Как составить технологическую карту урока при минимальной затрате времени.
Я согласна с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!), пока я не выработала наиболее удобную форму и не прописала возможные параметры урока. Да, я перечитала много методических статей в интернете, но не нашла ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать своё. Выбрав и проанализировав найденную информацию, я составила таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т.д., чтобы не изобретать каждый раз «велосипед». Составляя очередную технологическую карту урока, я просто копирую и переношу необходимую мне информацию в таблицу. Итак, я составила вот такой наиболее удобный для меня макет карты:
Этап |
Цель |
Содержание урока |
Используемые методы, приёмы,формы |
Формируемые УУД |
Результат сотрудничества |
Средства обучения |
|
|
|
учитель |
обучающийся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».
Шаг 1. Заполнение «шапки»
Класс:
Тема урока:
Базовый учебник:
Шаг 2. Определение места урока, его цели (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задач
Цель: Например: организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…
Задачи:
• Образовательная (познавательная, когнитивная): формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами;
Например:
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать …., уметь …
Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
· Развивающая. Формулировки - развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов;
Примеры развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
• Воспитательная. Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:
создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Примеры воспитательных целей:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально – ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.
Тип урока: урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений..
Оборудование:
Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.
Шаг 3. - Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить логичность.
Этапы урока:
Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин)
1.1 Организация начала занятия приветствие, разминка
1.2 Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации учебной деятельности – целеполагание)
1.3 Проверка выполнения домашнего задания
Операционно-познавательная часть (30-35 мин)
2.1 Усвоение новых знаний и способов действий
2.2 Первичная проверка понимания
2.3 Закрепление знаний и способов действий
2.4 Обобщение и систематизация знаний
2.5 Контроль и самопроверка знаний
Рефлексивно-оценочная часть (5-10 мин)
3.1 Подведение итогов занятия
3.2 Рефлексия
3.3 Информация о домашнем задании
Обязательно включить физминутку (на 20-25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).
Шаг 4. Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т.д
Шаг 5. Содержание урока – действия учителя и действия учащихся
Шаг 6. Используемые методы (репродуктивные (Р), частично-поисковые (Ч-П), объяснительно-иллюстративные (О-И)), приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).
Шаг 7. Формируемые УУД («универсальные учебные действия» или другими словами умение учиться)
Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
1. Личностные УУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
2. Регулятивные УУД и виды деятельности:
- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
3. Познавательные (общеучебные) УУД :
-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)
- знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)
- умение структурировать знания (создание кластеров, методика «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. )
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
Познавательные (логические) УУД:
- анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
4. Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)
- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),
- уважение к другой точке зрения,
- умение доказывать свою позицию,
-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).
Шаг 8. Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.
Шаг 9. Прописывая средства обучения, удобно видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.
Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками, и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить своё время на подготовку к уроку по новым требованиям. Ниже привожу пример своей последней карты. Она тоже пока не идеальна, но я продолжаю совершенствовать свои умения.
Использованные материалы и мысли из интернета:
http://fortee.ru/2012/09/08/kak-pravilno-formulirovat-celi-uroka/
http://festival.1september.ru/articles/630119/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/03/20/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh
Класс: ________ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: ______________________ Базовый учебник: УМК «___________________», М. – «Просвещение», 2013
Цель: повторение изученной лексики по теме: «_______________________», научиться читать ______________________
Задачи: образовательная: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами; развивающая: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; воспитательная: содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет, учебник, презентация, аудиокурс к УМК
Этап |
Цель |
Содержание урока |
Исп.методы,приём,формы |
Формируемые УУД |
Результат сотрудничества |
Средства обучения |
|
Деятельность учителя |
Деят-ть ученика |
||||||
1.Организация начала занятия
2.Подготовка к основному этапу |
Подготовить обучающихся к работе на уроке.
Обеспечение мотивации учебной деят-ти |
1. Greeting. Песня Good morning! Warm-up. Организует диалог между учениками «Какой сегодня день» How are you today?
2. Сообщение цели урока. - Today we begin a new topic. Guess the name of our topic. What do you think we are going to talk about?
|
Отвечают на приветствие учителя. Участвуют в диалоге What day is it today?
Пытаются догадаться о теме урока, цели. Называют виды деятельности для достижения цели
|
Фронт. В парах.
частично-поисковые
частично-поисковые |
Личностные: формирование мотивации к учению, умение адаптироваться к ситуациям. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
|
Уважительное отношение к учителю, друг другу, к присутствующим
Настрой на работу на уроке |
|
3.Аудир-е Фонетическая зарядка
4. Первичная проверка понимания
5. Письмо
6.Физминутка Action time
7. Работа с лексикой
8. Письмо. Грамматика
9.Говорение (монологи) Закрепление, формирование навыков говорения
|
Усвоение новых знаний
Формир.навыков чтения Закрепление знаний
Закрепление, формирование навыков письма Смена вида деят-ти для снятия напряжения.
Повторить изученные слова
Обобщение и систематизация знаний
Самопроверка знаний |
6. Проводит физминутку. Песня
7. Игра «Веселый паровозик»
8. Показывает карточки. Готовит к выполнению задания Объясняет задание:
9. Задание:
|
Слушают аудиозапись, повторяют,указывают на картинки
Читают по очереди (эхо)
Записывают слова в тетрадь,обмениваются корр. и оценивают
Поют. Повторяют сначала за учителем, потом самостоятельно.
Называют слова по картинкам
Повторяют
Записывают, подводят результаты
Говорят в монологах 8-15 предложений Остальные дают оценку, анализируют ответ
|
коллективно объяснительно-иллюстр.
Репродуктивные, инд.
Инд, в парах
Коллект.
репродуктивные
хором репродуктивные
индивидуально поисковые
индивидуально, коллективно
|
Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; наблюдать и делать простые выводы; развивать языковые способности к догадке (на основе иллюстративной наглядности); Регулятивные: соотносить выполн. задание с образцом, предл.учителем. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм Предметные: понимать значение новых слов по контексту Коммуникативные: постр.высказываний в соответствии с коммун.задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; сотрудничать в совместном решении проблемы |
развитие догадки, эмоциональный настрой
развитие внимания, памяти
здоровьесбережение
закрепление изученного
развитие памяти, внимания
Учатся самооценивать, анализировать, делать выводы
|
звуковой файл,
учебник
тетрадь
звуковой файл
картинки
карточки с местоимениями
|
10.Подведение итогов
11. Дом.задан. |
формирование личной ответственности за результаты деятельности
Объяснение дом. задания |
1. What’s the title of the lesson? Предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока. 2. Setting homework.
3. Подводит итог. Выставляет оценки - Вы замечательно работали на уроке. - The lesson is over. Bye. See you tomorrow. |
Отвечают на вопросы Оценивают свою работу, нацеливают себя на повторение дома.
Записывают д/з
Прощаются с учителем |
Коллективное обсуждение
|
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; определять материал для повторения дома |
Рефлексия, выяснение причин успеха/неуспеха
Получение и осмысление д/з
Положительное отношение к обучению |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.