Синхронологическая таблица по Европейскому искусству эпохи возрождения и нового времени
Европейские центры культуры |
Основные временные рубежи |
|||||
13 век |
14 век |
15 век |
16 век |
17 век |
18 век |
|
Италия |
дученто |
треченто |
кватроченто |
высокое Возрождение |
Барокко, классицизм |
классицизм |
Франция |
Ранняя готика |
«лучистая» и «пламенеющая» готика |
французский маньеризм, ранее барокко |
Французский ренессанс |
классицизм |
рококо |
Испания |
Испанская готика |
поздняя готика, мудехар |
раннее Возрождение |
позднее Возрождение, «золотой век» |
борокко
|
позднее барокко |
Англия |
ранняя английская готика |
английская готика «украшенный стиль» |
"перпендикулярная готика" |
стиль Тюдоров |
Классицизм, раннее английское барокко |
«золотой век» |
Германия |
немецкая готика |
период высокой и поздней готики |
ранний Ренессанс |
Высший Ренессанс |
барокко
|
переход барокко в рококо, классицизм |
Фландрия |
готический стиль |
поздняя готика |
зарождение эпохи Возрождения |
эпоха Возрождения |
«золотой век», барокко |
поздний ренессанс |
Голландия |
готический стиль |
поздняя готика |
Интернациональная готика |
ранее Возрождение |
высокое Возрождение ,Голландский классицизм |
конец эпохи голландского реализма, барокко |
13 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – готический стиль
Основные художники:
Наиболее значительным сооружением эпохи готики стал собор Св. Гудулы в столичном Брюсселе, заложенный в 1220 году и законченный в 15 в. архитектором Яном ван Рейсбрук. Образцом для него служил Реймсский собор Франции. Но в Нидерландах не получила значительного развития скульптура на фасадах, что придавала такую выразительность и привлекательность соборам Франции. Поэтому фасады собора Св. Гудулы более сдержанные.
Характеристика стиля – Для готической архитектуры Фландрии характерны не столько церкви, сколько ратуши и цеховые здания.
Изобразительно искусство – Искусство Нидерландов и Фландрии было единым до конца XVI в.
Архитектура - развитие готического стиля во фламандской архитектуре в основном проявляется в архитектуре храмов, аббатств. Развивался он на основе романской (бургундской) архитектуры. На территории Фландрии готика в основном ориентировалась на образцы храмов на основе типичного французского проекта: трехнефный собор с трансептом, хором и де- амбулаторием. Также для этого архитектурного храмового типа характерен трехъярусный профиль центрального нефа (аркада, верхний ряд окон и трифорий). Однако эта модель была достаточно сильно упрощена: опорами аркадных арок служили простые в плане круглые колонны.
14 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – поздняя готика
Основные художники:
Гордостью фламандской готики остаются ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, суконные и другие биржи в Ипре, Антверпене. Имена архитекторов неизвестны.
Характеристика стиля – Символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. Главенство архитектуры в системе искусств.
Андре Боневё -
бельгийско-французский скульптор и живописец, работавший при дворах
французского короля Карла V и его брата Жана Беррийского. Одна из немногих
иллюминированных рукописей, в создании которой несомненно принимал участие
Андре Боневё — Псалтирь Жана. Боневё как миниатюрист явно находился под
влиянием стиля Жана Пюселя, самая известная из работ которого — Часослов Жанны
д’Эврё — к тому времени уже находилась в собрании герцога Беррийского. В 1365
году Карл V заказал Боневё четыре мраморных изваяния для надгробий его бабки и
деда по отцовской линии, отца и самого себя. Скульптуры предназначались для
аббатства Сен-Дени, усыпальницы французских королей. Скульптура Карла V
выполнена с соблюдением портретного сходства с ярко выраженными индивидуальными
чертами, что резко отличает её от изображений членов его семьи. Один из
проектов, которыми Боневё был занят между 1374 и 1377 гг. — надгробный памятник
графу Фландрии, Луи де Малю. После 1386 года Боневё создал несколько скульптур
для замка герцога Беррийского Мегон-сюр-Йевр и для часовни его замка в Бурже.
От скульптур Мегон-сюр-Йевр сохранился один фрагмент — голова бородатого
мужчины. Изобразительно искусство – Стилистические особенности достойная
элегантность, которая заменяет монументальность, наряду с богатой декоративной
окраской, вытянутыми фигурами и плавными линиями.
Архитектура - фламандская готическая архитектура развивалась под сильным влиянием английской ланцетовидной готики, что в итоге привело к появлению двух направлений готической архитектуры Фландрии: шельдской готики, ориентированной на северофранцузские образцы архитектуры и так называемой брабантской готики, которая сочетала в себе элементы французского лучистого стиля и английской ланцетевидной готики.
15 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – зарождение эпохи Возрождения
Основные художники:
Ян Ван Эйк - нидерландский
живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения, Ян ван Эйк
работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным
художником бургундского герцога Филиппа Доброго. Крупнейшее произведение ван
Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на
внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом и законченный Яном в 1432
году. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в
его творчестве в самостоятельный жанр.
Робе́р
Кампе́н — фламандский живописец, предполагаемый родоначальник традиции
ранней нидерландской живописи. Наставник Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре.
Один из первых портретистов в европейской живописи. Кампена отождествляют с
Флемальским мастером. Робер Кампен считается ведущим художником города Турне
своего времени. Про его ранние годы практически ничего не известно. Родился он
предположительно в городе Валансьен между 1375 и 1380 годами. Неясно, где он
жил первые тридцать лет своей жизни и у кого обучался искусству живописи. В
1410 году Кампен стал гражданином Турне, где прожил всю оставшуюся жизнь и
показал себя не только весьма талантливым мастером, но и успешным
предпринимателем. Он владел большой процветающей мастерской, среди
многочисленных учеников которой были выдающиеся художники Жак Даре и Рогир ван
дер Вейден. Большинство исследователей отождествляют Робера Кампена с
Флемальским мастером, творческая активность которого приходится аккурат на годы
жизни Кампена, а приписываемые ему работы (Рождество Христово, Алтарь Мероде,
Обручение Девы Марии и др.) очень близки творчеству Даре и ван дер Вейдена по
манере письма. Главное достижение Флемальского мастера заключается в том, что
он решительно порвал с традиционным готическим стилем и добился небывалой
доселе реалистичности изображения, благодаря чему признаётся основателем
Нидерландской школы живописи наряду с Яном ван Эйком.
Рогир
ван дер Вейден — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком
считающийся одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров
ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на
постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив
спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые
изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности,
глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам
БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и
концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».
Альберт
(Альбрехт) Баутс — южнонидерландский (фламандский) художник эпохи
Возрождения. Рисованию учился в мастерской отца, а затем, по всей видимости, за
пределами родного города. А. Баутс как художник работал в основном в Лёвене,
писал картины религиозной тематики по заказам различных церквей. Одной из
наиболее известных его работ является триптих Вознесение Марии (ныне в
Брюсселе). По своему стилю произведения кисти А. Баутса близки работам его
отца, однако производят более «старинное» впечатление. В то же время в них
чувствуется влияние живописи Хуго ван дер Гуса, которого некоторые
исследователи считают вторым учителем А. Баутса. Сам же Альберт неоднократно
копирует картины своего отца, стараясь достичь его мастерства. После 1475 года
он вместе со своим братом Дирком завершают многие неоконченные отцовские
произведения. Занимался также художественной реставрацией.
Характеристика стиля – начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование «нового мира». Гуманистический интерес к человеку проявился и в изобразительном искусстве, особенно в портрете.
Изобразительно искусство – основание Нидерландской школы живописи. Нидерландские живописцы XV в. могут быть названы реалистам. Но реализм их носил характер, отличный от итальянского. Нидерландцы, предпочитали низводить Марию, ангелов и святых с неба на землю, вводить их в храмы или жилые покои, представлять их в царских одеждах и в коронах. Их присутствие делало священным саму землю, деревья, травы, цветы, зверей, мелочи будничного быта.
Архитектура - доменирует интенсивное гражданское строительство в стиле поздней готики. Города соперничали в возведении богато украшенных зданий ратуш, цехов, гильдий. Со старыми жилыми домами бюргеров соседствовали новые, с высокими, в несколько этажей, фасадами, имевшими вытянутые вверх треугольные фронтоны и узкие окна. Характерная черта архитектуры этого периода — раскрытые фасады с богатыми белокаменными уборами на фоне красной кирпичной стены — «пламенеющая готика». Так как церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная скульптура не получила развития — она медленно преодолевала готические традиции и по уровню достижений далеко отставала от живописи.
16 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – эпоха Возрождения
Основные художники:
![]() |
Кве́нтин
Ма́ссейс – фламандский живописец. Писал большие алтарные картины,
жанровые сцены морализирующего содержания, в которых проявил интерес к
портретным характеристикам, бытовой обстановке, пейзажу; Учился, вероятно, у
Альберта Баутса. В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл
собственную мастерскую. Стремился к синтезу принципов нидерландского и
итальянского Возрождения.
Работал в Антверпене, писал большие алтарные картины и жанровые сцены
морализирующего содержания, в которых проявился его интерес к реальному
жизненному началу — портретным характеристикам, бытовой обстановке, пейзажной
среде. Художниками стали и сыновья Квентина Массейса — Корнелис Массейс и Ян
Массейс.
Патинир
- фламандский художник Ренессанса из истории и ландшафтных предметов. Он был
фламандский, из района современной Валлонии , но работал в Антверпене, затем
центр арт - рынка в странах Бенилюкса . Патинир был пионером пейзажа как
самостоятельного жанра , и он был первым фламандским художником считать себя
прежде всего как пейзажист. Он эффективно изобрел мировой ландшафт, отличный
стиль панорамных северных ландшафтов эпохи Возрождения, которая является важным
вкладом для западного искусства. Есть только пять картин, подписанных Патинира,
но и многие другие работы были приписаны ему или его мастерской с разной
степенью вероятности. Те, которые подписаны следующим образом: (Opus) Joachim
Д. Patinier , «D» в его подписи, означающий Dionantensis ( «из Динан »), что
отражает его место происхождения. Его работы: «Отдых на пути в Египет»,
«Крещение Христа» (один из двух в Вене), «Сент – Джон» в Патмос, Пейзаж с
пастухами (Антверпен) и Отдых на пути в Египет ( Миннеаполис институт искусств
). Существует также триптих приписывали ему Покаяние святого Иеронима.
Джованни Болонья, Джамболонья – фламандский
скульптор, настоящее имя которого – Жан Булонь. Не смотря на то, что Болонья
родился в Дуэ, Франция, он обучался во Фландрии. Главным образом, биография Джованни
Болоньи отождествляется с итальянским ренессансом. Считается, что Болонья был
одним из величайших скульпторов тех времен. В основном он жил в Риме, перед
тем, как переехал во Флоренцию. К шедеврам его руки относят «Flying Mercury».
Работа «The Rape of the Sabines» (Флоренция) со спиралевидными формами и
сложной структурой точек обзора является прекрасным примером маньеристской
скульптуры. Эта работа оказала глубокое влияние на дальнейшее развитие
искусства. Среди других работ в биографии Джованни Болонья известны статуи
всадников во Флоренции, фигура Фердинанда I, Козимо I, два фонтана в садах
Боболи (Флоренция). Кроме того скульптор выполнил бронзовые двери кафедрального
собора Пиза, фонтан Нептуна в Болонье, грандиозную скульптуру Апеннин. Две элегантные
статуи евангелистов находятся в музее «Метрополитен», одна в музее ун
иверситета Канзаса.
Характеристика стиля – устойчивость средневековых традиций. Разработка основных проблем реалистического искусства – освоение пропорций человеческой фигуры, построение пространства, объема
Изобразительно искусство – начинают проявлять больше интереса к природе и в красоте на Сечи , что приводит к стилю , который включает в себя элементы эпохи Возрождения, но остается очень далеко от элегантной легкости итальянского искусства эпохи Возрождения, и ведет прямо к темам великие фламандские и голландские барочные живописцы: пейзажи, натюрморты и жанровые картины - сцены из повседневной жизни.
Архитектура - Интересно, что это перенимание (не заимствование) ренессансного искусства, в том числе и в архитектуре, было косвенным, ведь итальянцы или французы не работали в нидерландских городах, как скажем в Германии, то есть абсорбция нового происходила на местной почве силами местных же строителей, что неизбежно вело к трансформации архитектурных форм итальянского Ренессанса в нидерландской архитектуре. Формы эти, воспринимаемые извне и основательно переработанные, использовались для декоративного убранства, не затрагивая старой, привычной готической конструкции зданий. Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по сути средневековые, здания, результатом чего стало значительное изменение «классических» пропорций. Очень высокие фронтоны зданий сохраняли ступенчатую форму, на фасадах по-прежнему выделялись эркеры.
17 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – «золотой век», барокко
Основные художники:
Питер
Пауэл Рубенс (1577–1640) — нидерландский (фламандский) живописец, один из
основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие
Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в
сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван
Дейк. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций. Был
придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Организовал свою
мастерскую, в которой работали лучшие художники страны. Он сформировал
национальную школу граверов. Его ранние произведения выполнены в стили
караваджистов. Он писал огромные полотна, алтарные композиции для католических
храмов — сцены страданий и мученической смерти — «Воздвижение креста» (1610
г.), «Снятие с креста» (1613–1614 гг.), «Распятие» (ок. 1606–1610 гг.). Его
герои — часть могучей первозданной природы. Ранние картины отличаются красочной
палитрой. Писал картины на мифологические и аллегорические темы: «Вакханка»,
«Охота на львов» (1615 г.), «Похищение дочерей Левкипа» (1618–1620 гг.), «Битва
с амазонками» (ок. 1619 г.), «Союз Земли и Воды». Расцвет творчества Рубенса —
1620 г., когда он стал писать тональную многосложные композиции на белом или
красном грунте, сочетая моделировку с эскизностью «Персей и Андромеда». 24
картины на тему «Жизнь Марии Медичи». Много работал как портретист:
«Автопортрет с женой Изабеллой Брант в зарослях жимолости» (ок. 1609 г.),
«Портрет инфанты Изабеллы», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»,
«Автопортрет» (1639 г.). В 1630 г. Рубенс женился на Елене Фоурмен. Он отошел
от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил
большую часть жизни за городом замке Стэн, где писал картины небольших
размеров, в основном портреты близких: «Портрет Елене Фоурмен с детьми» (ок.
1634–1635 гг.), «Шубка» (Портрет Елены Фоурмен, ок. 1638 г.).
Антонис
ван Дейк - фламандский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер придворного
портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Создатель нового типа
декоративного портрета. Рано сложился как художник, был учеником Рубенса. Его
живопись — изысканная и деликатная. Его герой — человек со специфическими
тонкими чертами — благородством, интеллектом, с налетом меланхолии. Был модным
портретистом. Пишет автопортреты, изображая себя то Ринальдо, то Парисом (1624
г.), то св. Себастьяном. Создал галерею портретов итальянских аристократов,
знати, серию портретов Карла I — «Семейный портрет» (1621 г.), «Дети Карла I»
(1635 г.), «Карл I, король Англии, в трех ракурсах» (1636 г.), «Филипп, лорд
Уортон» (1632 г.), «Портрет Карла I» и др.
Якоб
Иорданс — фламандский художник, один из выдающихся представителей
фламандского барокко. Один из лучших помощников Рубенса. За какие бы темы он ни
брался — мифологические, христианские, аллегорические — он всегда оставался
трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. В живописном
стиле его ранних произведений есть воздействие Караваджо. Композиции на тему
«Поклонение пастухов» (1618–1620 гг.) принадлежат к лучшему созданиям молодого
Иорданса. Писал картины на евангельские, библейские и мифологические темы —
«Детство Зевса» (ок. 1640 г.). Лучшее работы Иорданса — его жанровые
композиции. Темами для них служили фламандские пословицы или праздники — «Как
поют старики, так щебечут и младшие», «Праздник бобового короля» (ок. 1638 г.),
«Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622 г.). Художник часто черпал свои образы
в народной толпе. Эти образы всегда сохраняют свою конкретность и национальную
специфику. Позднее он меньше увлекается эффектами светотеневых контрастов.
Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем.
Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие
декоративные возможности художника. Национальный колорит и национальный тип
выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью.
Виллем Хесиус -
фламандский архитектор. Он присоединился к иезуитам в 1617 году. Первоначально
Гесий стал известен как проповедник и важная фигура в религиозной политике, и
он не стал активным архитектором, пока ему не исполнилось 50 лет. В третьей
четверти 17-го века он был самым важным советником по архитектуре своего
ордена. Планы на церковь св. Михаила в Лувене один из самых важных примеров
архитектуры фламандского барокко, были приписаны ему и датируются 1650 годом.
Конструкция характеризуется главным образом высокой башней фонаря с куполом над
стыком трансепта и нефа.
Характеристика стиля – более реалистические черты, народность, жизнерадостность, праздничность.
Изобразительно искусство – изображали массовые карнавальные действия, свадьбы, игры, празднества «бобового короля», т. к. Фландрия — страна крестьян со своеобразной народной праздничной культурой. натюрморт утвердился как самостоятельный жанр.
Архитектура - зодчие Фландрии сумели на основе местных традиций и с помощью переработки римского наследия создать самобытный вариант барокко. Его отличает не столько изощренность и оригинальность плановых и объемно-пространственных решений, но также и общий дух торжественной и праздничной декоративности, который нашел наиболее полное выражение в фасадах зданий. Среди лучших произведений архитектуры второй половины столетия можно назвать церковь св. Михаила в Лувене архитектора Хесиуса и брюссельскую церковь Иоанна Крестителя ордена бегинок этого же архитектора.
18 век Фландрия
Сформировавшийся стиль – поздний ренессанс
Основные художники:
Ян
Франс ван Даль (или Жан Франсуа) - фламандский живописец. Удивительным
является тот факт, что ван Даль был художником-самоучкой, тем не менее, он
достиг такого уровня, что с большим успехом представлял свои работы на
выставках. На одной из подобных выставок его работы были удостоены крупным
денежным призом, на двух других художник заполучил гран-при - золотую медаль.
Ван Даль оставался преданным фламандской традиции цветочной живописи. Манера
живописи Яна Франса ван Даля говорит о том, что его вдохновляли работы великого
мастера натюрмортов Яна ван Хейсума. Но он также привнес в свои картины много
французского, вдохновленный японской икебаной и декоративной монументальностью.
По некоторым данным учителем (и близким другом) ван Даля был нидерландский
художник Жерар ван Спаендонк. Работами ван Даля восхищалась Жозефина Богарне,
императрица Франции, первая жена Наполеона, которая приобрела 3 работы
художника. После того, как Наполеон развелся с Жозефиной, вторая его супруга,
Мария-Луиза Австрийская, так же покровительствовала Яну ван Далю. Даль был
плодовитым и успешным художником в количестве своих работ и также выполнял
заказы от таких богатых и влиятельных людей, как короли Луи XVIII и Карл X.
Альберт Жак
Франсуа Грегориус - фламандский-бельгийский художник - портретист и
директор Академии художеств в Брюгге. Он родился в бедной семье трудящегося.
Его рисунок способности были замечены, местный художником-любителем, который
взял его, дал ему первые уроки и помог ему поступить в художественную академию.
Грегориус был там с 1791 по 1793 г. и получил несколько наград. В 1801 году он
отправился в Париж, где он был учеником к Жозеф-Бенуа Сюве , который также был
из Брюгге. Вскоре после того , Suvée отправился в Рим , чтобы стать
директором Французской академии , но Грегориус смог найти место в студии
Жака-Луи Давида . В 1805 году он вернулся в Брюгге, готовится к выходу на
Римскую , но заболел и не смог принять участие. Он скоро не зарекомендовал себя
как портретист и создали ассоциацию с другими экспатриантов фламандских
художников ( «De Club ван де Belgen»). После экспонирования в Генте салоне, он
вошел в Парижском Салоне в 1812 году и будет по- прежнему отображаться там
ежегодно до его отъезда. В дополнение
к обычной французской знати, он также известен за его портретом Августа
Вильгельма Шлегеля , который сейчас находится на выставке в замке Коппе . В
возрасте 61 года он получил назначение на должность директора «Де Вриая
Academie» (теперь «De Stedelijke Academie») в Брюгге. Он служил до 1852 года ,
когда он был вынужден уйти в отставку после столкновений с коллегами,
студентами и городскими чиновниками над его консервативным подходом к
искусству. Его самый известный ученик был Форд Мэдокс Браун.
Характеристика стиля – более реалистические черты, народность, жизнерадостность, праздничность.
Изобразительно искусство – в натюрмортах преобладают обманки или ложные рельефы в пейзаже господствует описательная объективность
Архитектура - ведущее положение в занял новый тип патрицианского жилого дома, отныне утратившего столь долго сохранявшиеся традиционные национальные мотивы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.