Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных про-грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа внеурочной деятельности « Школа здоровья »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формиро
вания здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных про
грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошко
льного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка за
кладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции
признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового
образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач
современного образования — формирование здорового образа жизни младших
школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ),
содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная
гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных
заболеваний, для бодрости, самомассаж;
обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской по
мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, ис
пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
желание быть здоровым душой и телом;
стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со
гласии с законами природы, законами бытия;
приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о
том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей
побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и
с миром;
формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ
ственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и
навыков по гигиенической культуре.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностноориентирован
ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное эксперименти
рование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению
при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствую
щий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг,
оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения
и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персо
нажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические
рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен
профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию
доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся
занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры
(«Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросыответы»), комплекс упражнений,
общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че
ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с
факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и
«этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы
комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений
для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать
умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп,
рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и
т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики
14 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в
медицинском кабинете),
внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экс
курсии).
Режим занятий – 1 час в неделю/ 3334 часов в год.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу 1 года обучения
Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо,
как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами,
руками и ногами,
знать правила ухода за кожей,
как следует питаться,
о пользе сна,
правила поведения в школе и дома,
о вреде курения,
о пользе физических упражнений и закаливания,
правила безопасного поведения на воде.
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо,
делать гимнастику для глаз,
содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений,
выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при
спать по 1111,5 часов, ложась в 2021 час,
контролировать своё поведение в школе и дома,
уметь противостоять при предложении покурить,
выполнять физические упражнения для укрепления мышц,
выполнять закаливающие процедуры,
соблюдать правила безопасного поведения на воде,
играть в подвижные игры на воздухе.
Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по при
приёме,
ходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкуль
туры;
беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы
навыков ЗОЖ,
отчёты детейсанитаров, физоргов, командиров о
выполнении учащимися валеологических правил,
опрос на занятиях после пройденной темы. К концу 2 года обучения
Должны знать: о причинах и признаках болезней,
что такое адаптация и как организм помогает себе сам,
понимать значение выражения «здоровый образ жизни»,
какие врачи помогают сохранить нам здоровье,
что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней,
понимать для чего нужны лекарства,
признаки лекарственных и пищевых отравлений;
правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза;
правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
правила безопасного поведения на воде;
правила обращения с огнём;
знать, чем опасен электрический ток;
как уберечься от порезов, ушибов, переломов;
как защититься от насекомых;
правила обращения с животными;
признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом;
признаки перегревания и теплового удара;
какие бывают травмы;
правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний пред
мет;
признаки укуса змеи;
о неизлечимых болезнях века.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье,
составлять и выполнять режим дня,
вести здоровый образ жизни,
выполнять рекомендации врача во время болезни,
своевременно делать прививки,
следить за содержанием домашней аптечки,
оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях,
при солнечных ожогах,
если промокли под дождём;
соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на
воде, при пожаре в доме,
оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока;оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;
оказать первую помощь при укусах насекомых;
оказать себе первую помощь, если укусила собака;
помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом;
помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении;
оказать первую помощь при травмах;
оказать первую помощь при укусе змеи;
заниматься самовоспитанием.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове
дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,
походов,
беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ,
создание ситуации эксперимента,
опрос на занятиях после пройденной темы,
тестирование в конце года «Оцени себя сам».
К концу 3 года обучения
Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совер
шать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг
друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как
относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться;
как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда чтото болит; как вести
себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в
общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в
школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоя
щим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощ
ным.
Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих по
ступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь
сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных
привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые
получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение;
помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет;
соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь
разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать
свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь
больным и беспомощным.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове
дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,
походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро
вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой
денной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путе
шествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа
жизни и умения их выполнять, урок соревнование «Культура здорового образажизни».
К концу 4 года обучения
Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и
стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение,
каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом
опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение,
алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для
нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопо
мощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоро
вье её членов.
Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной
поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить
причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья
поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если ктото будет
предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто
нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать
помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове
дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,
походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро
вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой
денной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба»,
спортивный праздник «День здоровья», сюжетноролевые игры «Умеем ли мы
правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и
здоровье», игрыпутешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и
«Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной про
граммы:
театрализованное действие «Дружба»,
спортивный праздник «День здоровья»,
сюжетноролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»,
костюмированный праздник «Чистота и здоровье»,
игрыпутешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем
делать хорошо и не будем плохо»,
урок – КВН «Наше здоровье»,
праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
УЧЕБНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
(1 ч/нед., 33 ч/год)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Содержание темы
Дружи с водой
Забота о глазах
Уход за ушами
Уход за зубами
Уход за руками и ногами
Забота о коже
Как следует питаться
Как сделать сон полезным?
Настроение в школе
Настроение после школы
Поведение в школе
Всего
Количество часов
Теоретические Практические
2
1
1
3
1
3
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
212
13
14
15
16
17
18
19
Вредные привычки
Мышцы, кости и суставы
Как закаляться.
Обтирание и обливание
Как правильно вести себя на воде
Чтобы душа была здорова
Народные игры
Подвижные игры
Доктора природы
(обобщающие)
2
2
1
1
5
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
2 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
Содержание темы
№
п/п
Количество часов
Всего
Теоре
тические
Практи
ческие
Почему мы болеем
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Кто нас лечит
Прививки от болезней
Кто и как предохраняет нас от болезней
1
2
3
4
5
6
7
8 Правила безопасного поведения в доме, на
Безопасность при любой погоде
Что нужно знать о лекарствах
Как избежать отравлений
улице, в транспорте
Правила безопасного поведения на воде
9
10
11 Как уберечься от поражения электрическим
Правила общения с огнем
током
12
13
14
15
Как уберечься от порезов, ушибов,
переломов
Как защититься от насекомых
Предосторожности при обращении с
животными
Первая помощь при отравлении
жидкостями, пищей, парами, газом
16 Первая помощь при перегревании и тепловом
ударе, при ожогах и обморожении
17
18 Первая помощь при попадании инородных
Первая помощь при травмах
тел в глаз, ухо, нос
19
Первая помощь при укусах насекомых,змей, собак и кошек
20
Сегодняшние заботы медицины
3
3
3 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
Содержание темы
Чего не надо бояться
Добрым быть приятнее, чем злым,
завистливым и жадным
Почему мы говорим не правду
Почему мы не слушаемся родителей?
Надо уметь сдерживать себя
Не грызи ногти, не ковыряй в носу
Как относиться к подаркам
Как следует относиться к наказаниям
Как нужно одеваться
Как вести себя с незнакомыми людьми
Как вести себя, когда чтото болит
Как вести себя за столом
Как вести себя в гостях
Как вести себя в общественных местах
«Нехорошие слова». Недобрые шутки
Что делать, если не хочется в школу
Чем заняться после школы
Как выбрать друзей
Как помочь родителям
Как помочь больным и беспомощным
Повторение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Количество часов
Всего
Теорети
ческие
Практи
ческие
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
Содержание темы
Наше здоровье
Как помочь сохранить себе здоровье
Что зависит от моего решения
Злой волшебник табак
Почему некоторые привычки
называются вредными
Помоги себе сам
Злой волшебник алкоголь
Злой волшебник наркотик
Мы одна семья
Количество часов
Всего
Теорети
ческие
Практи
ческие
4
3
2
1
5
1
3
2
2
2
1
2
1
1
1
2
2
2
1
3
1
2
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
910
Повторение
11
11
Календарно – тематическое планирование
1 класс
Тема урока
Тема 1.
Колич
ество
часов
Дата
План Факт
№
урока
Дружи с водой
1 Советы доктора Воды
2 Друзья Вода и Мыло
Забота о глазах
3
Глаза главные помощники человека
Уход за ушами
4 Чтобы уши слышали
Уход за зубами
5 Почему болят зубы
6 Чтобы зубы были здоровыми
7 Как сохранить улыбку здоровой
Уход за руками и ногами
8
«Рабочие инструменты» человека
Забота о коже
Зачем человеку кожа
9
10 Надежная защита организма
11 Если кожа повреждена
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Как следует питаться
12 Питание необходимое условие для жизни человека
13
Здоровая пища для всей семьи
Тема 7.
Как сделать сон полезным?
14 Сон лучшее лекарство
15 Как настроение?
Тема 8.
Тема 9.
Настроение в школе
Тема 10.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Настроение после школы
16 Я пришел из школы
Поведение в школе
17 Я ученик
18 Я ученик
Вредные привычки
19 Вредные привычки
20 Вредные привычки
Мышцы, кости и суставы
21 Скелет наша опора
22 Осанка стройная спина!
Обтирание и обливание
23 Если хочешь быть здоров
Как правильно вести себя на воде
24 Правила безопасности на воде
Чтобы душа была здорова
25 Делать добро спеши
26 Доброму всё здорово
27 Чем сердиться, лучше помириться
28 Какой Я, какие другие
29 Какой Я, какие другие
Народные игры
30 Русская игра «Городки»
Тема 11.
Тема 12.
Тема 13.
Тема 14.
Как закаляться.
Тема 15.
Тема 16.
Тема 17.
Тема 18.
Подвижные игры
Тема 19.
Доктора природы
31 Подвижные игры в помещении
(обобщающие)
32 Доктора природы
33 Обобщающий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Программная тема
Тема 1.
Почему мы болеем
Кто и как предохраняет нас от
Тема 2.
болезней
Тема 3.
Кто нас лечит
Тема 4.
Прививки от болезней
Тема 5.
Что нужно знать о лекарствах
Тема 6.
Как избежать отравлений
Тема 7.
Безопасность при любой погоде
Тема 8.
Правила безопасного поведения в
доме, на улице, в транспорте
Тема 9.
Правила безопасного поведения на
17 Вода наш друг
воде
Тема 10.
Правила общения с огнем
Тема 11.
Как уберечься от поражения
электрическим током
18 Чтобы огонь не причинил вреда
19 Чем опасен электрический ток?
Тема 12.
Как уберечься от порезов, ушибов,
20
Травма
переломов
Тема 13.
21 Укусы насекомых
2 класс
№
урока
Тема урока
Количество
часов
1
Причина болезни
2 Признаки болезни
3
4
5
Как здоровье?
Как организм помогает себе сам?
Здоровый образ жизни
6
Какие врачи нас лечат
Какие лекарства мы выбираем
Инфекционные болезни
7
8 Прививки от болезней
9
10 Домашняя аптечка
11 Отравление лекарствами
12 Пищевые отравления
13
14 Если на улице дождь и гроза
15 Опасность в нашем доме
16
Как вести себя на улице
Если солнечно и жарко
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Как защититься от насекомых
Предосторожности при обращении
Тема 14.
с животными
Тема 15.
Первая помощь при отравлении
жидкостями, пищей, парами, газом
Тема 16.
Первая помощь при перегревании и
тепловом ударе, при ожогах и обмо
рожении
Тема 17.
Первая помощь при травмах
Тема 18.
Первая помощь при попадании
инородных тел в глаз, ухо, нос
22 Что мы знаем про собак и кошек
23 Отравление ядовитыми веществами
24 Отравление угарным газом
25 Как помочь себе при тепловом ударе
26 Как уберечься от мороза
Растяжение связок и вывих костей
27
28 Переломы
29 Если ты ушибся или порезался
30
Если в глаз, ухо, нос или горло попало
постороннее тело
Тема 19.
31 Укус змеи
Первая помощь при укусах на
секомых, змей, собак и кошек
Тема 20.
Сегодняшние заботы медицины
Расти здоровым
32
33 Воспитай себя
34 Я выбираю движение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Программная тема
Тема 1.
Чего не надо бояться
Тема 2.
Добрым быть приятнее, чем злым,
завистливым и жадным
Тема 3.
Почему мы говорим неправду
Тема 4.
Почему мы не слушаемся ро
дителей
Тема 5.
Надо уметь сдерживать себя
Тема 6.
Не грызи ногти, не ковыряй в носу
Тема 7.
Как относиться к подаркам
Тема 8.
Как следует относиться к нака
заниям
Тема 9.
Как нужно одеваться
Как вести себя с незнакомыми
Тема 10.
людьми
Тема 11.
Как вести себя, когда чтото болит
3 класс
№
урока
Тема урока
1
Как воспитывать уверенность и
бесстрашие?
2 Учимся думать
Спеши делать добро
3
4 Поможет ли нам обман
5
«Неправда ложь» в пословицах и
поговорках
6 Надо ли прислушиваться к советам
7
родителей
Почему дети и родители не всегда
понимают друг друга
Все ли желания выполнимы
Как воспитать в себе сдержанность
8
9
10 Как отучить себя от вредных
привычек
11 Как отучить себя от вредных
привычек
12 Я принимаю подарок
13 Я дарю подарки
14 Наказание
15 Одежда
16 Ответственное поведение
17 Боль
18 Сервировка стола
Количе
ство ча
сов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Тема 12.
Как вести себя за столом
Тема 13.
Как вести себя в гостях
Тема 14.
Как вести себя в общественных
«Нехорошие слова». Недобрые
местах
Тема 15.
шутки
Тема 16.
Что делать, если не хочется в
школу
Тема 17.
Чем заняться после школы
Тема 18.
Как выбрать друзей
Тема 19.
Как помочь родителям
Тема 20.
Как помочь больным и беспо
мощным
Тема 21.
Повторение
19 Правила поведения за столом
20 Ты идёшь в гости
21 Как вести себя в транспорте и на
улице
22 Как вести себя в театре, кино, школе
23 Умеем ли мы вежливо общаться
24 Умеем ли мы разговаривать по теле
фону
25 Помоги себе сам
26 Умей организовать свой досуг
27 Что такое дружба
28 Кто может считаться настоящим
другом
29 Как доставить родителям радость
30 Если комунибудь нужна твоя
помощь
31 Спешите делать добро
32 Огонёк здоровья
33 Путешествие в страну здоровья
34 Культура здорового образа жизни.
(Урок соревнование)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Программная тема
Тема 1.
Наше здоровье
Тема 2.
Как помочь сохранить
себе здоровье
Тема 3.
Что зависит
от моего решения
Тема 4.
Злой волшебник табак
Тема 5.
4 класс
№
урока
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Что такое здоровье
Что такое эмоции
Чувства и поступки
Стресс
Учимся думать и действовать
Учимся находить причину и последствия
событий
Умей выбирать
Принимаю решение
Я отвечаю за своё решение
Что мы знаем о курении
Зависимость
Умей сказать нет
Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Почему
некоторые привычки
называются вредными
Тема 6.
Помоги себе сам
Тема 7.
Злой волшебник алкоголь
Тема 8.
Злой волшебник наркотик
Тема 9.
Мы одна семья
Тема 10.
Повторение
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Как сказать нет
Почему вредной привычке ты скажешь нет
Я умею выбирать – тренинг безопасного
поведения
Волевое поведение
Алкоголь
Алкоголь ошибка
Алкоголь – сделай выбор
Наркотик
Наркотик тренинг безопасного поведения
Мальчишки и девчонки
Моя семья.
Дружба
«День здоровья»
Умеем ли мы правильно питаться
Я выбираю кашу
Чистота и здоровье
Откуда берутся грязнули? (играпутешест
вие)
Чистота и порядок
Будем делать хорошо и не будем плохо
Урок – КВН «Наше здоровье»
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Будьте здоровы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1№
п/п
1
2
3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Темы
Форма занятий
1 класс
Методические
приёмы
Дружи с водой Комбинирован
ные за
ня тия:
рассказ
беседа
игра
сказка
Забота о глазах Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
опыт
игра
наблюдение за опытом
заучивание слов
Уход за ушами Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
опыт
наблюдение
рассказ
Словесные: рассказ, беседа по теме,
заучивание слов «От простой воды и
мыла у микробов тают силы»,
анализ сказки
Наглядные: демонстрация, «Сказка
о микробах»
Практические: анализ игровой
ситуации, стадии мытья и вытира
ния рук, оздоровительная минутка
Словесные: беседа по теме, заучива
ние слов «Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу»
Наглядные: наблюдение опыта
Практические: игра «Полезно
вредно», оздоровительная минутка
«Гимнастика для глаз»
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение опыта, на
блюдение
самомассажа ушей
Практические: проведение опыта,
оздоровительная минутка «Само
массаж ушей»
Дидактический
материал
Советы доктора
Воды
«Сказка о мик
робах»
Плакат «Стадии
мытья и вытирания
рук»
Форма подведения итогов
Составление памятки
«Стадии мытья и
вытирания рук»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Правила бережного
отношения к зрению
Правила «Если вы
носите очки»
Игра «Полезновредно»
Беседа по пройденной
теме
Выводы
Правила
Памятка «Как
сберечь органы
слуха»
Беседа по пройденной
теме
Выводы
Памятки4
5
6
Уход за зубами Комбинирован
ные за
ня тия:
Уход за
руками и
ногами
игра
беседа
работа со сти
хотворением
рисование
практикум
рассказ
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
рассказ
играсоревнование
Забота о коже Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
рассказ
игра
опыт
практикум
наблюдение
Словесные: беседа по теме, анализ
стихотворения, разучивание сти
хотворения
Наглядные: стихотворение С. Ми
халкова «Как у нашей Любы…»,
стихотворение «Как поел, почистил
зубки…»
Практические: рисование, практи
кум «Чистка зубов», упражнения,
оздоровительная минутка «Держи
осанку», «Сотвори солнце в себе»
Стихотворение С.
Михалкова «Как у
нашей Любы…»
Стихотворение
«Как поел, почистил
зубки…»
Это полезно
запомнить
Этикетки от
продуктов
Плакат «Чистка
зубов»
Игра «Угадайка»
Конкурс рисунков
«ЗубЗамок»
Тест «Найди
правильный ответ»
Это полезно запомнить
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Это полезно знать!
Играсоревнование
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения, игра
соревнование, оздоровительная
минутка
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение, плакат
«Кожа»
практические: проведение опыта,
игра, упражнения, этюд, оздорови
тельная минутка
(плоскостопие)
Пословицы и
поговорки о пользе
рук и ног
Правило «Уход за
ногтями»
Правило «Уход за
кожей»
Схема «Значение
кожи»
Плакат «Строение
кожи»
«Кто больше?»
Это полезно знать
(плоскостопие)!
Правило «Уход за
ногтями»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Игра «Угадайка»
Игра «Выбери ответ»
Игра «Можно или
нельзя»
Опрос «Как оказать
первую помощь?»7
Как следует
питаться
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
экскурсия
практикум
сказка
игра
опыт
8
полезным?
Как сделать сон
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
игра
анализ стихотворения
9
Настроение в
школе
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
практикум
анкетирование
Словесные: заучивание слов «Рано
утром просыпайся…», беседа по
теме, продолжение сказки
Наглядные: стихотворение С. Ми
халкова «Про девочку, которая
плохо кушала», наблюдение
Практические: упражнения, игра,
опыт, оздоровительная минутка
Словесные: беседа, анализ сти
хотворения
Наглядные: стихотворение С. Ми
халкова «Не спать», плакат «Режим
дня школьника»
Практические: игра, оздорови
тельная минутка
Стихотворение
«Рано утром
просыпайся…»
Сказка
Стихотворение С.
Михалкова «Про
девочку, которая
плохо кушала»
Советы доктора
Здоровая Пища
Золотые правила
питания
Стихотворение С.
Михалкова «Не
спать»
Плакат «Режим
дня школьника»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения по теме,
оздоровительная минутка
Анкета «В школе»
Анкета «Моё
отношение к учёбе»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Повторение правил
здоровья
Игра «Угадайка»
Игра «Что разрушает
здоровье, что укрепляет?»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Игра «Можнонельзя»
Игра «Юный кулинар»
Игра «Плохохорошо»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Анкета «В школе»
Анкета «Моё
отношение к учёбе»
Беседа по пройденной
теме10
сле школы
Настроение по
11
Поведение в
школе
12
Вредные при
вычки
и суставы
13 Мышцы, кости
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
драматизация
анкетирование
работа с пословицами
игра
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
игра
анализ ситуации
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
игра
анализ ситуации
рассказ
драматизация
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
рассказ
практикум
Словесные: беседа по теме, анализ
ситуации,
Наглядные: демонстрация и на
блюдение сценки
Практические: выполнение заданий,
игра, тест, рисование, анке
тирование, оздоровительная ми
нутка
Словесные: беседа, анализ ситуации
Наглядные: стихотворение Б. Захо
дера «Перемена», рассказ «Федя на
перемене», рассказ М. Куниной «В
гардеробе»
Практические: оздоровительная
минутка, игра
Словесные: беседа по теме, анализ
ситуации, рассказ, заучивание слов
Наглядные: демонстрация и на
блюдение сценки
Практические: решение задач,
оздоровительная минутка, разыгры
вание ситуации
Словесные: беседа по теме, анализ
ситуации
Наглядные: плакат «Скелет чело
века»,
Анкета «Любишь
не любишь»
Пословицы о
людской красоте
Вывод
Анкета «Любишь не
любишь»
Игра «Закончи рассказ»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Игра «Какой ты
ученик»
Беседа по пройденной
Правила ученика
Стихотворение Б.
Заходера «Перемена»
Рассказ «Федя на
перемене»
Рассказ М. Ку
ниной «В гардеробе»
Рассказ «В сто
ловой»
теме
Вывод
Это нужно за
помнить (о вреде
курения)
Игра «Да нет»
Это нужно запомнить
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Плакаты «Скелет,
мышцы человека»
Правила для
поддержания
Опрос «Если случилось
несчастье»
Беседа по пройденной
теме14
15
16
Как зака
ляться.
Обтирание и
обливание
Как правильно
вести себя на
воде
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
объяснение
конкурс рисунков
Урокбеседа
Чтобы душа
была здорова
Урокитренинги
17
Народные игры
Уроксоревнова
ние
18
Подвижные
Уроксоревнова
ние
игры
19
Доктора
природы (обоб
щающий)
Урокобобщение
Практические: упражнения по теме,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по теме, объясне
ние
Наглядные: выставка рисунков
Практические: рисунки по теме,
выполнение заданий, оздорови
тельная минутка
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: выполнение заданий,
оздоровительная минутка
Словесные: объяснение, беседа по
теме
Наглядные: карточки «Эмоции»
Практические: тренинг, упражне
ния, этюды
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание игры
«Городки»
Практические: игра «Городки»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных
игр
Практические: подвижные игры
Словесные: беседа по теме, анализ
ситуаций, работа с пословицами, за
учивание слов
правильной осанки Вывод
Правила зака
ливания
Классная выставка
рисунков «Мы дружим с
физкультурой и спортом»
Беседа по пройденной
Правила поведения
на воде
Плакаты «Правила
Вывод
Вывод
Беседа по пройденной
теме
теме
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Беседа по пройденной
теме
Вывод
поведения на воде»
Карточки
«Эмоции»
Атрибуты к игре
«Городки»
Атрибуты к
подвижным играм
Рисунки любимых
детских персонажей
Правила здоровья
Игра «Хорошо плохо»
Правила здоровьяНаглядные: рисунки любимых
детских персонажей
Практические: дидактические игры,
подвижные игры
Атрибуты к
подвижным играм
Стихотворение
«Ты должен знать
своё тело...»
Рисунки детей
«Любимые герои книг»
Беседа по пройденной
теме
Вывод
Форма занятий
Методические приёмы
Дидактический ма
Форма подведения итогов
2 класс
Темы
№
п/п
1 Почему мы болеем
Комбинирован
тия:
ные за
ня
рассказ
беседа
играсоревнование
тест
2
Кто и как предо
храняет нас от бо
лезней
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
тест
Словесные: рассказ,
беседа по теме
Наглядные:
Практические: уп
ражнения по теме, игра
соревнование, тест,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: плакат
териал
Карточки с тестом
«Твоё здоровье»
Плакат «Режим дня
школьника»
Памятка «Как
правильно готовить
Играсоревнование «Кто
больше?»
Тест «Твоё здоровье»
Беседа «Как надо забо
титься о своём здоровье»
Вывод
Составление памятки «Как
правильно готовить уроки»
Беседа по пройденной теме
работа со сти
хотворением
3
Кто нас лечит
4
Прививки от бо
лезней
5
Что нужно знать о
лекарствах
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
самоанализ
Комбинирован
тия:
ные за
ня
рассказ
беседа
играсоревнование
работа со сти
хотворением
дидактическая игра
Комбинирован
тия:
ные за
ня
«Режим дня школьника»,
стихотворение С. Ми
халкова «Разве чтото
есть на свете…»
Практические: уп
ражнения по теме, тест,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение С. Михалкова
«Разве чтото есть на
свете…»
Практические: ва
леологический са
моанализ, оздоро
вительная минутка
Словесные: рассказ,
беседа по теме, анализ
стихотворения
Наглядные: запись слов
«инфекция» и
«иммунитет», сти
хотворение С. Михалкова
«Поднялась
температура…»
Практические: игра,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
уроки»
Стихотворение С.
Вывод
Михалкова «Разве что
то есть на свете…»
Валеологический самоана
лиз
Беседа по пройденной теме
Вывод
Вопросы валео
логического са
моанализа
Стихотворение Э.
Успенского «Всем
известный матема
тик…»
Стихотворение С.
Михалкова
«Поднялась
температура…»
Стихотворение С.
Михалкова
«Прививка»
Играсоревнование «Кто
больше?»
Игра «Полезновредно»
Беседа по пройденной теме
Вывод
Пиши и говори
Игра «Валеологический све
правильно: «аллергия»
тофор»
6
Как избежать от
равлений
7
Безопасность при
любой погоде
самоанализ
беседа
работа со сти
хотворением
игра
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
играсоревнование
практикум
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
практикум
стихотворения
Наглядные: запись слов
«аллергия» и
«антибиотики», ле
карственные препараты
Практические: ва
леологический са
моанализ, анализ
ситуации, оздоро
вительная минутка
Словесные: беседа по
теме
Наглядные: сказка К. Чу
ковского «Айболит»
Практические: проверка
пульса, оздоровительная
минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение Ф. И. Тютчева
«Люблю грозу в начале
мая…», картина К. Е.
Маковского «Дети,
бегущие от грозы»
Практические: «Помоги
себе сам», оздорови
и «антибиотики»
Памятка «Без
вредных лекарств не
бывает»
Беседа по пройденной теме
«Что должно быть в домашней
аптечке»
Вывод
Играсоревнование «Кто
Сказка К. Чу
ковского «Айболит»
Памятка «Признаки
лекарственного отрав
ления»
Памятка «Признаки
пищевого отравления»
Памятка «Помоги
больше?»
Играсоревнование «Кто от
ветит правильно?» (командная)
Беседа по пройденной теме
Вывод
Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятки
себе сам»
Памятка «Признаки
солнечного ожога»
Памятка «Правила
поведения при грозе»
Стихотворение Ф.
И. Тютчева «Люблю
грозу в начале мая…»
Картина К. Е.
Маковского «Дети,
бегущие от грозы»8
Правила безопас
ного поведения в
доме, на улице, в
транспорте
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
дидактическая игра
играсоревнование
заучивание слов
9
Правила безопас
ного поведения на
воде
10 Правила общения
с огнем
11
Как уберечься от
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
игра
практикум
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
игра
практикум
Комбинирован
ные за
ня
тельная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение Э. Успенского
«Мама приходит с ра
боты», стихотворение С.
Михалкова «Возле пло
щади затор…»
Практические: игра,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение С. Михалкова
«У моста стоит Авось…»
Практические: игра,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме
Наглядные: план
эвакуации школы
Практические: разбор
ситуаций, игра, оздорови
тельная минутка
Словесные: беседа по
Игра «Валеологический све
тофор»
Играсоревнование «Кто
Стихотворение Э.
Успенского «Мама
приходит с работы»
Стихотворение С.
Михалкова «Возле
площади затор…»
Памятка «Правила
безопасного поведения
в доме»
больше?»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Правила, памятки
Правила перехода
улицы
Правила поведения
в транспорте
Стихотворение С.
Михалкова «У моста
стоит Авось…»
Памятка «Когда
опасность рядом»
«План эвакуации
школы при пожаре»
Игра «Валеологический све
тофор»
Выводы
Памятка
Игра «Валеологический све
тофор»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятка
Памятка «Первая Игра «Валеологический свепоражения элек
трическим током
12
Как уберечься от
порезов, ушибов,
переломов
тия:
беседа
игра
практикум
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
практикум
работа со сти
хотворением
заучивание слов
13 Как защититься от
насекомых
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
практикум
14
Предосторожно
сти при обращении
с животными
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
работа со сти
хотворением
практикум
теме
Наглядные: памятка
Практические: игра,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, заучивание слов
Наглядные: стихо
творение
Практические: первая
помощь при травме, оздо
ровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: запись слова
«пинцет», стихотворение
С. Михалкова Вдруг
какойто страшный
зверь…»
Практические: признаки
аллергии, оздоровитель
ная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение «Не зря собака
тех кусает…»
Практические: правила
помощь по
страдавшему»
Стихотворение
«Если я буду
осторожен»
тофор»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятка
Практикум по оказанию
первой помощи при травме
Беседа по пройденной теме
Выводы
Практикум «Помоги себе
сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Стихотворение С.
Михалкова «Вдруг
какойто страшный
зверь…»
Памятка «Когда
опасность рядом»
Пиши и говори
правильно: «пинцет»
Стихотворение «Не
Практикум «Помоги себе
зря собака тех
кусает…»
сам»
Правила обращения
с животными
Беседа по пройденной теме
Выводы15
Первая помощь
при отравлении
жидкостями, пи
щей, парами, газом
16 Первая помощь при
перегревании и те
пловом ударе, при
ожогах и обморо
жении
17
Первая помощь
при травмах
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
дидактическая игра
работа со сти
хотворением
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
ня
ные за
Комбинирован
тия:
повторение
играсоревнование
беседа
дидактическая игра
заучивание слов
обращения с животными,
«Помоги себе сам»,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, заучивание слов
Наглядные: стихо
творение «Если в доме
появился дым…», С. Мар
шака «Заклубился дым
угарный...»
Практические: правила
обращения с животными,
«Помоги себе сам»,
оздоровительная минутка
Пиши и говори
правильно: «де
зинфекция»,
«дезодорант»
Признаки от
равления угарным
газом
Игра «Валеологический све
тофор»
Практикум «Помоги себе
сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Стихотворение С.
Маршака «Заклубился
дым угарный...»
Стихотворение
«Если в доме появился
дым…»
Признаки теплового
удара
Признаки обмо
рожения
Стихотворение С.
Михалкова «Мороз и
Морозец»
Игра «Валеологический све
тофор»
Практикум «Помоги себе
сам»
Игра «Полезновредно»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Стихотворение С.
Михалкова «Таня
пальчик наколола…»
Практикум «Помоги себе
сам»
Беседа по пройденной теме
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творение С. Михалкова
«Мороз и Морозец»
Практические: «Признаки
теплового удара», «При
знаки обморожения»,
«Помоги себе сам»,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме, анализ
стихотворения
Первая помощь
при попадании
инородных тел в
глаз, ухо, нос
Первая помощь
при укусах насе
комых, змей, собак
и кошек
18
19
практикум
работа со сти
хотворением
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
практикум
опрос
Комбинирован
тия:
ные за
ня
беседа
практикум
опрос
Наглядные: стихо
творение С. Михалкова
«Таня пальчик нако
лола…»
Практические: «Помоги
себе сам», оздорови
тельная минутка
Словесные: беседа по
теме
Наглядные: плакаты по
теме
Практические: уп
ражнения по теме, опрос,
оздоровительная минутка
Словесные: беседа по
теме
Наглядные: плакаты по
теме
Практические: оз
доровительная минутка
Пиши и говори
правильно:
«марганцовка»
Признаки рас
тяжения связок
Плакаты по теме
(глаз, ухо, нос)
Признаки укуса
змеи
укусе змеи
Выводы
Практикум «Помоги себе
сам»
Беседа по пройденной теме
Опрос
Выводы
Практикум «Признаки
укуса змеи»
при укусе змеи»
Беседа по пройденной теме
Опрос
Выводы
Первая помощь при
Практикум «Первая помощь20
Сегодняшние за
боты медицины
Урокконференция
Словесные: рассказы,
беседа по пройденным те
мам, заучивание слов
Наглядные: рисунки
животных
Практические: правила
ЗОЖ, тест «Оцени себя»,
«Оздоровительная ми
нутка», подвижные игры
Правила здорового
образа жизни
Тест «Оцени себя
сам»
Практикум «Правила здо
рового образа жизни»
Тест «Оцени себя сам»
Беседа по пройденным
темам
Выводы
Задание на лето
№
п/п
Темы
Форма
занятий
3 класс
Методические
приёмы
Дидактический
материал
Форма подведения
итогов
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, анализ
ситуации
Наглядные: стихо
творение Э. Успенского
«Академик Иванов»
Практические: практикум
«Снятие страхов
Словесные: беседа по
теме, заучивание слов,
продолжение сказки, за
учивание пословицы
Наглядные: пословицы
Практические: игры
1
Чего не надо бо
яться
Комбинирован
ные за
тия:
ня
2
Добрым быть
приятнее, чем
злым, завистли
вым и жадным
3
Почему мы гово
рим не правду
4
Почему мы не
слушаемся ро
дителей?
беседа
работа со сти
хотворением
практикум
анализ ситуации
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
игра
заучивание слов
сказка
заучивание
пословицы
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
продолжи рассказы
практикум
рассказ Л. Н.
Толстого «Косточка»
заучивание слов
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
работа со сти
Стихотворение Э. Успенского
Беседа по прой
денной теме
Вывод
«Академик Иванов»
Рисунки детей по теме
«Страхи»
Стихотворение И. Токмаковой
«Не буду бояться!»
Пословица для заучивания:
«Доброе дело питает и разум и
тело»
Слова для заучивания:
«Вначале хорошо подумай, потом
сделай доброе дело»
Игра «Почему это
произошло?»
Игра «Соедини
слова, чтобы
получилась пословица»
Беседа по прой
денной теме
Вывод
Беседа по прой
денной теме
Вывод
Словесные: беседа по
теме, анализ рассказа,
заучивание слов
Наглядные: рассказ Л. Н.
Толстого «Косточка»
Практические: практикум
Рассказы для анализа
Рассказ Л. Н. Толстого «Кос
точка»
Слова для заучивания
Пословицы для анализа
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, анализ
рассказа
Наглядные: стихо
Стихотворение С. Михалкова
«Я ненавижу слово «спать»!…»
Рассказ Е. Чарушина «Ку
рочка»
Игра «Почему нам
запрещают»
Пожелания себе
Беседа по прой
Надо уметь
сдерживать себя
Не грызи ногти,
не ковыряй в
носу
хотворением
работа с рассказом
Е. Чарушина «Курочка»
анализ рассказа А.
М. Горького
«Воробышек»
дидактическая игра
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
работа со сти
хотворением
работа с по
словицами
игра
работа с толковым
словарём
Комбинирован
ные за
тия:
ня
анализ ситуации
беседа
заучивание слов
дидактическая игра
5
6
творение С. Михалкова
«Я ненавижу слово
«спать»!…», рассказ Е.
Чарушина «Курочка»,
рассказ А. М. Горького
«Воробышек»
Практические: игра
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, что значит
«сдержаться»
Наглядные: стихо
творение «Хотел иметь я
птичку», стихотворение
А. Барто и П. Барто
«Девочкарёвушка»,
пословицы
Практические: ин
терпретация пословиц,
игра
Словесные: беседа по
теме, анализ ситуации,
заучивание слов
Наглядные: стихо
творение С. Михалкова
«Пятерня! Пятерня!»,
стихотворение Г. Остера
«Нет приятнее за
нятия…»
Практические: игра
Рассказа А. М. Горького «Во
робышек»
денной теме
Вывод
Стихотворение «Хотел иметь
я птичку»
Стихотворение А. Барто и П.
Барто «Девочкарёвушка»
Пословицы
Игра «Проверь себя»
Беседа по пройден
ной теме
Вывод
Стихотворение С. Михалкова
«Пятерня! Пятерня!»
Стихотворение Г. Остера «Нет
приятнее занятия…»
Слова для заучивания
ной теме
Вывод
Игра «Давай
поговорим»
Беседа по пройден7
Как относиться
к подаркам
Комбинирован
ные за
тия:
ня
8
Как следует от
носиться к на
казаниям
9
Как нужно
одеваться
беседа
дидактическая игра
анализ ситуации
работа со сти
хотворением
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
работа со сти
хотворением
анализ ситуации
практикум
Комбинирован
ные за
тия:
ня
дидактическая игра
беседа
работа с по
словицами
анализ ситуации
10
Как вести себя с
незнакомыми
Комбинирован
ные за
тия:
ня
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения
Наглядные: стихо
творение Г. Остера «Если
ты пришёл на ёлку…»
Практические: игра,
анализ ситуаций
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, анализ
ситуации
Наглядные:
стихотворение
«Например, тебя
хотят…», стихотворение
Э. Мошковской «Я ушёл
в свою обиду…»
Практические: анализ
ситуации, практикум
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения
Наглядные: стихо
творение Э. Мошковской
«Смотрите, в каком я
платьице…»
Практические: игра,
упражнения
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
Стихотворение Э. Мошковской
«Смотрите, в каком я плать
ице…»
Пословицы
Слова А. П. Чехова «В чело
веке всё должно быть
прекрасно…»
Игра «Кто больше»
Игра «Найди
правильный ответ»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Памятка
Стихотворение Г. Остера
«Если ты пришёл на ёлку…»
Это полезно помнить
Стихотворение «Например,
тебя хотят…»
Стихотворение Э.
Мошковской «Я ушёл в свою
обиду…»
Игра «Закончи
предложение»
Игра «Выбери ответ»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Памятки
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Стихотворение «Азбука безо
пасности»
Беседа по пройден
ной темелюдьми
беседа
работа со сти
хотворением
11
лит
Как вести себя,
когда чтото бо
ня
Комбинирован
ные за
тия:
кроссворд
беседа
анализ ситуации
дидактическая игра
практикум
12
Как вести себя
за столом
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
рассказ
объяснение
кроссворд
практикум
анализ ситуации
дидактическая игра
13
Как вести себя в
гостях
Комбинирован
ные за
тия:
ня
работа со сти
хотворением
хотворения
Наглядные: стихо
творение «Азбука
безопасности»
Практические: закончи
высказывание
Словесные: беседа по
теме, анализ ситуации
Наглядные: стихо
творение О. Дриз «Шип в
мою ладонь впился…»
Практические:
кроссворд, игра
Словесные: беседа по
теме, рассказ,
объяснение, анализ
ситуации
Наглядные: стихо
творение З. Алек
сандровой «Ложкою
мешая…», стихотворение
Г. Остера «От знакомых
уходя…», сервировка
стола
Практические:
кроссворд, практикум
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, объяснение
Наглядные: стихо
Правила поведения с незнако
мыми людьми
Выводы
Правила
Стихотворение О. Дриз «Шип
в мою ладонь впился…»
Незаконченные фразы по теме
Кроссворд
Беседа по пройден
ной теме
Игра «Закончи
фразу»
Выводы
Памятка
Практикум по
сервировке стола
Кроссворд
Игра «Закончи
Стихотворение З. Александро
вой «Ложкою мешая…»
Стихотворение Г. Остера «От
знакомых уходя…»
Кроссворд
Приборы для сервировки
стола
предложение»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Стихотворение Г. Остера
«Если ты пришёл к знакомым…»
Пример письменного пригла
шения
Практикум
«Приглашение гостей»
Самостоятельное
беседа
объяснение
практикум
творение Г. Остера «Если
ты пришёл к
знакомым…»,
Практические: со
ставление письменного
приглашения
14
Как вести себя в
общественных
местах
15
«Нехорошие
слова». Недоб
рые шутки
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
работа со сти
хотворением
анализ ситуации
дидактическая игра
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
дидактическая игра
анализ ситуации
дидактическая игра
16 Что делать, если
не хочется в
Комбинирован
ные за
тия:
ня
школу
анализ ситуации
беседа
работа со сти
хотворением
дидактическая игра
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, анализ
ситуации
Наглядные: стихо
творение «Азбука
поведения в стихах…»,
стихотворение А. Барто
«В театре»
Практические: игра
Словесные: беседа по
теме, анализ ситуации
Наглядные: наблюдение
ситуации
Практические: уп
ражнения на правила
общения, игра
Словесные: анализ
ситуации, беседа по теме,
анализ стихотворения
Наглядные: стихо
творение С. Маршака
«Кот и лодыри»
Практические: игра
Это полезно помнить
составление письмен
ного приглашения
Беседа по пройден
Это полезно помнить (правила
поведения на улице, в транс
порте)
Стихотворение «Азбука пове
дения в стихах…»
Стихотворение А. Барто «В
театре»
Правила поведения в школе
Стихотворение «Есть волшеб
ные слова...»
Сказка К. Чуковского «Те
лефон»
Это полезно помнить
Стихотворение С. Маршака
«Кот и лодыри»
Мудрые мысли
«Полезные» советы Г. Остера
ной теме
Выводы
Памятки
Игра «Выбери
правильный ответ»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Правила поведения
Игра «Комплимент»
Игра «Телефон»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Правила общения
Игра «Закончи
предложение»
Запомни мудрые
слова «Помоги себе
сам»
Беседа по пройден
ной теме17 Чем заняться по
сле школы
Комбинирован
ные за
тия:
ня
18
Как выбрать
друзей
19
Как помочь ро
дителям
беседа
работа со сти
хотворением
дидактическая игра
анализ ситуации
сказка
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
закончи рассказ
дидактическая игра
стихи читают дети
анализ ситуации
работа со сти
хотворением
Комбинирован
ные за
тия:
ня
стихи читают дети
беседа
дидактическая игра
анализ ситуации
Словесные: беседа по
теме, анализ сти
хотворения, анализ
ситуации
Наглядные: стихо
творный монтаж,
потешные сказки
Практические: игра
Словесные: беседа по
теме, чтение стихов,
анализ ситуации, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творения П. Синявского,
стихотворение В. Орлова
«Кто кого обидел пер
вый?», рассказ Л. Н. Тол
стого «Отец и сыновья»
Практические: уп
ражнения по теме, игра
Словесные: беседа по
теме, чтение стихов,
анализ ситуации, анализ
стихотворения
Наглядные: стихо
творения А. Усатовой, В.
Берестова, Е Благининой;
стихотворение Г.
Ширковца «Не пойму я
Стихотворный монтаж
Потешные сказки
Стихотворения П. Синявского
Стихотворение В. Орлова
«Кто кого обидел первый?»
Рассказ Л. Н. Толстого «Отец
и сыновья»
Выводы
Игра «Давай
поговорим»
Беседа по пройден
ной теме
Выводы
Игра «Хочу быть»
Игра «Продолжи
предложение»
Игра «Любит – не
любит»
Беседа по пройден
ной теме
Опрос
Выводы
Стихотворения А. Усатовой,
В. Берестова, Е Благининой
Стихотворение Г. Ширковца
«Не пойму я взрослых этих
Игра «Давай
поговорим»
Игра «Комплимент»
Беседа по пройден
ной теме
Опрос
Выводы20
Как помочь
больным и бес
помощным
Комбинирован
ные за
тия:
ня
беседа
анализ ситуации
дидактическая игра
работа с по
словицами
объяснение
ролевая игра
Повторение
* Урок –
спектакль
* Урок –
путешествие
* Урок
соревнование
взрослых этих
Практические: игры,
анализ ситуаций
Словесные: беседа,
анализ ситуаций, анализ
пословиц, объяснение
Наглядные: стихо
творение Е. Благининой
«Наш дедушка не любит
тени…», рассказ «Старый
дед и внучок»
Практические: анализ
ситуаций, дидактическая
игра, ролевая игра
Драматизация с целью
ознакомления с историей
врачевания
Конкурс на лучшее
знание правил ЗОЖ и
умения их выполнять
Соревнование команд на
знание тем ЗОЖ,
построенное в виде
вопросовответов
Стихотворение Е. Благининой
«Наш дедушка не любит тени…»
Игра «Давай
поговорим»
Игра «Кто больше»
Ролевая игра
Беседа по пройден
ной теме
Выводы: Мудрые
люди говорят «Как ты
относишься к своим
родителям, также и
твои дети будут
относиться к тебе»
Рассказ «Старый дед и вну
чок»
Персонажи спектакля ме
дицинские работники
Каждая станция оборудована
соответственно теме ЗОЖ
Каждый этап соревнований
это отдельная тема из ранее
изученных тем ЗОЖ
№
п/
п
1
2
Темы
Форма занятий
Методические приёмы
4 класс
Наше здоровье
Как помочь сохра
нить себе здоровье
ные за
ня тия:
Комбинирован
объяснение
беседа
работа со сти
хотворением
работа со словарём
заучивание слов
дидактическая игра
практикум
Комбинирован
ные за
ня тия:
чтение стихов детьми
беседа
сказка
анализ ситуаций
дидактическая игра
тренинг
Словесные: объяснение, беседа
по теме, анализ стихотворения,
заучивание слов
Наглядные: стихотворения,
иллюстрации «Эмоции»
Практические: работа со
словарём, анализ ситуации,
практикум
Словесные: чтение стихов
детьми, беседа по теме
Наглядные: стихотворения,
пословицы, сказки
Практические: анализ ситуаций,
игры, тренинг
3
Что зависит от
Комбинирован
ные за
ня тия: Словесные: рассказы детей, бе
Дидактический
материал
Форма подведения
итогов
Стихотворения
Карточки «Эмо
ции»
Словарь
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Практикум
Вывод
Стихотворения
Пословицы
Сказки
Слова для за
учивания
Ситуации
Рассказы
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Вывод
Дидактическаямоего решения
рассказы детей
беседа
работа со сти
хотворением
седа по теме, анализ
стихотворения
Наглядные: стихотворения,
ситуации
Практические: анализ ситуаций,
игры, практикум
Стихотворения
Ситуации
игра
Беседа по прой
4
бак
Злой волшебник та
5 Почему некоторые
называются вред
привычки
ными
анализ ситуаций
дидактическая игра
практикум
Комбинирован
ные за
ня тия:
рассказы детей
беседа
объяснения
дидактическая игра
практикум
рисование
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
работа со сти
хотворением
работа с пословицей
словарная работа
анализ ситуаций
дидактическая игра
тренинг
работа с деревом
решений
практикум
Словесные: рассказы детей, бе
седа по теме
Наглядные: рассказы, рисунки
Практические: игра,
практикум, рисование
Рассказы
Рисунки
Словесные: беседа по теме,
анализ стихотворения, анализ
пословицы
Наглядные: стихотворения,
пословицы
Практические: словарная
работа, анализ ситуаций, игра,
тренинг, практикум
Стихотворения
Рассказы
Пословицы
Словарь
денной теме
Практикум
Вывод
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Практикум
Вывод
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Практикум
Вывод
Дерево решений6
Помоги себе сам
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
словарная работа
дидактическая игра
7
коголь
Злой волшебник ал
8
Злой волшебник
наркотик
9
Мы одна семья
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
рассказ
работа со сти
хотворением
заучивание слов
работа с деревом
решений
дидактическая игра
анализ ситуации
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
анализ ситуации
дидактическая игра
работа с деревом
решений
практикум
Комбинирован
ные за
ня тия:
беседа
работа со сти
хотворением
анализ ситуаций
дидактическая игра
Словесные: беседа по теме
Наглядные: словарь
Практические: словарная
работа, игра
Словесные: рассказ, беседа по
теме, анализ стихотворения,
заучивание слов
Наглядные: стихотворения
Практические: работа с
деревом решений, анализ си
туации, игра
Словарь
Стихотворения
Басня
Рассказы
Это полезно
помнить
Словарь
Словесные: беседа по теме
Наглядные: стихотворения,
рассказы
Практические: анализ ситуаций,
игра, практикум
Стихотворения
Рассказы
Это полезно
помнить
Словесные: беседа по теме,
анализ стихотворения
Наглядные: стихотворения,
ситуации
Практические: анализ ситуаций,
игра, примеры, практикум
Стихотворения
Рассказы
Примеры
Игра «Давай
поговорим»
Беседа по прой
денной теме
Вывод
Игры
Беседа по прой
денной теме
Выводы
Памятки
Дерево решений
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Практикум
Вывод
Дерево решений
Дидактическая
игра
Беседа по прой
денной теме
Практикум
практикум
Вывод
Повторение
1
0
* Театрализованное действие «Дружба»
* Спортивный праздник «День здоровья»
* Сюжетноролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»
* Костюмированный праздник «Чистота и здоровье»
* Игрыпутешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не
будем плохо»
* Урок – КВН «Наше здоровье»
* Праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».