Проект «Классный час. Перезагрузка»
Программа серии классных часов для учащихся возраста 12+
«Конструктивное разрешение конфликта»
или
«Заповеди поведения в конфликтной ситуации»
Программу соcтавила: Чулкова У.А,
учитель иностранного языка
МБОУ СОШ № 5 г. Канска.
«Заповеди поведения в конфликтной ситуации»
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учащиеся станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учащихся.
В-третьих, именно в школьном возрасте у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Можно ли избежать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» — ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте.
Умелое поведение, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь класс - коллектив, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида. Оздоровление нравственной атмосферы в школе – профессиональный долг учителя, классного руководителя, необходимая предпосылка для реализации приоритета воспитательных целей.
Представленная серия классных часов посвящена конфликту и путям их разрешения. Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, в жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом на всех процессах жизнедеятельности учащихся. С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.
Классные часы предполагают практические и интерактивные формы проведения занятий, которые формируют пространство для практического освоения навыков критического мышления, коммуникации и переговоров в игровых и тренинговых форматах.
Тема «Заповеди поведения в конфликтной ситуации»» может быть реализована в классах возрастной категории 12+.
Программа рассчитана на 3 академических часа. Программа может быть встроена в работу с классом на любом этапе учебного года.
Организационные требования: мультимедийное оборудование, доска, ручки, задания для работы в группах на карточках, листы ватмана по количеству групп, маркеры, фото участников для голосования (по 3 на каждого учащегося), набор фигур разного цвета и формы, инструкция для ведения переговоров, листок наблюдения по количеству экспертов.
Основу данной программы составляют следующие учебные пособия:
1. Белкин, А.С. Учебное пособие «Педагогическая конфликтология»
2. Хасан Б.И. Учебное пособие «Конструктивная психология конфликта».
3. Клименских, М. В. Учебное пособие «Педагогические конфликты в школе»
Цель программы – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения и разработать заповеди поведения в конфликтной ситуации; формировать критическое мышление учащихся (оценочное, рефлексивное мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт).
Задачи:
1. Сформировать представление о понятии «конфликт»;
2. Организовать практикум по решению конфликтных ситуаций;
3. Сформулировать заповеди поведения в конфликтной ситуации.
4. Организовать рефлексию полученного опыта.
Данная программа содержит в себе элементы технологии развития критического мышления. Основа технологии – трёхфазная структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), кроме того, содержание классных часов имеет в своей структуре эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления. В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются приемы и техники : «Ассоциативный ряд», «мозговой штурм», «корзина идей», «перекрестная дискуссия», «толстые» и «тонкие» вопросы; использование стратегии «идеал» при решении смоделированных конфликтных ситуаций.
Логика построения классных часов соотносится с принципами технологии развития критического мышления (активность учащихся в процессе; организация групповой работы в классе; развитие навыков общения; соотнесение содержания с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни).
Применение элементов данной технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать условия для успешной самореализации учащихся, развития их индивидуальных способностей.
Результаты программы рекомендуется проверять через то, что участники:
- знают о конфликте: объясняют понятие «конфликт», какие существуют стратегии поведения в конфликтной ситуации; существующие конструктивные пути разрешения конфликта.
- умеют: вести переговоры; конструктивно разрешать сложившуюся конфликтную ситуацию.
Учащиеся получат опыт участия в дискуссии, моделировании ситуаций и рефлексии.
Итогом программы и способом проверки результатов прохождения программы станет оформление заповедей поведения в конфликтной ситуации и размещение их в пространстве класса. Оценка удовлетворенности работой осуществляется с помощью процедуры самооценки и взаимной оценки и обсуждения общего результата.
Темы классных часов:
Тема 1. Что такое конфликт? Стратегии поведения в конфликтной ситуации (1 классный час).
Тема 2. Переговоры: первые шаги (2 классный час).
Тема 3. Пути разрешения конфликта. Заповеди поведения в конфликтной ситуации (3 классный час).
При необходимости и с учетом возрастных особенностей обучающихся, перечень тем может быть дополнен темой «Третий не лишний. Посредничество в конфликте»
Риски:
1. Реализация программы может занять больше времени в зависимости от темпа работы класса, навыков коммуникации и поведения в дискуссии. Поскольку важно пройти все этапы до конца, нужно иметь время в запасе.
Сценарии проведения классных часов
Тема 1. Что такое конфликт? Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Классный час № 1
Цель (для учителя) |
Актуализировать знания учеников по теме и подготовить к работе над заповедями поведения в конфликтной ситуации |
|||||||||||||
Цель (для учащихся): |
Систематизировать представления о понятии «конфликт», стратегиями поведения в конфликтной ситуации. |
|||||||||||||
Предварительная подготовка учащихся: |
Не требуется. |
|||||||||||||
Ресурсное обеспечение |
Мультимедийное оборудование, доска, ручки; задания для работы в группах на карточках. |
|||||||||||||
Подготовка к классному часу: |
Не требуется. |
|||||||||||||
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||||||||||||
3 мин.- организационный этап; определение темы |
Приём «Удивляй!» Классный руководитель предлагает представить, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Дети здороваются, хлопают так, чтобы хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами; хлопают так, чтобы хлопок проиллюстрировал более острые разногласия; хлопают так, чтобы хлопок проиллюстрировал враждебные отношения. Классный руководитель задает вопросы «Кто может определить, как называется подобное столкновение людей?» (Конфликты); «Что несут с собой такого рода столкновения?» (Душевные страдания или физические увечья). Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов? Классный руководитель объявляет тему, рассказывает, что это серия классных часов, которая будет длиться месяц и закончится реализацией групповых проектов. |
Настраиваются на работу; включаются в деятельность. |
||||||||||||
5 мин. – актуализация знаний по теме. |
Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? Учитель фиксирует идеи на доске. |
Отвечают на вопрос (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.). |
||||||||||||
19 мин. - работа с понятиями |
Организует деление учащихся на группы. Учитель дает время на подготовку групповых ответов, затем по очереди спрашивает каждую группу. Задание 1: Дать определение понятию «конфликтный человек», «конфликтная ситуация», «компромисс». «Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество». Задание 2: Восстановить таблицу.
Организует работу в группах. Учитель дает время на подготовку групповых ответов, затем по очереди спрашивает каждую группу. Задание 3: Определить по описанию, о какой стратегии поведения идет речь (задание на карточках). Организует обсуждение «Какова результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?» Задание 4: Определить по описанию результативности, о какой стратегии поведения идет речь (задание на карточках). Организует обсуждение полученных результатов; совместно с учащимися формулирует вывод: «При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны». |
Объясняют понятие в группе, высказываются. Восстанавливают таблицу. Определяют стратегию поведения; высказываются.
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.) Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.) Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.) Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.) Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.) Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.) Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.) |
||||||||||||
3 мин. – подведение итогов. |
Учитель перечисляет проделанные шаги, называет определение понятия «конфликт», существующие стратегии поведения в конфликтной ситуации. Делает анонс следующего классного часа. |
|
Тема 2. Переговоры: первые шаги
Классный час № 2
Цель (для учителя) |
Учить применять приемы, используемые в общении для выявления интересов оппонентов в конфликте в процессе переговоров. |
||||||||||||||||||||||
Цель (для учащихся): |
Применять приемы, используемые в общении для выявления интересов оппонентов в конфликте в процессе переговоров. |
||||||||||||||||||||||
Предварительная подготовка учащихся: |
Не требуется. |
||||||||||||||||||||||
Ресурсное обеспечение |
Набор фигур разного цвета и формы, мультимедийное оборудование, задания для работы в группах на карточках, инструкция для ведения переговоров, листок наблюдения по количеству экспертов. |
||||||||||||||||||||||
Подготовка к классному часу: |
Не требуется |
||||||||||||||||||||||
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
|||||||||||||||||||||
2 мин.- организационный этап |
Объявляет задания: предстоит обсудить приемы, используемые в общении для выявления интересов оппонентов в конфликте в процессе переговоров. |
Настраиваются на работу. |
|||||||||||||||||||||
5 мин.- введение в занятие |
Организует работу учащихся в 4 группах. Каждая группа получает особое задание, написанное на листе бумаги. Учащиеся не знают, какие задания получили члены других групп. В ходе выполнения задания общаться при помощи слов не разрешается. Задания: Группа 1. Собрать все предметы красного цвета. Группа 2. Собрать все предметы треугольной формы. Группа 3. Собрать все квадраты красного цвета. Группа 4. Собрать все квадраты. На выполнение задания – 1 минута. Учитель проводит анализ при помощи вопросов: Как вы себя ощущали? Возникли ли у вас конфликты? Что вы сделали, чтобы их разрешить? Как повлиял на ситуацию запрет на общение при помощи слов? |
Выполняют задание в группе; участвуют в обсуждении; делают вывод о важности общения в ситуациях, когда у людей разные интересы. |
|||||||||||||||||||||
5 мин. – определение этапов переговоров |
«Люди, которые изучают способы переговоров, пришли к выводу, что есть несколько простых, но очень важных этапов, соблюдение которых позволяет продвинуться вперед». Учитель представляет один за другим этапы, проводя беседу, позволяющую уточнить понимание учащихся): Определите правила, по которым вы будете вести переговоры. Какими могут быть эти правила? (Например: кто за кем говорит, сколько времени, какие слова не разрешается использовать и т. п.) Расскажите о своих претензиях, ожиданиях, интересах. Как вы можете об этом сказать? (Например: Я хочу первым посмотреть этот фильм, потому что у меня только сегодня есть на это время, завтра я буду помогать родителям в работе по дому. Я не хочу, чтобы мы ссорились из-за фильма…) Расскажите собеседнику о том, как вы понимаете его интересы. Как вы можете об этом сказать? (Например: Я понимаю, что ты тоже давно хотел посмотреть этот фильм…) Укажите, в каких моментах ваши позиции совпадают (Например: Мы хотим не только посмотреть этот фильм, но и сохранить дружеские отношения). Предложите действие, с которым будут согласны обе стороны (Например: Пойдем посмотрим этот фильм вместе.) |
Знакомятся с этапами переговоров; включаются в беседу по уточнению каждого этапа. |
|||||||||||||||||||||
15 мин. – игра-практикум «Ведение переговоров». |
Учитель организует деление на 3 группы. Две группы представляют интересы одного из участников; группа 3 – эксперты. Ситуация 1: Участник 1: Завтра в школе будет КВН. После уроков ваша команда хочет прийти в актовый зал, чтобы провести финальную репетицию. Директор школы сказал, что он не возражает, однако в это же время в зале хочет провести репетицию танцевальный кружок, который готовится к районному конкурсу. Вам доверили вести переговоры. Соберитесь вместе и в течение 3 минут обсудите, как вы будете договариваться с кавээнщиками. Участник 2: Вы с друзьями по танцевальному кружку готовитесь к районному конкурсу танцев и хотите провести репетицию в актовом зале. Завтра в школе будет КВН, одна из команд тоже хочет провести финальную репетицию. Соберитесь вместе и в течение 3 минут обсудите, как вы будете договариваться с кавээнщиками.
Ситуация 2: Участник 1. В летнем лагере вечером ребята смотрят телевизор. Сегодня утром вы узнали, что в одно и то же время будут транслироваться два фильма: «Пираты Карибского моря» и «Гарри Поттер». Ребята разделились на два лагеря. Сторонники фильма «Пираты Карибского моря» доверили вести переговоры вам. Соберитесь вместе и в течение 3 минут обсудите, как вы будете договариваться. Участник 2. В летнем лагере вечером ребята смотрят телевизор. Сегодня утром вы узнали, что в одно и то же время будут транслироваться два фильма: «Пираты Карибского моря» и «Гарри Поттер». Ребята разделились на два лагеря. Сторонники фильма «Гарри Поттер» доверили вести переговоры вам. Соберитесь вместе и в течение 3 минут обсудите, как вы будете это делать.
|
Обсуждают этапы переговоров с противоположной стороной в соответствии с инструкцией; учащиеся-эксперты заполняют «листок наблюдения».
Инструкция для ведения переговоров 1. Определите правила, по которым вы будете вести переговоры. 2. Расскажите о своих претензиях, ожиданиях, интересах. 3. Расскажите собеседнику о том, как вы понимаете его интересы. 4. Укажите, в каких моментах ваши позиции совпадают. 5. Предложите действие, с которым будут согласны обе стороны.
Листок наблюдения Внимательно наблюдайте за ходом переговоров, отмечая знаком «+» действия, описанные в «Листке наблюдения». Ставьте знак «+» каждый раз, когда действие повторяется.
|
|||||||||||||||||||||
6 мин. - рефлексия |
Учитель проводит заключительную беседу, используя предлагаемые вопросы (в зависимости от результатов переговоров, от времени). На каждый вопрос выслушивает ответы 2-3 учащихся: Как вы себя ощущали во время переговоров? Легко ли было использовать инструкцию для ведения переговоров? Какие трудности возникали при использовании инструкции? Что заметили наблюдатели? Какие пункты инструкции переговорщики соблюдали чаще, а какие не соблюдали совсем? (Проанализируйте один за другим все пункты инструкции.) Как повлияла инструкция на результат переговоров? Считаете ли вы полезным применение этой инструкции в жизни? Почему? Почему люди иногда не могут договориться? |
Отвечают на вопросы учителя; анализируют работу в группах. |
|||||||||||||||||||||
2 мин. – подведение итогов |
Учитель обозначает такты классного часа. Обозначает выделенные на этапе рефлексии конструктивные и деструктивные действия при проведении переговоров. Обращает внимание на инструкцию. Анонсирует следующий классный час. |
Слушают, фиксируют инструкция для ведения переговоров в телефон, дневник, ежедневник. |
Тема 3. Пути разрешения конфликта. Заповеди поведения в конфликтной ситуации
Классный час № 3
Цель (для учителя) |
Актуализировать понимание о путях разрешения конфликтной ситуации. Организовать обсуждение и оформление заповедей поведения в конфликтной ситуации в формате переговорной площадки. |
|
Цель (для учащихся): |
Оформить заповеди поведения в конфликтной ситуации. |
|
Предварительная подготовка учащихся: |
Не требуется |
|
Ресурсное обеспечение |
Мультимедийное оборудование, задания для работы в группах на карточках, листы ватмана по количеству групп, маркеры, фото участников для голосования (по 3 на каждого учащегося); шаблон Пакта о соблюдении заповедей поведения в конфликтной ситуации (в зависимости от возраста обучающихся). |
|
Подготовка к классному часу: |
Не требуется |
|
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1 мин. - введение |
Объявляет задание: определить и оформить заповеди поведения в конфликтной ситуации. |
Настраиваются на работу. |
3 мин. – пути разрешения конфликта |
Организует «Мозговой штурм» на тему «Пути разрешения конфликта» (конструктивные, деструктивные). Фиксирует идеи на доске, дополняет и комментирует по необходимости.
|
Высказывают идеи. Разрешение конфликта: конструктивное (мягкое противостояние, юмор, уступка, компромисс, сотрудничество) деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений). |
5 мин. – игра-практикум |
Организует деление детей на группы. Задание: применить конструктивный(ые) путь(и) решения данных ситуаций. Ситуация 1. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится, а только гуляет и сидит за компьютером. Наташа просит Вику дать списать ей домашнее задание. Вике не хочется давать, ведь она приложила много сил, чтобы хорошо выполнить домашнюю работу. Ситуация 2. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. |
Разрешают ситуации в группах. Участвуют в обсуждении, дополняют по необходимости. |
2 мин. – определение назначения оформления заповедей |
Задает вопрос: для чего необходимо оформить заповеди поведения в конфликтной ситуации? |
Отвечают на вопрос.
|
10 мин. – мозговой штурм в микро-группах
|
Как оформить заповеди поведения в конфликтной ситуации? Правила мозгового штурма: - в течение 5 минут высказываются идеи заповедей поведения в конфликтной ситуации; - все идеи фиксирует один член группы; - все, даже самые бредовые принимаются, без обсуждения и критики; - чужие идеи можно улучшать; - отбираются (группируются) лучшие; - количество идей – не менее 5, но не более 10. Организует работу в группах. Следит за временем. |
Выслушивают задание. Предлагают и фиксируют идеи. Отбирают интересные и реализуемые идеи, фиксируют их на листе ватмана. Представляют отобранные идеи. Примеры идей: Прежде чем сказать о неприятном, постараться создать доброжелательную атмосферу, отметить заслуги человека, его хорошие дела. Постарайться посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать» на его место. Не скрывать доброго отношения к людям, чаще высказывать одобрение своим товарищам. Учиться заставить себя замолчать, когда задевают в мелкой ссоре, быть выше мелочных разборок! Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте. Осознать право на существование иной точки зрения. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми. Правильно понять друг друга. Разговаривать по существу. Поиск компромисса. |
15 мин. - переговоры |
Организует работу в группах. Учитель организует переговоры (в соответствии с инструкцией) на предмет выбора той или иной заповеди группой. |
Участвуют в обсуждении на основе инструкции проведения переговоров. Аргументируют свою позицию. |
10 мин. – формирование списка заповедей поведения в конфликтной ситуации |
Организует «голосование» за лучшие идеи. Каждый учащийся имеет 3 фотографии, каждую из которых он (она) наклеивает рядом с понравившейся идеей. Таким образом формируется «рейтинг» заповедей поведения в конфликтной ситуации.
|
Наклеивают фото рядом с понравившейся идеей. Аргументируют свой выбор по очереди и по желанию. |
10 мин. – оформление заповедей; подписание Пакта о соблюдении |
Организует обсуждение: как согласованные заповеди поведения в конфликтной ситуации могут проявиться в жизни классного коллектива? как следует их оформить?
Организует работу в группах в зависимости от решения ребят об оформлении заповедей (н-р, 1 группа (обязательно): оформление Пакта о соблюдении заповедей поведения в конфликтной ситуации (+ шаблон); 2 группа: оформление для уголка, 3 группа: оформление для дневника, 4 группа: размещение в общем чате, и т.д.)
Организует подписание Пакта о соблюдении заповедей поведения в конфликтной ситуации. |
Включаются в обсуждение.
В классный уголок, в дневники, сохранить в телефоне и т.д.
|
7 мин. – рефлексия |
Организует итоговое обсуждение: что было «приобретено» за серию проведенных классных часов? что ценно для классного коллектива вцелом и для каждого из его участников? как проделанная работа повлияет на жизнь классного коллектива?
Благодарит ребят за работу. |
Включаются в обсуждение по желанию. |
2 мин. – завершение классного часа |
Учитель подводит итоги классного часа и акцентирует внимание на важности проделанной работы. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.