Шестиугольное обучение. Математика: таблица умножения и деления

  • Раздаточные материалы
  • pdf
  • 05.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение шестиугольного обучения как одного из приемов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальной школе
Иконка файла материала Шестиугольное обучение. Таблица умножения.pdf

 

 

Техно

логия

шестиуг

ольного

обуч

ения

в пр

учи

теля

нача

льных

кла

ссов

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я — обычный учитель начальных классов. Работаю на Вологодской земле в сельской малокомплектной школе. В ожидании внедрения цифровой образовательной среды простому учителю нужно работать исходя из скудных материальных возможностей школы и собственных возможностей. А ведь хочется сделать обучение детей активным, познавательным и интересным. Ученик  должен быть вовлечен в процесс    обучения,          учиться      логически            мыслить,   сопоставлять, классифицировать, обобщать. И тут, спасибо Интернету, на помощь учителю приходят самые разные педагогические технологии и методы. Недавно на  образовательном портале Знанио познакомилась с технологией шестиугольного обучения. Для краткого описания этой технологии, данного ниже, я воспользовалась материалами  медианара «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления». Более подробно этот материал можно посмотреть, послушать и почитать  по ссылке

Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. Этот метод предполагает работу с шестиугольными карточками, которые называются гексами (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать, связывать доказательства, выстраивать логические цепочки.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

2.                 Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей может являться прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

3.                 Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из группзаполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей или провести проверку.

4.                 Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – распределить шестиугольники на группы в соответствии с заданными категориями. Одно из более сложных заданий - установить между этими категориями различные связи. Таким образом, цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5.                 Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры.

В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

-   организация работы в группах, парах, индивидуально;

-   интерактивность, наглядность;

-   эффективная систематизация материала;

-   реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;

-   активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;

-   адаптивность к разным возрастным группам;

-   эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Одним из минусов является затрата времени на подготовку карточек. Поэтому в данном пособии я хочу поделиться не только своими идеями по использованию шестиугольного обучения в начальной школе, но и уже готовым дидактическим материалом, который можно распечатать на плотных листах,  вырезать и многократно использовать.

Математика Табличное умножение и деление

1.   Табличное умножение. Работа в парах и четверках. 

Ниже вы можете найти цветные шестиугольники с числами от 2 до 10. На голубых шестиугольниках записаны примеры из таблицы умножения. Каждому числу дано по шесть табличных случаев. Работу можно организовать сначала в парах. На парту выдаются карточки с 2-3 числами и соответствующими им примерами. Задача учеников: к каждому числу найти шестиугольники с примерами из таблицы умножения и разложить их на группы так, чтобы получились фигуры-цветы. Ученики могут сами решить, как расположить карточки с примерами относительно соответствующей карточки с числом. Также можно дополнительно выдать пустые шестиугольники, где ученики должны вписать недостающие примеры из таблицы умножения данного числа. Этими шестиугольниками они дополняют группы.

Затем организуется работа в четверках. Пары в каждой четверке меняются местами и проверяют работу своих соседей, комментируют друг другу и исправляют ошибки, если они есть. Можно сделать так, чтобы у каждой пары были свои числа. Таким образом, внутри четверки будет повторено 4-6 столбиков из таблицы умножения.

Второй вариант работы можно использовать при закреплении изученного столбика таблицы и для повторения ранее изученных. Например, учитель раздает в парах только что изученные случаи умножения на 5 с соответствующим числом и примеры умножения на 3 только с пустым шестиугольником. Задача учеников: выбрать примеры из таблицы умножения на 5 и разложить их вокруг шестиугольника с числом 5, а оставшиеся карточки разложить у пустого шестиугольника. В конце работы им нужно определить, к какому столбику таблицы относятся эти примеры и вписать в шестиугольник нужное число.

2.   Табличное деление. Работа в парах и четверках.

Подобным образом можно организовать работу с другой группой карточек, на которых записаны числа-ответы из таблицы умножения и однозначные числа. Задача учеников: составить тройки чисел так, чтобы получились примеры на табличное деление.

Табличное деление c числом 9


Табличное деление с числом 8

Табличное деление с числом 7

Табличное деление с числом 6


Табличное деление с числом 5

Табличное деление с числом 4

Табличное деление с числом 3

Табличное деление с числом 2