Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»
Омского муниципального района Омской области»
УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрена на заседании Директор МБОУ ДО
Методического совета «ЦРТДиЮ «Ровесник»
МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Ровесник» ____________ Ж.В.Гейер
Протокол № 5 ……………2025 г. Приказ № ……… 2025 г.
Сетевая дополнительная краткосрочная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»
духовно-нравственной направленности
Возраст обучающихся: 14 -16 лет
Срок реализации программы: 2,5 месяца (20 ч.)
Форма обучения: очная
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель:
Щипачёва Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования
2025 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: духовно-нравственная
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. В процессе реализации программы, среди подходов к решению проблемы духовно-нравственного развития личности ребёнка особое место занимают активные методы обучения. В течение многих лет, занимаясь экологическим воспитанием ребят, я пришла к осознанию того, что личностно значимыми знания становятся лишь тогда, когда они пережиты и получили эмоциональный отклик у ребёнка.
Программа составлена на основе:
анализа аналогичных программ в интернете, а так же личного опыта автора.
Актуальность:
Проблемное экологическое состояние современной планеты, обуславливает необходимость отражения этических аспектов в преподавании естественнонаучных дисциплин, а также их ориентацию на развитие духовно-нравственной личности. За последнее десятилетие на государственном уровне было принято ряд документов, ориентирующих на повышение нравственного статуса воспитания в связи с возникшей угрозой экологического кризиса. Общество в полном объеме стало осознавать, что необходимо менять подходы к воспитанию и обучению детей.
Особенности построения содержания курса:
Занятия проходят в очном режиме по утвержденному педагогом расписанию занятий.
Новизна
Особенностью реализации данной программы является сетевое взаимодействие. Данная форма предусматривает освоение части программы на базе организаций-партнёров согласно учебно-тематическому плану с использованием материально-технической базы принимающих сторон.
Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнёров:
Районным отделом истории и краеведения организуются выездные практические занятия для проведения экскурсий, мастер- классов, тематических встреч с привлечением кадров из организации сетевого взаимодействия.
Омская Епархия организует беседы, встречи, круглые столы. Общеизвестно, что с давних времён воспитательный идеал был укоренён в религии, а православная вера была одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовно-нравственный и социально-гуманитарный фундамент русского народа.
Петровская средняя общеобразовательная школа №1 в лице её директора Покровской С. В, предоставляет учебный кабинет для проведения теоретических занятий по программе, а так же транспорт для посещения отдела истории и краеведения и художественного музея имени М. А. Врубеля.
Родители ребят так же при желании привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса и могут присутствовать на занятиях.
Педагогическая целесообразность:
в результате реализации данной программы у детей будет происходить развитие не только интеллектуальной сферы, но и эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой, сформируются такие важные человеческие качества, как эмоциональная отзывчивость, совестливость, сочувствие. Сетевая дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – источник доброты», предоставляет возможность ребенку чувствовать окружающий мир, сформировать его отношение к себе, к окружающим людям, к миру природы, а развитие эмоционально-чувственной сферы личности будет служить предпосылкой ее духовно-нравственного становления.
Технологии:
- личностно-ориентированная;
- технология коллективной деятельности;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология проектной деятельности.
Характеристика целевой группы:
любознательность детей в этом возрасте переходит из теоретической сферы в практический интерес. Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, необходимо их вовремя распознать и заинтересовать ребёнка, именно поэтому целевая группа формируется из ребят, чьи интересы удовлетворяет данная программа.
Формы обучения:
основная форма обучения – учебное занятие. Кроме того применяются такие формы обучения как:
- проектная деятельность;
- экскурсия;
- лекция;
- акция;
- беседа;
- практическая работа.
Трудоемкость программы:
программа рассчитана на 20 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Условия набора обучающихся:
Набор в группу свободный и базируется на принципах добровольности и желания.
Новизна:
Существующие программы по экологии, в большинстве своём, нацеливают на решение задач развития знаний, умений и навыков обучающихся. Данная программа способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка, фиксируя роль природы в развитии духовно-нравственной сферы.
Цель программы:
Содействие духовному развитию личности ребёнка и привитие ему основополагающих принципов нравственности благодаря бережному отношению к окружающему миру.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к миру природы, заботу, желание ей помочь;
- научить делать свой собственный выбор, нести ответственность за него, совершать (или не совершать) духовно-нравственный поступок;
- научить видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Планируемые результаты
Личностные:
- сформируют эмоциональную отзывчивость, чувство сострадания;
- разовьют такие качества как терпение, милосердие, кротость, незлобивость;
- получат нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Метапредметные:
- будут уметь осознавать и анализировать совершаемые действия и их результаты;
- научатся контролировать и корректировать деятельность самостоятельно и с помощью педагога.
- сформируют готовность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Предметные:
-разовьют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- сформируют уважительное отношение к православным традициям;
- получат начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения.
Учебно-тематический план
|
||
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Природа – источник радости и красоты |
6 |
1.1 |
Вводное занятие. Входящая диагностика. Инструктаж по Т.Б. Природа источник радости и счастья. |
2 |
1.2 |
Природа – источник вдохновения и красоты |
4 |
2 |
«Любить природу – значит, её беречь» |
10 |
2.1 |
Проект «Экологическая тропа
|
2 |
2.2 |
Акция «Батарейки-сдавайтесь!»
|
2 |
2.3 |
Проект «Вторая жизнь вещей»
|
4 |
3 |
Уроки человечности, уроки доброты |
4 |
3.1 |
Церковь и экология.
|
2 |
3.2 |
Красота окружающего мира как свидетельство о Творце. Итоговая диагностика.
|
2 |
|
ИТОГО |
20 |
Раздел 1. В гармонии с природой (6 ч.)
1.1 Вводное занятие. Входящая диагностика. Инструктаж по Т. Б. Природа источник радости и красоты (2ч.)
Форма занятия: учебное занятие, экскурсия.
Входящая диагностика. Инструктаж по Т. Б. Пешая прогулка по лесу. Наблюдаем за растениями, птицами, насекомыми. Ребята учатся замечать природные явления, озвучивают правила поведения в природе. Дети рассуждают что значит быть в гармонии с природой, по доброму, благоговейно, трепетно относиться ко всему, что нас окружает, любоваться каждым её творением.
Формы контроля: обмен мнениями «Взаимосвязь природы и духовного мира человека»
Термины: благоговейное отношение; духовный мир человека; духовные идеалы; гармония; мораль.
1.2 Природа – источник вдохновения и красоты (4ч.)
Форма занятия: экскурсия в Отдел истории и краеведения Омского муниципального района.
Учимся рассматривать природу как источник вдохновения и красоты. Инсталляция, в которой представлены объекты природного происхождения, предметы быта, звучат литературные зарисовки и стихи великих русских поэтов, демонстрируются репродукции картин русских художников, сопровождаемые одним из самых красивых музыкальных произведений о природе — альбомомом «Времена года» П.И.Чайковского.
Формы контроля: квизбук «Природа – источник вдохновения».
Термины: экспозиция; запасники; художественные сокровища; пленэр.
2. «Любить природу – значит, её беречь» (10ч.)
2.1 Проект «Экологическая тропа (4ч.)
Форма занятия: проектная деятельность, практическая работа.
Совместно с обучающимися разрабатываем план по оборудованию экологической тропы на пришкольной территории, Обустраиваем экологическую тропу: высаживаем растения, кустарники, мастерим фигурки животных из природного материала, развешиваем кормушки. Ребята ухаживают за растениями и птицами – обитателями «экотропы», закрепляют навыки поведения в окружающей среде, залечивают раны на деревьях, и т. д.
Формы контроля: выполнение задания «Цветок добрых дел».
Термины: муляж; макет; окулировка.
2.2 Акция «Батарейки - сдавайтесь!» (2ч)
Форма занятия: акция.
Проводим акцию среди обучающихся школы, обращая внимание ребят к проблеме загрязнения окружающей среды, а также развиваем навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повышения уровня экологической культуры и грамотности. Учимся сортировать и сдавать отходы в переработку.
Формы контроля: наблюдение.
Термины: акция; утилизация; элементы питания.
2.3 Проект «Вторая жизнь вещей» (4ч)
Форма занятия: проектная деятельность.
Говорим с детьми об обществе потребления как одной из глобальных проблем современности. Стараюсь ребятам донести простую вещь: все, что мы имеем, сделано из ресурсов, которые не восполняются. То есть вопрос уже даже не о бережном отношении к природе, а хотя бы – о разумном. Запускаем Swap - проект об обмене вещами. Формируем ответственное обращение с вещами, делаем наш мир чище, снижаем экологический след.
Формы контроля: наблюдение.
Термины: бартер; свопы; Swap-мероприятие.
Формы контроля: участие в онлайн - флешмобах компании «ЭКА».
3. Уроки человечности, уроки доброты (4ч.)
3.1 Церковь и экология(2ч.)
Форма занятия: лекция.
Экологическая озабоченность Церкви как компонент пастырской, миссионерской, молодежной деятельности церковных учреждений образования. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Что говорит Святое Писание о природе и назначении человека в ней. Всегда с Богом красота природы. Взаимоотношения Творца, человека и природы.
Формы контроля: диспут «Прогресс или иллюзия прогресса?».
3.2 «Красота окружающего мира как свидетельство о Творце». Итоговая диагностика (2ч.)
Форма занятия: беседа, обсуждение.
Рассуждаем почему человека называют венцом творения. Совокупность норм поведения христианина в обществе и вообще в мире как человека, осознающего своё высшее призвание и предназначение, нравственную ответственность перед Богом и ближними, нравственные нормы, которые содержатся в Божьем законе и проявляются в голосе совести.
Формы контроля: итоговый тест.
Диагностика обучающихся проводится в начале и в конце обучения по программе, определяется динамика.
Личностный тест
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и отметить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
Вопросы |
Да |
Нет |
По-разному |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Хорошо ли относишься к природе? |
2 |
0 |
1 |
2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? |
2 |
0 |
1 |
3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя? |
0 |
2 |
1 |
4. Заслуживают ли внимания явления природы? |
1 |
0 |
2 |
5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно? |
1 |
2 |
0 |
6. Все ли явления природы тебя интересуют? |
0 |
1 |
2 |
7. Проявляется ли этот интерес в поступках? |
1 |
2 |
0 |
8. Ценишь ли ты новизну в природе? |
1 |
2 |
0 |
9. Влияет ли природа на твои переживания? |
0 |
1 |
2 |
10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления? |
1 |
0 |
2 |
11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? |
0 |
2 |
1 |
12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах? |
0 |
2 |
1 |
13. Влияет ли природа на твое поведение? |
1 |
0 |
2 |
14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли? |
2 |
0 |
1 |
15. Часто ли ты бываешь на природе? |
1 |
2 |
0 |
16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе? |
2 |
0 |
1 |
17.Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы? |
1 |
0 |
2 |
18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? |
2 |
1 |
0 |
19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах? |
0 |
2 |
1 |
20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-ой? |
2 |
0 |
1 |
21.Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? |
0 |
2 |
1 |
22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? |
1 |
2 |
0 |
23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? |
2 |
0 |
1 |
24. Участвуешь ли в экологических акциях? |
1 |
2 |
0 |
25. Помогли ли тебе учебные занятия познакомиться с красотой природы? |
1 |
0 |
2 |
Количество полученных баллов__________
Данная методика представляет собой личностный тест, состоящий из вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, выбирает один из ответов и ставит в оценочный лист балл (от 0 до 2), соответствующий ответу. Баллы по выбранным ответам суммируются. Результаты подводятся по трем уровням: ниже среднего, средний, выше среднего.
Обработка данных: если учащихся набирает
1. Свыше 40 или менее 20 баллов (уровень ниже среднего) – отношение к природе не достаточно осмысленно.
Рекомендации: нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия, это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным.
2. От 20 до 29 баллов (средний уровень) – отношение к природе не очень активно.
Рекомендации: изучай природу, глубже продумывай причины ее проявлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе станет активнее.
3. От 30 до 40 баллов (уровень выше среднего) – отношение к природе осознается глубоко.
Рекомендации: постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
Условия реализации программы:
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для обучающихся образовательной среды. Прохождение курса должно пробуждать у подростков интерес, доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального комфорта обучающихся, развитие самостоятельности (автономии и ответственности), развитие способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Данной программой я постаралась передать понимание о сложившихся представлениях о добре и необходимости следования добру. Совокупность внутренних качеств человека (духовных, душевных), основанных на идеалах добра и стремлении соответствовать этим идеалам формируя у детей познавательные интересы, в то же время, давая им право на ошибку. Изучаемые ребятами темы выступают как материал для проверки, насколько ожидания ребят соответствуют реальности.
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа составлена на основании действующего закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. №1008, норм СанПин 2.4.4.3172-14, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей и соответствует Уставу учреждения.
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»,
- альбомы с фотографиями и рисунками, картины художников И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, И. И. Шишкина;
- музыкальные композиции:
Malvina Reynolds — What Have They Done to the Rain? (1962).
Pete Seeger — God Bless The Grass (1966).
The Jimi Hendrix Experience — Up from the Skies (1967).
Louis Armstrong — What a Wonderful World (1967).
Canned Heat — Going Up the Country (1968).
Joni Mitchell — Big Yellow Taxi (1970).
The Beach Boys — A Day in the Life of a Tree (1971).
Hawkwind — We Took the Wrong Step Years Ago (1971).
Marvin Gaye — Mercy Mercy Me (The Ecology) (1971).
- книга «Кладовая солнца» М. Пришвин, издательство «Аванта» 2021г.
- методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед.
Материально-техническое обеспечение программы:
- отдельное помещение (класса с посадочными местами и столами); занятия проводятся в учебном классе общей площадью 15 м2, с посадочными местами для пятнадцати обучающихся;
- компьютерная техника для работы;
- применяется персональный компьютер (на базе процессора Pentium4), мультимедийный
- фотоаппарат.
При изучении темы: «Природа – источник радости и счастья»
- бумага;
- набор фломастеров:
- маркеры цветные, карандаши.
При изучении темы: «Любить природу – значит, её беречь»
- обустроенная тропа на пришкольной территории, протяжённостью 0,3км;
- фигурки зверей и птиц;
- баннеры «Птицы Сибирского региона», «Звери Сибирского региона»;
- спилы деревьев;
- кормушки и искусственные гнездовья для птиц.
- саженцы деревьев и кустарников;
- заготовки кормушек для птиц;
-лопаты, секаторы, грабли, лейки;
- контейнеры для использованных батареек;
- контейнеры для пластиковых крышек;
- набор предметов для обмена (готовальня, книги, копилки, мягкие игрушки, брелоки и т. д.)
При изучении темы «Уроки человечности, уроки доброты»
- книги о православии; «Поучения о религиозном воспитании детей» издательство имени святителя Льва 2022г., священник Валерий Духанин «Сокровенный мир Православия» 2020г.;
- православный журнал «Фома».
Учебно-методическое обеспечение:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.,
-Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»
- альбомы с фотографиями и рисунками;
- картины известных художников;
- музыкальные композиции;
- книги;
- видеофильм.
Методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, методические разработки бесед.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования, имеющий высшую или первую квалификационную категорию.
Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.priroda.ru/list/ Природа России
http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы: за живую планету!
http://www.priroda.ru/lib Экологическая электронная библиотека.
https://vk.com/id555258645?z=photo555258645_457239045%2Fwall555258645_5 компания «ЭКА»
https://foma.ru/czerkov-i-ekologiya.html Церковь и экология
Контрольно-оценочные средства
Для успешной реализации Дополнительной краткосрочной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Природа – источник доброты» необходим соответствующий комплекс контролирующих материалов.
Входящая диагностика: проводится на начальном этапе формирования группы.
тест - инструмент оценивания обучающихся, стандартизованная процедура проведения, обработки и анализа результатов.
Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии в форме наблюдения.
Итоговый контроль: тест проводится в конце обучения по дополнительной краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программе, с целью определения личностного роста обучающихся.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
5.Постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для обучающихся и родителей:
-
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей
Издательство: Эгмонт Россия Лтд, 2023г.
- Лазье Кристин «Тайны природы» Издательство: Махаон, 2020г.
- Паустовский К и др. Рассказы о природе Издательство: Самовар, 2021г.
- Пришвин М.М. «Золотой луг» Издательство: Детская литература, 2020г.
- Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д.
Аксеновой. - М.: Аванта +, 2021 г.
Литература для педагога:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков Стандарты второго поколения Москва «Просвещение» 2009;
- "На грани фола. Выиграет ли человечество битву за жизнь?" Маккиббен Билл
Переводчик: Сивченко Олег. Издательство: Портал, 2022 г.
- Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2019г.
- Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2022г.
- Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.
- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2021г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.