Пояснительная записка
Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и дети.
Целью является помочь детям старшего дошкольного возраста усвоить основы шахмат.
Благодаря шахматам можно постигать основы шахматных знаний и развить навык самоорганизации, привить чувство ответственности за принятое решение. И тем самым научить детей старшего дошкольного возраста играть в шахматы. Наконец, шахматы могут стать замечательной формой проведения свободного времени: общения со сверстниками, нахождения общих интересов с взрослыми.
Волшебный мешочекДидактическая игра
Цель:
Повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Мешочек
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Пластилин (черный, белый), доски для лепки
Правила игры:
Вариант 1. Могут играть все дети. Детям предлагают по очереди достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка» и ставить фигуры на шахматной доске, где они должны стоять перед игрой.
Вариант 2. Играют все. Детям раздают черные, белые пластилины и доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру говорить и ставить фигуры на шахматной доске, остальные дети лепят из пластилина такую фигуру.
Шахматное лотоДидактическая игра
Цель:
Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Мешочек
Шахматные фигуры
Большие карточки с фигурами 20-30 шт.
Фишки 50-80 шт.
Правила игры:
Детям раздают по 2-3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15-20 шт.. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.
Город Дидактическая игра
(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В. Костров, Д. Давлетов)
Цель:
Повторить положение шахматных фигур на доске.
Материалы для игры:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Предлагаем детям представить шахматный город, где есть дома с улицами, номерами домов. Улицы - это вертикали, дома – это горизонтали.
Для начала поселим фигуры в городе. Каждая клеточка – площадь, где стоит дом. Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой улице живете? А еще какие по соседству живут? Кто больше знает кто, где живет?
Например, король живет на улице «b» в доме № 7, ферзь живет на улице «с» в доме № 4 и т.д.
Морской бой Дидактическая игра
(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В. Костров, Д. Давлетов)
Цель:
Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле.
Материалы для игры:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Играют по два ребенка. Берем две доски и фигуры каждой доске по одному цвету, сажаем детей друг от друга подальше. Предлагаем представить, что они стали адмиралами, руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами.
Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и по- очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами.
Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель.
Задача игрока:
Потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш.
Курица и зернышкиДидактическая игра
(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В.Костров, Д. Давлетов)
Цель:
Повторить передвижение фигур по шахматной доске.
Материалы для игры:
курица (любая шахматная фигура);
Зернышко (фигура пешки);
Демонстрационная доска.
Правила игры:
Расставляем на демонстрационной доске несколько фигур пешек (зернышко) любого цвета и курицей (любая фигура) уничтожаем все зернышки по очереди.
Задачей курицы в том, чтобы как можно меньше делать ходов и съесть все зернышки. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой зернышки.
И важная задача:
Курица не может перепрыгивать зернышки.
СнайперДидактическая игра
Цель:
Повторить координаты шахматной доски; вызвать интерес к игре.
Материал для игры:
шахматная демонстрационная доска
8 пешек
Правила игры:
Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске, хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т.е. угадать координаты пешек.
Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит».
Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает
Найди ошибку
Цель:
Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.
Материалы для игры:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки:
На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.
Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.
Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.
Сложи фигуру
Цель:
Развитие смекалки, логического мышления.
Материал для игры:
разрезные картинки шахматных фигур
бросовый материал (для выкладывания шахматных фигур)
Правила игры:
На столах выложены конверты с разрезными на 3-4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура, затем взять бросовый материал – косточки и выложить из них такую же шахматную фигуру.
Игра на смекалку словесная игра
Цель:
Развитие смекалки, воображения; расширение кругозора.
Правила игры:
Воспитатель задает вопросы, дети должны быстро и правильно на них ответить, например:
У какого Слона нет хобота? (у шахматного)
Какой Король не умеет говорить? (шахматный)
Что за чудо-поле, на котором мышке тесно, а свободно Слону?
(на шахматной).
На каком Слоне нельзя прокатиться? (на шахматном)
Какая клетка всегда только квадратная? (шахматная)
Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ)
Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь).
Живые шахматыПодвижная игра
Цель:
Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шапочки шахматных фигур и накидки (на каждого ребенка)
Шахматное поле 3х3м.
Правила игры:
Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур и накидку).
Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится.
Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.
Задача играющих:
Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.
ПочтальонПодвижная игра
Цель:
Научить по записи находить положения фигур на шахматной доске.
Материалы для игры:
Конверты с письмами
Шахматное поле
Шахматные фигуры
Правила игры:
В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов (адрес, где они живут). Один ребенок становится почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет.
Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок.
Ставим ловушкиПодвижная игра
Цель:
Повторение хода коня; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
шахматное поле 3х3м
шапочка коня и накидка
ловушки из красного картона 64 шт.
Правила игры:
Вариант 1. Игра начинается с угла а1 на шахматном поле. Один из играющих одевает шапочку коня и ходит на шахматном поле ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки.
Задача играющего – расставить как можно больше ловушек на шахматном поле.
Вариант 2. Играют двое сразу. Начинают с угла а1 и h8. вдвоем одевают шапочку коня и ходят ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Выигрывает тот у кого больше ловушек на поле.
Шахматный чудо-кубПодвижная игра
Цель:
Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Чудо-куб
Шахматное поле
Шапочки шахматных фигур и накидка
Пластилины (белые, черные), доски для лепки
Правила игры:
Вариант 1. Игра проводится на шахматном поле. Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» ( не имеет роли цвет шахматной фигуры). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накидка (фигура, накидка может быть любой). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.
Вариант 2. Игра проводится на шахматном поле. Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накидка (фигура, накидка может быть или черным, или белым). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.
Вариант 3. Играют все дети. На столе лежат пластилин белый и черный, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо-куб». Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.
«Шахматный теремок». дидактическая игра - инсценировка
Цель
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Деревянная шахматная доска
Шахматные фигуры
Шапочки шахматных фигур и накидка
Макет «шахматного» теремка
Правила игры:
Вариант 1.
Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
Вариант 2.
Дети надевают шапочки шахматных фигур и накидки (белые или черные).В макет «шахматного» теремка следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых (черных) фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку
Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шапочки шахматных фигур и накидка (король, ферзь, пешка, конь, слон, ладья.
Шарик или клубок
Декорации к сказке «Колобок»
Персонажи сказки:
«Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок.
Правила игры:
Действия происходят по сюжету сказки «Колобок». Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка».
Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Шапочки шахматных фигур и накидка (король, ферзь, пешка, конь, слон, ладья)
Шарик или клубок
Декорации к сказке « Репка»
Персонажи сказки:
«Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
Правила игры:
Вариант 1.
Посадите «репку» – клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
Вариант 2. Дети надевают шапочки шахматных фигур и накидки (белые или черные). Действия происходят по сюжету сказки «Репка». Дети должны назвать все шахматные фигуры, которые помогают «деду» вытащить «репку».
«Запретная фигура». Дидактическая игра
Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Правила игры:
Поставьте перед детьми шахматные фигуры в один ряд. Назвать детям запретную фигуру. Педагог показывает детям фигуры и просит их назвать.
Дети называют показываемые фигуры, кроме «запретной», которая была выбрана заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «Секрет».
«Белые и черные». дидактическая игра
Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Правила игры:
В беспорядке на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная игру, педагог оставляет в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь».
Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т.д.
«Белые и черные»дидактическая игра
В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
«Куча мала»дидактическая игра
Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
«Школа»дидактическая игра
Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»
«Цвет»дидактическая игра
Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд»дидактическая игра
Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Полна горница»дидактическая игра
Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
«Домино»
Задачи: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей - рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других
«Реши пример»
Задачи: закреплять знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в одно или несколько действий; формировать умение различать и называть знаки +, -, = (понимать их назначение).
«Больше, меньше, равно»
Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки >, <, =; воспитывать желание играть парами или в микрогруппах, помогать друг другу.
«Собери шахматную доску»
Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями "вертикаль", "горизонталь", "диагональ"; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.
«Путешествие»
Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква, затем цифра - а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами "влево", "вправо", "вверх", "вниз"; развивать мышление детей - учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.
« На стуле»
Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
«Горизонталь»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .
«Вертикаль»
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ»
То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
« Шахматный веер»
Взрослый или ребенок показывает веер, а дети по очереди называют шахматную фигуру, изображенную на веере. Другой вариант – ребенок показывает одну шахматную фигуру на веере, а дети называют эту фигуру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.