Школьная математическая газета как один из факторов формирования современной образовательной среды
Кудрявцева О.А.
(г. Калуга, Россия,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №15» г. Калуги, olgaak63@mail.ru)
Освоение математики школьниками на всех этапах требует специфических подходов, которые очень часто не связаны с другими учебными предметами. В связи с этим обучение математике необходимо сделать желанным процессом, основанным на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности в качестве основы организации образовательной среды в целом. Одним из способов решения этой проблемы может стать привлечение подростков к созданию математической газеты. Основные цели математической стенной газеты – пропаганда математических знаний среди учащихся и повышение их мотивации к изучению математики.
Свою газету мы начали издавать ежемесячно с января 2015 года и назвали её математическим термином «Многогранник». Слово многогранный имеет два значения. Прямое значение — это объект, имеющий несколько граней; и переносное значение — охватывающий разные стороны чего-либо, многообразный. Мы надеялись, что наша математическая газета будет действительно разносторонней и интересной для многих, благодаря тому, что охватит разные стороны нашей жизни и объяснит их с точки зрения математики.
Сейчас уже вышли 45 номеров «Многогранника». Со свежим номером математической газеты всегда можно ознакомиться на школьном стенде около кабинетов математики, что дает возможность прочитать его всем обучающимся. Все учителя математики школы обеспечиваются одним экземпляром каждого выпуска газеты для того, чтобы материал газеты использовался в качестве дополнительной литературы на уроках математики. На школьном сайте размещен электронный вариант математической газеты «Многогранник», что делает её доступной для более широкого круга читателей. Архив всех номеров школьной математической газеты «Многогранник» создает ту открытую развивающую среду, которой пользуются в образовательных целях не только учителя нашей школы, но и все заинтересованные участники образовательных отношений. Архив всех выпусков можно найти по адресу https://drive.google.com/drive/folders/0BykGJBPN_r_xYlJqbVo3OWVFdm8
При школьном научном обществе «Эврика» создана редакционная коллегия газеты, в которую входят ответственный редактор и ответственные за различные рубрики. Обязанности были распределены с учётом возможностей и интересов подростков. К созданию математической газеты особый интерес проявили ученики, имеющие опыт проектной и исследовательской деятельности. Наметились постоянные рубрики в газете: «Наш календарь», «Творцы науки», «Музей фактов», «Веселый задачник», «На досуге» и другие.
Я.И. Перельман считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные принципы делать доступными. «Чтобы придать предмету привлекательность и поднять к нему интерес, я пользуюсь … разнообразными средствами: задачами с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательными экскурсиями в область истории математики, неожиданными применениями алгебры к практической жизни и т.п.» (4; с.3) Очень важно, что математическая газета, создаваемая на основе работ и исследований обучающихся, становится не только внешним фактором, но и внутренней предпосылкой развития личности. Газета используется как средство распространения научных знаний и формирования кругозора и мировоззрения. Работа над созданием математической газеты полезна всем учащимся, независимо от уровня освоения ими математики. При этом происходит реальное интеллектуальное, нравственное и личностное развитие учащихся – та психологическая база, на основе которой можно формировать универсальные учебные действия.
Наличие постоянного состава редколлегии не означает, что все остальные учащиеся школы являются только читателями. Работа организована так, чтобы как можно больше учащихся принимало участие в выпуске математической газеты. Любой ученик, проявляющий интерес к математике, может прислать на рассмотрение свой материал. Целенаправленный подбор материалов математической газеты и специальные задания, стимулирующие интересы учащихся, дают возможность подготовить участников различных конкурсов при проведении недели математики в школе и других форм внеурочной работы путем привлечения дополнительной разнообразной и содержательной информации. Таким образом, математическая газета «Многогранник» может рассматриваться как совокупность условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социокультурном окружении, для саморазвития и самовыражения личности. Можно привести примеры различных мероприятий, основой которых стали публикации газеты «Многогранник».
Таблица №1. Использование потенциала газеты
Номер газеты |
Название публикации |
Выход |
Название проектного продукта, созданного на основе публикации |
1 |
Великая Отечественная война в цифрах и фактах |
Учебный проект |
Сборник задач о войне |
1 |
Всемирный день снега |
Учебный проект |
Альбом «Геометрия снежинки» |
2 |
Вклад математиков в годы Великой Отечественной войны |
Устный журнал |
Презентация «Математика на службе Отечества» |
3 |
Женские имена в математике |
Устный журнал Учебный проект |
Галерея прекрасных женщин Математический календарь «Великие женщины-математики» |
3 |
Международный день числа Пи |
Математический праздник в школе |
Общешкольное мероприятие «День числа Пи» |
1-4 |
70 лет Великой Отечественной войне |
Участие в школьной научной конференции |
Презентация «Бессмертный полк глазами математика» |
1-5 |
Наш календарь. Знаменитые математики |
Учебный проект |
Математический календарь «Великие математики России» |
6 |
Пушкин и математика |
Устный журнал |
Общешкольное мероприятие «Математика в литературных произведениях» |
7 |
История появления календаря |
Учебный проект |
Презентация «Календарь: почему он такой? |
7 |
Невозможные фигуры |
Выставка |
Поделки и рисунки «В мире невозможных фигур» |
8 |
Математика и шахматы |
Учебный проект |
Сборник задач «Математика на шахматной доске» |
Работая над созданием математической газеты, школьники учатся пользоваться информацией, полученной из разных источников, при решении различных познавательных и творческих задач. Эта работа нравится учащимся, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, формирует у учащихся познавательный опыт и опыт управления своей познавательной деятельностью. Динамика в развитии личности отслеживается по следующим показателям:
1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность, креативность.
2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Инициативность, коммуникабельность, умение работать в команде.
4. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности, умение принимать решения и брать личную ответственность.
5. Адаптивность и способность к смене позиций и видов деятельности.
Чтобы стать успешным в дальнейшем, подросток ещё в школе должен научиться анализировать ситуацию, ставить цель, разрабатывать пути её достижения, рассуждать, прогнозировать последствия, делать выводы, давать оценку и самооценку. Практическая значимость работы над созданием математической газеты определяется четко выраженным практико-ориентированным характером.
Выросшая из занятий кружка математическая газета, теперь является связующим звеном самых разных видов деятельности обучающихся: исследовательская и проектная деятельность, участие в конференциях, выполнение заданий творческого характера и т.д. Математическая газета стала педагогическим продуктом, ориентированным на решение задачи развития личностных ресурсов каждого школьника, она позволила изменить стратегию и тактику своей педагогической деятельности. Таким образом, можно утверждать, что школьная математическая газета создает благоприятную среду для личностного роста как учеников, так и педагогов.
Ещё Л.С. Выготский писал, что в строго научном смысле нельзя другого человека воспитать, обучить, развить – можно лишь создать благоприятную «обучающую среду», в которой происходит самообучение и саморазвитие учащихся. Яркость и насыщенность этой среды будут зависеть от возраста, поведения, психофизических особенностей школьников и профессионализма учителя. Школьная математическая газета - это всего лишь шаг на пути создания среды для повышения эффективности математического образования, но из маленьких шагов и состоит движение к вершине.
Литература.
1. Агаханов Н.Х., Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников. – Вестник ТГПУ, 2013, №1(129)
2. Выготский Л.С., Педагогическая психология. //под ред В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
3. Кондаурова И.К., Избранные главы теории и методики обучения математике: дополнительное математическое образование школьников. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд. Центр «Наука», 2010. – 138с
4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М. Наука, 1967. – 200с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.