«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.04.2019
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют полностью ответить на вопросы детей, раскрыть многие “тайны”. В этом случае на помощь приходят факультативные курсы ( предметные кружки). Они являются закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
В современных условиях роль предметных кружков резко возросла.docx
«Школьные предметные кружки, как средства
формирования интереса учащихся к научно
исследовательской деятельности».
Подготовили: Баковская Т.В.
Немченко О.А.
2019 г. «Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса
учащихся к научноисследовательской деятельности».
Подготовили: Баковская Т.В.
Немченко О.А.
В современных условиях роль предметных кружков резко возросла. На занятиях
кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в
практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию, с
пользой проводят своё свободное время.
Кружковая форма внеклассной работы является, согласно программе,
основной организационной формой и отличается стабильностью состава учащихся,
систематичностью, целенаправленностью и планированию работы на занятиях.
Кружок готовит учащихся к участию в общешкольных мероприятиях,
способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Как правило,
кружок объединяет единомышленников, увлеченных предметом, желающих
закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах
деятельности.
Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим
открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности
учащихся.
Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку,
нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублирует его.
Очень часто они выполняют роль промежуточного звена между уроком и
различными формами внеклассной работы.
Кружок является наилучшей формой внеклассной работы, позволяющей
повысить уровень научноисследовательской деятельности младших школьников.
Приобщение школьников к научноисследовательской деятельности
способствует решению следующих задач:
развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;
формированию самостоятельности, творческой выработке решений;
освоению творческого подхода к любому виду деятельности; формированию навыков исследовательской деятельности;
расширению представлений о способах получения информации;
развитию коммуникативных навыков;
привлечению школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно
практических конференциях.
( Границ познанию предвидеть невозможно) к юбелею года Менделеева
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему
развитию школьников, и непосредственно таких показателей
мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить
исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной
деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.
Кружковая работа создает благоприятные условия для накопления опытно
коллективной работы и является основной сферой формирования коллективных
отношений, а также дает простор для проявления самостоятельности, творчества.
В нашей школе действуют следующие кружки: « Литературная гостиная».
«Бумагопластика»,» «Юный географ», « Английский для начинающих». Я являюсь руководителем кружка « Литературная гостиная».
Используя методы исследования в обучении младших школьников, я выявила
некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим
исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся
имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и
защитить его, с остальными же нужная работа. Поэтому начиная работу над
исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.
Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией,
журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над
интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век
учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием,
вовлекает в поиск информации.
На своем кружке я использую различные формы, методы и виды заданий.
Так например:
При чтении литературных сказок предлагаю учащимся:
1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению и подписать рисунок
словами из текста. Портрет героя.
2) вылепить героя из пластилина;
3) разыграть сценку;
4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
5)подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
7) найти крылатое выражение в сказке;
8) придумать счастливую концовку к сказке;
9) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного
запаса учащихся.
10.) Конкурс «Кто прочитает оригинально». При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
1) выразительное чтение басни и ее драматизация;
2) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение
( синквейн);
Также можно использовать и такие формы работы как:
1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
2) подготовить выставку книг одного из авторов;
3) найти дополнительный материал в энциклопедии;
4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.
Как уже говорилось любое исследование для младшего школьника – это прежде
всего творческий процесс. Для ребенка важен интересный творческий результат
( картина, проект, газета…).
В этом году провели научноисследовательскую работу по теме: « Детские
журналы».
Темы групп:
1. История появления первого детского журнала.
2. Детские журналы и их значение в жизни ребенка.
3. По страницам журналов.
Выход научно –исследовательской работы стало создание своего детского журнала.
Научноисследовательская работа по теме: «Друг»
Темы :
1. Что такое дружба?
2. Правила дружбы.
3. Каким должен быть друг?
Итогом стал проект: « Каким должен быть друг»
Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует
успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. Кружок «Бумагопластика»
Руководитель: Баковская Т.В.
Бумагопластикаэто по сути дела художественное конструирование из бумаги, в
котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из
достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала
бумаги.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей
школьников на занятиях « Бумагопластика» .
Задачи для детей :
1 Способствовать развитию творческих способностей у детей через
бумагопластику.
2 Заинтересовать детей данным видом деятельности для того , чтобы они
продолжили этот вид деятельности самостоятельно.
Задачи для педагога :
1 Проанализировать имеющийся опыт педагогов по изучаемой теме .
2 Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей
школьного возраста на основе анализа методикопедагогической литературы.
3 Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей
детей школьного возраста.
4 Определить основные направления в работе и уровни сложности при
которых оптимально развиваются творческие способности в школьном
возрасте.
5 Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
На кружке «Бумагопластика» при работе с детьми применяю такие приемы, формы
и виды работы:
загадки,
кроссворды,
викторины.
Всё это позволяет привить детям интерес к исследованиям. Так, например:
Работая по теме: «Квиллинг» мы провели исследовательскую работу, цель которой
была изучить виды и техники в бумажной пластике.
1 Что такое бумага?
2 История создания бумаги.
3 Виды бумаги.
4 Пластичность бумаги.
5 Области применения бумаги.
6 Что потребуется.
7 Что такое квиллинг?
Квиллинг также известен как бумагокручение — искусство
изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в
спиральки длинных и узких полосок бумаги.
8 Различные элементы квиллинга: техника выполнения базовых модулей
для создания композиций (практическая работа).
Индивидуальные проекты детей в технике квиллинг
9 Выполнение проекта по квиллингу «Цветочная поляна»
Коллективная работа «Цветочная поляна» в технике квиллинг
Приобщение школьников к исследованию в творческих кружках также
способствует успешному их участию в общешкольных, районных конкурсах.
Итак, исследование является одной из лучших форм работы на кружке, она ведёт
обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную
позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей.
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.