сетевая дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа источник доброты"

  • docx
  • 03.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дух-нравс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Омского муниципального района Омской области»        

 

                                                      УТВЕРЖДАЮ                    

         Рассмотрена на заседании                                                    Директор МБОУ ДО                                                 

         Методического совета                                                          «ЦРТДиЮ «Ровесник»

         МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Ровесник»                                      ____________ Ж.В.Гейер

         Протокол № 5 ……………2025 г.                                           Приказ № ……… 2025 г.

 

                Сетевая дополнительная краткосрочная общеобразовательная

          общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»

                            духовно-нравственной направленности

 

Возраст обучающихся: 14 -16 лет

Срок реализации программы: 2,5 месяца (20 ч.)

Форма обучения: очная

Уровень сложности: стартовый

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Автор-составитель:

                                                                       Щипачёва Татьяна Васильевна,                                                                                                                                                   педагог дополнительного образования 

                                                                                                      

 

 

                                                        2025 г.

Пояснительная записка

Направленность программы: духовно-нравственная

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. В процессе реализации программы, среди подходов к решению проблемы духовно-нравственного развития личности ребёнка особое место занимают   активные методы обучения. В течение многих лет, занимаясь экологическим воспитанием ребят, я пришла к осознанию того, что  личностно значимыми знания становятся лишь тогда, когда они пережиты и получили эмоциональный отклик у ребёнка.

Программа составлена на основе:

анализа аналогичных программ в интернете,  а так же личного опыта автора.

Актуальность:

Проблемное экологическое состояние современной планеты, обуславливает необходимость отражения этических аспектов в преподавании естественнонаучных дисциплин, а также их ориентацию на развитие духовно-нравственной личности. За последнее десятилетие на государственном уровне было принято ряд документов, ориентирующих на повышение нравственного статуса воспитания в связи с возникшей угрозой экологического кризиса.  Общество в полном объеме стало осознавать, что необходимо менять подходы к воспитанию и обучению детей.

Особенности построения содержания курса:

Занятия проходят в очном режиме по утвержденному педагогом расписанию занятий.

Новизна

Особенностью реализации данной программы является сетевое взаимодействие. Данная форма предусматривает освоение части программы на базе организаций-партнёров согласно учебно-тематическому плану с использованием материально-технической базы принимающих  сторон.

Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнёров:

   Районным отделом истории и краеведения организуются выездные практические занятия для проведения экскурсий, мастер- классов, тематических встреч с привлечением кадров из организации сетевого взаимодействия.

  Омская Епархия организует беседы, встречи, круглые столы. Общеизвестно, что с давних времён  воспитательный идеал был укоренён в религии, а православная вера была одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовно-нравственный и социально-гуманитарный фундамент русского народа.

    Петровская средняя общеобразовательная школа №1 в лице её директора Покровской С. В, предоставляет учебный кабинет для проведения теоретических занятий по программе, а так же транспорт для посещения отдела истории и краеведения и художественного музея имени М. А. Врубеля.

   Родители ребят так же при желании привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса и могут присутствовать на занятиях.

Педагогическая целесообразность:

в результате реализации данной программы у детей будет происходить развитие не только интеллектуальной сферы, но и эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой,  сформируются такие важные человеческие качества, как эмоциональная отзывчивость, совестливость, сочувствие. Сетевая дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – источник доброты», предоставляет возможность ребенку чувствовать окружающий мир, сформировать его отношение к себе, к окружающим людям, к миру природы, а развитие эмоционально-чувственной сферы личности будет служить предпосылкой ее духовно-нравственного становления.

Технологии:

- личностно-ориентированная;

- технология коллективной деятельности;

- технология проблемного обучения;

- здоровьесберегающая технология;

- технология проектной деятельности.

Характеристика целевой группы:

любознательность детей в этом возрасте переходит из теоретической сферы в практический интерес. Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, необходимо их вовремя распознать и заинтересовать ребёнка, именно поэтому целевая группа формируется из ребят, чьи интересы удовлетворяет данная программа.

Формы обучения:

основная форма обучения – учебное занятие. Кроме того применяются такие формы обучения как:

- проектная деятельность;

- экскурсия;

- лекция;

- акция;

- беседа;

- практическая работа.

Трудоемкость программы:

программа рассчитана на 20 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.

Условия набора обучающихся:

Набор в группу свободный и базируется на принципах добровольности и желания.

Новизна:

Существующие программы по экологии, в большинстве своём,  нацеливают на решение задач развития знаний, умений и навыков обучающихся. Данная программа  способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка, фиксируя роль природы в развитии духовно-нравственной сферы.

Цель программы:

Содействие духовному развитию личности ребёнка и привитие ему основополагающих принципов нравственности благодаря бережному отношению к окружающему миру.

Задачи:  

- воспитывать у детей любовь к миру природы, заботу, желание ей помочь;

- научить делать свой собственный выбор, нести ответственность за него, совершать (или не совершать) духовно-нравственный поступок;

- научить видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

 

 

 

                                       Планируемые результаты

Личностные:

- сформируют эмоциональную отзывчивость, чувство сострадания;

- разовьют такие качества как терпение, милосердие, кротость, незлобивость;

- получат нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Метапредметные:

- будут уметь осознавать и анализировать совершаемые действия и их результаты;

- научатся контролировать и корректировать деятельность самостоятельно и с помощью педагога.

- сформируют готовность  к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Предметные:

-разовьют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

      - сформируют уважительное отношение к православным традициям;

      -  получат начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного

      поведения.

 

 

                                       Учебно-тематический план

 

Раздел, тема

Количество часов

1.

Природа – источник радости и красоты

6

1.1

Вводное занятие. Входящая диагностика. Инструктаж по Т.Б.  Природа источник радости и счастья.

2

1.2

Природа – источник вдохновения и красоты

4

2

«Любить природу – значит, её беречь»

10

2.1

Проект «Экологическая тропа

 

2

2.2

Акция «Батарейки-сдавайтесь!»

 

2

2.3

Проект «Вторая жизнь вещей»

 

4

3

Уроки человечности, уроки доброты

4

3.1

Церковь и экология.

 

2

3.2

Красота окружающего мира как свидетельство о Творце.  Итоговая диагностика.

 

2

 

ИТОГО

20

 

 

Раздел 1. В гармонии с природой (6 ч.)

1.1 Вводное занятие. Входящая диагностика. Инструктаж по Т. Б. Природа источник радости и красоты (2ч.)

Форма занятия:   учебное занятие, экскурсия.

Входящая диагностика. Инструктаж по Т. Б. Пешая прогулка по лесу. Наблюдаем за растениями, птицами, насекомыми. Ребята учатся замечать природные явления, озвучивают правила поведения в природе. Дети рассуждают что значит быть в гармонии с природой, по доброму, благоговейно, трепетно относиться ко всему, что нас окружает, любоваться каждым её творением.

Формы контроля:  обмен мнениями «Взаимосвязь природы и духовного мира человека»

Термины: благоговейное отношение; духовный мир человека; духовные идеалы; гармония; мораль.

1.2   Природа – источник вдохновения и красоты (4ч.)

Форма занятия:  экскурсия в Отдел истории и краеведения Омского муниципального района.

Учимся рассматривать природу как источник вдохновения и красоты. Инсталляция, в которой представлены объекты природного происхождения, предметы быта, звучат литературные зарисовки и стихи великих русских поэтов, демонстрируются репродукции картин русских художников, сопровождаемые одним из самых красивых музыкальных произведений о природе — альбомомом «Времена года» П.И.Чайковского.

Формы контроля:  квизбук  «Природа – источник вдохновения».

Термины: экспозиция; запасники; художественные сокровища; пленэр.

2. «Любить природу – значит, её беречь» (10ч.)

2.1 Проект «Экологическая тропа (4ч.)

Форма занятия:   проектная деятельность, практическая работа.

Совместно с обучающимися разрабатываем план по оборудованию экологической тропы на пришкольной территории, Обустраиваем экологическую тропу: высаживаем растения, кустарники, мастерим фигурки животных из природного материала, развешиваем кормушки. Ребята ухаживают за растениями и птицами – обитателями «экотропы», закрепляют навыки поведения в окружающей среде, залечивают раны на деревьях,  и т. д.

Формы контроля: выполнение задания «Цветок добрых дел».

Термины: муляж; макет; окулировка.

2.2 Акция «Батарейки - сдавайтесь!» (2ч)

Форма занятия:   акция.

Проводим акцию  среди обучающихся школы, обращая внимание ребят к проблеме загрязнения окружающей среды, а также развиваем  навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повышения уровня экологической культуры и грамотности. Учимся сортировать и сдавать отходы в переработку. 

Формы контроля: наблюдение.

Термины: акция; утилизация; элементы питания.

2.3 Проект «Вторая жизнь вещей» (4ч)

Форма занятия:  проектная деятельность.

Говорим с детьми об обществе потребления как одной из глобальных проблем современности.  Стараюсь ребятам донести  простую вещь: все, что мы имеем, сделано из ресурсов, которые не восполняются. То есть вопрос уже даже не о бережном отношении к природе, а хотя бы – о разумном. Запускаем Swap - проект об обмене вещами. Формируем ответственное обращение с вещами, делаем наш мир чище, снижаем экологический след.

Формы контроля: наблюдение.

Термины: бартер; свопы; Swap-мероприятие.

 Формы контроля:  участие в онлайн - флешмобах компании «ЭКА».

3. Уроки человечности, уроки доброты (4ч.)

3.1 Церковь и экология(2ч.)

Форма занятия:  лекция.

Экологическая озабоченность Церкви как компонент пастырской, миссионерской, молодежной деятельности церковных учреждений образования. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Что говорит Святое Писание о природе и назначении человека в ней. Всегда с Богом красота природы. Взаимоотношения Творца, человека и природы.

Формы контроля: диспут «Прогресс или иллюзия прогресса?».

3.2 «Красота окружающего мира как свидетельство о Творце». Итоговая диагностика (2ч.)

Форма занятия:  беседа, обсуждение.

Рассуждаем почему человека называют венцом творения. Совокупность норм поведения христианина в обществе и вообще в мире как человека, осознающего своё высшее призвание и предназначение, нравственную ответственность перед Богом и ближними, нравственные нормы, которые  содержатся в Божьем законе и проявляются в голосе совести.

Формы контроля:  итоговый тест.

 

 

Диагностика обучающихся проводится в начале и в конце обучения по программе, определяется динамика.

 

                                              Личностный тест

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

 

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и  отметить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

 

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1

2

3

4

1.Хорошо ли относишься к природе?

2

0

1

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

4. Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9. Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления?

1

0

2

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

0

2

1

13. Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15. Часто ли ты бываешь на природе?

1

2

0

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17.Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

1

0

2

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

0

2

1

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-ой?

2

0

1

21.Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

0

2

1

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

24. Участвуешь ли в экологических акциях?

1

2

0

25. Помогли ли тебе учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

 Количество полученных баллов__________

 

Данная методика представляет собой личностный тест, состоящий из  вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, выбирает один из ответов и ставит в оценочный лист балл (от 0 до 2), соответствующий ответу. Баллы по выбранным ответам суммируются. Результаты подводятся по трем уровням: ниже среднего, средний, выше среднего.

Обработка данных: если учащихся набирает

1. Свыше 40 или менее 20 баллов (уровень ниже среднего) –  отношение к природе не достаточно осмысленно.

Рекомендации: нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия, это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным.

2. От 20 до 29 баллов (средний уровень) – отношение к природе не очень активно.

Рекомендации: изучай природу, глубже продумывай причины ее проявлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе станет активнее.

   3. От 30 до 40 баллов (уровень выше среднего) – отношение к природе осознается глубоко.

Рекомендации: постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

 

 

                                    Условия реализации программы:

 

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для обучающихся образовательной среды. Прохождение курса должно пробуждать у подростков интерес, доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального комфорта обучающихся, развитие  самостоятельности (автономии и ответственности), развитие  способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Данной программой я постаралась передать понимание о сложившихся представлениях о добре и необходимости следования добру. Совокупность внутренних качеств человека (духовных, душевных), основанных на идеалах добра и стремлении соответствовать этим идеалам формируя у детей познавательные интересы, в то же время, давая им право на ошибку. Изучаемые ребятами темы выступают как материал для  проверки, насколько ожидания ребят соответствуют реальности.

 

Учебно-методическое обеспечение:

- Программа составлена на основании действующего закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. №1008, норм СанПин 2.4.4.3172-14, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей и соответствует Уставу учреждения.

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»,

- альбомы с фотографиями и рисунками, картины художников И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, И. И. Шишкина;

- музыкальные композиции:

Malvina Reynolds — What Have They Done to the Rain? (1962).

Pete Seeger — God Bless The Grass (1966).

The Jimi Hendrix Experience — Up from the Skies (1967).

Louis Armstrong — What a Wonderful World (1967).

Canned Heat — Going Up the Country (1968).

Joni Mitchell — Big Yellow Taxi (1970).

The Beach Boys — A Day in the Life of a Tree (1971).

Hawkwind — We Took the Wrong Step Years Ago (1971).

Marvin Gaye — Mercy Mercy Me (The Ecology) (1971).

- книга «Кладовая солнца» М. Пришвин, издательство «Аванта» 2021г.

- методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

- отдельное помещение (класса с посадочными местами и столами); занятия проводятся в учебном классе общей площадью 15 м2, с посадочными местами для пятнадцати обучающихся;

- компьютерная техника для  работы;

- применяется персональный компьютер (на базе процессора Pentium4), мультимедийный

- фотоаппарат.

При изучении темы: «Природа – источник радости и счастья»

- бумага;

- набор фломастеров:

- маркеры цветные, карандаши.

При изучении темы: «Любить природу – значит, её беречь»

- обустроенная тропа на пришкольной территории, протяжённостью 0,3км;

- фигурки зверей и птиц;

- баннеры «Птицы Сибирского региона», «Звери Сибирского региона»;

- спилы деревьев;

- кормушки и искусственные гнездовья для птиц.

- саженцы деревьев и кустарников;

- заготовки кормушек для птиц;

-лопаты, секаторы, грабли, лейки;

- контейнеры для использованных батареек;

- контейнеры для пластиковых крышек;

- набор предметов для обмена (готовальня, книги, копилки, мягкие игрушки, брелоки и т. д.)

При изучении темы «Уроки человечности, уроки доброты»

- книги о православии; «Поучения о религиозном воспитании детей» издательство имени святителя Льва 2022г., священник Валерий Духанин «Сокровенный мир Православия» 2020г.;

- православный журнал «Фома».

 

Учебно-методическое обеспечение:

- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.,

-Дополнительная краткосрочная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Природа – источник доброты»

- альбомы с фотографиями и рисунками;

- картины известных художников;

- музыкальные композиции;

- книги;

- видеофильм.

Методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, методические разработки бесед.

 

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования, имеющий высшую или первую квалификационную  категорию.

Информационно-образовательные ресурсы:

http://www.priroda.ru/list/ Природа России

http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы: за живую планету!

http://www.priroda.ru/lib Экологическая электронная библиотека.

https://vk.com/id555258645?z=photo555258645_457239045%2Fwall555258645_5    компания «ЭКА»

https://foma.ru/czerkov-i-ekologiya.html Церковь и экология

 

 

Контрольно-оценочные средства

 

Для успешной реализации  Дополнительной краткосрочной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Природа – источник доброты» необходим соответствующий комплекс контролирующих материалов.

 Входящая диагностика: проводится на начальном этапе формирования группы.

тест - инструмент оценивания обучающихся, стандартизованная процедура проведения, обработки и анализа результатов.

Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии в форме наблюдения.

Итоговый контроль:  тест проводится в конце обучения по дополнительной краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программе, с целью определения личностного роста обучающихся.

 

   Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

5.Постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

6. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

 

 

 

Литература для обучающихся и родителей:

- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей Издательство: Эгмонт Россия Лтд, 2023г.  
- Лазье Кристин «Тайны природы» Издательство: Махаон, 2020г.
 

- Паустовский К и др. Рассказы о природе Издательство: Самовар, 2021г.

- Пришвин М.М. «Золотой луг» Издательство: Детская литература, 2020г.  

- Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2021 г.
    

Литература для педагога:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков Стандарты второго поколения Москва «Просвещение» 2009;

- "На грани фола. Выиграет ли человечество битву за жизнь?" Маккиббен Билл

Переводчик: Сивченко Олег. Издательство: Портал, 2022 г.

- Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2019г.

- Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2022г.

- Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.

- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2021г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru