«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Оценка 4.6

«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»

Оценка 4.6
docx
24.03.2020
«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
реферат по педагогике.docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

 Республики Башкортостан

 

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

 

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Реферат по дисциплине:

«ПЕДАГОГИКА»

По теме:

«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»

  

 Исполнитель:

Стрельцова Наталья Вячеславовна

 

 

2020год

Содержание

Введение 3

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия 4

1.1. Семья как жизнедеятельная система 4

1.2. Функции семьи 7

1.3. Проблемы в семье 8

2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 10

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений. В XXI в. произошла резкая дифференциация семей как по экономическому состоянию, социальному статусу, так и по целевым установкам, которые ставят родители, воспитывая своих детей.

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производственных, профессиональных, политических - семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен .[5]

Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует

много различных подходов к изучению семьи, а также определений самой семьи, встречающихся в научной литературе.

«Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я.Соловьев).

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Семья играет ключевую роль в формировании мотивов деятельности и потребностей ребенка.

Цель данной работы показать семью как субъект педагогического взаимодействия, как комплексное социальное явление в воспитании и развитии личности.

 

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия

1.1Семья как жизнедеятельная система

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3].

Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.

С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению. Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Тип семьи определяется родственными связями. Различают простой, нуклеарный, или сложный тип семьи. Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, которые состоят из родителей и детей. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В такой семье много детей, строго соблюдаются традиции и обычаи, совместно живут разные поколения родственников. Патриархальная семья имеет прочные авторитарные основы. Семьи с ярко выраженными чертами патриархальности чаще всего можно встретить в сельской местности или же в малых городах.

Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи. Именно активность может выступать в роли ресурса. Выделяют три вида активности:

·         собственно активность (способность ориентироваться на свои силы, высокая мобильность, высокий уровень развития адаптационных способностей);

·         ограниченная активность;

·         пассивность (неспособность ориентироваться на собственные ресурсы, ориентация на иждивенчество, низкая мобильность).

Социально – педагогическая поддержка может быть необходима абсолютно любой семье. Больше, чем другие, в помощи нуждаются пассивные семьи. Это связано с малым собственным потенциалом, необходимым для разрешения проблемных, кризисных ситуаций. Разделяют семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации. В основе такого разделения лежит феномен психологического здоровья семьи – интегрального показателя ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей [6].

К благополучным семьям относятся те, чьи проблемы чаще всего возникают из-за внутренних противоречий и конфликтов, связанных с изменяющимися условиями жизнедеятельности в обществе:

1. с чрезмерным стремлением защитить друг друга, оказать помощь другим членам семьи (например, «чрезмерная опека»);

2. со сложностью соотнесения своих собственных представлений о том, как должна выглядеть семья, с социальными требованиями, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные. Психологические проблемы в таких семьях возникают из-за невозможности удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи в связи с воздействием сильных внутрисемейных и социальных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Часто в неблагополучных семьях у родителей выявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

 

1.2 Функции семьи    

Значимая характеристика семьи – ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальную роль и социальный статус.

К основным функциям семьи можно отнести:

1. репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. воспитательную – формирование личности ребенка, оказание систематического воспитательного воздействия на каждого члена в течение всей жизни;

3. хозяйственно-экономическую – ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

4. нравственно- психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально- психологическая поддержка каждого члена семьи;

5. эмоциональная – получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

6. восстановительная – восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня;

7. досуговая – организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;

8. коммуникативная – организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;

9. функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность, ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах;

10. сексуальная – осуществление сексуального контроля и удовлетворение сексуальных потребностей супругов [3].

 

1.3. Проблемы в семье

Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей. Причины тому разные:

·         малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не имеют практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами;

·         жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;

·         утрачены традиции народной педагогики;

·         в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослых;

·         возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения.

Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги. Поэтому в семейном воспитании нередко допускаются ошибки.

Рассмотрим, в качестве примеров, несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность и бесконтрольность проявляются в отсутствии внимания родителей к воспитанию детей. В результате такого воспитания родители заняты своими делами, а дети, предоставленные сами себе и занятые поисками увеселений, попадают под влияние «уличных компаний».

Гиперопека – жизнь ребенка находится под неустанным надзором. В итоге такого воспитания человек становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах.

Воспитание по типу «Золушки». Такое воспитание приводит к появлению у детей неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.

«Жестокое воспитание» проявляется в том, что ребенка сурово наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. На основе страха возникают жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием неправильного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.

 

2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Как специфический социальный институт она регулирует и контролирует удовлетворение разнообразных социальных потребностей общества и отдельных граждан, предусматривает определенное распределение статусов и связанных с ними социальных ролей.

Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С.Л. Рубинштейн). Для полноценного развития ребенок нуждается в родительской любви. Ему необходима справедливая оценка его качеств и достижений, его приятие и понимание со стороны других членов семьи. Воспитание ребенка в семье с устойчивым типом супружеских отношений способствует правильному усвоению основных черт поведения, свойственного своему полу, воспитанию общительности, дисциплинированности, активности, воли. Основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи в современных социальных условиях:

·         культ потребления, погоня за престижными вещами и статусами;

·         конфликтные отношения между супругами, вызванные борьбой за доминирующие статусные позиции внутри семьи;

·         стремление женщин к социальной, экономической, правовой эмансипации;

·         слабая социально-правовая и экономическая поддержка семьи и женщины-матери обществом и др.

Важным фактором воспитания являются особенности воспитательных позиций родителей по отношению к детям. Различают:

·         увеличенную дистанцию, внешне производящую впечатление оптимальную дистанцию, уважение к ребенку, отношение к нему как к равноправному субъекту жизни. Родители формулируют требования к ребенку, но и оставляют за ним право выбора в ситуациях, которые не связаны с опасностью для его жизни и здоровья;

·         сокращенную дистанцию, эмоциональное слияние с ребенком, при котором семья существует ради и во имя его. Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей;

·         эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования.

Стили внутрисемейных отношений:

1.     авторитарный, предусматривающий жесткое навязывание стереотипов поведения, требование беспрекословного подчинения под угрозой наказания;

2.     демократический, основывающийся на взаимной любви, уважении и заботе, когда личностные особенности как родителей, так и детей подлежат учету в ходе взаимодействия;

3.     попустительский, в основе которого концентрация родителей на собственных проблемах и безразличие к другим членам семьи.

Нарушения в детско-родительских отношениях вызываются комплексом социальных, экономических и психолого-педагогических причин. Одна из важных – позиционирование ребенка в семье. Условно можно выделить несколько характерных моделей:

1.     «козел отпущения» – трудности родителей (недостаточный социальный рост, незавершенность образования, экономические и жилищные проблемы) списываются на ребенка;

2.     «любимчик» – охлаждение межличностных отношений родителей протекает на фоне гипертрофированной любви к ребенку. Этой ситуацией он часто пользуется для получения дополнительных выгод. Однако этот отрицательно сказывается на его нравственности;

3.     «беби» – с течением времени ребенок как бы «не взрослеет», его статусно-ролевые позиции статичны, что способствует формированию личностного качества инфантильности, социальной и бытовой неприспособленности;

4.     «примиритель» – ребенок занимает промежуточную позицию между постоянно конфликтующими родителями, выполняя функцию миротворца, посредника.

Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание –  процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях. Другим осложняющим фактором является временная отдаленность результатов воспитания: последствия воспитательных действий становятся заметными только в перспективе. Поэтому педагогика отдельных мероприятий не оправдывает себя. Для достижения полноценного воспитательного эффекта необходима непрерывность, система педагогических действий и взаимодействий. При этом следует понимать, что личностные качества, на воспитание которых направляются усилия родителей и педагогов, не возникают сразу и во всей полноте. Личность – целостное образование, чем и объясняется то обстоятельство, что одно позитивное качество личности неизбежно оказывает положительное влияние на развитие других личностных свойств.

Принципы воспитания:

1.     В центре – развитие позитивных личностных качеств – это основная задача воспитания.

2.     Необходимо выдвигать перед воспитанником систему ближних, средних и дальних целей (перспектив) развития.

3.     Следует создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу эмоционального подъема воспитания, опираясь на ситуации успеха.

4.     Воспитание становится возможным только в результате взаимодействий.

5.     В центре воспитания стоит творчество.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы что:

Семья – важнейший институт воспитания, развития становления личности.

В зависимости от того, какой стиль воспитания избрали родители, у ребенка формируется определенный характер и поведение. Так же, большую роль играет авторитет родителей и психологическая атмосфера в семье;

Допускаемые родителями ошибки, могут очень негативно отразиться на дальнейшей судьбе ребенка.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Опираясь на собственный опыт отца, я могу утверждать что ребенок, воспитывающийся в семье с определенными требованиями, своими традициями, морально-нравственными устоями, формируется полноценной личностью, уважающей свою страну, своих родителей и старшее поколение.

 

 

 

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии». – СПБ.: Издательство «Питер», 2011. - 400 с.

2. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика–Просвещение, 1987. - 368с.

3. Васильева А.К. Структура семьи. М., 1988

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. -269 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. М., 2003.

7. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.: Мысль, 1993.- 217с.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дом детского творчества муниципального района

Дом детского творчества муниципального района

Содержание Введение 3 1. Семья как субъект педагогического взаимодействия 4 1

Содержание Введение 3 1. Семья как субъект педагогического взаимодействия 4 1

Введение Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений

Введение Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений

Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и…

Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и…

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ

Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи

Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи

Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные

Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные

Проблемы в семье Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей

Проблемы в семье Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей

Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги

Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги

Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С

Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С

Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей; · эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования

Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей; · эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования

Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание – процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях

Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание – процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях

Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы что:

Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы что:

Список литературы 1. Азаров Ю

Список литературы 1. Азаров Ю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020