Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2024(задание 27)
Композиция |
Содержание части сочинения |
Возможные клише к сочинению |
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) |
Вопрос, над которым размышляет автор. |
1)Что такое…? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте (ФИО автора). 2)Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься о проблеме (чего)… 3)В приведенном для анализа тексте (ФИО автор) обращается к проблеме… |
2. Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста, связь между примерами и анализ этой связи (К2) |
ВАЖНО: комментарий - не пересказ!!! На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы (=На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?) Первый пример + пояснение к примеру. Второй пример + пояснение к примеру. Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие)Анализ связи. |
Примеры – иллюстрации. 1) 1)Проблема раскрывается автором на примере… 2) 2)Автор обращает внимание читателя на… 3) 3)Чтобы привлечь внимание читателя ,автор 4) описывает(рассказывает о…) 5) 4) Автор размышляет о том, что… 6) Пояснение к примерам после каждого аргумента: 7) 1) Писатель убеждает читателя в том, что… 8) 2)Этот пример показывает, что… 9) 3) Из этого следует, что… 10) 4)Эти события (факты, примеры) помогают понять… 11) АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли… Связь между примерами: 1)Противопоставление Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Первый аргумент показывает…, а второй дает ясно понять, что… ИЛИ Автор противопоставляет эти примеры, чтобы показать… 2) Причинно-следственная связь Проводя между примерами причинно-следственную связь, автор говорит о том, что… ИЛИ Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героев... ИЛИ Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий... ( В первом примере рассматриваем какое-либо явление/событие (причину), а во втором - результат (следствие из него). То есть показываем закономерность: "если..---> то...") 3) Сопоставление/сравнение/ аналогия Сопоставляя поведение героев/разные мнения/взгляды, автор обращает внимание на... ИЛИ Как видим, автор проводит аналогию между… ИЛИ Приведенные примеры позволяют писателю показать отдельные стороны… |
3. Авторская позиция (К3) |
Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста |
1)Автор считает, что… 2)Автор подводит читателя к выводу о том, что… 3) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… 4)Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что… «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора» |
4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4) |
Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)
|
1) Я разделяю точку зрения автора…. 2)Безусловно, автор прав. 3)Моя точка зрения совпадает с позицией автора… Обоснование собственной позиции. "Я разделяю точку зрения М.Горького.Действительно,в повести И.С.Тургенева «Муму» Герасим встает на защиту Татьяны…(анализ эпизода)Таким образом, дворник выразил протест против самодурства барыни и стал покровителем нерешительной девушки" |
5.Вывод |
Подведение итога собственных рассуждений |
В заключение могу сказать (отметить…), что… Подводя итоги, стоит отметить, что… Проведя анализ текста, можно сказать, что … Автор текста считает проблему важной… |
Критерии оценивания сочинения 2024
Максимальное количество баллов - (К1–К12) 21
К1. ПРОБЛЕМА - 1 балл
(Если по к1 - 0 баллов, то по К1–К4 - 0 баллов)
К2. КОММЕНТАРИЙ
3 балла (!) - 2 примера из текста, пояснение к каждому. Проанализирована указанная (!) смысловая связь между примерами.
2 балла - 2 примера, пояснение к каждому. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована.
1 балл - 1 пример из текста. Дано пояснение к этому примеру.
0 баллов - проблема прокомментирована без опоры на исходный текст/примеры из текста не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы текста
/ вместо комментария дан простой пересказ исходного текста
/ вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
+
(!) Если приведён пример, но нет пояснения, то такой пример не засчитывается.
Если указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами, то анализ смысловой связи не засчитывается.
Если допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы текста, то пояснение к примеру, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
К3. ПОЗИЦИЯ АВТОРА - 1 балл
Если по к3- 0 баллов, то по К4 тоже 0 баллов.
К4. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - 1 балл
(!) Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
К5. ЛОГИКА - 2 балла
1 балл- одна логическая ошибка, одно нарушение абзацного членения текста.
0 баллов - две и более логические ошибки. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.
К6. БОГАТСТВО РЕЧИ - 1 балл (!)
К10 не влияет.
К7. ОРФОГРАФИЯ
3 балла- орфографических ошибок нет.
2 балла - одна-две ошибки.
1 балл - три-четыре ошибки.
0 баллов - пять или более ошибок.
(!) Однотипность не учитывается.
К8. ПУНКТУАЦИЯ
3 балла- пунктуационных ошибок нет.
2 балла- одна-две ошибки.
1 балл- три-четыре ошибки.
0 баллов- пять или более ошибок.
К9. ГРАММАТИКА
2 балла- грамматических ошибок нет.
1 балл- одна-две ошибки.
0 баллов - три или более ошибки.
К10. РЕЧЬ
2 балла- не более одной ошибки.
1 балл- две-три ошибки.
0 баллов - четыре или более ошибки.
К11. ЭТИКА - 1 балл
К12. ФАКТЫ
1 балл- фактических ошибок нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.