ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ
Оценка 5

ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
философия
8 кл—11 кл +1
03.05.2021
ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ
Окружающий мир человек начинает постигать уже с первых мгновений жизни. На любой внешний штрих ребенок реагирует на подсознательном уровне. Неосознанно копирует наши жесты, мимику, манеры. Взрослые, наряду с умилением и восхищением от первых «достижений» малыша, с нетерпением ждут от него и самое первое слово, которое он произнесет: то ли это будет «папа», то ли «мама». Для кого-то, все это незначащие мелочи, а для ребенка знаковые события. Еще Сократ говорил, что хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
Шкатулка с секретом.docx

ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ЭССЕ

 

Окружающий мир человек начинает постигать уже с первых мгновений жизни. На любой внешний штрих ребенок реагирует на подсознательном уровне. Неосознанно копирует наши жесты, мимику, манеры. Взрослые, наряду с умилением и восхищением от первых «достижений» малыша, с нетерпением ждут от него и самое первое слово, которое он произнесет: то ли это будет «папа», то ли «мама». Для кого-то, все это незначащие мелочи, а для ребенка знаковые события. Еще Сократ говорил, что хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Как важно, чтобы с каждым жизненным витком глобальное мышление наряду с повальной цифровизацией и развитием искусственного интеллекта не оттесняло так называемые мелочи жизни, которые по внешним очертаниям не столь заметны. Только с годами осознаем, что именно из этих незаметных мелочей и состоит настоящая жизнь.

Мгновение – необходимый элемент целого, глобального. Без его учета конечная цель станет недостижимой. Это не мелочи, которые можно проигнорировать. По степени значимости они ни с чем несравнимы.

Держать руку на пульсе – значит, не терять с поля зрения мелочи жизни, постоянно наполняя их любовью, заботой, добром. Тогда и любая высота, даже заоблачная, станет достижимой. Жизненные мелочи – не хаотичное нагромождение. Это своеобразная подсказка, в каком направлении двигаться. Они непременно выстраиваются в логичную цепь событий, формирующих жизненную стезю и личность человека.

Только спустя годы, проанализировав свой жизненный и педагогический опыт, неожиданно осознал, что на мелочи-указатели, которые встречались на моем пути, я реагировал на подсознательном уровне. Ведь каждая мелочь в отдельности сродни пазлу, еще ни о чем не говорит. И только с годами из них формируется цельное жизненное полотно.

Все пазлы-мелочи вспомнить нет возможности. А вот некоторые из них запомнились. Их оказалось достаточно, чтобы можно было увидеть процесс развития личности.

И сейчас в деталях помню, как в четвертом классе, придя домой после школы, родителям прямо с порога заявил: «Когда вырасту, стану учителем истории!» Увы, мой порыв тогда не вызвал ожидаемого восторга родителей. Оно и понятно: в крестьянской семье были иные приоритеты. Я бы сказал, более приземленные. Тогда никто не мог даже предположить, что мои слова все же реализуются. Только путь к мечте окажется слишком длинным и тернистым.

Но один пазл, как оказалось, был со мною всегда: школьная журналистика. Это только сейчас я заметил, когда писал это эссе. Мне постоянно хотелось высказаться в свободной форме. А журналистика как раз и позволяла выйти за строгие рамки школьного сочинения.

В старших классах был редактором школьной стенной газеты. Директор все выпуски собирал и складывал в отдельную архивную папку. Я не понимал, зачем он так делает. Правда, с годами он признался, что выпуски газеты были подготовлены с душой и он их многократно перечитывал, и каждый раз замечал в них что-то новое.

После окончания школы выбор будущей профессии сделан так и не был. Нравилось все и, одновременно, ничего. Поэтому сдавал документы для поступления в совершенно разные учебные заведения, готовивших офицеров ВМФ, металлургов, железнодорожников, строителей, юристов… Экзамены сдавал успешно. Правда, для поступления необходимого количества баллов не набирал. В итоге, трудовую деятельность начал… токарем. Кстати, и на предприятии возглавил редколлегию заводской газеты. Загорелся. Понравилось.

На срочной службе был связистом. В совершенстве овладел слепым методом печати текста. На корабле редактировал БОЕВОЙ ЛИСТОК.

После срочной службы вернулся на родной завод. И вот здесь начинается история, сродни детективному жанру. Буквально через полгода комитет комсомола предприятия принимает неожиданное решение: рекомендовать меня на учебу в педагогический институт. Даже сейчас не могу понять, КАК они заметили то, чего я сам не видел? Тогда невольно вспомнилась и фраза, сказанная в раннем детстве родителям.

Собственно, особо и не возражал. Поехал на собеседование. Увы, на исторический факультет не взяли, так как не был членом партии. (В те годы были именно такие неписаные правила приема абитуриентов на истфак). Что делать? Не уходить же ни с чем. Внимание привлекло русское отделение филологического факультета: уж очень звучным у него было название. Решил попробовать. И не важно, что практически русским языком я не владел. Главное – звучит классно!

И очень хорошо, что о привлекшем факультете я не имел ни малейшего представления. Знал бы, что это женское царство, где ребят практически нет, ни за какие коврижки туда не пошел.

В последний момент, когда стало очевидным, куда я попал, попытался ретироваться. Путь к отступление преградила декан факультета грозной фразой: «Вы зачислены без собеседования!» Вот, те на! На удивление, родители меня поддержали.

Учеба, журналистика в пединституте объединились в единое целое. С одной стороны – постижение азов филологии (ох, и мучительным было постижение), с другой – работа заместителем главного редактора в институтской многотиражке «Педагог».

Умение замечать детали (почитай, мелочи) в человеке, психологические способности у меня наиболее ярко развились под воздействием педагогических практик: сначала вожатым в пионерском лагере, потом в качестве преподавателя-практиканта в старших классах. Именно в те годы впервые себе признался: педагогика – это мое!

Стоит ли удивляться, что 25 лет работы в школе пролетели как один день. Они вместили в себе столько «мелочей», что перечислению не поддаются. Вот только некоторые из них. Был в числе первых, кому доверили читать в школе экспериментальный курс «Этика и психология семейной жизни». Творчество М.Ю.Лермонтова преподавал по авторской программе. Для детей я всегда был «шкатулкой с секретом». При всей их наблюдательности, они никак не могли меня просчитать: я всегда был разным. Уроки в одной параллели тоже были разными. И вообще сложно было понять, кто у кого учится. Даже самые конфликтные ученики разительно меняли свое поведение. Коллеги и администрация чаще всего находились в недоумении. Им сложно было понять секреты моей педагогической деятельности. А секрета-то и не было: я находился на общей волне с ребятами: они чувствовали меня, я – их. Я тоже был ребенком, и тоже учился у них. Поверьте, у детей есть чему учиться. И это не унизительно. Правда, о своих приемах никому не рассказывал, заранее зная, что столкнусь с непониманием. Я просто работал, как подсказывало сердце и будучи классным руководителем, завучем, методистом областного института усовершенствования учителей.

Годы педагогической деятельности неизменно были связаны с журналистикой. Вел детские и подростковые страницы «Всячинка», «ПодРОСТОК» в областных газетах, предоставляя трудным подросткам и талантливым юным авторам высказаться без цензуры.

В 90-е годы решил освоить целинное пространство школьной журналистики в своем городе. Этот замысел возник у меня с «легкой» подачи моей дочери Александры. В классическом лицее, куда обратился со своим предложением, идею горячо поддержали. Начинать пришлось с чистого листа. Разработал учебную программу и издал авторское методическое пособие «Курс практической журналистики». Предмет сначала имел статус факультатива. Через год - стал предметом по выбору. Желающих было столько, что пришлось проводить конкурс.

В лицее выпускали «Лицейскую газету», литературный альманах, индивидуальные сборники стихов и прозы. Очень быстро школьная журналистика вышла за пределы классического лицея. Этот опыт буквально на глазах распространился на многие школы города и области. Стали проводиться всевозможные конкурсы. Лицеисты на них непременно становились победителями и призерами.

И вот наступил тот рубеж, когда все, к чему стремился в сфере образования – достигнуто. Во всяком случае, я так думал. «Лицейская газета» с первой попытки стала дипломантом Всероссийского конкурса школьной прессы. И в плане собственного профессионального роста были достигнуты серьезные результаты: досрочно стал учителем методистом, соавтором учебника по психологии (соционике) «Природа собственного «Я», выдержавшей два издания, автором книги «Глоток себя».

Кто-то, возможно, и поумерил бы свой пыл. Но это не в моих правилах. На внутреннем уровне почувствовал, что для дальнейшего творческого роста необходимы новые просторы. И сил для этого было более, чем достаточно. Поэтому школьное журналистское наследие передал в надежные руки, дочери Александре, к тому времени ставшей преподавателем информатики. Ну, а мечта взлететь в бескрайнее творческое журналистское пространство вскоре реализовалось.

Опять же, как кто-то бы сказал, что чисто случайно трудовую деятельность я продолжил ответственным секретарем в заводской многотиражке «Мотор Сич». Кстати, педагогический опыт и в производственной сфере оказался очень к месту. Я научился сугубо технические темы облекать в «человеческую» одежку. По реакции читателей могу сказать, что это у меня неплохо получалось.

Мой сын Андрей после окончания академии трудовую деятельность начал инженером-конструктором на «Мотор Сичи». Так, в мою жизнь гармонично вошла совершенно новая тема, тема авиации.

Авиационная тематика была не единственной, где шлифовалось журналистское перо. Руководил поэтическим клубом «Слово». Организовывал всевозможные конкурсы среди творческой заводской молодежи в области поэзии, прозы, живописи, музыки. Организовал и провел международную соционическую конференцию. В заводской многотиражке вел авторские рубрики: «Неизвестное об известном», «Фото-факт», «Взгляд изнутри» и др.

Так уж устроен творческий человек, что он постоянно настроен на расширение границ в реализации внутреннего потенциала. И Москва оказалась той благодатной почвой, где все это имеется. Судьба свела с журналистским коллективом национального авиационного журнала «Крылья Родины». «Люди и судьбы» - рубрика, которую мне доверили вести. За несколько лет собралось настолько большой объем публикаций, что подготовил к изданию книгу «Автограф в небе».

Никогда не думал, что в практически предпенсионном возрасте снова придется окунуться в школьную среду. Да так уверенно, что за несколько лет с чистого листа был создан уникальный проект независимой открытой газеты «А» в КРУГе» учебно-методической лаборатории детско-юношеской журналистики, где дети делятся тем, что их наиболее остро волнует. В этом проекте юные авторы необыкновенно ярко раскрываются.

Мы стали победителями Всероссийского конкурса школьных изданий, премии «Наше Подмосковье» и многих-многих других. За это время были изданы: методическое пособие «Лаборатория журналистики», литературно-энциклопедический альманах «А» в КРУГе» притягивает, объединяет, вдохновляет…», цветная иллюстрированная фотокнига «Замахнулись на Сибирь…», эзотерическая книга о семейных отношениях «На небесах», выпустили документальный фильм о поездке в Омск «Невероятные приключения авкруговцев в Сибири».

За этот период награжден ведомственными наградами РАЕ: медаль «За успехи в образовании юношества», золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования».

Даже сам удивляюсь, как за столь короткое время удалось столько сделать. Самое удивительное и то, что в планах еще более масштабные проекты. И откуда только силы берутся!

В очередной раз приходится констатировать азбучную истину: (об этом говорил еще Микеланджело) совершенство складывается из мелочей. Хотя, если пронаблюдать, к каким серьезным последствиям они приводят, можно сделать окончательный вывод: в жизни мелочей не бывает.

 

Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ


 

Скачано с www.znanio.ru

ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ

ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ

И очень хорошо, что о привлекшем факультете я не имел ни малейшего представления

И очень хорошо, что о привлекшем факультете я не имел ни малейшего представления

Авиационная тематика была не единственной, где шлифовалось журналистское перо

Авиационная тематика была не единственной, где шлифовалось журналистское перо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021
Посмотрите также: