«Школа вежливых наук»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности . Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Иконка файла материала программа Школа веждивых нвук.doc
Рабочая  программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность ) 1 класс Пояснительная записка        Курс «Школа вежливости» реализует духовно ­ нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и   культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .    Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.   На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.     Содержание предполагает решение следующих задач: обучение навыкам общения и сотрудничества; формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения; развитие коммуникативных умений в процессе общения; введение     в   мир   человеческих   отношений,   нравственных   ценностей,   формирование личности.      Основные разделы программы: я среди людей; речевой этикет; культура поведения; в мире сказок. Воспитательные идеи программы: Старайся делать добро! Бойся обидеть человека! Люби и прощай людей! Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению  к тебе! Познай мир и себя! Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!   Ожидаемые результаты: обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм ­ заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Используемая литература:                        Васильева­Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984; Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975; Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980; Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994; Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986; Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»; Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.                     Тематическое планирование курса № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол­во часов Дата 6 Раздел программы 1 Я среди людей (14 час) 2 1­3 Кто я и как  3 выгляжу? 4,5 Что в нашем  имени? 4 Понятия «я», «внешний вид». Отличие  людей друг от друга по внешнему виду.  Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная  гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество»,  «кличка», «прозвище». Отношение по  имени к одноклассникам и друзьям. Имя  и отношение к человеку. Анализ  проблемных ситуаций. 6,7 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 8­10 Товарищи и  друзья 11, 12 Как  13 14 завоевывать  Бескорыстие  в дружбе Верность  слову Речевой этикет (15 час) 15,16 Что такое  этика и этикет Понятия «товарищ», «друг».  Товарищество и дружба в традициях  русского народа. Правила общения с товарищами и  друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и  бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и  взаимопомощь. Понятия «верность слову», «честь».  Проблемная ситуация:     можно ли  всегда быть верным данному тобой слову. Понятия «этика», «этикет». Специфика  речевого общения. Речь и отношение  человека к людям. 17, 18 Роль мимики,  жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза».  Отражение в мимике, жестах, позах  человека его характера и отношения к  людям. Игра «Угадай по мимике мое  настроение». 5 3 2 2 3 2 1 1 2 2Культура поведения (27 час) 19, 20 О вежливых  словах и их  применении. Содержание понятий «вежливость» и  «этикет». Зачем людям нужны правила  вежливости и этикета. основные правила  вежливости в общении. 21 ­23 Правила  знакомства,  представлени я и обращения 24, 25 Правила  приветствия и прощания 26, 27 Правила  извинения и  просьбы 28, 29 Правила  благодарности и отказа 30, 31 Отношение к  старшим 32, 33 Отношение к  учителю 34, 35 Отношение к  малышам 36, 37 Как вести  себя в школе,  на переменах 38, 39 Правила  поведения в  столовой, за  40, 41 Правила  поведения с  гостями, в  42, 43 Искусство  делать  подарки 44, 45 Как  правильно  разговаривать  по телефону Знакомство с правилами знакомства,  представления и обращения.  Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и  прощания. Моделирование ситуаций. Знакомство с правилами извинения и  просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. Семья, родители, родные. Отношение  поколений в семье. Проявления любви и  уважения, заботы и сострадания, помощи  в семье. Русские традиции отношения к  старшим. Проблемная ситуация: как надо  относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Проблемная ситуация: как надо  относиться к малышам? Помощь и забота  по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на  переменах. Веселые инсценировки. Знакомство с правилами поведения  в  столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в  столовой». Знакомство с правилами поведения  в   гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в  гостях». Проблемная ситуация: как правильно  выбирать и дарить подарки.  Разыгрывание ситуаций. Понятие «тактичность». Знакомство с  правилами общения по телефону.  Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 246,47 Правила  поведения в  общественном 48, 49 Как вести  себя в  общественных местах Знакомство с правилами поведения в  общественном транспорте. Ролевая игра  «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое  «общественное место»? Знакомство с  правилами поведения в общественных  местах. Знакомство с правилами поведения  в  театре и кино. Моделирование ситуаций. Знакомство с правилами поведения в  библиотеке и музее. Экскурсия в  библиотеку. Знакомство с правилами поведения в Храме. Понятие «люди с ограниченными  возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи  в повседневной жизни..  50,51 Правила  поведения в  театре и кино 52, 53 Поведение в  библиотеке и  музее Как вести  себя в Храме 54 55, 56 Как вести  себя с людьми с  ограниченным и  возможностям и В мире сказок (8 час) 57,58 Добро и зло в  сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между  людьми. Главное в сказках – победа  добра над злом. Слушание сказок и их  обсуждение. 59­ 61 Сказки –  волшебство,  чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В  сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 62­ 64 Сказка –  ложь, да в ней  намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо.  Победа правды над кривдой в сказках. Итоговые занятия (2 час) 65, 66 Что мы узнали и чему  научились  Заочное путешествие  по «Школе  вежливых наук». Праздник вежливых ребят 2 2 2 2 1 2 2 3 3 1 1