Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Оценка 4.6

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.01.2017
Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
В статье "Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся" рассказывается о том, какими возможностями располагает дополнительное образование для развития творческих способностей школьников. Издание школьной газеты способствует развитию личности учеников, создаёт необходимые условия для деятельности и проявления активности, воспитывает патриотические чувства. . Работа педагога дополнительного образования Мисюревой Л.В. направлена на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Это сейчас очень актуально, так как у части современной молодёжи, к сожалению, практически отсутствует чувство Памяти. . Кроме того, участие ребят в издании школьной газеты способствует развитию их творческих способностей, формированию активной жизненной позиции. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач дополнительного образования школьников.
Школьная газета как средство воспитания патриотмзма.docx
1 Мисюрева Людмила Викторовна Школьная газета  «Ученик Плюс»  как средство  воспитания патриотизма и  гражданственности  учащихся (из опыта работы руководителя творческого объединения  «Юный журналист» Мисюревой Л.В.) МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино Павловского района e­mail: [email protected] 2 2016г. Огромную роль в военно­патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без  сомнения играют средства массовой информации. По данным статистики ежегодно в  России выходит более трех миллионов школьных газет.  Круг читателей одного школьного  издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их  родителей, родственников, педагогов, выпускников школы прежних лет.  Я хочу показать, какую   роль  школьные издания и, в частности наша школьная  газета «Ученик Плюс», играют в формировании гражданско­патриотических чувств  учащихся. Мне кажется,  что эта работа актуальна, так как в настоящее время у многих  представителей молодого поколения практически полностью  отсутствует чувство  уважения и любви к своей стране. Поэтому очень важно  пробудить в детях интерес и  внимание к истории своей страны, истории своей семьи, чувство гордости за своих  предков. Инициативной группой  старшеклассников был проведён опрос среди учащихся  школы, их родителей и  педагогов: « Роль СМИ в жизни школьников».  90 % учащихся  признали необходимость школьного издательства, 10% опрошенных пока не определились  со своей позицией. Проанализировав результаты  анкетирования, мы пришли к выводу, что  большая часть опрошенных признаёт необходимость создания качественной  школьной газеты.  Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно  заключается не  только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их  самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных  подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой  формируются нравственные ценности, в том числе и любовь к Родине. Издание нашей  школьной газеты «Ученик Плюс»  также является частью  большой, целенаправленной  работы по воспитанию патриотизма и гражданственности. Газета «Ученик Плюс»  издаётся  в нашей школе с 2007 года.   С этого же года и действует творческое объединение  «Юный  журналист», на котором  школьники обучаются по моей   авторской программе  (  Экспертное ГОУ ДПО НИРО №65 от 22.04.2009 ) основам журналистского  мастерства.  Название «Ученик Плюс»  было выбрано нами не случайно. Ученики всегда  находятся в окружении кого­то (или чего­то). И от того, насколько эта среда благоприятна для  общения, часто зависит и их моральное, а зачастую и физическое состояние.  Газета  "Ученик Плюс" – газета для учителей, учеников и их родителей.   Она объединила вокруг себя очень разных ребят: разных по возрасту, темпераменту,  пристрастиям, но, бесспорно, одаренных и талантливых, а главное ­ неравнодушных и  желающих жизнь в школе сделать интересной и насыщенной.            Проект «Школьная газета» предлагает решение проблем современных подростков, а  также способствует формированию условий для развития творческих способностей  обучающихся. К окончанию школы человек, на мой взгляд, должен быть хорошо  осведомлён в определённом круге вопросов.  Другими словами, он должен получить  информационные и коммуникативные навыки, без которых он не будет успешным  человеком, востребованным на рынке труда. Так  бывший редактор школьной газеты (2011­ 2014 г.г.) Козинцева Юлия в 2016г. стала студенткой факультета журналистики  Московского государственного университета. 3 Школьная газета помогает учащимся сформировать осознание собственной  принадлежности и значимости к разнообразным событиям школьной жизни, участию в  школьном самоуправлении. Это не только массовое информационное средство, но и  возможность выразить себя, заявить о своих проблемах, задать наболевшие вопросы,  поделиться чем­то волнующим и интересным. Мы считаем, что каждый человек талантлив.  Именно это и отражает девиз газеты, обращённый к читателям: «В каждом  человеке солнце, только дайте ему светить!» В настоящее время возникла  необходимость усовершенствовать, расширить и углубить знания ребят в данной области.  Заинтересованные учащиеся пожелали больше узнать о журналистских профессиях. А это,  в свою очередь, помогает решить задачу профильного обучения.       Школьная газета является центром, где созданы условия для самоорганизации, где  каждый получает возможность раскрыть, развить и реализовать свои способности,  общаться, получать необходимую информацию. Одна из приоритетных задач этого школьного издания – патриотическое воспитание  школьников. Большинство статей в газете посвящено интересным событиям, которые  происходят в родной школе. Такие патриотические мероприятия, как смотр строя и песни,  посвященный Дню Защитника Отечества, встречи с ветеранами, которые происходят  регулярно,  широко освещаются на страницах нашей газеты.  Также регулярно газета знакомит и с результатами работы  поискового отряда «Память», который действует в нашей  школе на протяжении 6 лет. Для того, чтобы подростки  понимали, как страшны любые проявления национализма, есть  статьи посвященные  скинхедам – ложным патриотам – и их  идеологии. Но не только о школе пишут юные корреспонденты:  их еще интересуют молодежные проблемы, выставки,  качественное кино, хорошая музыка, книги. Такие темы  позволяют открыть широкий простор для патриотического  воспитания и творчества учащихся. Для этого мы используем  самые разные жанры журналистики.  конкурсы сочинений. Ребята рассказывали о своих прабабушках и прадедушках –  ветеранах войны и труда  В рамках рубрики «Мы помним…» были проведёны  Также мы пробуждаем патриотические чувства в наших читателях с помощью  разнообразных эссе и очерков. Результатом нашей работы  по организации творческих конкурсов стала  изданная в  2014 г.  Книга Памяти, в которую мы собрали рассказы учеников нашей школы о своих  прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной войны, собранные в  течение трёх лет. Эта публикация является ярким примером того, как можно воспитывать  чувство патриотизма силами маленькой школьной газеты. Чтобы привлечь учеников к  созданию книги, мы публиковали  различные письма­обращения с просьбой собрать  материал о своих прабабушках и прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. 4 Наша газета ­ это своеобразная летопись нашей школьной жизни. Нам очень интересно работать в редакции. Это даёт возможность познакомиться с замечательными людьми, узнавать много интересных фактов из прошлого нашего посёлка. Так было, например,  когда мы, работая над очередным номером газеты, посвященном Дню Победы, брали интервью у  ветеранов тыла, старожилов нашего посёлка. Из их  рассказов  мы и узнали, что с 1941 по 1945  г.г. в трёх километрах от нашего посёлка  Тумботино располагался  эвакуационный госпиталь №1743.  Многие раненые, лечившиеся  в госпитале, приходили в посёлок, общались с местной молодёжью.  Говорили в посёлке  Тумботино и о том, что раненых,  умерших в этом госпитале, хоронили в лесу, недалеко от  него.  В  послевоенные   десятилетия  находили в лесу столбики с табличками, на которых  были вырезаны имена и фамилии умерших. К сожалению, в течение почти 65 лет  никто не  позаботился о том, чтобы увековечить память об умерших от ран защитниках Родины. А  ведь, по словам старожилов,  похоронено в лесу несколько десятков человек. Народная  память сохранила то, что не нашло отражения в официальных документах! Эти интервью и стали началом  поискового движения. На Совете старшеклассников было  принято решение об организации поискового отряда. Мы  решили узнать больше о  госпитале, о захоронениях раненых. Стали опрашивать жителей посёлка, обратились в  военкомат, в архивы. Через нашу газету обратились к ученикам школы,  родителям,  учителям с просьбой помочь в поиске.      К 65­летию Великой Победы   вблизи места захоронения был поставлен крест как знак памяти и скорби о солдатах Великой Отечественной войны, не доживших до Победы. Так было   положено   начало  проекту   «Никто   не   забыт!»,  в   котором   приняли   участие 5 школьники,   их   родители,   бабушки,   дедушки,   жители   посёлка.  А     работа   юных корреспондентов   получила   важный и значительный для посёлка Тумботино   результат. Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем».   Статьи   ровесников   не   только   формируют   у   старшеклассников   способность   к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения,   патриотических   убеждений,   характера   и   осуществляется   жизненное самоопределение растущего человека. О результатах работы редакции школьной газеты  можно судить по опросам, проведённым нами среди учеников 1­11 классов с интервалом в два с половиной года  (май  2012 г.­ январь 2015 г.). В мае 2012 г. был проведён опрос среди учеников 1­4  классов (30 уч­ся), 5­8 кл. (40 уч­ся), 9­11 кл. (20 уч­ся). Ребята отвечали на вопрос:  «Знаете ли вы об истории своей семьи?» Такой же опрос был проведён  и в  январе2015г.  Вот сравнительный анализ результатов этих опросов: 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2011 год 1-4 класс 5-8 класс 9-11 класс 6 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2014 год 1-4 класс 5-8 класс 9-11 класс Сравнивая результаты опросов и сопоставляя их с количеством участников  творческих конкурсов, организованных нашей газетой, можно сделать вывод о том, что  интерес ребят к истории своей семьи  вызван и публикациями в школьной газете, и   участием их в творческих конкурсах на патриотическую тему, которые предлагала  редакция газеты за последние 3 года:  Потомки помнят славную Победу!   Знаю! Помню! Горжусь! Герои Победы – наши прадеды! Сегодня для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Особое значение  имеет воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей, готовности службе в  армии. С каждым днем все меньше и меньше остается живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все  больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился  после Победы. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений  правду о минувшей войне. «Память, которой не будет конца» ­ это акции, мероприятия, КТД, направленные на  воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее  народа.          Патриотическое воспитание в школьной газете охватывает сразу два направления:  самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о  школьных музеях боевой славы, о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно­ патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать  факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать  объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно  формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать  процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и  воспитывает  чувство. Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма не 7 стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется  огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство  патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к  историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в  издании школьной газеты или читая ее, ребята учатся любви – любви к своей семье,  друзьям, школе, стране. И, как справедливо написала в своей статье Кутина Полина:  «Родина не вокруг тебя, она ­ внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У нее  героическое прошлое и, поистине, великое будущее». Если наше подрастающее  поколение будет это осознавать, значит, оно больше не будет потерянным  поколением. Выводы: 1. Школьная газета воспитывает у детей чувство патриотизма, гражданственности,  уважения к своему историческому прошлому, внимание к жизни старшего поколения  (участие в социальных проектах, забота о  ветеранах). 2. Работа по изданию школьной газеты развивает творческие способности учащихся,  привлекает их к участию в различных конкурсах, фестивалях  патриотической  направленности.. 3. Работа в школьной газете способствует формированию навыков исследовательской  деятельности,  учит извлекать и отбирать  факты, работать с различными  источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать  объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно  формулировать свои мысли.                                                Список использованной литературы 1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ  «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика») 2. Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н.,  Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс»  Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006. 3. Концова В.В. Детское объединение «Пресс­центр» // Классный руководитель 2003 ­  №3 – с. 64 – 72. 4. Пресс­клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.­сост. Н.В.  Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил. 5. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор  развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 ­ №25­26 – с.20­21 8

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся

Школьная газета как средство воспитания патриотизма и гражданственности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017