Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального воспитания
Оценка 4.6

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального воспитания

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл—9 кл
01.06.2023
Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и  социального воспитания
Семейное воспитание детей в условиях интерната – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального воспитания.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и

социального воспитания

Жульнитова Н. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное воспитание детей в условиях интерната – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной социальной роли. Для адекватного вхождения наших воспитанников в систему социальных отношений проводится специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

В нашей группе воспитываются дети, попавшие в условия интерната из разных ситуаций. Это и дети с ОВЗ, и дети из семей с трудной жизненной ситуацией, и ребенок со статусом ОБПР, ребенок из-под опеки. Так или иначе все эти ребята попали к нам из семей, поэтому у детей сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи оказывает на них существенное влияние.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим перед воспитателями встает проблема поиска таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Мы считаем необходимым использовать такие формы и методы работы, которые в какой-то степени обеспечивали бы усвоение детьми социальной роли семьянина. Чтобы при этом не создавалось искаженное представление о семье, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности становились основными и обеспечивали формирование социальности ребенка.

В соответствии с данной проблемой воспитатели группы разработали собственную программу «Дорога в жизнь», одним из направлений которой является семейное воспитание.

Работа по этому направлению включает четыре блока: «Семья и её функции», «Духовно-нравственные основы семьи», «Домашний труд в семье», «Хозяйство семьи и бюджет». В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование разнообразных методов и форм работы:

ü диагностический материал на выявление уровня сформированности семейных ценностей у детей, по результатам которого в начале учебного года 25% участников диагностики показали высокий и 75% средний уровень сформированности семейных ценностей;

ü беседы «Семья и семейные ценности», «Заповеди семьи», «Здоровье семьи», «Семейное счастье», «Правила доверия» и др.;

ü рассказы воспитателей на темы «Роль отца и матери в семье», «Этикет взаимоотношений в семье», «Распределение обязанностей в семье» и др.;

ü разбор ситуаций на определенную тему «Дом, который построим мы», «Искусство милосердия», «Уважение, взаимопомощь»;

ü доверительные беседы индивидуального характера;

ü демонстрация фильмов;

ü практические занятия «Домашний труд – забота всей семьи», «Создание уюта в семье», «Рациональное ведение домашнего хозяйства». «Как украсить праздничный стол», «Уход за комнатными растениями», «Уход за одеждой (стирка, глажка вещей)», «Уход за обувью», «Ремонт одежды», «Уборка комнат» и др.

ü С ребятами старшего возраста проводим занятия по темам «Деньги. Их назначение, их значение в нашей жизни», «Бюджет семьи. Заработная плата», «Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи», «Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров», «Рациональное потребление одежды», «Планирование крупных покупок для семьи».

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Важно создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, организации быта. На это направлено семейное воспитание в воспитательной группе № 2.

 

 

 

 


 

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального воспитания

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального воспитания

Семейное воспитание детей в условиях интерната – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса

Семейное воспитание детей в условиях интерната – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса

Дом, который построим мы», «Искусство милосердия», «Уважение, взаимопомощь»; ü доверительные беседы индивидуального характера; ü демонстрация фильмов; ü практические занятия «Домашний труд – забота всей семьи»,…

Дом, который построим мы», «Искусство милосердия», «Уважение, взаимопомощь»; ü доверительные беседы индивидуального характера; ü демонстрация фильмов; ü практические занятия «Домашний труд – забота всей семьи»,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023