Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности
Оценка 5

Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности

Оценка 5
Научные работы
docx
преподавание +1
СCУЗ, ВУЗ
15.11.2022
Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности
статья "Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности"
Статья Плотникова_Сетевые форматы взаимодействия классами психолого.docx

Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности

 

Плотникова Екатерина Владимировна,

преподаватель КГБ ПОУ "Хабаровский

колледж имени

Героя Советского Союза Д.Л. Калараша"

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме осознанного выбора педагогической профессии учащихся педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. Обозначены особенности педагогических классов и основной механизм деятельности. Отражен реальный опыт работы с педагогическими классами с использованием сетевых форматов. Выделены их неоспоримые достоинства и педагогические риски использования.

Ключевые слова: педагогический класс, профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение, сеть, сетевая форма, сетевое взаимодействие, педагогические риски.

 

Network formats of interaction between classes of psychological and pedagogical orientation

Plotnikova Ekaterina Vladimirovna,

teacher of the KGB POU "Khabarovsk"

college named after

Hero of the Soviet Union D.L. Kalarash"

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the conscious choice of the pedagogical profession of students of pedagogical classes. The relevance of pre-professional training of schoolchildren to the choice of a pedagogical profession in the form of a teaching class is revealed. The features of pedagogical classes and the main mechanism of activity are indicated. The real experience of working with pedagogical classes using network formats is reflected. Their undeniable advantages and pedagogical risks of use are highlighted.

Key words: pedagogical class, professional orientation, pedagogical support, network, network form, network interaction, pedagogical risks.

 

Выбор профессии – важное решение в жизни, которое необходимо принять в школьном возрасте. Особенность выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, относящейся к детскому возрасту, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии.

В связи с повышенным вниманием к развитию Дальневосточного региона на территории Хабаровского края одним из приоритетных направлений государственной программы "Развитие образования в Хабаровском крае" является повышение качества образования, развитие механизмов непрерывного педагогического образования, улучшение качественных характеристик кадрового потенциала в целях эффективной профессиональной деятельности. Анализ текущей ситуации в регионе показывает, что решить намеченные задачи можно посредством возникновения новых форм и форматов образования как ответ на увеличение потребности рынка труда в новых педагогических специальностях, консолидации усилий образовательных организаций разного уровня.

Идея подготовки школьников к выбору педагогической профессии коррелируется с целями регионального проекта "Педкластер27": реализация механизмов непрерывного педагогического образования в рамках требований стандарта профессиональной деятельности педагога; обеспечение потребностей краевой системы образования в педагогических кадрах в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая профессия имеет большое значение для всего общества в целом, определяет будущее страны. Каждый человек начинает свой образовательно-профессиональный путь со встречи с педагогом (сначала в дошкольном учреждении, школе, затем в профессиональном учебном заведении). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Сегодня, педагоги уверены, что педагогическая профессия – профессия со сложной культурой, со сложными интегрированными знаниями, когнитивными, социальными и технологическими навыками, с новыми карьерными траекториями требует серьезной подготовки. 3-5 лет профессионального обучения явно недостаточно для того, чтобы овладеть ценностными смыслами педагогической деятельности.

Согласно статистическим данным, педагогические профессиональные учреждения не испытывают дефицита в абитуриентах. В настоящее время педагогические профессиональные учреждения успешно заполняют места бюджетного и внебюджетного набора. По некоторым данным, конкурс во многих профессиональных организациях составляет 8-20 человек на место.

Тем не менее, большая часть выпускников, получив востребованную на рынке труда педагогическую профессию, после выпуска реализуют себя в других областях деятельности. Такое положение дел, во многом связано с тем, что немалая доля нынешних абитуриентов не имеют реальных представлений о своей будущей профессии. При выборе специальности они руководствуются поверхностными знаниями, находясь под влиянием идеализированных представлений, которые не всегда соответствуют реальности. Это происходит в силу своей непросвещенности, а также под влиянием сформировавшегося "идеального образа жизни", к которому хочется и стремится подросток.

Если проанализировать мотивы поступления на педагогические специальности, выявленные в различных исследованиях, то обнаруживается их разнообразие. Многие исследования указывают на то, что наряду с профессионально-ориентированными мотивами поступления ("Нравится профессия педагога", "Желание посвятить себя педагогической деятельности", "Любовь к детям", "Желанием стать учителем"), у абитуриентов имеются ситуативные мотивы выбора педагогической профессии ("Семейная традиция", "Привлекательная специальность", "Не смог поступить в другое учреждение", "Близость проживания", "По совету друзей") и пр. [6].

Таким образом, распространенные причины выбора педагогического учреждения у значительного количества абитуриентов имеют ситуационный или спонтанный характер: близость к месту жительства, желание получить любое образование после школы, желание родителей, легкий процесс поступления и зачисления, советы друзей, относительно не дорогое обучение.

Одним их эффективных профилей сегодня являются классы психолого-педагогической направленности (педагогические классы), реализующие деятельность, ориентированную на подготовку будущих педагогов [6].

Педагогический класс – профильная форма обучения, ориентированная на овладение школьниками основами педагогических профессий. В рамках регионального проекта "Педкластер27" осуществляется допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка школьников с использованием различных моделей: предпрофильные классы (9 класс); разновозрастные сетевые классы; профильные 10-11 классы. Обучаясь в педагогических классах, учащиеся имеют возможности:

    "прокачать" свои компетенции, в том числе и актуальные компетенции 4К;

    пробовать себя и "примерять" на себя профессию в реальных социально-педагогических пробах;

    приобрести опыт делового и неформального общения со сверстниками, студентами, педагогами образовательных организаций разного уровня. 

С 2018 года педагоги колледжа (Плотникова Е.В., Ильин П.В., Гоголева И.И.) занимаются обучением учащихся педагогических классов. Основным механизмом деятельности педагогических классов выступает педагогическое сопровождение, интегрирующее личностное и профессиональное самоопределение, профессиональное информирование и приобретение собственного опыта проживания профессии [7]. Педагогами апробирован широкий формат профориентационных форм: реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения социально-педагогической направленности, организация профессиональных проб, подготовка и защита разных типов проектов.

В течение двух последний лет в работе с педагогическими классами активно используются сетевые форматы.

Сетевые формы работы – это способы совместной деятельности по использованию и обмену различными ресурсами (идеями, пространством, средствами, информацией, "горизонтальными" связями в педагогическом сообществе и пр.) участников сети. Сетевые формы выстраиваются на принципах взаимности и равноправия, доверия, сетевой культуры, самоорганизации и ответственности. Определяющими являются как сама совместная деятельность, так и информационное взаимодействие (коммуникация, диалог) участников сети.

С обучающимися педагогического класса МБОУ СОШ№9 г. Амурска в апреле 2021 года была организована педагогическая сессия "От человека знающего к человеку компетентному". В течение пяти дней со школьниками проведена серия погружающих занятий с использованием таких форм, как:

    флешмоб старшеклассников "Поехали!";

    профессиональные пробы по внеурочной деятельности: спектакль для воспитанников детского сада и учащихся начальной школы, кружок "Шахматы";

    профессиональные пробы по профессии младший воспитатель на базе структурного подразделения детский сад МБОУ СОШ №9;

    очные лекции по темам "Что такое мотивация человека?", "Профессиональное самоопределение" (Плотникова Е.В.);

    формат видеоконференции на платформе Zoom: видео-лекции "Педагогические профессии: вчера, сегодня, завтра" (Гоголева И.И., к.п.н.), "Цифровой педагог" (Ильин П.В.), в ходе которые составлена основа плана индивидуального развития учащихся, их soft и цифровых компетенций;

    формат видеоконференции на он-лайн платформах: видео-интервью в прямом эфире "Становление педагога: от идеи к опыту". Студенты специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах заинтересованно и увлеченно отвечали на вопросы учащихся: Почему выбрали профессию учителя? Почему вы выбрали обучение в педагогическом колледже? Как проходит процесс вашего становления в колледже? Какие события колледжа, в которых вы участвовали, повлияли на уверенность в правильности сделанного вами выбора? Какие лайфхаки учителя вы уже освоили? Вы заканчиваете педагогический колледж, что дальше в планах? По каким компетенциям студенты участвуют в чемпионатах "Ворлдскиллс Россия", какие испытания проходят и как они к ним готовятся?;

    очные и дистантные индивидуальные консультации и др.

Сетевой формат педагогической сессии, являясь дополнением к очным формам взаимодействия, позволил осуществить общение в удобной для школьников обстановке с адаптацией к их интересам и времени. Обсуждение с учителями школы в режиме реального времени дало возможность оценить перспективные направления сетевого взаимодействия.

Использование сетевых форматов делает возможным самостоятельно создавать необходимый сетевой учебный контент, систематизировать информационные ресурсы, обеспечивая корректный доступ к ним школьников и педагогов. Созданный учебный контент используется преподавателями в профессиональной подготовке студентов 1-2 курсов.

С октября этого года педагогами колледжа реализуется вебТРЕК #ищи смысл, предполагающий проведение серии вебинаров по темам: "Современные педагогические профессии", "Роли учителя" (Гоголева И.И., к.п.н.), "Практические инструменты цифровизации образования", "Педагогическая журналистика: блоги, сайты и статьи" (Ильин П.В.), "Психологический портрет современного педагога", "Я – за работу в школе!" (Плотникова Е.В.).

С использованием возможностей онлайн платформ встречи организуются в форме практикумов, мастер-классов, мозгового штурма, круглого стола.

Сложившийся опыт позволил выделить ряд преимуществ сетевых форматов работы с педагогическими классами.

Сеть принципиально открыта для добавления новых знаний и компетенций. При этом отдельные навыки могут быть собраны в модули допрофессиональной подготовки обучающихся педагогических классов. Модульный принцип создания сетевой программы оптимален и позволяет:

    мобильно "подстроиться" под интересы школьников, учесть запросы родителей и образовательных организаций;

    организовать нелинейную последовательность изучения модулей с учетом запросов на продолжительность обучения, количества часов и организационных форм;

    использовать различные ресурсы с учетом степени доступности к ним школьников.

Особенностью сетевого обучения выступает самоорганизация и самостоятельность изучения предлагаемого учебного контента. Поэтому модульный принцип создания программы может выступать риском в тех случаях, если подбор модулей и их содержание не учитывает интересы и потребности обучающихся, их недостаточную внутреннюю мотивированность. 

Сетевые форматы позволяют простроить длинные траектории развития обучающихся через программы, образовательные события и профпробы. Так ученики педагогических классов 2019-2020гг. простроили маршруты своего обучения: продолжают обучение в 10 классе гуманитарного профиля МБОУ СОШ №68 и педагогическом колледже. Студенты-наставники, работающие с педагогическими классами, приобретают опыт командной работы, проектной и досуговой деятельности, работы с разными возрастами и категориями учащихся, делового и неформального общения с преподавателями. Данный опыт востребован в профессиональной деятельности, что показывают опросы выпускников колледжа прошлых лет. 

Сетевые формы взаимодействия неразрушающе интегрируются в очную допрофессиональную подготовку обучающихся педагогических классов, например, традиционные каникулярные школы "Почувствуй себя студентом" [2].  

Сетевые форматы содействуют созданию творческой команды педагогов, объединенных вокруг идеи "педагогический класс", как динамического разновозрастного сообщества педагогов, способных оказывать положительное влияние на обучающихся при выборе профессии. Создавая пространство взаимодействия, сотворчества и кооперации, педагоги вовлекают в свою деятельность новых заинтересованных и увлеченных участников, получая новые эффекты.

Так в декабре месяце планируется проведение воспитательного мероприятия обучающихся педагогических классов МБОУ СОШ №68 с АНО Инклюзивная детско-юношеская творческая мастерская "Лампадка" (руководитель И.В. Магомедова).

Сетевая форма взаимодействия педагогов основана на самоорганизации и взаимообучении. Открытость и контактность сети позволяет организовать деловое и неформальное взаимодействие педагогов разных образовательных организаций как в очной, так и в онлайн форме с целью обмена информацией, учебно-методическими, социальными и техническими ресурсами. В ходе совместных обсуждений генерируются новые идеи, формы, способы деятельности и средства. Все это способствует повышению конкурентоспособности, гибкости педагогов.

Использование сетевых форматов способствует формированию культуры непрерывного образования участников сети, стимулирует постоянное обновление их навыков и квалификаций. Педагоги стремятся развивать узкие профессиональные компетенции, ежегодно участвуя в коротких программах и курсах повышения квалификации, сетевых вебинарах, транслируя свой опыт на педагогическое сообщество. Студенты-наставники уделяют внимание преодолению дефицита навыков, необходимых для их будущей профессиональной: обучаются на курсах переподготовки, участвуют в сетевых вебинарах, студенческих форумах, региональной олимпиаде профессионального мастерства, чемпионатах "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) и др.

Выделенные аспекты сетевых форматов в работе с педагогическими классами раскрывают их универсальность. При этом важен учет педагогических рисков. Сама по себе работа с рисками может являться эффективным средством идентификации проблем и выработки оптимальных решений в организации сетевых форматов работы с педагогическими классами.

Считаем необходимым отметить, что в современных условиях важна трансформация работы с педагогическими классами с учетом современных школьников (поколение Z) и их образовательных потребностей, запросов родителей, активных методов и новых организационных форм (например, онлайн-нетворкинг), возможностей образовательных организаций и региональной системы непрерывного педагогического образования.

Во-вторых, для современных подростков виртуальный способ коммуникации с окружающим миром понятен и естественен. Вместе с тем при выборе сетевых форматов работы со школьниками необходимо ориентироваться на уровень сформированности их умений безопасного взаимодействия в сети, использования цифровых технологий и интернет-ресурсов.

Недостаточность опыта применения учащимися инструментов различных электронных платформ требует дозированной своевременной помощи со стороны педагогов. Для оперативного взаимодействия со школьниками в практике используем такие инструменты, как WhatApp, Padlet, платформы Zoom, Skype, ЯКласс, приложения Google для обучения и др. Выбирались инструменты, которые позволяют получить упрощенные варианты обратной связи.

В-третьих, реализация сетевых форматов работы с педагогическими классами требует совместного использования разных ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных, социальных и пр.). Несогласованность действий участников сети по их применению ведет к неуспешности сетевого взаимодействия. Деятельность участников сети регламентируется заключенными договорными отношениями. При этом с учетом подвижности сети ряд аспектов сетевого взаимодействия не поддаются четкой регламентации и протоколам. Поэтому важна поддержка руководителей образовательных организаций. 

В-четвертых, интерактивные сетевые формы взаимодействия затратны по временным и ресурсным форматам, требуют от педагогов высокого владения цифровыми компетенциями, понимания специфики онлайн обучения, учета его конструктивных особенностей. Разрешение данного риска возможно через обеспечение методической поддержкой применения педагогами цифровых образовательных ресурсов и инструментов.

В заключении отметим, что современная профориентационная работа должна быть центрирована на ученика. Действительно, современные школьники –  гибкие и открытые для сотрудничества, очень чувствительны к ценностям и нормам, определяющим их дальнейшие жизненные выборы и планы. Поэтому в работе с ними требуется интерактивность форм, стимулирующих разные виды их активностей, в том числе и в сетевых форматах. Применение в работе с педагогическими классами сетевых инструментов и средств близких и понятных школьникам обусловит успешность их личностного и профессионального самоопределения в сфере современного педагогического образования.

Список литературы

1.   Андреева А.А. Инновационные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании: из опыта работы: / А.А. Андреева, Т.Э. Мангер // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – №4 (34). – С. 60-66.

2.   Гоголева И. И. Каникулярная школа – интерактивная форма развития soft компетенций обучающихся / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. – 2019. – №11. – С.12-16.

3.   Гущина Т. И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, А.Ю. Курин // Вестник ТГУ – 2018. – №4 (174). – С.27-32.

4.   Диких Э.Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета / Э.Р. Диких, Е.В. Чухина // Гуманитарные исследования. – 2019. – №3 (24). – С.139-142.

5.   Педагогические классы: опыт и перспективы: Материалы III международной научно-практической конференции г. Минск, 5 ноября 2019г.; под ред. А.И. Жука – Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка, 2019 – 232с.

6.   Плотникова Е.В. Опыт оценки мотивации абитуриентов к поступлению на педагогические специальности колледжа / Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование.-2022.-№4.-С.28-32.

7.   Сергеев И. С. Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность / И.С. Сергеев – URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/2143/ (дата обращения: 29.10.2021).

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности

Сетевые форматы взаимодействия классами психолого-педагогической направленности

В связи с повышенным вниманием к развитию

В связи с повышенным вниманием к развитию

Это происходит в силу своей непросвещенности, а также под влиянием сформировавшегося "идеального образа жизни", к которому хочется и стремится подросток

Это происходит в силу своей непросвещенности, а также под влиянием сформировавшегося "идеального образа жизни", к которому хочется и стремится подросток

К; − пробовать себя и "примерять" на себя профессию в реальных социально-педагогических пробах; − приобрести опыт делового и неформального общения со сверстниками, студентами, педагогами образовательных…

К; − пробовать себя и "примерять" на себя профессию в реальных социально-педагогических пробах; − приобрести опыт делового и неформального общения со сверстниками, студентами, педагогами образовательных…

Становление педагога: от идеи к опыту"

Становление педагога: от идеи к опыту"

Особенностью сетевого обучения выступает самоорганизация и самостоятельность изучения предлагаемого учебного контента

Особенностью сетевого обучения выступает самоорганизация и самостоятельность изучения предлагаемого учебного контента

Использование сетевых форматов способствует формированию культуры непрерывного образования участников сети, стимулирует постоянное обновление их навыков и квалификаций

Использование сетевых форматов способствует формированию культуры непрерывного образования участников сети, стимулирует постоянное обновление их навыков и квалификаций

В-четвертых, интерактивные сетевые формы взаимодействия затратны по временным и ресурсным форматам, требуют от педагогов высокого владения цифровыми компетенциями, понимания специфики онлайн обучения, учета его конструктивных…

В-четвертых, интерактивные сетевые формы взаимодействия затратны по временным и ресурсным форматам, требуют от педагогов высокого владения цифровыми компетенциями, понимания специфики онлайн обучения, учета его конструктивных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022