Школа на страже здоровья
Оценка 5

Школа на страже здоровья

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физическая культура
28.07.2022
Школа на страже здоровья
Школа на страже здоровья.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень Питерского района Саратовской области»

                                                                                   413330 Саратовская область,

Питерский район

                                                                                        с. Малый Узень

ул. Гагарина,3

тел.8(84561)2-75-69

e-mail:malous-chkola@yandex.ru

 

 

 

Статья на тему «ШКОЛА НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

                                                                              Разработку выполнила:

                                                              Учитель физической культуры

                                                              первой категории

                                                              Айтуганова Роза Алимжановна

 

 

 

 

                                    2021-2022учебный год

 

 

«Школа на страже здоровья»

(Активные формы физического развития)

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и наличие физических дефектов".

В последние годы в нашей стране повышается заболеваемость детей, что объясняется сложными экономическими и экологическими условиями. Сложившаяся практика и многочисленные научные данные свидетельствуют о низком уровне работы с больными и ослабленными детьми и подростками, особенно в школах.

Актуальность темы

Возрастающий интерес к проблеме сохранения здоровья школьников объясняется вниманием к личности ребенка, ценностным основаниям её духовного мира. Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков.

Низкий уровень побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья школьников свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни.

В настоящее время важнейшей задачей является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры.

Занятия физической культурой с использованием элементов фитнеса ориентированы на формирование у учащихся стремления к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством совершенствования личности.

Итак, я предположила, что использование комплекса упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса для учащихся 6-10 классов будет способствовать укреплению и сохранению здоровья, положительно влиять на физическую подготовленность, а также способствовать формированию культуры движения и воспитанию физических качеств, будет содействовать эстетическому и нравственному воспитанию.

Цель: Разработать комплекс упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса на занятиях внеурочной деятельности для учащихся среднего возраста.

Теоретические аспекты

В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников.  Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз. Поэтому роль школы в поддержании и укреплении здоровья учеников очень большая. Возникает необходимость создания такой системы в школе, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников, формированию у них привычки здорового образа жизни.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). По данным ВОЗ в Российской Федерации здоровье на 50% зависит от образа жизни.

В современном мире дети и подростки проводят много времени за компьютерами, телевизорами и прочими технологиями, сидят над уроками, проводя часы за столами. «Ночной» образ жизни всё более распространяется среди подростков, спешащих доказать окружающим свою взрослость. Сбивается режим дня, уходят из жизни подвижность и полезная пища. Именно поэтому школе, месту, где учащиеся проводят большую часть времени, так важно встать на защиту здоровья учеников.

Основы здорового образа жизни заключаются в соблюдении трех правил: отказ от вредных привычек, соблюдение правильного питания и регулярные занятия физкультурой. При этом если первые два пункта требуют от нас некоторых усилий и силы воли, то стать физически активным человеком можно практически каждый из нас.

Активный образ жизни — неотъемлемая часть жизни здорового человека. И, к огромному счастью, большинство современных людей приветствует здоровый образ жизни, отказываясь от вредных привычек в пользу правильного питания и спортивных занятий. Следовательно, занятия физической культурой и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. И это подтверждает знаменитое выражение: «В здоровом теле — здоровый дух!». И ведь не поспоришь: люди, занимающиеся физкультурой, отличаются крепким здоровьем, решительным и целеустремленным характером, всегда идут вперед и не боятся преград. Положительное влияние спортивных занятий на наше здоровье уже давно доказано многими научными исследованиями. Даже в Древней Греции физическим нагрузкам уделяли немало внимания, создавая для обучения юношей и девушек специальные спортивные гимназии.

Чтобы быть в форме и не болеть, вовсе не обязательно заниматься спортом профессионально, ведь даже элементарные физические упражнения вроде утренней зарядки принесут огромную пользу нашему организму. Главное — выполнять упражнения регулярно.

Основные концептуальные положения в области физической культуры с элементами фитнеса

Само по себе слово «фитнес» (производное от английского «fit») имеет весьма широкое толкование и служит в качестве иностранного аналога для таких определений как «пригодный», «бодрый», «приспособленный», «здоровый». Наиболее близко по смысловому значению в русском языке ему соответствовало бы слово «подготовленный».

Надо отметить, что в русском языке слово фитнес приобрело несколько значений. Сейчас фитнес - это гораздо более широкое понятие, но для нас приемлемо следующее его определение:

Фитнес – это способ сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физических возможностей, достижения эмоциональной уравновешенности. Он включает в себя и занятия в фитнес-клубе или спортивном центре, и правильное питание, и заботу о своем физическом и духовном состоянии, заботу о своем теле и многое другое, что принято называть здоровым образом жизни.

Термин «фитнес» означает разностороннее развитие физических способностей при улучшении самочувствия во время самих занятий. Позволяет сохранить и укрепить здоровье, уравновешивает эмоциональное состояние, совершенствует физическую форму. Фитнес позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска. С помощью фитнеса развиваются потенциальные физические способности.
Специальный оздоровительный эффект фитнес-тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Фитнес-тренировки благоприятно влияют и на дыхательную систему человека, поскольку в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость. Движение оказывает существенное влияние на развитие и форму костей, к которым прикрепляются мышцы. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют об оздоровительном влиянии занятий фитнесом на организм человека.

Спорт полезен всем, особенно детям. Учеными доказано, что занятия по фитнесу помогают школьникам развиваться более быстро, чем их соратникам, которые вообще не занимаются спортом. И особенно это важно для детей с отклонениями в состоянии здоровья. А также фитнес помогает школьникам быстрее находить общий язык со своими сверстниками! Это относится и к тому комплексу упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса, который был разработан мною и применён впоследствии, на занятиях для учащихся.

Анализ методической литературы, обобщение.

В ходе разработки и составления комплекса упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса была проанализирована литература по физическому воспитанию, в том числе школьников среднего возраста; по физической культуре, применению элементов фитнеса как средства физического воспитания и системы укрепления здоровья. Также, мною были изучены программы по оздоровительной аэробике в системе дополнительного образования, а также методические пособия и информационно-методические сборники.

Разобрав данную литературу, я поняла, что упражнения с гимнастической палкой могут выполняться всеми, кто заинтересован в укреплении своего физического состо­яния, для поддержания мышечного тонуса и гибкости, сохранения подвижности суставов.

При выполнении упражнений с палкой более четко фиксируются отдельные звенья тела в заданном поло­жении. Поэтому они особенно эффективны для избав­ления от сутулости, увеличения подвижности суставов и амплитуды движений.

Упражнения комплекса выполняются ритмично и плавно одно за другим без пауз отдыха по 16—20 раз. Таким образом, каждое последующее как бы присоеди­няется к предыдущему. Гимнастика с палкой особенно подходит для людей с ослабленным здоровьем, полезна при остеохондрозе. При регулярном выполнении уп­ражнений она способствует повышению подвижности и гибкости всех суставов тела.

Многие упражнения с гимнастической палкой способствуют формированию и исправлению осанки. А регулярные занятия с этим простым снарядом вообще предупреждают появление каких-либо дефектов позвоночника.

Такие упражнения активизируют деятельность мышц рук, позволяют увеличить амплитуду движений при наклонах, поворотах, перешагиваниях, могут использоваться для развития кисти и стопы. Упражняясь с палками, ученики легче овладевают точными направлениями движения рук – вверх, за спину и т.д., получают конкретные представления о положениях рук и палки по отношению к телу и полу (вдоль туловища, параллельно полу и т.д.).

Комплекс упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса для мышц рук с использованием гимнастических палок

Подготовительная часть проводится без использования палок согласно общим требованиям (различные виды ходьбы, бег и т.д. – 2-3 мин.; восстановление дыхания, расслабление – 1,5 мин).

Основная часть:

Упражнение 1. И.п.: стать прямо, ноги вместе, палку опустить.

Выполнение: повернуться вправо (влево), поднять палку вверх, посмотреть на нее. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 2. И.п.: то же.

Выполнение: поднять палку вверх, посмотреть на нее и опустить за плечи, снова поднять, вверх и вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. И.п.: стать прямо, ступни ног параллельно, палку держать у груди.

Выполнение: повернуться вправо (влево), руки выпрямить. Стать прямо, палку прижать к груди.

Упражнение 4. И.п.: стать прямо, ступни ног параллельны, палку держать за плечами.

Выполнение: повернуться вправо (влево), стать прямо.

Упражнение 5. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за плечами или под мышками.

Выполнение: наклониться вправо (влево), выпрямиться.

Упражнение 6. И.п.: стать прямо, пятки вместе, носки врозь, палку держать за плечами.

Выполнение: наклониться вперед, голову не опускать, вы­прямиться.

Упражнение 7. И.п.: то же.

Выполнение: присесть, палку поднять вверх, встать, вы­прямиться, палку опустить.

Упражнение 8. И.п.: стать прямо, ступни ног поставить параллельно, палку опустить.

Выполнение: перешагивать через палку поочередно правой и левой ногой вперед, а затем перешагивать через палку назад. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 9. И.п.: стать прямо, поста­вить палку одним концом на пол, за другой конец держаться пра­вой (левой) рукой.

Выполнение: не отпуская палки, наклониться и пройти под рукой вперед, поворачиваясь на 360 градусов.

Упражнение 10. И.п.: сесть, ноги вытя­нуть, палку держать перед собой в руках.

Выполнение: согнуть ноги в коленях, приподнять их, пе­ренести через палку и опустить на пол. Палку все время держать в руках. Проделать то же в обратном направлении.

Упражнение 11. И.п.: сесть, опереться ру­ками сзади, ноги вытянуть, палку положить на пол впереди.

Выполнение: захватить палку ступнями ног, приподнять ее от пола. Опустить палку на пол.

Упражнение 12. И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги согнуть, палку положить под колени.

Выполнение: подняться, держась руками за палку, сесть, снова лечь.

Упражнение 13. И.п.: лечь на живот, палку держать за плечами.

Выполнение: приподнять плечи и голову от пола, медлен­но опустить.

Упражнение 14. И.п.: лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, палку положить сверху на бедра и держать руками.

Выполнение: приподнять плечи и голову от пола, опустить.

Упражнение 15. И.п.: учащиеся садятся на пол лицом друг к другу, опира­ются руками сзади, ноги свободно вытянуты, палка лежит на полу там, где ступни ног.

Выполнение: ступнями ног каждый захватывает палку и старается перетянуть ее к себе.

Заключительная часть: различные виды ходьбы и упражнения на расслабление.

Наиболее характерны для упражнений с палками движения с потягиванием. Например, для того, чтобы бесшумно положить палку на пол, не сгибая ног в коленях, учащемуся приходится расставить ноги пошире и наклониться посильнее вперед, потянуться руками к полу. Для школьников наиболее удобны палки длинной 75-80 см., диаметром 2,5-3 см. По форме они могут быть и круглыми, и овальными.

Во время выполнения большинства упражнений необходимо дышать в нормальном темпе, вдыхая через нос и выдыхая через рот. Следить за дыханием постоянно, концентрируясь на пра­вильном выполнении упражнений и ведении счета их повторений.

 

Практические рекомендации

- данный комплекс упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса рекомендуется для применения в общеобразовательных школах для учащихся 6-10-х классов;

- одним из условий является наличие спортивного зала, переоборудованного под занятия фитнессом и оснащенного необходимым инвентарем (в частности гимнастические палки, гимнастические коврики);

- с целью контроля качества выполнения упражнений комплекс лучше выполнять перед зеркальной стеной, чтобы убедиться в правильности принятой позы;

- для комплекса упражнений с палками наиболее удобными для школьников будут палки длинной 75-80 см., диаметром 2,5-3 см. По форме они могут быть и круглыми, и овальными;

- занятия данными упражнениями ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Библиографический список

  1. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 250 с.
  2. Закарьян Л.Х., Савенко А.Л. Фитнес - путь к совершенству. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 206 с.
  3. Медина Е.Н. Правила здоровой жизни //Архитектура тела и развитие силы. - 2000. - № 4. - С. 19 - 22.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос-пресс, 2002. - 240 с.
  5. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнес. - М.: Эксмо, 2012. - 384с.
  6. Поляев Б.А., Тимофеева Т.В., Иванова Г.Е. Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры: метод. рекомендации. – М.: ТТ-Стандарт, 2010. – 112 с.
  7. Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики / Авт.-сост. Слуцкер О.С. – М.: Федерация фитнес-аэробики России, 2019. – 184 с.
  8. Фитнес в школе. Материалы интернет ресурса http://detifitness.ru/fitnes.
  9. Ходли Э.Т., Френкс Д.С. Оздоровительный фитнес: Пер. с анг. - Яценко А.А.- Киев: Олимпийская литература, 2015. – 564 с.


 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Школа на страже здоровья» (Активные формы физического развития)

Школа на страже здоровья» (Активные формы физического развития)

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования

Надо отметить, что в русском языке слово фитнес приобрело несколько значений

Надо отметить, что в русском языке слово фитнес приобрело несколько значений

Также, мною были изучены программы по оздоровительной аэробике в системе дополнительного образования, а также методические пособия и информационно-методические сборники

Также, мною были изучены программы по оздоровительной аэробике в системе дополнительного образования, а также методические пособия и информационно-методические сборники

Упражнение 5. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за плечами или под мышками

Упражнение 5. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за плечами или под мышками

Практические рекомендации - данный комплекс упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса рекомендуется для применения в общеобразовательных школах для учащихся 6-10-х классов; - одним из условий…

Практические рекомендации - данный комплекс упражнений оздоровительной направленности с элементами фитнеса рекомендуется для применения в общеобразовательных школах для учащихся 6-10-х классов; - одним из условий…

Школа на страже здоровья

Школа на страже здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2022