Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
программа Школа веждивых нвук.doc
Рабочая программа
курса
«Школа вежливых наук»
( внеучебная деятельность )
1 класс
Пояснительная записка
Курс «Школа вежливости» реализует духовно нравственное направление во внеурочной
деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного
курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и
совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение
школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих
норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование
личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению
к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Используемая литература:
ВасильеваГангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Тематическое планирование курса
№ п/п Тема занятия
Содержание, методические приемы
Колво
часов
Дата
6
Раздел
программы
1
Я среди
людей
(14 час)
2
13 Кто я и как
3
выгляжу?
4,5 Что в нашем
имени?
4
Понятия «я», «внешний вид». Отличие
людей друг от друга по внешнему виду.
Аккуратность, опрятность, бережливость
– уважение человека к себе. Личная
гигиена.
Понятия «имя», «фамилия», «отчество»,
«кличка», «прозвище». Отношение по
имени к одноклассникам и друзьям. Имя
и отношение к человеку. Анализ
проблемных ситуаций.
6,7 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь
– важнейшее средство общения.
810 Товарищи и
друзья
11, 12 Как
13
14
завоевывать
Бескорыстие
в дружбе
Верность
слову
Речевой
этикет
(15 час)
15,16 Что такое
этика и этикет
Понятия «товарищ», «друг».
Товарищество и дружба в традициях
русского народа.
Правила общения с товарищами и
друзьями.
Понятие «настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и
взаимопомощь.
Понятия «верность слову», «честь».
Проблемная ситуация: можно ли
всегда быть верным данному тобой слову.
Понятия «этика», «этикет». Специфика
речевого общения. Речь и отношение
человека к людям.
17, 18 Роль мимики,
жестов и позы
в общении
Понятия «мимика», «жесты», «поза».
Отражение в мимике, жестах, позах
человека его характера и отношения к
людям. Игра «Угадай по мимике мое
настроение».
5
3
2
2
3
2
1
1
2
2 Культура
поведения
(27 час)
19, 20 О вежливых
словах и их
применении.
Содержание понятий «вежливость» и
«этикет». Зачем людям нужны правила
вежливости и этикета. основные правила
вежливости в общении.
21 23 Правила
знакомства,
представлени
я и обращения
24, 25 Правила
приветствия и
прощания
26, 27 Правила
извинения и
просьбы
28, 29 Правила
благодарности
и отказа
30, 31 Отношение к
старшим
32, 33 Отношение к
учителю
34, 35 Отношение к
малышам
36, 37 Как вести
себя в школе,
на переменах
38, 39 Правила
поведения в
столовой, за
40, 41 Правила
поведения с
гостями, в
42, 43 Искусство
делать
подарки
44, 45 Как
правильно
разговаривать
по телефону
Знакомство с правилами знакомства,
представления и обращения.
Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами приветствия и
прощания. Моделирование ситуаций.
Знакомство с правилами извинения и
просьбы. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами благодарности и
отказа . Моделирование ситуаций.
Семья, родители, родные. Отношение
поколений в семье. Проявления любви и
уважения, заботы и сострадания, помощи
в семье. Русские традиции отношения к
старшим.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к учителю? Этикет в общении
с учителем.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к малышам? Помощь и забота
по отношению к маленьким.
Знакомство с правилами поведения на
переменах. Веселые инсценировки.
Знакомство с правилами поведения в
столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в
столовой».
Знакомство с правилами поведения в
гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в
гостях».
Проблемная ситуация: как правильно
выбирать и дарить подарки.
Разыгрывание ситуаций.
Понятие «тактичность». Знакомство с
правилами общения по телефону.
Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 46,47 Правила
поведения в
общественном
48, 49 Как вести
себя в
общественных
местах
Знакомство с правилами поведения в
общественном транспорте. Ролевая игра
«В автобусе».
Проблемный вопрос: что такое
«общественное место»? Знакомство с
правилами поведения в общественных
местах.
Знакомство с правилами поведения в
театре и кино. Моделирование ситуаций.
Знакомство с правилами поведения в
библиотеке и музее. Экскурсия в
библиотеку.
Знакомство с правилами поведения
в Храме.
Понятие «люди с ограниченными
возможностями». Проявления чуткости и
уважения, заботы и сострадания, помощи
в повседневной жизни..
50,51 Правила
поведения в
театре и кино
52, 53 Поведение в
библиотеке и
музее
Как вести
себя в Храме
54
55, 56 Как вести
себя с людьми
с
ограниченным
и
возможностям
и
В мире
сказок
(8 час)
57,58 Добро и зло в
сказках
Добрые и злые поступки, их последствия.
Добро и зло в отношениях между
людьми. Главное в сказках – победа
добра над злом. Слушание сказок и их
обсуждение.
59 61 Сказки –
волшебство,
чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В
сказках – мечты людей. Почему в сказках
всегда есть правда и она побеждает.
62 64 Сказка –
ложь, да в ней
намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо.
Победа правды над кривдой в сказках.
Итоговые
занятия
(2 час)
65, 66 Что мы узнали
и чему
научились
Заочное путешествие по «Школе
вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
2
2
2
2
1
2
2
3
3
1
1
«Школа вежливых наук»
«Школа вежливых наук»
«Школа вежливых наук»
«Школа вежливых наук»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.