Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка и при поступлении в школу он уже более наполовину сформировался как личность.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.
Эта традиция все более усиливается благодаря позитивным, эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, они ведут себя так, что все их поступки и поведение способствуют формированию у ребенка таких качеств и понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему передать, т.е.постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между ее представителями. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействуют на жизнь семьи.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям,помогающим приобретать новый опыт, становиться социально более зрелым.
В жизни бывают такие ситуации : тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.д. И вновь требуют от членов семьи адаптации, приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.
Преодоление кризисной ситуации усиливает сплоченность людей, но бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к распаду.Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов;
мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разной и оказывать на человека большее или меньшее влияние. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные функции.
Одна из главных функций семьи -создание условий для развития личности всех своих членов.
К сожалению, семьи не всегда выполняют своих функций, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь. Поэтому, рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Родители настраиваются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимися, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.
Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи и особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче с его стороны. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка быть уверенным в себе, в тоже время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. Родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат,опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей.
Опека в семье- система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий, трудностей, принимая их на себя.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой невмешательства. Предполагается 2 мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. В основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает наличие межличностных отношений, соответствующих общим целям и высоким нравственным ценностям. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущий типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития-коллективом.
Существует 3 стиля родительского поведения –авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя-закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, делают это не всегда корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.
Идут на конфликт, становятся неуверенными в себе, менее самостоятельным. Демократический стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания.
Родители ценят в поведении подростка самостоятельность, дисциплину. Они сами представляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей, они уважают его мнение и советуются с ним.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей. Также есть семьи неполные, многодетные, неблагополучные.
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане.
На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей - выходцы из неполных семей.
Атмосфера неполной семьи делает более высокий риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.
Люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни.
Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни.
Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра т.е. материальные и временные проблемы такой семьи нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями.
Рождение, смерть -…м/у ними –целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья.
Личностно может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению.
Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, являющиеся одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, произносит первые шаги, произносит первые слова. На становление личности влияют и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов.
Чтобы преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные, психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
1.Принимать активное участие в жизни семьи;
2.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
3.Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
4.Не оказывать на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
5.Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6.Уважать право ребенка на собственное мнение;
7.Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку, как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Итак: семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья-это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
.
семья-главный источник доклад.docx
Семьяглавный источник для каждого человека.
Хасиетова А.Т
Воспитатель ГККП яслисад №29
г. Павлодар
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок
находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы
личности ребенка и при поступлении в школу он уже более наполовину сформировался
как личность.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. В жизни каждого
человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые
образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех
своих действиях.
Эта традиция все более усиливается благодаря позитивным, эмоциональным связям
ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители
осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование
личности ребенка, они ведут себя так, что все их поступки и поведение способствуют
формированию у ребенка таких качеств и понимание человеческих ценностей, которые
они хотят ему передать, т.е.постоянный контроль за своим поведением, за отношением к
другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в
наиболее благоприятных условиях.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между ее представителями.
Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением
воздействуют на жизнь семьи.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным
условиям,помогающим приобретать новый опыт, становиться социально более зрелым.
В жизни бывают такие ситуации : тяжелая болезнь когото из членов семьи, рождение
больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.д. И вновь
требуют от членов семьи адаптации, приходится изыскивать новые методы
взаимоотношений.
Преодоление кризисной ситуации усиливает сплоченность людей, но бывает, что
такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к
распаду.Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов;
мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На
основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия
человека в жизни семьи может быть самой разной и оказывать на человека большее или
меньшее влияние. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные
функции. Одна из главных функций семьи создание условий для развития личности всех своих
членов.
К сожалению, семьи не всегда выполняют своих функций, которые не в
состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и
взаимопомощь. Поэтому, рассматривая роль семьи в жизни каждого человека,
необходимо отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье
формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за
выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения
ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней
жизни. Родители настраиваются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей,
чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной
деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных
действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях
родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда
согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди,
являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит
по причинам, касающимися, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А
отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.
Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи и особенно важно для
него понимать, как взрослые относятся к нему.
Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об
отдаче с его стороны. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в
обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения,
традиции, культуру общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы
родителей учат ребенка быть уверенным в себе, в тоже время он учится управлять
своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка
формируется мир ценностей. Родители своим поведением и собственным примером
оказывают ребенку большую помощь.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных
отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат,опека,
невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями
инициативы и чувства собственного достоинства у детей.
Опека в семье система отношений, при которой родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от какихлибо забот,
усилий, трудностей, принимая их на себя.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и
даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой невмешательства. Предполагается 2 мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. В основе этого типа
взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает наличие
межличностных отношений, соответствующих общим целям и высоким нравственным
ценностям. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм
ребенка.
Семья, где ведущий типом взаимоотношений является сотрудничество, становится
группой высокого уровня развитияколлективом.
Существует 3 стиля родительского поведения –авторитарный, демократический и
попустительский.
При авторитарном стиле желание родителязакон для ребенка. Такие родители
подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не
считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко
контролируют все сферы жизни подростка, делают это не всегда корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.
Идут на конфликт, становятся неуверенными в себе, менее самостоятельным.
Демократический стиль семейных отношений является самым оптимальным для
воспитания.
Родители ценят в поведении подростка самостоятельность, дисциплину. Они сами
представляют ему право быть самостоятельным в какихто областях его жизни; не
ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей, они уважают его
мнение и советуются с ним.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей,
ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей попадают
под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.
Также есть семьи неполные, многодетные, неблагополучные.
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном
плане.
На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей
выходцы из неполных семей.
Атмосфера неполной семьи делает более высокий риск приобщения детей к алкоголю и
злоупотреблению им.
Люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом
подготовки к семейной жизни.
Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их
нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной
жизни.
Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра т.е.
материальные и временные проблемы такой семьи нередко оборачиваются проблемой
безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Рождение, смерть …м/у ними –целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по
своему, но дорогу в жизнь ему дает семья.
Личностно может стать лишь человек, желающий чегото добиться в жизни, имеющий
свои цели и упорно идущий к их достижению.
Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а
также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку
зрения.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная
самооценка, потребности и уровень притязаний, являющиеся одним из факторов,
влияющих на становление личности наряду с семьей, школой.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый
социальный опыт, делает первые шаги, произносит первые шаги, произносит первые
слова. На становление личности влияют и другие члены семьи. Очень важно, чтобы
маленький человек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы ребенок не был
свидетелем конфликтов.
Чтобы преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить
общие внутрисемейные, психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
1.Принимать активное участие в жизни семьи;
2.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
3.Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
4.Не оказывать на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать
решения;
5.Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6.Уважать право ребенка на собственное мнение;
7.Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку, как к
равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным
опытом.
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и
самосовершенствоваться.
Итак: семья самое главное в жизни для каждого из нас. Семьяэто близкие и родные
люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и
счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
. Список использованной литературы:
1.Р.В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога». Просвещение, 1996 год.
2.Е.В. Субботский «Ребенок открывает мир»
Семья-главный источник для каждого человека.
Семья-главный источник для каждого человека.
Семья-главный источник для каждого человека.
Семья-главный источник для каждого человека.
Семья-главный источник для каждого человека.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.