"Школа и семья как партнеры в воспитании детей" обобщение опыта работы по взаимодействию школы и семьи
Оценка 4.8

"Школа и семья как партнеры в воспитании детей" обобщение опыта работы по взаимодействию школы и семьи

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.01.2017
"Школа и семья как партнеры в воспитании детей" обобщение опыта работы по взаимодействию школы и семьи
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Школа и семья как партнеры в воспитании детей.docx

Школа и семья как партнеры в воспитании детей

 

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит или в школе, или дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Школа пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска. Данные из социального - педагогического паспорта непосредственно моего класса  свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. В классе полных семей составляют 43%, с отчимами проживают также 43 % , 14% живут без отца.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Сегодня не секрет, что во многих сельских поселениях сельскохозяйственные предприятия закрылись, рабочих мест в деревне нет и люди вынуждены искать работу на стороне Отцов дома не бывает по целым месяцам, матери работают по графику в городе или в райцентре т. к. семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, при этом уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать в те свободные от работы моменты ?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй обучающегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Так  как наша школа небольшая, в классе детей от 10 и чуть  более, воспитательная работа организована по единому воспитательному плану, где все ведущие мероприятия проводятся совместно во всех 4-х классах. Преимущества такой работы:

- это, прежде всего, удобно анализировать результаты управления воспитанием и развитием обучающихся.

- в классах количество учащихся небольшое, проводя совместные мероприятия, у ребенка лучше развиваются коммуникативные навыки, привыкает выступать перед большой аудиторией.

- вырабатывается ответственность не только за себя, но и за свой классный коллектив.

- обучающиеся привыкают к порядку тематике проведения мероприятий из года в год.

Одно из главных направлений взаимодействия семьи и классного руководителя в нашей школе в начальном  звене стало вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Составляющими этого направления является:

- выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

-  участие в выставках, соревнованиях, конкурсах организуемых для учеников и родителей;

-   проведение совместных праздников с участием родителей.

Главным событием года для обучающихся и их родителей, также и педагогов является конкурс «Ученик года», который стал уже традиционным, в этом году уже проводился седьмой раз. В начале конкурса каждый ребенок получает путевой лист, где отмечаются баллы все этапов. Конкурс проводится в три этапа:

- первый этап: проверяются общеучебные компетенции (умения и навыки)

Устный счет, текстовый диктант, словарный диктант, контрольное списывание, конкурс сочинений о семье, конкурс на лучшего чтеца, проверяется техника чтения, спортивное многоборье. В 1 этапе участвуют все ребята, затем набравшие наименьшее количество отсеиваются, остальные переходят на 2 этап.

II этап включает в себя конкурс на решение текстовых задач и интеллектуальный марафон. После этого этапа переходят в финал только по 2 человека из класса.

Если два этапа проходили без участия родителей, их только информировали о ходе конкурса, то III этап (финальный) уже родители активно включаются подготовительные мероприятия, совместно с учителем готовят детей  к выступлению.  Финал проходит в сельском доме культуры в вечернее время, при наполненном зрителями в зале и превращается в настоящее красочное шоу. Финальные конкурсы из года в год стараемся разнообразить.

Например, 1 конкурс: презентация семейной реликвии, выпуск родителями красочной газеты «Моя семья» или «Мой ребенок», «Наш проект».

Далее идут другие конкурсы

- Визитка «Давайте познакомимся»

- Художественный номер

- Реклама учебного предмета, включаем еще такие виды конкурсов, к которым  предварительная подготовка не нужна.

Совместная  работа с сотрудниками сельского дома культуры дает положительный результат в том плане, что мероприятия проводятся на сцене и учащиеся учатся владеть микрофоном, держать себя на сцене, владеть собой перед большой аудиторией, что немаловажно для развития коммуникативных способностей личности ребенка.

В феврале-марте планируются конкурсы для мам, пап, мальчиков, девочек, для бабушек. Интересно прошла музыкально-литературная композиция «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», ведущими праздника были мужчины-папы. На пороге мам встречали мальчики со цветами, провожали их до зрительного зала. К этому празднику дети подготовили подарки, написали сочинения, нарисовали портреты своих мам. В начале праздника был показан слайд-шоу, посвященный образу женщину, составленный из репродукций великих художников и рисунков ребят. На сцену вызывали мам, группируя по профессии, где были приготовлены для них стулья. Ведущими и детьми читались стихи о людях данной профессии, для них исполнялся художественный номер, из рук своего ребенка каждая из них получала подарок. Праздник прошел очень трогательно, со слезами благодарности на глазах.

На следующий год подобный праздник по просьбе мам провели для пап и дедушек. Надо сказать сценарий для пап писать было сложно, т. к. стихов, прославляющих пап найти гораздо труднее, чем мам. Иногда  проводим конкурсы семейных экипажей «Мы с папой», «Мама с дочкой», «Бабушки и внуки». Такие мероприятия, конечно, становятся для всех сторон событийными и сплачивают родителей, детей и педагогов, они во многомпродуктивнее, чем любая беседа или лекция.

В настоящее шоу превращаются конкурсы красоты для девочек, называем мы их по разному: «Мисс Веснянка», «Мисс года», «Коса - девичья краса», «Чеберина». Т. к. проблема изучения удмуртского языка сегодня становится все острее,  в этом году провели конкурс «Чеберайёс но Батыръёс», чтобы вызвать интерес к языку.

И, конечно, же все эти конкурсы не проходят без участия родителей, заучивание слов, костюмы, ими готовится и атрибутика к мероприятию.  На само торжество родители приходят с семьями, родственниками, сколько положительных эмоций получают при этом. И еще одна сторона: родители могут увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми. Бывает так, что некоторые задаются целью вывести ребенка в победители и в следующий год готовятся тщательнее, так Сережа И. и Катя В. шли к своей победе три года. Сережа стал учеником года 2016, а Катя «Чеберина 2016».

НПК «Шаг в будущее» еще веха взаимосотрудничества с родителями. На протяжении последних лет конференция проходит отдельно для начальной школы. Многие исследовательские работы без помощи родителей выполнить невозможно. Родители предоставляют транспорт для поездки в архив, музеи, на исследуемые объекты, также принимают участие в подборке и поиске материалов, информации.

[1]  Большой импульс в работе с семьей дает республиканский конкурс «Сплетались времена, соединялись народы». На протяжении восьми лет слаженная работа треугольника родитель-ученик-учитель дает хорошие результаты.  Ребята становятся победителями или финалистами конкурса в разных номинациях: «Самое оригинальное родословное древо» (Абросимова Валерия, Иванов Сергей, Вахрушева Настя), «Самое художественное описание родословного древа» (Васильева Дарина, Голубин Артем)

Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. В отчётных концертах, спортивных соревнованиях, командных конкурсах и т.д.

Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это концерты, посвященные Международному женскому дню 8 марта, вечера «Встреча с профессией»,  концерты художественной самодеятельности, конкуры, соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании обучающихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий обучающихся.  Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей обучающихся вся эта работа будет неэффективной.

Большую часть дня обучающиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образовательного процесса имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и  продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи обучающихся.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия. В 2016 году пререоборудован спортивный зал, оборудованы раздевалки для мальчиков и девочек, также душевые кабины. Пол покрыт в зале специальным ленолиумом, что предотвращает скольжение, следовательно и травмы в результате падения.

Ежегодно 23 февраля школа организует соревнования по зимнему многоборью. Этот праздник спорта стал народным, в нем участвуют семейные коллективы, коллективы различных организаций, команды школьников, приезжают команды из других населенных пунктов.

Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Большим стимулом в этой работе стало участие в  сетевом инновационном проекте «Создание условий эффективного взаимодействия школы и семьи в начальной школе». Сегодня родители непросто участники каких-то мероприятий,  они инициаторы многих дел: оформление классных помещений к праздникам, постройка снежных фигур во дворе школы, проведение различных конкурсов,  активные участники в выполнении школьных учебных проектов совместно со своими детьми.

Анализ воспитательной работы показал, что в  настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей;  общешкольные и классные  мероприятия  с участием родителей; индивидуальная работа. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

u    педагогическому такту и этике взаимоотношений;

u    педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

u    педагогическому просвещению родителей;

u    умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

u    единству требований школы и семьи.


 

u    Скачано с www.znanio.ru


HTML: </NOSCRIPT>

Ш кола и семья как партнеры в воспитании детей

Ш кола и семья как партнеры в воспитании детей

Отцов дома не бывает по целым месяцам, матери работают по графику в городе или в райцентре т

Отцов дома не бывает по целым месяцам, матери работают по графику в городе или в райцентре т

Конкурс проводится в три этапа: - первый этап: проверяются общеучебные компетенции (умения и навыки)

Конкурс проводится в три этапа: - первый этап: проверяются общеучебные компетенции (умения и навыки)

Мы с папой», «Мама с дочкой», «Бабушки и внуки»

Мы с папой», «Мама с дочкой», «Бабушки и внуки»

Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т

Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т

Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно

Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017