РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу обучающейся 10 класса
МКОУ СОШ с.Сергеевка
Чаленко Елены Владимировны
(фамилия, имя и отчество)
по теме: «Школьное питание – здоровое питание»
(название темы проектной работы)
Проект «Школьное питание – здоровое питание» посвящён изучению основ рационального питания в подростковом возрасте.
Работа построена по традиционной схеме. Она включает следующие структурные элементы: введение, основную часть, заключение, список используемой литературы, приложения.
Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Педиатры бьют тревогу: часто болеющие дети к переходному периоду уже имеют хронические заболевания. Причиной для некоторых недугов является нерациональное питание. В работе чётко обозначены цель и задачи исследования, указаны методы исследования.
В теоретической части автор раскрывает понятия физиологического развития детей в подростковом возрасте, рационального питания подростков, последствия неправильного питания. Материал изложен научным стилем: грамотно, чётко и последовательно.
Практическая часть выполнена в небольшом объёме. Проведено тестирование среди учащихся.
В заключении сделаны выводы, соответствующие поставленным цели и задачам, определена практическая значимость работы. Завершают работу приложения.
Содержание работы соответствует целям и задачам проектной работы.
Проект выполнен ученицей самостоятельно в 100% объеме.
Работа заслуживает высокой оценки, так как принимала участие в Районном конкурсе «Лучшая столовая школы – 2023» и стала победителем данного конкурса, то есть заняла 1 место.
Рекомендации: продолжить работу над исследованием с целью расширения доказательной базы для своих выводов.
Вывод: проектная работа Чаленко Елены Владимировны
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «Школьное питание – здоровое питание»
(название темы)
отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ ______________________Косолапова Ольга Ивановна
(подпись) (ФИО)
«06» марта 2023г
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Сергеевка
Партизанского муниципального района
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема:
«Школьное питание - здоровое питание»
Выполнила:
Чаленко Елена Владимировна,
ученица 10 класса
Куратор проекта:
Косолапова Ольга Ивановна,
учитель биологии
с. Сергеевка, 2023г
Оглавление
1 Введение……………………………………………………………....………...3
2 Основная часть……………………………………………………………........5
2.1 Понятие о здоровом питании………………………………………………..5
2.2 Здоровый образ жизни и правильное питание ………………… .................6
2.3 Правила здорового питания………………………………… …………...….7
2.4 Современные продукты. Польза/вред…………………… ………............. .8
2.5 Влияние вредных продуктов питания на организм человека….. …….....11
2.6 Пирамида питания………………………………………………….………..12
2.7.Изучение питания учащихся нашей школы………………………………14
3 Заключение…………………………………………………………............…16
4 Список используемой литературы……………… ……………………...….18
Приложения……………………………………………………………..............19
.
1. Введение
Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.
Питание школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Проблемная ситуация: Рацион питания детей не сбалансирован. В школе и дома ребёнок часто питается бутербродами, выпечкой, чипсами или сухарикам, перекусами. А многие родители, в связи с занятостью или недопониманием правильного питания уделяют этому мало внимания.
Актуальность: С самого раннего детства у ребенка формируются пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья и школа. Именно в школьном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и здоровом образе жизни.
Цель: Доказать необходимость рационального питания и определить правила здорового питания.
Задачи:
1.Изучить современные научные представления о здоровом питании и влиянии факторов питания на здоровье.
2.Проанализировать какие продукты полезные, какие вредные и как они влияют на организм человека.
3.Выяснить, соблюдается ли учащимися нашей школы режим питания
4.Организовать активную пропаганду здорового питания, как способа сохранения здоровья.
Гипотеза: Чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.
Методы: наблюдение, исследование, анкетирование.
2. Основная часть
2.1 Понятие о здоровом питании
Пища для растущего организма является источником энергии и белка, материалом для построения органов и систем, обеспечивает умственную и физическую работоспособность. Пищевые вещества – это химические соединения, которые являются составными компонентами продуктов питания и используются для получения энергии, построения и развития органов и тканей.
Большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок — основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Белки бывают животного (наиболее сходны по своему составу с белками тканей и органов человека и наиболее полезны для организма (молоко, мясо, рыба, яйца и так далее)) и растительного происхождения (бобовые, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста).
Помимо белков, суточный рацион школьника необходимо включать достаточное количество жиров и углеводов.
Жиры – наиболее мощный источник энергии. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г. в сутки, 30% суточного рациона.
Для пополнения энергетических запасов организма также необходимы углеводы. Наиболее полезны сложные углеводы (некоторые фрукты, овощи, ягоды, молочные продукты, орехи и так далее), которые содержат не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г., из них на долю простых углеводов (выпечка, сладости, газировка и так далее) должно приходиться не более 100 г.
Правильное соотношение белков, жиров и углеводов – основа здорового питания. Здоровые дети, получающие полноценное сбалансированное питание не нуждаются в дополнительном приеме витаминов.
Витамины укрепляют кровеносные сосуды, обеспечивают нормальную работу нервной системы, помогают сохранить здоровую кожу. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
2.2 Здоровый образ жизни и правильное питание
Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие, психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.
Правильное и систематическое питание содействует профилактической деятельности работы желудочно-кишечного тракта. Есть нужно умеренно, не выходя за рамки разумного, так как переедание может привести к накоплению жира в организме и вызвать массу самых разных болезней, а также снизить активность работы иммунной системы.
Самым оптимальным следует считать рацион, который содержит в себе мясо, рыбу, молочные продукты, и дополнен овощами и фруктами. Сырые овощи и фрукты считаются наиболее полезными продуктами питания, так как содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, а также являются отличной профилактикой многих болезней. Не следует пренебрегать злаками, потому что именно них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма, а еще витамины В и Е, марганец, кальций, цинк, железо, магний.
Пища, в которой содержится много углеводов, способна хорошо утолить голод, но такая еда не приносит большой пользы. Мучные изделия и сахар должны быть сведены к минимуму.
2.3 Правила здорового питания
Система правильного питания – это самая настоящая база, на основе ее легко строится общее здоровое состояние организма, отличное настроение и внешняя привлекательность, заменить которую не в состоянии никакая косметика. Если придерживаться элементарных правил правильного питания, то большинство болезней обойдут вас стороной, а бодрость духа и энергия никогда не иссякнут.
Главные правила здорового питания заключаются в следующем:
- кушать тогда, когда начал испытывать голод;
- хорошо пережевывать каждый кусочек;
- кушать мелкими кусочками;
- кушать в спокойном состоянии;
- концентрироваться во время еды на процессе;
- кушать сидя;
- ограничить меню одного приема 4 блюдами максимум;
- разделите свой дневной рацион на 4-5 маленьких приемов пищи вместо
2-3х больших;
- активно двигаться на протяжении дня;
- не запивать еду и не пить непосредственно после еды;
- главный объем съеденной пищи – за обедом;
- кушать свежеприготовленную пищу;
- кушать натуральную пищу;
-не употреблять (или минимизировать употребление) вредных продуктов (майонез, кетчуп, «фаст-фуд», алкоголь и пр.);
- кушать побольше клетчатки – фрукты и овощи в свежем виде.
Сбалансированность питания отражает соответствие калорийности пищи , сколько энергии человек расходует, насколько активно он двигается. Меняя баланс основных компонентов пищи (углеводов, белков и жиров), можно построить рацион правильного питания. (Приложение 2). Немаловажную роль в меню здорового питания играет и природная совместимость продуктов.
2.4 Современные продукты питания. польза/вред
Извечные вопросы о питании - как, когда и сколько и что мы едим - интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.
Вот небольшой список полезных продуктов питания:
Брокколи
Как и любая другая капуста, брокколи богата клетчаткой, солями фолиевой кислоты, калием, кальцием и различными фитонутриентами – натуральными веществами, снижающими риск развития сердечных болезней, диабета. Помимо прочего, брокколи содержит мощный антиоксидант бета-каротин, а также витамины С и К. Однако для того, чтобы все полезные микроэлементы сохранились и в приготовленном продукте, рекомендуется не разваривать брокколи в воде, а лишь слегка тушить эту капусту на пару.
Картофель
Многие считают картофель вредной пищей, хотя это не совсем так. Все зависит от вида картофеля и способа его приготовления. Картофель во фритюре или чипсы однозначно вредны, тогда как сладкий картофель, запеченный в фольге и сохранивший все полезные вещества и витамины — полезен. Обычный белый картофель богат калием, магнезией, фосфором и витамином B6, а один клубень батата (сладкого картофеля) содержит три дневных нормы витамина А, природного иммуностимулятора.
Листья салата
Благодаря высокому содержанию антиоксидантов листья салата айсберг, шпината, рукколы и других зеленых растений являются очень полезными. Они не только содержат витамины А, В6, С, Е, К, но и такие важные для организма минералы, как селен, цинк, фосфор, кальций, магний, железо. Листья салата могут служить отличным дополнением практически к любому блюду, особенно к стейкам из мяса.
Жирная рыба
Употребление в пищу всего 100 граммов жирной рыбы (лосося, семги или форели) 4-5 раз в неделю полностью покрывает потребность организма в омега-3 жирных кислотах, необхоимых для правильного функционирования нервной системы и обмена веществ.
Яйца
Несмотря на заблуждение о холестерине, полезен как белок куриного яйца, так и его желток. Содержащийся в нем холестерин не имеет прямого отношения к повышению уровня «плохого» холестерина в крови. Яйца служат отличным источником легкого для усвоения животного белка.
Овсяная крупа
Овсяная каша является одним из лучших вариантов завтрака. Она не только быстро и надолго наполняет желудок и улучшает пищеварение за счет содержания высокого количества клетчатки , но и снижает уровень холестерина в крови. Из минералов овсянка богата марганцем, цинком и медью.
Лимон
Употребление одного лимона в сутки полностью покрывает норму витамина С, повышает уровень «хорошего» холестерина, а также укрепляет кости. Пектины, содержащиеся в лимонах и прочих кислых фруктах, усиливают моторику толстого кишечника и способствуют процессу пищеварения. Кроме этого, цитрусовые флавоноиды, содержащиеся в лимоне, обладают противовоспалительным эффектом.
Орехи
Миндаль и прочие орехи (например, кедровые и грецкие) богаты магнием, железом, фосфором, цинком, медью, витаминами Е и А. Они содержат много белка, а благодаря содержанию мононенасыщенных жиров орехи понижают уровень холестерина в крови и снижают риск развития болезней сердца.
Самые вредные продукты:
Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» – всё это, без сомнения, вредные продукты. Все они содержат огромное количество сахара и ещё химические добавки, красители, заменители и так далее.
Чипсы, как кукурузные, так и картофельные – очень вредны для организма. Чипсы – это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Так же ничего хорошего не принесет поедание картофеля – фри.
Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины.
Шоколадные батончики – это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Огромное количество сахара заставляет вновь и вновь есть батончики.
Колбасно-сосисочные изделия – Они содержат скрытые жиры (свиная шкурка, сало, нутряной жир), все это вуалируется ароматизаторами и заменителями вкусов. Вредны не только сосиски и колбасы, но и жирное мясо не является полезным продуктом для организма. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Майонез – Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. Заболевания сердца и сосудов, желудка и кишечника, нарушения обмена веществ и ожирение далеко не полный перечень побочных эффектов, которые дает привычка заправлять пищу майонезом.
Кетчуп, различные соусы и заправки – содержание красителей, заменителей вкусов и генномодифицированных продуктов в них не меньше.
Лапша быстрого приготовления, каши, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре – все это сплошная химия, наносящая несомненный вред нашему организму.
2.5 Влияние вредных продуктов питания на организм человека
Неправильное питание является скрытой причиной большинства заболеваний человека. Употребление жирной пищи приводит к увеличению веса. Обилие пищи, которая содержит большое количество заменителей и красителей, постепенно отравляет организм и вызывает привыкание.
Чувство насыщения со временем у человека притупляется. Виной тому вареная пища. Она особым образом влияет на желудочно-кишечный тракт, притупляя чувство насыщения.
Грубая же растительная пища стимулирует работу пищеварительной системы. Поэтому составлять свой ежедневный рацион таким образом, чтобы он включал в себя как можно больше сырых овощей и фруктов. Важно не только качество употребляемой пищи, важно и количество. Неправильный режим питания тоже оказывает вредное действие на работу организма – находясь целый день на работе, мы питается нормально лишь один раз в день вечером, да еще и перед сном. Таким образом, человек стремится утолить сильный голод. А чувство насыщения приходит лишь через полчаса после начала приема пищи. Зачастую оказывается, что к этому времени человек съел уже слишком много, намного больше, чем требуется организму.
Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Прежде, чем съесть что-то из приведенного выше списка, подумайте несколько раз. Вредные продукты укорачивают жизнь человека, отравляют организм. [6]
2.6 Пирамида питания
Пирамида питания представляет собой схематически изображенную рекомендацию по рациональному питанию.(Приложение 1)
В основание пирамиды лежат ежедневные физические нагрузки и контроль веса, а также достаточное потребление жидкости (не менее 1,5 л в день для женщин и 2 л для мужчин).
Далее каждый ярус занимает та или иная группа продуктов:
Первый этаж – цельнозерновые продукты, хлеб грубого помола, каши, отруби, неочищенный (бурый) рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки; растительные масла (соевое, оливковое, подсолнечное, рапсовое, кукурузное, арахисовое и другие). Продукты данной группы следует употреблять каждый день.
Второй этаж – овощи (в изобилии), фрукты, ягоды (2-3 порции ежедневно).
Третий этаж – орехи, бобовые (1-3 порции).
Четвёртый этаж – рыба, птица (лучше филе без кожи), яйца (0-2 порции каждый день).
Пятый этаж– молоко и молочные продукты (1-2 порции).
Шестой этаж – красное мясо, колбасы, сливочное масло, маргарин, сладости, картофель, белый хлеб и рис, газированные напитки (употреблять крайне редко).
Также свое место заняли витаминно–минеральные комплексы (используются по назначению врача при недостаточном потреблении витаминов и минералов вместе с пищей).
Таким образом, главный принцип пищевой пирамиды заключается в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще. Чем дальше от основания находятся продукты, тем меньше мы должны употреблять их в нашем рационе. А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.
Гарвардская пирамида здорового питания получила широкое признание в мире и довольно долго использовалась в качестве пирамиды рационального питания и пирамиды правильного питания для похудения.[4]
2.7 Изучение питания учащихся нашей школы
Для того чтобы узнать, как питаются учащиеся дома, я провела анкету «Изучение соблюдения режима питания дома».
При проведении данного исследования нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов. В тестировании приняли участие 30 человек.
Обучающимся было задано семь вопросов. (Приложение 4).
По результатам анкетирования видно следующее:
· 8 чел. (26,7%) обучающихся не завтракают регулярно дома;
· 6 чел. (20%) не употребляют дома мясо, рыбу, яйца;
· 10 чел. (33,3%) не употребляют на завтрак сырые овощи и фрукты;
· 9 чел. (30%) не употребляют молочные продукты;
· 12 чел.( 40%) ужинают после 1900часов;
· 15чел. (50%) используют для питья некипяченую или не фильтрованную воду.
Вывод: данные учащиеся не соблюдают режим питания и не осознают, какой непоправимый вред наносят своему здоровью. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы.
Что употребляют учащиеся для питания?
Чтобы выявить, как организовано питание учащихся 5-9 классов, я провела исследование.
Тест «Едим ли мы то, что следует есть?» (Приложение 5).
В анкетировании приняли участие 30 ребят, из которых 6 человек (20%) набрали от 15 до 21 балла, 17 человек (56,7%) набрали от 22 до 28 баллов, 7 человек (23,3%) от 29 до 44 баллов.
Вывод: по результатам анкетирования в данных классах ребята несознательно относятся к собственному здоровью. Многим из них нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию. В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания. (Приложение 3)
Для того, чтобы закрепить знания и передавать их слушателям было смонтировано видео, в котором обыгрывалось представление о правильном питании.
3 Заключение
Проанализировав информацию по вопросу здорового питания, можно сделать следующие выводы:
· Неправильное питание – одна из первых причин многих заболеваний, так как приводит к нарушению функций как отдельных органов человека так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.
· Здоровое правильное питание – это поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.
· Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, а также профилактике заболеваний.
· Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Витамины очень важны для здоровья. А при их недостатке замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно больше употреблять продуктов, в которых содержатся витамины. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни.
· Питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!
· Здоровый человек- это полноценный человек, который может принести благо не только себе, но многим.
Чтобы улучшить состояние здоровья у обучающихся, им необходимо правильно питаться. Исследование показало, что 60% опрошенных учащихся не соблюдают режим питания и не осознают, какой непоправимый вред наносят своему здоровью.
А чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.
На данных своих исследований я приняла участие в конкурсе «Лучшая столовая школы – 2023 и заняла первое место.
4 Список используемой литературы
1. Безруких. М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
2. Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г
3. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.
4. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. /М.: Росмен, 2005
5. Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М.:«Просвещение» 2010 г.
6. Монтиньяк М.А. «Секреты здорового питания детей» / М.: Оникс, 2006.
7. Пузакова Б. « Что мы едим», «Эксмо» 2013 г.
8. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.
9. Фолькер Г.С. «Энциклопедия правильного и здорового питания»
/ М.: Зебра Е, 2008.
Приложение 1
Пищевая пирамида
Приложение 2
Примерное меню правильного питания на неделю
В сети Интернет достаточно много распространено информации по правильному и здоровому питанию на неделю, но следует понимать, что правильное питание — это здоровый образ жизни, который соблюдается не какой-то конкретный промежуток времени, а каждый день на протяжении всего времени. Резкое изменение рациона в сторону здорового питания может стать серьезным стрессом для организма. К тому же нужно помнить о физических нагрузках, которые позволяют сжигать лишние калории, накопленные за день и не позволяют организму застаиваться, способствуют улучшению кровообращения, работы ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
Приложение 3
Приложение 4
Анкета «Изучение соблюдения режима питания дома»
1. Завтракаете ли вы перед уходом в школу?
2. Употребляете ли вы мясо, рыбу, яйцо?
3. Употребляете ли вы на завтрак сырые овощи и фрукты?
4. Часто ли вы употребляете молоко и кисломолочные продукты?
5. Ужинаете ли вы дома после 1900?
6. Есть ли среди вас вегетарианцы (люди которые питаются только растительной пищей)?
7. Дома вы постоянно пьете только кипяченную, фильтрованную или родниковую воду?
Приложение 5
Тест «Едим ли мы то, что следует есть?»
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.
Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!
Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Приложение 6
Приложение 7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.