Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
08.01.2019
На протяжение многих лет проблема одаренности детей остается актуальной в разных областях исследований. К настоящему моменту в отечественной и зарубежной психологии и педагогике накоплен значительный объем знаний о психолого-педагогических особенностях одаренных детей разного возраста, предложены методы, способы, технологии их обучения и развития с учетом этих особенностей ( Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, П. П. Блонский, В. А. Крутецкий, А. М. Матюшкин и др.). Конечно очень много вопросов остаются пока еще мало изученными или требуют постоянного внимания с учетом запросов и вызовов современнейшего высокотехнологичного общества. Так же можно отнести к ним проблемы выявления, развития и обучения одаренных детей , исследование индивидуальных особенностей одаренных детей с разными уровнями и видами одаренности, поиск путей преодоления трудностей в учении, поведении, общение , социализации одаренных детей, обеспечение условий для развития такого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов, управленцев образования для работы с одаренными детьми. Помимо описанных выше вопросов и проблем , связанных с одаренными детьми, возникает необходимость рассмотреть и изучить возможности программно-технических средств и интернет-технологий в поддержке развития потенциала одаренного ребенка посредством сетевого взаимодействия с целью получения образования, обмена опытом, реализации коммуникативных потребностей таких детей на каждом возрастном этапе.
при работе с одаренными детьми.docx
«В душе каждого ребенка есть невидимые
струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво
зазвучат».В.А. Сухомлинский
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Целью работы анализ современных исследований по обеспечению
сетевого взаимодействия при работе с одаренными детьми.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, документов и
результатов педагогической деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
На протяжение многих лет проблема одаренности детей остается
актуальной в разных областях исследований. К настоящему моменту в
отечественной и зарубежной психологии и педагогике накоплен значительный
объем знаний о психологопедагогических особенностях одаренных детей
разного возраста, предложены методы, способы, технологии их обучения и
развития с учетом этих особенностей ( Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев Б. Г.
Ананьев, А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, П. П. Блонский, В. А. Крутецкий, А. М.
Матюшкин и др.). Конечно очень много вопросов остаются пока еще мало
изученными или требуют постоянного внимания с учетом запросов и вызовов
современнейшего высокотехнологичного общества. Так же можно отнести к
ним проблемы выявления, развития и обучения одаренных детей ,
исследование индивидуальных особенностей одаренных детей с разными
уровнями и видами одаренности, поиск путей преодоления трудностей в
учении, поведении, общение , социализации одаренных детей, обеспечение
ребенка с учетом его индивидуальных
условий для развития
особенностей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки
такого
педагогов, психологов, управленцев образования для работы с одаренными
детьми. Помимо описанных выше вопросов и проблем , связанных с
одаренными детьми, возникает необходимость рассмотреть и изучить возможности программнотехнических средств и интернеттехнологий в
поддержке развития потенциала одаренного ребенка посредством сетевого
взаимодействия с целью получения образования, обмена опытом, реализации
коммуникативных потребностей таких детей на каждом возрастном этапе.
Что такое одаренность ?
Человеческое мышление, способность к творчеству – один из величайший
дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого
человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого
то награждает щедро, не скупясь, а когото обходит стороной. Одаренным же
принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности,
способности большинства.
Выделяются следующие типы одаренности:
Академическая — это способность учиться
Интеллектуальная –это умение мыслить, анализировать.
Лидерская одаренность.
Творческая – это не шаблонное мышление
Художественная это склонность к музыке, живописи, хореографии и тд
Психомоторная — это спортивная
Психолог Р. С. Немов одаренность определяет как «наличие у человека
хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему
успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с
соответствующими способностями» .
Изза своей незаурядности, необычно высокого умственного уровня
развития одаренные дети часто находятся в состоянии большого риска
социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников и даже учителей.
Очень часто одноклассники активно отторгают от себя такого ученика, не
понимая его реальный уровень способностей, принимая его поведение как
аномальное отношение к окружающим. По этому одаренные дети часто
подвергаются обидным нападкам со стороны сверстников. Осознавая свою непохожесть на других детей, одаренные дети, чтобы не оказаться непринятыми,
отверженными, стараются подстраиваться под них, стремятся казаться такими,
как все, избегая обнаруживать себя самым знающим, самым старательным,
самым талантливым. В большинстве случаев учителя часто отрицательно
относятся к таким детям, часто не распознав одаренного учащегося или не сразу
выявив его способности изза нестандартного поведения. Обычно такой ребенок
в начале обучения стремится постоянно привлечь к себе внимание
моментальной готовностью ответить на вопрос, стремительным выполнением
задания, требованием заданий повышенной сложности и т.д. Бывают случаи
попыток учителя уделить выдающемуся ученику особое внимание подборкой
трудных заданий, интересных проектов. Но часто такие намерения остаются
невыполненными изза нехватки времени и сил заниматься одаренными детьми.
Изза уверенности, что «энтузиаст» всегда готов к уроку и может ответить на
любой вопрос по теме, учитель почти перестает его спрашивать. В результате
одаренный ребенок чувствует себя лишним в классе, учитель перестает быть для
него источником знаний. Противоречивость постоянной потребности способного
ученика в необходимой ему нагрузке, специальном подходе и неспособности
средней школы удовлетворить подобную потребность порождает конфликт
между одаренным ребенком и учителем, что приводит к отказу посещать школу,
Все таки к проблемам адаптации
особенно в подростковом возрасте.
одаренного ребенка к школьной среде стоит отнести и завышенные требования
со стороны родителей и учителей, которые часто полагают, что одаренные дети
не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.
Неоправданные ожидания взрослых от одаренного ученика (снижение отметок
за невыполненное задание, поведение и т.д.) могут привести к эмоциональным
нарушениям, так как в силу личностных особенностей такой ребенок наиболее
чувствителен и восприимчив к оценке его деятельности. Становится очевидной
необходимость помощи и поддержки одаренному ребенку прежде всего со
стороны родителей и учителей. Учитель в свою очередь может оказать педагогическую поддержку в обучении, развитии и воспитании такого ребенка,
создав специальные условия для реализации потребностей ученика. Суть
педагогической поддержки заключается в содействии одаренному ученику в его
начинаниях и действиях, позитивной оценке и одобрении результатов работы, в
помощи преодоления психологической и социальной изоляции в ученических
коллективах, обеспечении безопасной развивающей среды и благоприятного
эмоционального фона.
В настоящих условиях все чаще возникает потребность в необходимости
организации сетевого взаимодействия средствами ИКТтехнологий для развития
потенциала одаренного ребенка и удовлетворения его образовательных
потребностей. Использование сетевого взаимодействия научит обучать и
воспитывать одаренных детей, не выводя их из привычного круга общения,
создав условия для развития и реализации их выдающихся возможностей.
Учитывая работы А.
И.
Адамского,
определим сетевое
взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и
предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные
модели содержания образования, экономики образования, управления системой
образования и образовательной политики. Следует нам отметить, что сетевое
взаимодействие обеспечивает повышение информационной компетентности,
усиливает мотивацию субъектов образовательной среды к использованию
информационнокоммуникационных технологий.
Познакомьтесь с построением модели эффективного и успешного
сетевого взаимодействия происходит на следующих принципах:
1.
образовательный азарт
это интерес стимулирует память,
внимание и способствует значительному повышению активности и
работоспособности, поскольку положительно влияет на психические процессы и
функции;
2.
навигации и содержательной упорядоченности содержание
позволяющие
сетевого взаимодействия обретает устойчивые формы, эффективно подключаться к данному взаимодействию на разных этапах новым
участникам, но при этом грамотно систематизировать и упорядочивать
взаимодействия с различными участниками ;
3.
теоретической и информационной корректности – это
непременным условием сетевого взаимодействия является информационная
, отличающаяся научностью, доступностью, достоверностью и
среда
отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности;
4.
образовательной ответственности и эффективности это
основанием для оценки эффективности образовательной реализации участника
субъективность и
сетевого взаимодействия являются активность,
продуктивность. Причем образовательная эффективность определяется на
основании таких показателей, как количество созданных новых образовательных
маршрутов или новых «ветвей» обсуждения и «диалогических партнеров»,
качество созданных продуктов.
Вместе с тем С. В. Кузьмин, Л. А. Пескова и ряд других исследователей
отмечают положительные возможности работы в сети, которые позволяют
выстраивать образовательное взаимодействие между субъектами процесса
обучения удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным
Продуктивно сказываются на образовательном процессе
способом.
самостоятельное изучение в интерактивном режиме учебных материалов, обмен
информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме. Все это в
значительной степени ускоряет процесс освоения учебного материала и
повышает эффективность учебного процесса в целом.
В рамках исследуемого вопроса особо нужно отметить возможность
обучения по индивидуальным образовательным траекториям и свободу выбора
образовательных программ . Зачастую существует необходимость обеспечить
одаренному ученику возможность осваивать образовательную программу
определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких
(двух и более) , использование при изучении сетевого взаимодействия Преимуществами сетевого
образовательных учреждений между собой .
взаимодействия считаем возможность привлечения высококвалифицированных
преподавателей для совершенствования организации обучения таких детей, что
способствует усовершенствованию качества образования и повышению
квалификации субъектов образовательного процесса. Кроме этого , при
сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных
разработок. Инновации в условиях образовательной сети приобретают
эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и
обменом опытом одаренных учеников между собой. Участники сетевого
общения испытывают потребность друг в друге, во взаимодействии равных по
статусу специалистов и учреждений .
Одной из важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных
детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Дети,
которые увлечены учебой, жаждой к знаний, с удовольствием участвуют в
предметных олимпиадах. В практике своей работы использую следующие
дистанционные формы работы: онлайн олимпиады, дистанционные обучающие
олимпиады, дистанционные многопрофильные олимпиады, конкурсы, игры,
викторины.
Дистанционные конкурсы и олимпиады – это интересная и увлекательная
форма занятий, при которой любой ребенок может проявить свои способности
на региональном, всероссийском уровне, не покидая свое село, имея компьютер
и доступ к Интернет. Среди многообразия олимпиад, викторин, конкурсов
любой учащийся найдет познавательную и развивающую программу по
любимому направлению или предмету. Действует система поощрений: за
участие в каждом мероприятии ученики получают свидетельства с указанием
баллов и статуса. Педагоги победителей получают сертификаты и
свидетельства.
Вот сайты некоторых конкурсов в которых мы принимали участие:
https://infourok.ru/ http://marafony.ru/
https://videouroki.net/ http://uchu.ru/
http://znanika.ru/
При такой работе с одаренными детьми педагог должен находиться в
постоянном развитии, должен совершенствоваться и узнавать новое . Учителю
необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические
особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление,
стремиться к глубокой проработке выбранной темы. А также учителю
необходимо развивать профессиональную компетенцию. Невозможно привить
интерес к своему предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не
увлечен.
Этому способствует участие учителя в различных сетевых сообществах:
Цели сетевого сообщества
создание общего информационного пространства;
обмен опытом, взаимо поддержка и сотрудничество;
распространение научных педагогических практик;
организация не формального и формального общения на
профессиональные темы;
инициация взаимодействия виртуального для последующего
взаимодействия вне Интернета;
повышение профессионального уровня;
поддержка и введение новых образовательных инициатив.
Сеть творческих учителей – http://www.itn.ru/ одна из крупнейших в
Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 20 тысяч)
огромная площадка созидательного взаимодействия профессионалов учителя
первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя
методисты. Педсовет http://pedsovet.org общение учителей на расстоянии, одна из
форм дистанционной деятельности и возможность повышения
профессиональной квалификации. Это сетевое сообщество педагогических
работников общего образования.
Открытый класс http://www.openclass.ru предлагает ЦОР, презентации ,
мастерклассы, дистанционное обучение.
Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в
развитие общества , и не развивать таланты является непозволительной
ошибкой для развития любого государства..
Сообщество взаимопомощи учителей уделяет внимание работе с
одаренными детьми. Предлагается диагностика по выявлению одаренности
ребенка, рассматриваются особенности работы с одаренными детьми в условиях
реализации ФГОС второго поколения, представлены основы организации
научноисследовательской деятельности учащихся, отдельным пунктом выделен
разбор типовых олимпиадных задач.
Заключение
Таким образом, в работе определены проблема и актуальность
рассматриваемого направления,
выделены трудности педагогического
сопровождения одаренных детей. Предложен вариант решения поставленной
проблемы путем использования сетевого взаимодействия в образовательном
процессе. А также проведен анализ современных исследований по обеспечению
сетевого взаимодействия при работе с одаренными детьми. Очень хочется,
чтобы высказывание Сократа «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам
можешь учиться» сбылось.
Список использованной литературы
1.Василевская, Е.В. Формирование исследовательской культуры педагога в
рамках модели сетевого взаимодействия // Методист.2009.№6.С.1619. 2.Гололобова, Н.Л. Организация сетевого взаимодействия педагогов как
условие непрерывной работы с талантливыми детьми.
// Стандарты и
мониторинг в образовании.2009.№6.С.5459.
3.Горбунова, Л.Н. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной
методической службы в решении приоритетных задач развития образования /
Л.Н.Горбунова, Е.В.Василевская //Методист.2008.№3.С.2024
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Сетевое взаимодействие при работе с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.