Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.01.2017
В статье "Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся" рассказывается о том, какими возможностями располагает дополнительное образование для развития творческих способностей школьников. Издание школьной газеты способствует развитию личности учеников, создаёт необходимые условия для деятельности и проявления активности, воспитывает патриотические чувства. . Работа педагога дополнительного образования Мисюревой Л.В. направлена на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Это сейчас очень актуально, так как у части современной молодёжи, к сожалению, практически отсутствует чувство Памяти. . Кроме того, участие ребят в издании школьной газеты способствует развитию их творческих способностей, формированию активной жизненной позиции. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач дополнительного образования школьников.
Школьная газета как средство воспитания патриотмзма.docx
1
Мисюрева Людмила Викторовна
Школьная газета «Ученик Плюс» как средство
воспитания патриотизма и
гражданственности учащихся
(из опыта работы руководителя творческого объединения
«Юный журналист» Мисюревой Л.В.)
МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино Павловского района
email: misyreva@mail.r 2
2016г.
Огромную роль в военнопатриотическом воспитании сегодняшней молодежи без
сомнения играют средства массовой информации. По данным статистики ежегодно в
России выходит более трех миллионов школьных газет. Круг читателей одного школьного
издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их
родителей, родственников, педагогов, выпускников школы прежних лет.
Я хочу показать, какую роль школьные издания и, в частности наша школьная
газета «Ученик Плюс», играют в формировании гражданскопатриотических чувств
учащихся. Мне кажется, что эта работа актуальна, так как в настоящее время у многих
представителей молодого поколения практически полностью отсутствует чувство
уважения и любви к своей стране. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес и
внимание к истории своей страны, истории своей семьи, чувство гордости за своих
предков.
Инициативной группой старшеклассников был проведён опрос среди учащихся
школы, их родителей и педагогов: « Роль СМИ в жизни школьников». 90 % учащихся
признали необходимость школьного издательства, 10% опрошенных пока не определились
со своей позицией. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что
большая часть опрошенных признаёт необходимость создания качественной
школьной газеты.
Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно заключается не
только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их
самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании
умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных
подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой
формируются нравственные ценности, в том числе и любовь к Родине. Издание нашей
школьной газеты «Ученик Плюс» также является частью большой, целенаправленной
работы по воспитанию патриотизма и гражданственности. Газета «Ученик Плюс» издаётся
в нашей школе с 2007 года. С этого же года и действует творческое объединение «Юный
журналист», на котором школьники обучаются по моей авторской программе (
Экспертное ГОУ ДПО НИРО №65 от 22.04.2009 ) основам журналистского
мастерства. Название «Ученик Плюс» было выбрано нами не случайно. Ученики всегда
находятся в окружении когото (или чегото). И от того, насколько эта среда благоприятна
для общения, часто зависит и их моральное, а зачастую и физическое состояние. Газета
"Ученик Плюс" – газета для учителей, учеников и их родителей.
Она объединила вокруг себя очень разных ребят: разных по возрасту, темпераменту,
пристрастиям, но, бесспорно, одаренных и талантливых, а главное неравнодушных и
желающих жизнь в школе сделать интересной и насыщенной.
Проект «Школьная газета» предлагает решение проблем современных подростков, а
также способствует формированию условий для развития творческих способностей
обучающихся. К окончанию школы человек, на мой взгляд, должен быть хорошо
осведомлён в определённом круге вопросов. Другими словами, он должен получить
информационные и коммуникативные навыки, без которых он не будет успешным
человеком, востребованным на рынке труда. Так бывший редактор школьной газеты (2011
2014 г.г.) Козинцева Юлия в 2016г. стала студенткой факультета журналистики
Московского государственного университета. 3
Школьная газета помогает учащимся сформировать осознание собственной
принадлежности и значимости к разнообразным событиям школьной жизни, участию в
школьном самоуправлении. Это не только массовое информационное средство, но и
возможность выразить себя, заявить о своих проблемах, задать наболевшие вопросы,
поделиться чемто волнующим и интересным. Мы считаем, что каждый человек талантлив.
Именно это и отражает девиз газеты, обращённый к читателям: «В каждом
человеке солнце, только дайте ему светить!» В настоящее время возникла
необходимость усовершенствовать, расширить и углубить знания ребят в данной области.
Заинтересованные учащиеся пожелали больше узнать о журналистских профессиях. А это,
в свою очередь, помогает решить задачу профильного обучения.
Школьная газета является центром, где созданы условия для самоорганизации, где
каждый получает возможность раскрыть, развить и реализовать свои способности,
общаться, получать необходимую информацию.
Одна из приоритетных задач этого школьного издания – патриотическое воспитание
школьников. Большинство статей в газете посвящено интересным событиям, которые
происходят в родной школе. Такие патриотические мероприятия, как смотр строя и песни,
посвященный Дню Защитника Отечества, встречи с ветеранами, которые происходят
регулярно, широко освещаются на страницах нашей газеты.
Также регулярно газета знакомит и с результатами работы
поискового отряда «Память», который действует в нашей
школе на протяжении 6 лет. Для того, чтобы подростки
понимали, как страшны любые проявления национализма, есть
статьи посвященные скинхедам – ложным патриотам – и их
идеологии. Но не только о школе пишут юные корреспонденты:
их еще интересуют молодежные проблемы, выставки,
качественное кино, хорошая музыка, книги. Такие темы
позволяют открыть широкий простор для патриотического
воспитания и творчества учащихся. Для этого мы используем
самые разные жанры журналистики.
конкурсы сочинений. Ребята рассказывали о своих прабабушках и прадедушках –
ветеранах войны и труда
В рамках рубрики «Мы помним…» были проведёны
Также мы пробуждаем патриотические чувства в наших читателях с помощью
разнообразных эссе и очерков.
Результатом нашей работы по организации творческих конкурсов стала изданная в
2014 г. Книга Памяти, в которую мы собрали рассказы учеников нашей школы о своих
прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной войны, собранные в
течение трёх лет. Эта публикация является ярким примером того, как можно воспитывать
чувство патриотизма силами маленькой школьной газеты. Чтобы привлечь учеников к
созданию книги, мы публиковали различные письмаобращения с просьбой собрать
материал о своих прабабушках и прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. 4
Наша газета это своеобразная
летопись нашей школьной жизни.
Нам очень интересно работать в
редакции. Это даёт возможность
познакомиться с замечательными
людьми, узнавать много
интересных фактов из прошлого
нашего посёлка. Так было,
например, когда мы, работая над
очередным номером газеты,
посвященном Дню Победы, брали
интервью у ветеранов тыла, старожилов нашего посёлка. Из их
рассказов мы и узнали, что с 1941 по 1945 г.г. в трёх километрах от нашего посёлка
Тумботино располагался эвакуационный госпиталь №1743. Многие раненые, лечившиеся
в госпитале, приходили в посёлок, общались с местной молодёжью. Говорили в посёлке
Тумботино и о том, что раненых, умерших в этом госпитале, хоронили в лесу, недалеко от
него. В послевоенные десятилетия находили в лесу столбики с табличками, на которых
были вырезаны имена и фамилии умерших. К сожалению, в течение почти 65 лет никто не
позаботился о том, чтобы увековечить память об умерших от ран защитниках Родины. А
ведь, по словам старожилов, похоронено в лесу несколько десятков человек. Народная
память сохранила то, что не нашло отражения в официальных документах!
Эти интервью и стали началом поискового движения. На Совете старшеклассников было
принято решение об организации поискового отряда. Мы решили узнать больше о
госпитале, о захоронениях раненых. Стали опрашивать жителей посёлка, обратились в
военкомат, в архивы. Через нашу газету обратились к ученикам школы, родителям,
учителям с просьбой помочь в поиске.
К 65летию Великой Победы вблизи места захоронения был поставлен крест как знак
памяти и скорби о солдатах Великой Отечественной войны, не доживших до Победы. Так
было положено начало проекту «Никто не забыт!», в котором приняли участие 5
школьники, их родители, бабушки, дедушки, жители посёлка. А
работа юных
корреспондентов получила важный и значительный для посёлка Тумботино результат.
Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем
публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о
своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к
рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов,
оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование
мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное
самоопределение растущего человека.
О результатах работы редакции школьной газеты можно судить по опросам, проведённым
нами среди учеников 111 классов с интервалом в два с половиной года
(май 2012 г. январь 2015 г.). В мае 2012 г. был проведён опрос среди учеников 14
классов (30 учся), 58 кл. (40 учся), 911 кл. (20 учся). Ребята отвечали на вопрос:
«Знаете ли вы об истории своей семьи?» Такой же опрос был проведён и в
январе2015г.
Вот сравнительный анализ результатов этих опросов:
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
2011 год
1-4 класс
5-8 класс
9-11 класс 6
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
2014 год
1-4 класс
5-8 класс
9-11 класс
Сравнивая результаты опросов и сопоставляя их с количеством участников
творческих конкурсов, организованных нашей газетой, можно сделать вывод о том, что
интерес ребят к истории своей семьи вызван и публикациями в школьной газете, и
участием их в творческих конкурсах на патриотическую тему, которые предлагала
редакция газеты за последние 3 года:
Потомки помнят славную Победу!
Знаю! Помню! Горжусь!
Герои Победы – наши прадеды!
Сегодня для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Особое значение
имеет воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей, готовности службе в
армии.
С каждым днем все меньше и меньше остается живых непосредственных участников
Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все
больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился
после Победы. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений
правду о минувшей войне.
«Память, которой не будет конца» это акции, мероприятия, КТД, направленные на
воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее
народа.
Патриотическое воспитание в школьной газете охватывает сразу два направления:
самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о
школьных музеях боевой славы, о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно
патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с
различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать
объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно
формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать
процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и
воспитывает чувство. Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма не 7
стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется
огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство
патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к
историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в
издании школьной газеты или читая ее, ребята учатся любви – любви к своей семье,
друзьям, школе, стране. И, как справедливо написала в своей статье Кутина Полина:
«Родина не вокруг тебя, она внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У нее
героическое прошлое и, поистине, великое будущее». Если наше подрастающее
поколение будет это осознавать, значит, оно больше не будет потерянным
поколением.
Выводы:
1. Школьная газета воспитывает у детей чувство патриотизма, гражданственности,
уважения к своему историческому прошлому,
внимание к жизни старшего поколения (участие в социальных проектах, забота о
ветеранах).
2. Работа по изданию школьной газеты развивает творческие способности учащихся,
привлекает их к участию в различных конкурсах, фестивалях патриотической
направленности..
3. Работа в школьной газете способствует формированию навыков исследовательской
деятельности, учит извлекать и отбирать факты, работать с различными
источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать
объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно
формулировать свои мысли.
Список использованной литературы
1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и
журналистика»)
2. Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н.,
Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс»
Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
3. Концова В.В. Детское объединение «Прессцентр» // Классный руководитель 2003
№3 – с. 64 – 72.
4. Прессклуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.сост. Н.В.
Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
5. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор
развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 №2526 – с.2021 8
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.