«Сезонные и погодные явления»
Наблюдение за неживой природой на прогулке. Июнь.
1. Наблюдение за ветром и облаками.
Цели: расширять представление о явлениях неживой природы; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
Ход прогулки. Сегодня на прогулке я хочу вам рассказать об одном явлении природы. А вот о каком явлении, вы попробуйте отгадать.
Загадка.
· Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит.
И куда-то он спешит. (Ветер.)
– По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветки деревьев, бегут облака.
Сегодня на улице ветреная погода. Как мы с вами это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут. Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление. Давайте возьмем в руки наши вертушки и определим: какой силы сегодня ветер.
- Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – ветер средний, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.
– Посмотрите на небо, на бегущие по нему облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный быстро, их подгоняет ветер. Сравните облака по цвету и по размеру. На что похожи облака? Каким окажется облако, если его потрогать?
Приметы: ветер полосами, порывами – к тихой погоде; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.
Поговорки и пословицы: июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал; в июне день не меркнет.
2. Художественное слово. Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, |
Поиграл немного Ветками черемух, Пожурил за что-то Воробьев знакомых. |
И, расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то В перегонку с пылью. |
3. Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер летом, какой?»
Ребята должны ответить (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, летний, встречный).
- Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов) Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
4. Подвижная игра «Кораблики и ветер»
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.
Ход игры: дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Воспитатель называет ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Ветер стих, перестает надувать паруса- останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
5. Труд на участке: подмести листву, разлетевшуюся от ветра на веранде.
Цель: приучать детей выполнять простейшие трудовые поручения.
6. Инд. работа по ФИЗО: «Зайки».
Цель: упражнять в подскоках на двух ногах, учить прыгать легко.
7. Самостоятельная двигательная активность.
Цель: воспитывать у детей желание выполнять физ. упражнения на прогулке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.