ОБЖ в 11 классе
Тема: Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Цель: рассмотреть институт семьи в современном обществе; раскрыть основы семейно-брачных отношений с точки зрения законодательства РФ;
Задачи:
1. Показать важность и ценность семьи в жизни каждого человека.
2. Определить правила (принципы), на которых строятся семейные отношения в современном обществе.
3. Познакомиться с нормативно-правовым документом, регулирующим семейное право.
Формирование УУД: (прогнозируемые результаты)
Личностные действия: Воспитывать любовь и уважение к своей семье; пробуждение чувств ответственности и заботы за семью. Способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности. Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные
Регулятивные действия: развивать умение ставить учебные цели и задачи, прогнозировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.
Познавательные действия: Систематизировать знания о роли семьи в современном обществе.
Сформировать убеждение в ключевой роли семьи в обеспечении благополучной жизни человека. Характеризовать основы семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации.
Коммуникативные действия: формировать умение ставить вопросы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Ход урока:
Этап урока (регламент) |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Организационный момент (0,5 минут)
|
Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только рада я, но и наши гости, которые пришли на нас посмотреть. Поздоровайтесь с ними. Чтоб урок наш прошел в доброй и уютной атмосфере давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов. |
Ученики приветствуют учителя, гостей. |
|
2. Актуализация знаний (4 минут) |
На доске фотографии. Звучит Свадебный марш Мендельсона (параллельно на слайдах идет демонстрация фотографий с изображением этапов жизни семьи) - Знакомы ли вы с этим музыкальным произведением? - Какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением и увиденным вами на экране? - Определите содержание урока, о чем будем сегодня вести разговор?
- А что вы знаете о семье? Возьмите карточку №1. (Из курса предмета обществознания постарайтесь вспомнить) Ответьте на вопросы в группе.
Обсуждение вопросов. - На все ли вопросы смогли ответить?
-Можете назвать тему урока? (учитель крепит тему урока на доску) |
-Да
- Зарождение новой семьи, бракосочетание.
- О семье, семейных отношениях, заключении брака. О законе, по которому живут супруги.
Работа в группах. (учащиеся обсуждают вопросы на карточках)
Выясняют вопросы, которые вызвали затруднение.
(дети формулируют тему)
|
Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение
|
3. Постановка учебной цели и задач (2минуты) |
- Какую цель перед собой поставим? - Назовите учебные задачи, которые позволят достичь цель урока. |
- Раскрыть основы семейно-брачных отношений, принципы семейного права. 1.Показать важность и ценность семьи в жизни каждого человека. 2.Определить правила (принципы), на которых строятся семейные отношения в современном обществе. 3.Познакомиться с нормативно –правовым документом, регулирующим семейное право. |
Регулятивные УУД: -формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать
|
4. «Открытие нового знания»(7минут)
5.Первичное закрепление (4 минуты)
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение (9 минут)
|
- Скажите, а все ли хотят создать семью? - А почему вы хотите её создать?
- Возьмите карточку №2. и ознакомьтесь с результатами опроса людей разного поколения на улицах нашего города. Им всем задавали этот же вопрос. В диаграмме отражены наиболее частые ответы.
- Какой вывод можно сделать? Для чего же люди создают семьи?
Пока класс работает с диаграммой одновременно 2 пары учеников работают у доски. 1 пара выбирает из ряда предложенных вариантов ответов ответ на вопрос: «Какие положительные качества личности может формировать семья у подрастающего поколения?»
2 пара работает за компьютером. Выполняет задание «Как зарождается семья» (условия – расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности) - обязанности по отношению к детям - образование малой группы - брак - обязанности относительно друг друга - рождение детей - встреча
-Сделайте вывод по данным видам работы - Какое значение семья имеет для общества, государства?
Работа с пословицами. - Тема нашего урока актуальна, ведь вы стоите в шаге от брачного возраста. Все имеют желание создать собственную семью. Хотелось бы, чтоб она была крепкой дружной, жили все в любви и согласии. Ведь даже наши предки ценили мир и лад в семьях. Эта народная мудрость дошла и до наших дней в виде пословиц, поговорок. Назовите эти пословицы, объясните, какую мысль народ в каждую из них вложил. - Актуальны ли и в нашем современном обществе эти пословицы?
-При выполнении задания вы столкнулись с понятием, которое часто употребляется со словом семья, какое это понятие? - А что такое брак?
-Какова история семейно-брачных отношений? Обратимся к тексту учебника п.15. Смысловое чтение.
-Приготовьте тонкие вопросы по прочитанному и задайте любому из ваших одноклассников. - Сделаем вывод по прочитанному материалу. Что нового для себя открыли?
-Какой законодательный акт регулирует семейные отношения?
Динамическая пауза (под песню «Обручальное кольцо»)
- Настало время познакомиться с Кодексом Поиграем в юристов, к которым обращается молодая пара. Ситуативная задача. Молодые люди, достигшие брачного возраста, получили отказ работниками ЗАГСа в регистрации брака. Что могло послужить причиной отказа?
Обсуждение решения задачи.
-Заслушаем представителей каждой группы.
|
(ответы обучающихся - продолжение рода, избежание одиночества и т.п. Работа в парах. По окончанию работы ученик оглашают результат своей работы.
Учащиеся анализируют данные диаграммы. Делают примерный вывод: Потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека. Многие создают семью, для того чтобы продолжить свой род…
Ученики выбирают нужное из предложенных ответов. Ответы: порядочность, ответственность, безнаказанность, умение оценивать окружающий мир на положительном примере родителей; неуважение к старшим; что такое хорошо, что такое плохо; нарушение прав других.
Обучающие должны выстроить следующую логическую цепочку: - встреча - образование малой группы - брак - обязанности по относительно друг к друга - рождение детей - обязанности по отношению к детям
Семья имеет большое значение в жизни человека и общества, воспитывает и формирует положительную личность, учит быть ответственными и т.п.
На слайде пословицы, которые потеряли свою часть, надо их восстановить и объяснить их смысл.
Ответы учеников
- Слово брак.
Работа со словарем Ожигова
Ученики каждый самостоятельно прочитывает материал учебника п.15 до абзаца «Рассмотрим некоторые положения…»
Ученики готовят и формулируют вопросы в парах. (4-5 вопросов). Задают друг другу.
Семейный кодекс
Ученики выполняют ряд движений под руководством одного из учеников.
Работа в группах. Глава 3. СК РФ 1гр. – условия заключения брака (СК ст. 11) 2гр. – ст.12 –брачный возраст. 3гр. – препятствия заключения брака (ст.13) 4гр. – порядок заключения брака (ст.14)
Ответ: Брак не может быть зарегистрирован, т.к. одно лицо заключающих брак уже состоит в другом. Ученики знакомят класс со статьей своей группы. |
Регулятивные: -Развитие критического мышления (прием «перепутанные логические цепочки»)
Познавательные (общеучебные): -смысловое чтение
Коммуникативные: -постановка вопросов (сотрудничество между учениками)
Познавательные: - установление причинно-следственных связей, рассуждения, доказательства |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(6 минут)
|
Проверим, как вы усвоили материал урока. Ответьте на вопросы теста каждый самостоятельно на карточке (консультант раздает их перед самой работой)
-Кто оценил себя на «5», «4» и т.д. Проанализируйте свои оценки. -Вернемся к задачам урока. -Удалось нам их решить? - Достигнута ли цель урока? |
Ученики выполняют тест по изученному новому материалу. По эталону, который появляется на экране, проверяют, сами оценивают себя. «5» - без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более
Ответы учеников. |
Регулятивные: - оценка -коррекция |
8. Домашнее задание (1 минута) |
П.15 учебника, дополнительный материал к нему (ознакомиться с главой СК 7 и 8) |
|
|
9. Рефлексия (3 минуты) |
Составьте синквейн к одному из ключевых слов темы. Заслушиваются синквейны. |
Дети составляют синквейн со словом (семья, брак или законодательство)
|
Познавательные: (логические) -подведение под понятие |
10. Оценивание Итог урока (3 минуты) |
- Что заинтересовало вас больше всего на уроке? - О чем захотелось узнать больше? - На каких этапах урока было трудно? Почему? Учитель оценивает работу на уроке. |
Ответы учеников. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.