Семейные ценности являются непреходящими и всегда актуальны, но в современном российском обществе существуют проблемы, связанные с разрушением института семьи, с тем, что традиционная семья, являющаяся основой любого общества, претерпевает измене-ния. Семья как социальный институт важна для каждого человека, именно поэтому я выбра-ла данную тему.
Моя разработка предназначена для проведения социально-образовательного события духовно-нравственной направленности (классного часа или тематической беседы) в 5-6 классах.
Цель: создать условия для понимания учащимися значения семьи как социально зна-чимого института в обществе; воспитывать положительное отношение к семейным ценно-стям традиционной русской семьи.
семья, метод разраб.docx
Краевой Фестиваль методических разработок «Образовательное событие
духовнонравственной направленности»
Семьёй дорожить – счастливым быть
(Методическая разработка социально образовательного
события духовнонравственной направленности)
Костромина Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
1 кв. кат, МБОУ СОШ села Эворон
Солнечного района Хабаровского края
Хабаровск
2016 г Пояснительная записка
Семейные ценности являются непреходящими и всегда актуальны, но в современном
российском обществе существуют проблемы, связанные с разрушением института семьи, с
тем, что традиционная семья, являющаяся основой любого общества, претерпевает
изменения. Семья как социальный институт важна для каждого человека, именно поэтому я
выбрала данную тему.
Моя разработка предназначена для проведения социальнообразовательного события
духовнонравственной направленности (классного часа или тематической беседы) в 56
классах.
Цель: создать условия для понимания учащимися значения семьи как социально
значимого института в обществе; воспитывать положительное отношение к семейным
ценностям традиционной русской семьи.
Задачи:
1.
к семье;
2.
3.
На примере русских пословиц сформулировать отношение обучающихся
Рассказать, когда и почему в России отмечают день семьи;
В игровой форме рассказать, как называются близкие родственники по
отношению друг к другу, рассмотреть занимательные факты по теме «Семья»
4.
Развить фантазию, творческие способности, самостоятельность, умение
аргументировано, монологически отвечать.
Оборудование: музыкальный файл песни «Моя семья», распечатка текста песни,
распечатка для игры «Собери пословицу», распечатка для игры «Ромашка», для викторины
«Экзамен», для рефлексии, презентация «Пётр и Феврония Муромские» (сайт: viki.rdf.ru )
Методы: слово учителя, наглядные, игра, викторина, метод проектов
2 Цель этапа
Привлечь
ребят к теме,
создать
эмоциональный
фон
Сформулирова
ть цель занятия
Узнать, как в
русских
пословицах
выражается
отношение к
семье
Ход занятия
Этап
Содержание
Мотив
ация
Заранее раздаются тексты с песенкой «Моя семья»
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Звучит музыка «Моя семья» (ансамбль «Непоседы)
http://mp3crazy.com/artist/neposedy.html
Целеп
олаган
ие
Актуа
лизаци
я
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Понравилась вам песня «Моя семья»? Какие слова из песни вам
понравились больше всего? Почему?
Обучающиеся: могут петь по ходу звучания песни, затем
отвечают (семья – опора в жизни каждого человека, самый
счастливый тот, у кого есть родные)
Учитель: Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия?
Обучающиеся: Семья.
Учитель: «Семьёй дорожить – счастливым быть», говорит
русская народная пословица
Учитель: Подумайте и ответьте, какую цель мы перед собой
поставим?
Обучающиеся: формулируют цель занятия (узнать больше о том,
что такое семья, рассказать о той семье, в которой живут, зачем
человеку семья, какой будет их семья, когда они вырастут)
Учитель: Как известно, в пословицах и поговорка заключена
народная мудрость, а в русском языке много пословиц и
поговорок, посвящённых семье. Давайте, что о семье говорится в
пословицах и поговорках русского народа.
Задание 1
Необходимо соединить начало и конец пословиц о семье. Задания
вы выполняете в группах.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Обучающиеся: выполняют задание в группах
Учитель: Проверим, правильно ли вы собрали пословицы и
поговорки о семье. (Сверяют с эталоном)
Обучающиеся: проверяют выполненную работу
Учитель: Какие из пословиц вам больше всего запомнились?
Почему? Подумайте в группах, примите общее решение и ответьте
на вопросы.
Обучающиеся: совещаются в группах, затем отвечают.
Учитель: Какое отношение к семье сложилось у русского народа?
Обучающиеся: обобщают (в русском народе семья – это опора
для человека)
Учитель: Обратите внимание на тему нашего занятия «Семьёй
дорожить – счастливым быть»
3 Узнать, когда и
почему в
России
отмечают день
семьи.
Узнать, как
называются
близкие
родственники
по отношению
друг к другу
Новые
знания
Игра
«Рома
шка»
Учитель: Вы знаете, когда в России отмечается день семьи?
День семьи, любви и верности отмечается в нашей стране 8 июля, в
день памяти святых Петра и Февронии Муромских.
Учитель рассказывает об этих святых по презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (в электронном виде)
Можно дать заранее индивидуальные задания группе учеников по
данной теме.
При наличии времени можно показать мультипликационный
фильм «Сказание о Петре и Февронии» (2008 год)
Обучающиеся: Слушают учителя
Учитель: Подведём итог. Когда в нашей стране отмечают день
семьи и почему?
Учитель: На доске – «ромашка». На каждом лепестке написан
вопрос. От каждой группы будет подходить представитель и
отвечать на вопрос. Если он не ответит, то группа ему поможет.
Как называют мать жены?
(тёща)
Муж дочери или сестры?
(зять)
Отец жены?
(тесть)
Как называют брата мужа?
(деверь)
Как называют брата жены?
(шурин)
Жена брата или жена сына?
(невестка)
Мать мужа?
(свекровь)
Отец мужа?
(свекор)
Сестра мужа?
(золовка)
Обучающиеся: по очереди подходят, берут «лепесток» с
вопросом, читают вслух и отвечают.
4 Викто
рина
«Экза
мен»
«Маши
на
времен
и»
Проек
ты
«Герб
моей
семьи»
Учитель: Каждая группа выбирает билет с вопросами
для обсуждения
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Узнать
занимательные
факты по теме
1. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался
покровителем семьи и брака? (Он ковал кольца)
2. Как называли на Руси пару лошадей или волов,
запряжённых в одну упряжку? (Супруги –находящиеся в
одной упряжи)
3. Как иначе называется семейная пара? (Чета)
4. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май,
потом придётся всю жизнь маяться.)
5. Как называется обряд церковного бракосочетания?
(Венчание.)
6. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно
вступать в брак без разрешения родителей? (С
восемнадцати лет.)
Обучающиеся: обсуждают, дают ответ
Учитель: А теперь перенесёмся на машине времени в
будущее, давайте представим … Вот пройдёт несколько лет
… и у каждого из вас будет своя семья. Какой она будет?
Обучающиеся: отвечают индивидуально
Учитель: Зачем люди создают семьи?
Обучающиеся: высказывают своё мнение
Учитель: Семья нужна каждому человеку, а задумываться
о создании семьи в русских семьях начинали рано.
Родители приучали детей к труду, чтобы они смогли в
будущем прокормить свои семьи, дочерям несколько лет
собирали приданое, к будущим невесткам заранее
присматривались. Существовал особый свадебный обряд.
Сейчас многое изменилось, но люди всё равно стремятся к
созданию семьи, рождению детей.
Проверка индивидуальных заданий
Учитель: Заранее вам было дано задание (по желанию)
придумать герб своей семьи. Покажите, что у вас
получилось, и расскажите о ваших семейных гербах.
Обучающиеся: защищают свой проект
Развивать
фантазию,
убедить в том,
что семья
должна быть у
каждого
человека.
Развить
творческие
способности,
самостоятельн
ость, умение
аргументирова
но,
монологически
отвечать.
5 Рефле
ксия
(Метод незаконченных предложений)
Учитель: Я дам вам «листочки» дерева, на которых написано
слово «семья», вам нужно продолжить предложение и
прикрепить свой листочек к «дереву». ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Провести
самоанализ
занятия
(на доске написана пословица «Дерево держится
корнями, а человек – семьей», под ней «дерево», куда и
прикрепляют свои «листики»)
Звучит песня «Моя семья», пока дети прикрепляют свои
«листики»
Вот такое у нас получилось дерево!
В закончить я хочу таким четверостишием:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья.)
Семьёй дорожить – счастливым быть!
Приложение №1.
Текст песни «Моя семья»
Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давнымдавно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсемсовсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…
Припев:
6 Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев
(Муз. и сл. Александра Ермолова)
Приложение №2.
Семья —
Семья сильна,
Семья в куче,
Семья дает человеку
Семейное согласие
Отца с матерью почитать —
На что и клад,
Не будет добра,
Материнская молитва
Семьей
путевку в жизнь.
а человек семьей
и горох молотят.
коли в семье вражда
со дна моря достает
опора счастья
горя не знать.
когда над ней крыша одна
не страшна и туча
когда в семье лад.
7 Дерево держится корнями,
всего дороже
Ответы.
Семья — опора счастья
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Семья в куче, не страшна и туча
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семейное согласие всего дороже
Отца с матерью почитать — горя не знать.
На что и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда
Материнская молитва со дна моря достает
Семьей и горох молотят.
Дерево держится корнями, а человек семьей
Приложение№4
Билет№1
1. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем
семьи и брака?
2. Как называется обряд церковного бракосочетания?
Билет№2
1. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну
упряжку?
8 2. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы.
Билет№3
1. Как иначе называется семейная пара?
2. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак
без разрешения родителей?
«Дерево держится корнями,
а человек – семьей»
Приложение №5
9 Семья – это …
10
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Семьёй дорожить – счастливым быть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.