СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ
(франц. sentimentalisme, от sentiment — "чувство, ощущение, чувствительность, чуткость"; лат. sensus — "чувство, ощущение") — мироощущение и тенденция мышления, направленная на выявление, усиление эмоциональной стороны жизни . В форме конкретно-исторического художественного течения сентиментализм сложился в западноевропейском искусстве середины и второй половины XVIII в. под влиянием философии просветителей.
Это реакция «чувства» против «разума», признание «сердца» самым надежным вождем человека, проповедь прав человеческой личности независимо от ее социального положения, культ природы, простоты и естественности.
Сентименталисты утверждали культ не разума, а чувства, что отличало его от классицизма. Однако согласно с идеями Просвещения разум как таковой не был отменён, более того, необходимость обращения к человеческому сердцу в трудах сентименталистов получала рационалистическое обоснование. Утверждалось, что сердце требует образования не меньше, чем разум; для воспитания человека необходимо обращаться не столько к его разуму, сколько к чувствам. «Добрые нравы» нельзя воспитывать логическим путём, поскольку человеческое сердце не рассуждает, а чувствует. Сентименталисты в центр воспитания ставили задачу научить человека не только правильно мыслить, но и правильно чувствовать.
Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Сентиментализм в английской литературе
Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима», «Лето» и «Весна», «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца.
Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754). Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбой героев и особенно героинь его романов.
Сентиментализм во французской литературе
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.
Под тем же влиянием создавалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии.
Сентиментализм в Германии
Сентиментализм немецких «бурных гениев» (эпохи «Бури и натиска») особенно остро поставил вопрос о разрыве с классической поэтикой во имя самобытности, национальности и свободы личного творчества ; первые произведения Гёте «Вертер», Шиллера — «Разбойники», «Коварство и любовь» и др. В немецком сентиментализме сказалось критическое отношение к буржуазному просвещению и рационалистической философии.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ.
В рус. литературе сентиментализм зарождается в 1760-х гг., расцвет приходится на 1790-е гг.
Государственной поэзии классицизма сентименталисты противопоставляли лирику отдельного человека. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний.
«Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твоё не обольётся кровью, оставь перо…»
Н.М.Карамзин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.