Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся

  • Семинары
  • docx
  • 14.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лещенко ИН Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся.docx

Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся

 

Лещенко И.Н. учитель информатики

МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева

 

        В прошлом учебном году ученики оказались в ситуации дистанционного обучения, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учителя столкнулись с тем, что учащиеся не всегда включаются в работу.  В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые учителя и ученики обычно опираются в аудитории. Учителю труднее устанавливать контакт с учениками, ученикам сложнее оценить результат своей работы без повседневного контакта с одноклассниками и учителями. И, главное, такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетенции. На помощь пришли различные цифровые платформы: Сберкласс, Учи.ру, Я- класс и другие.

       Одним из важнейших факторов успешного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение.

 На мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:

·         познавательная активность ребёнка;

·         стремление к достижениям и саморазвитию;

·         уверенность в себе;

·         сознательность;

·         настойчивость.

Исходя из этого, учитель может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью:

·         предметного содержания (например, структурированного или хаотичного);

·         разнообразных активных методов и форм обучения;

·         обратной связи;

·         характера отношений с ребёнком;

·         собственного энтузиазма.

К сожалению, единая формула мотивации ученика отсутствует, поскольку каждый детский коллектив индивидуален. Что же традиционно мотивирует ребенка в учебе?

·         Хорошие оценки.

·         Одобрение.

·         Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.

·         Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.

        Ученики, которые позитивно отзываются о работе на Школьной цифровой платформе, говорят, что сейчас они больше успевают, имеют больше возможностей для саморазвития и самообучения - и им это нравится. Конечно, есть и те, которые не включены в обучение и испытывают трудности, связанные с недостатком волевой саморегуляции. Для таких учеников новый формат работы оказывается большой ношей. Им совсем непросто справиться, им трудно организоваться, не имея реального или визуального контакта. Как же повысить учебную мотивацию и вовлеченность в образовательный процесс?

Виды мотивации учебной деятельности

         Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм ученика.

Итак, давайте приведем стратегии, которые смогут помочь учителю поддерживать продуктивные формы мотивации:

·         поощряйте вовлеченность и активное участие;

·         внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности - подкрепляйте его;

·         поддерживайте потребность в автономии и свободе;

·         поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения;

·         обеспечьте своевременную обратную связь;

·         давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания;

·         старайтесь, по возможности, тщательно спланировать и организовать занятие;

·         обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам;

·         поддерживайте у детей ощущение « Я смогу»;

·         сохраняйте энтузиазм - энтузиазм заразителен.

Факторы повышения учебной мотивации

Давайте теперь рассмотрим факторы, которые  влияют на вовлечение ученика в учебную работу.

1. Право не понимать и ошибаться.

       Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу. Американский писатель Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Это относится и к обучению. Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится  как к части развития.  Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. Важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники.

2. Чувство, что ты не справишься.

       Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием.  Когда ученик не понимает, с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно  останется невыполненным. Для вовлечения ученика продумываем систему поддержки. Возможно, это будут краткие инструкции, подсказки, самопроверки, чат для вопросов, объяснения при помощи видео или аудиосвязи и так далее.

3. Понимание смысла работы, которую выполняешь.

       Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее   не сделать или сделать так, чтобы на это меньше затратить времени. Французский психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию Селестен Френе говорил: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны, поэтому, старайтесь доносить до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случае вы не услышите «…да зачем мне это надо?» и вовлечение в работу повысите.  

4. Наличие выбора. Выбор – свобода.

         Когда ученик делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Отсюда следует, что вероятность того, что работа будет проделана, возрастает.  Можно предложить выбор в заданиях по уровню сложности, способам выполнения работы, в количестве заданий и так далее. Главное, чтобы ученик понимал, что у него есть выбор.  

5. Подача учебного материала.

       Современных учеников не влечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот). Стоит  продумывать подачу материала. Это могут быть короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы и множество других вариантов, которые добавят динамики и интерактива.

            С 1 сентября 2020 года наша школа приступила к апробации персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы СБЕРКЛАСС. Персонализированная модель образования, по мнению разработчиков, - технология обучения, призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира. И с этим нельзя не согласиться.

     С нашей точки зрения, цифровая платформа – инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации в обучении и повысить мотивацию к обучению в целом, так как при разработке всех заданий на Платформе учтены все факторы повышения мотивации учеников и использованы все стратегии к поддержанию продуктивной мотивации.

 

       Образовательный процесс на платформе строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующие факторы ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.

     Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль. Каждый модуль начинается с мотивурующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Проблемный вопрос – еще один основополагающий элемент урока. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно, но пройдя свой путь, свою траекторию, каждый ученик сможет ответить на этот вопрос.

Задания в модуле формируем по целям  (уровням):

- я могу воспроизвести решение,

- я понимаю и  могу применить решение в усложненной ситуации,

- я могу проанализировать ситуацию  и применить решение в незнакомой ситуации.

Это позволяет обучающемуся увидеть траекторию своего движения, оценить реальный уровень.

Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.

Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.

Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область и применять знания в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.

            Большой плюс в данной модели в том, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий:

·         самопроверка учащимся по ключам,

·         проверка учителем,

·         автоматическая проверка,

·         проверка работы одноклассником.

В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу в формате ВПР и ОГЭ.

                На платформе предусмотрена обратная связь с учителем. При работе на данной платформе могут быть привлечены и любимые обучающимися гаджеты. Модульные задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Тренировочные задания задаются учителем с помощью матрицы заданий. После выполнения заданий обучающимся учитель проверяет результат и дает подробный адресный комментарий.

         Минус платформы в том, что на учителя ложится очень большая нагрузка в плане проверки тех заданий, которые не предусматривают автопроверку или не дают детям выйти на этап проверки.

           Надо понять, что учебный процесс – это командная игра. Когда ученик понимает, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в школьном пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность. Ученики могут работать над заданиями совместно, учась друг у друга. Работая таким образом, ученики учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу учителю. Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Ученикам важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи.  И эти правила должны стать приоритетными.

              Подводя итог, следует отметить, что все учебные платформы повышают мотивацию учащихся к самообразованию, развивают культуру учения и дают возможность почувствовать свою ответственность за результат работы. Использование платформы Сберкласса, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения, позволяет повысить мотивацию ученика и сделать весь процесс обучения более эффективным.