любовь, в отличие от материнской, открыта для влияния и контроля, её можно заслужить, беспрекословно выполняя требования и установки отца, но её можно и потерять. После 5-6 лет, когда значительно расширяется круг общения ребёнка, и он начинает овладевать новыми видами деятельности, он начинает заметно нуждаться в отцовской любви, в его руководстве.

Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы. Большинство из них великодушны, более, чем женщины, устойчивы в эмоциональном отношении, более изобретательны в плане организации семейного быта и досуга. Все эти качества могут проявиться очень ярко, если их поощряют, одобряют, стимулируют, и в этом большая роль отводится женщине.

Для развития интеллекта ребёнка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской и женский, так как, по мнению ученых, структура женского и мужского мышления имеет отличительные особенности.

Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, на познание их сути с помощью логики, тогда как женщина с присущей ей интуицией, эмоциональностью и духовностью, лучше разбирается в людях, в мотивах их поступков. Мужчины склонны к логическому анализу ситуации, обладают хорошей пространственной ориентацией. У женщин - явное превосходство в речевом развитии, богаче словарный запас, речь отличается экспрессивностью, заразительностью.

Существенной стороной развития личности ребенка является осознание себя представителем определённого пола и овладение соответствующим полоролевым поведением. Для этого необходимо, чтобы ребёнок обрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчёркивая их различия, приветствуя любую позитивную активность, поэтому ведущая роль в развитии специфических половых, психологических качеств у детей обоего пола принадлежит, прежде всего, мужчине - воспитателю, отцу, педагогу.

К большому сожалению, сегодня каждый третий ребёнок в семье, растёт без отца. Это тормозит половую социализацию поколений современных детей, а всё большая маскулинизация женщин и феминизация мужчин имеют под собой реальную почву.

Отсутствие отца, безотцовщина - понятие не столько демографическое, сколько психологическое, нравственное.

У девочки, растущей без отца, искажается представление о семье, как главной ценности жизни. Односторонняя ориентация на мать приводит к формированию зависимости, беспомощности, внушаемости. Это следствие гиперопеки к которой тяготеют одинокие матери.

У мальчика, растущего без отца, мать часто становится образцом мужского поведения. У неё, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребёнка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обострённое чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняя себе ребёнка, подавляя его инициативу, самостоятельность, активность. Мальчик, став взрослым, не способен  самостоятельно справиться со сложными проблемами, конфликтными ситуациями, начинает прибегать к алкоголю, токсинам, наркотикам, как средству ухода от реальной действительности в мир иллюзий.

Специалист, осуществляя коррекцию семейных взаимоотношений должен стремиться к тому, чтобы оба родителя ясно осознали, что самоотверженная забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами, стимулирует развитие тех качеств, которые характеризуют истинное отцовство и материнство.

Если этого не происходит, то дети, воспитанные в проблемных семьях, достаточно быстро осваивают негативные социальные роли, которые очень сильно деформируют устои их личностного развития.

 

 


ОСНОВНЫЕ СТИЛИ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Семейное воспитание-это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

          Именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми и стили воспитания способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения, и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

         Как отмечают специалисты в области семьеведения, отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:

üпсихофизиологические,

üпсихологические,

üсоциальные,

üкультурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические отношения включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на эффективность семейного воспитания. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на результатах семейного воспитания.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в семейном воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителей на характер детско-родительских отношений.

В соответствии с этим родители определяют модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского поведения.

Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

Компромиссный – для решения проблемы родитель предполагает ребенку что – либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.

Содействующий родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь, и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких – либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

Потакающий родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой  он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.

Частными причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу.

Семейный специалист должен акцентировать своё внимание не только на стратегии и тактике семейного воспитания и вариантах поведения родителей, но и тщательно изучить их личностные особенности, так как проявление отдельных личностных качеств может провоцировать конфликтные ситуации.

Наиболее значимыми в этом отношении являются следующие личностные качества родителей: сензитивность, эффективность, тревожность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Данные личностные качества опасны не сами по себе, а только в том случае, если они гипертрофированны или сочетаются неоптимальным образом. Рассмотрим их более подробно.

Сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться. Данное качество наиболее характерно для матерей.

Аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону снижения. Неумение контролировать свои эмоции. Это качество также свойственно преимущественно матерям.

Тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, характеризует в основном матерей.

Доминантность - стремление играть значимую ведущую роль в отношениях с окружающими. Данное качество больше присуще отцам.

Эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости в суждениях. Это качество также больше характерно для отцов.

Гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность в достижении компромиссов, свойственна как отцам, так и матерям.

Наиболее трудносовместимые сочетания вышеназванных качеств:

þ аффективность - доминантность;

þ тревожность - эгоцентризм;

þ сензитивность - гиперсоциальность.

Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Выбор технологий, форм, методов, содержания коррекционной деятельности, направленной на оптимизацию характера взаимоотношений между детьми и родителями должна осуществляться с учетом их профиля.

Продолжительность взаимодействия семейного специалиста с родителями, тяготеющими к неоптимальным моделям взаимоотношений с детьми, также зависит от  типичного профиля.

         Специалистами выделены группы семей по типу родительского отношения к ребенку и их типичные профили, что позволяет им в процессе социально-педагогической деятельности опираться на принцип дифференциации и индивидуализации.

Группы семей по типу родительского отношения к ребенку

 и их типичные профили.

 

Группа семей

Подгруппа

 

Характеристика профиля

родительского отношения

Благоприятные

 

Понимающие

 

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

 

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты реше­нием своих проблем. Однако их дети хо­рошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хоро­шо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью, и носят синусоидальный характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сенситивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.

Отстраненные

Родительская позиция крайне ригидна.

Полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке до­статочно адекватны

 


 

Семья и сущность семейного воспитания

Семья и сущность семейного воспитания

СЕМЬЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СЕМЬЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Я" в общественно-государственной системе; þ приоритетности нравственных общечеловеческих норм и ценностей

Я" в общественно-государственной системе; þ приоритетности нравственных общечеловеческих норм и ценностей

Не был выработан действенный механизм взаимодействия между семьей и образовательными учреждениями в деле воспитания подрастающего поколения

Не был выработан действенный механизм взаимодействия между семьей и образовательными учреждениями в деле воспитания подрастающего поколения

Фактором, отрицательно влияющим на результаты процесса воспитания в целом, явилось и то, что образовательные учреждения не располагали и до настоящего времени не располагают действенным механизма…

Фактором, отрицательно влияющим на результаты процесса воспитания в целом, явилось и то, что образовательные учреждения не располагали и до настоящего времени не располагают действенным механизма…

Экономическая нестабильность семьи толкает многих детей на освоение несвойственной им социальной роли "кормильца семьи", когда малоквалифицированный, малооплачиваемый труд ребёнка становится основным финансовым источником существования взрослых…

Экономическая нестабильность семьи толкает многих детей на освоение несвойственной им социальной роли "кормильца семьи", когда малоквалифицированный, малооплачиваемый труд ребёнка становится основным финансовым источником существования взрослых…

В силу объективных причин ребенок не готов к осознанному выбору предлагаемых ему родителями альтернативных противоречивых по своей сути моделей поведения, взаимоисключающих мировоззренческих позиции и естественно…

В силу объективных причин ребенок не готов к осознанному выбору предлагаемых ему родителями альтернативных противоречивых по своей сути моделей поведения, взаимоисключающих мировоззренческих позиции и естественно…

Часто он вовлекается в аморальный образ жизни, для членов этих семей характерно пристрастие к алкоголю и наркомании, токсикомания, склонность к девиантному поведению, факты физического, психологического…

Часто он вовлекается в аморальный образ жизни, для членов этих семей характерно пристрастие к алкоголю и наркомании, токсикомания, склонность к девиантному поведению, факты физического, психологического…

Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие, во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране

Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие, во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране

Семья с ребенком дошкольного возраста

Семья с ребенком дошкольного возраста

Функции ребенка: þ получение навыков, необходимых для школьного образования; þ стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; þ постепенный отход от родителей, осознание…

Функции ребенка: þ получение навыков, необходимых для школьного образования; þ стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; þ постепенный отход от родителей, осознание…

Функции молодых: þ осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; þ создание прочных и в то же время гибких и…

Функции молодых: þ осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; þ создание прочных и в то же время гибких и…

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ

Семейное воспитание — сложная система

Семейное воспитание — сложная система

В процессе внутрисемейного общения ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности

В процессе внутрисемейного общения ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности

Эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом , который зависит от ряда факторов, условий, а в совокупности определяет её педагогические возможности

Эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом , который зависит от ряда факторов, условий, а в совокупности определяет её педагогические возможности

Воспитательный потенциал зависит от многих обстоятельств: þ социокультурного статуса семьи; þ освоения родителями новых социальных ролей; þ условий и образа жизни семьи; þ состава семьи;…

Воспитательный потенциал зависит от многих обстоятельств: þ социокультурного статуса семьи; þ освоения родителями новых социальных ролей; þ условий и образа жизни семьи; þ состава семьи;…

Оптимальная родительская позиция отвечает трём требованиям : адекватность, гибкость, прогностичность

Оптимальная родительская позиция отвечает трём требованиям : адекватность, гибкость, прогностичность

При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку

При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку

Внутренний мир ребёнка для родителей недоступен

Внутренний мир ребёнка для родителей недоступен

Материнская любовь, в отличие от отцовской, безусловна

Материнская любовь, в отличие от отцовской, безусловна

Мужчины склонны к логическому анализу ситуации, обладают хорошей пространственной ориентацией

Мужчины склонны к логическому анализу ситуации, обладают хорошей пространственной ориентацией

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ

Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю

Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю

Наиболее значимыми в этом отношении являются следующие личностные качества родителей : сензитивность, эффективность, тревожность, эгоцентричность, гиперсоциальность

Наиболее значимыми в этом отношении являются следующие личностные качества родителей : сензитивность, эффективность, тревожность, эгоцентричность, гиперсоциальность

Группа семей Подгруппа

Группа семей Подгруппа

Группа семей Подгруппа

Группа семей Подгруппа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022