Схема последовательности действий
по овладению техникой письма
Целью обучения письменной речи является «формирование у обучащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, формой письменного произведения речи и содержанием».
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают «формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста».
При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:
1. Контролируемое письмо (Controlled writing):
a. написание букв;
b. написание слов;
c. составление предложений (или переписывание, копирование текстов).
2. Направляемое письмо (Directed
or Guided writing).
Письменная работа выполняется в соответствии
с определенным заданием.
3. Свободное письмо (Free writing).
Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.
1. Овладение графикой, каллиграфией:
- напишите букву несколько раз, отдельно и в сочетании с другими указанными буквами;
- напишите заглавные и прописные буквы;
- расположите предложенные буквы в алфавитном порядке и запишите их;
- соотнесите печатные буквы с прописными и т.д.
2. Овладение орфографией:
- найдите определенный звук и соответствующие ему буквы и буквосочетания в списке слов. Прочитайте и запишите эти слова;
- сгруппируйте слова по звуко-буквенным соответствиям;
- из ряда слов выделите такие, в которых звуко-буквенные соответствия не подчиняются правилу;
· выберите из списка слова, которые читаются не по правилу;
· сгруппируйте слова по правилу чтения;
· вставьте в слова недостающие буквы (в начале слова, середине, конце);
· спишите слова, подчеркивая буквы \ буквосочетания;
· спишите слова и словосочетания…..;
· напишите словарный диктант;
· найдите ошибки в данных словах \ предложениях;
- решите кроссворд \ конкурс «Сложи слово».
Обучение письменной речи:
1. Упражнения репродуктивного характера – написание текста (письма, открытки, сообщения и т.п.) с опорой на образец.
2. Упражнения репродуктивно-продуктивного характера – построение собственного письменного высказывания с использованием различных опор: ключевые слова, план, схема высказывания, фразы, выражения, картинки).
3. Упражнения продуктивного характера – умение выражать свои мысли в письменной форме без опор.
Критерии оценки сформированности умений письменной речи:
· содержание и полнота (выражение содержания с учетом цели высказывания и адресата);
· организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, выбор формата письма);
· лексика, грамматика, орфография, пунктуация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.