Школьна программа по баскетболу
Оценка 4.7

Школьна программа по баскетболу

Оценка 4.7
docx
02.03.2020
Школьна программа по баскетболу
Программа по баскетболу.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета                                   

Протокол № 1 от  28.08 2014г

УТВЕРЖДАЮ                                                                                

Приказ № 1от 28.08 2014г

Директор школы _______  Скрубунов В.Я.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 

«Баскетбол»

 

(физкультурно – спортивная направленность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу разработала: Волкова О.Б., учитель физической культуры.

Возраст участников: с 10 до 15 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

Д.Даньково

 

2014 – 2017г

Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.

Предлагаемая программа по баскетболу имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для работы с учащимися 5—9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной программы.

Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.

На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Участниками программы дополнительного образования по баскетболу являются учащиеся 5–9 классов 10–15лет Даньковской основной  школы. Набор учащихся свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Программа дополнительного образования по баскетболу рассчитана на 3года обучения. Включает в себя 68 часа учебного времени.

Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования.

Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и районном уровне.

 

 

Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам.

Задачи:

образовательные

- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.

- обучить технике и тактике двигательных действий.

воспитательные

- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.

 

развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;

 

оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье.

- содействовать физическому развитию.

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план распределения учебного материала

 

№ п/п

Темы занятий

кол-во

часов всего

теория

практика

1

Основы знаний

2

в процессе занятий

-

2

Передвижения и остановки без мяча

5

в процессе занятий

5

3

Ведение мяча

5

в процессе занятий

5

4

Ловля и передача мяча

5

в процессе занятий

5

5

Броски мяча

5

в процессе занятий

5

6

Отбор мяча

2

в процессе занятий

2

7

Финты

8

в процессе занятий

8

8

Комбинации элементов техники

16

в процессе занятий

16

9

Тактика игры

16

в процессе занятий

16

10

Подвижные игры и эстафеты

1

в процессе занятий

11

Физическая подготовка

2

в процессе занятий

12

Судейская практика

1

в процессе занятий

13

Всего часов

68

2

66

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Краткая харак-ка вида спорта.Требования к технике безопасности

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в движении без и сопротивлением защитника, (в парах, тройках, квадрате, круге) на разные расстояния.

Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направле-ния движения и скорости; ведение без и сопротивле-нием защитника ведущей и неведущей рукой.

Овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием.

Освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча

техника владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры

 

 

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без и с изменением позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей

Игра по упрощённым правилам, игра по правилам мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Формы контроля

Практические тесты.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся будут

знать:

1.      Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.

1.      Олимпийские игры современности (Сочи – 2014).

2.      правила техники безопасности.

3.      оказание помощи при травмах и ушибах.

4.      названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.

5.      типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.

6.      упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).

7.      контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.

8.      основное содержание правил по баскетболу.

9.      жесты судьи по баскетболу.

10.  игровые упр., подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.

 

уметь:

1.      соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

2.      выполнять технические приемы и тактические действия;

3.      контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

4.      играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

5.      демонстрировать жесты судьи;

6.      проводить судейство по баскетболу.

 

Демонстрировать:

1.      Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения,

2.      в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

3.      броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.

 

Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

- организовывать и проводить упр. по баскетболу во время самостоятельных занятий.

 

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

 

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

 

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

 

Качества личности учащихся

Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом:

сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.

трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.

выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.

решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.

мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.

дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.

самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.

воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.

Условия реализации программы

1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.

2. Уличная баскетбольная площадка.

3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.

4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.

6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры

7. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.

8. Хорошо оборудованный школьный стадион.

 

 

Формы аттестации

·         Опрос учащихся по пройденному материалу.

·         Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.

·         Мониторинг результатов по окончанию курса обучения.

·         Контроль соблюдения техники безопасности.

·         Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.

·         Контрольные игры с заданиями.

·         Выполнение контрольных упражнений.

·         Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.

·         Результаты соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные материалы

 

Тесты

результат

высокий

средний

низкий

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно

10

11

10,5

11,5

11

12

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5

5

4

4

3

3

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5

5

4

4

3

3

6

6

5

5

4

4

7

7

6

6

5

5

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

19

18

18

17

17

16

20

19

19

18

18

17

21

20

19

18

18

17

22

20

20

19

19

19

 

Методическое обеспечение программы.

 

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа,

посещение соревнований.

Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, баскетболу. Методические пособия по баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся.

Техническая подготовка.

Объяснение, демон-страция технического действия, практичес-кое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы.

Игры с заданиями, результаты участия в

соревнованиях.

Физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы.

Тесты и

контрольные упражнения.

Контроль умений и навыков

Соревнования (шко-льные, районные) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах.

Обсуждение результатов соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Дата

Название темы

Тип подготовки

Кво часов

Примечание

План

факт

История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

1

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

1

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

1

Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

1

Техника передвижения при нападении

Техн.

1

Техника передвижения при нападении

Техн.

1

Способы ловли мяча.

Техн.

1

Личная и общественная гигиена.

Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Теор.

Техн.

1

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

1

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

1

Техника ведения мяча.

Техн.

1

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

1

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

1

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

1

Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1

Контрольные испытания.

Контр.

1

Командные действия в нападении.

Такт.

1

Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

1

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

1

Учебная игра.

Интегр.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1

Командные действия в нападении.

Такт.

1

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

1

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

1

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1

36

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

37

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2

38

Учет в процессе тренировки.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Теор.

Техн.

1

1

39

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2

40

Тактика защиты.

Такт.

2

41

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

2

42

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

43

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

2

44

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

45

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

46

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Техн.

2

47

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

48

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

1

49

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

1

50

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1

51

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Такт.

1

52

Защитные стойки. Защитные передвижения.

Техн.

1

53

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

1

54

Учебная игра.

Интегр.

1

55

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

1

56

Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1

57

Организация командных действий.

Такт.

1

58

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1

59

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

1

60

Техника овладения мячом.

Техн.

1

61

Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

1

62

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

1

63

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Такт.

1

64

Учебная игра.

Интегр.

1

65

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1

66

Учебная игра.

Интегр.

1

67

Учебная игра.

Интегр.

1

68

Итоги прошедшего спортивного года.

Теор.

1

 

 

Список литературы.

 

·         «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.

·         журналы «Физкультура в школе».

·         «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.

·         комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.

·         примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М. Просвещение, 2011г.

·         программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г.

·         «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич, Минск 2004 год.


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе

Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам

Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам

Учебно – тематический план распределения учебного материала № п/п

Учебно – тематический план распределения учебного материала № п/п

Содержание программы

Содержание программы

Планируемые результаты В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся будут знать: 1

Планируемые результаты В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся будут знать: 1

Метапредметные результаты: – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия…

Метапредметные результаты: – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия…

Условия реализации программы 1

Условия реализации программы 1

Оценочные материалы №

Оценочные материалы №

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебная игра.Теор. Интегр.1

Учебная игра.Теор. Интегр.1

Совершенствование техники передачи мяча

Совершенствование техники передачи мяча

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020