Школьный этап олимпиады по биологии

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Биология олимпиада ШЭ (1).docx

Шифр

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

2020/2021 уч. год  школьный этап

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Ответы запишите в таблицу.

 

1. Закон генетического равновесия в свободно скрещивающейся популяции установили

1) Жакоб и Моно

2) Харди и Вайнберг

3) Уотсон и Крик

4) Эвери и Маклеод

2. Первые антибиотики в СССР были получены

1) М.П.Чумаковым

2) Л.А.Зильбером

3) З.В.Ермольевой

4) Н.Ф. Гамалея

3. Практически одновременно с Ч. Дарвиным эволюционную теорию предложил

1) Ж.Б. Ламарк

2) Т.Г.Гексли

3) Ж.Кювье

4) А.Р.Уоллес

4. Основоположником ботаники считается древнегреческий философ и естествоиспытатель

1) Архимед

 2) Гераклит

3) Теофраст

4) Демокрит

5. Основоположником синтетической теории эволюции и генетики популяция является

1) Н.И. Вавилов

2) С.С. Четвериков

3) И. Вернадский

4) В.Н. Сукачев

6. Раздел биологии, изучающий создание и функционирование в клетке объединенных ДНК двух или нескольких организмов, называется

1) клонированием

2) моделированием

3) клеточной инженерией

4) генной инженерией

7. Промышленное культивирование азотфиксирующих бактерий для внесения их в почву – это отрасль

1) генной инженерии

2) клеточной инженерии

3) клонирования

4) искусственного мутагенеза

8. Генная инженерия базируется на таком свойстве генетического кода, как

1) триплетность

2) вырожденность

3) универсальность

4) однозначность

9. Гомеостаз лучше всего поддерживает

1) акула

2) крокодил

3) морская черепаха

4) курица

10. Сукцессия - это проявление такого свойства живых систем как

1) биоритмичность

2) рост и развитие

3) дискретность

4) обмен веществ

11. Биологическое кислородное окисление органических веществ в выделением АТФ происходит на … уровне организации живого.

1) организменном

2) клеточном

3) органоидном

4) молекулярном

12. НЕ является биополимером

1) гуанин

2) гамма-глобулин

3) глюкагон

4) гексокиназа

13. Кариотипы можно наблюдать в клетках, находящихся на стадии

1) интерфазы

2) профазы митоза

3) метафазы митоза

4) телофазы митоза

14. Процесс вырезания определённых нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в «зрелой» молекуле – это

1) процессинг

2) сплайсинг

3) сайленсинг

4) фолдинг

15. Хромосомы человека обычно разделены на два плеча посредством

1) центросомы

2) центриоли

3) центромеры

4) цистрона

16. Установите последовательность органоидов, вовлеченных в синтез и секрецию модифицированных белков в эукариотической клетке:

А – комплекс Гольджи,

Б – эндоплазматический ретикулюм,

В – рибосома,

Г – плазмалемма

1) ВАГБ 2) ВГБА 3) ВАБГ 4) ВБГА

17. Продуценты дубравы запасают в форме химических связей образованного органического вещества около … солнечной энергии.

1) 1%

2) 10%

3) 50%

4) 70%

18. При дигибридном скрещивании и неполном доминировании по обоим признакам в F2 число

1) генотипов -16, фенотипов - 4

2) генотипов - 9, фенотипов - 4

3) генотипов -16, фенотипов - 9

4) генотипов – 9, фенотипов – 9

19. Ген черной масти у кошек сцеплен с полом. Другой аллель этого гена соответствует рыжей масти; гетерозиготные животные имеют пятнистую окраску. Скрестили пятнистую кошку с черным котом. Возможные фенотипы котят:

1) все черные

2) все рыжие

3) все пятнистые

4) черные и пятнистые кошки и черные и рыжие коты (в равном соотношении)

20. Если в постсинтетический период интерфазы число молекул ДНК в клетке двудольного растения равно 32, то число молекул ДНК в клетках эндосперма этого растения равно

1) 24

2) 48

3) 96

4) 32

21. Если в ядре споры некоего мха содержится 22 хромосомы, то число молекул ДНК в клетках образовательной ткани его спорофита в постсинтетический период интерфазы равно

1) 11

2) 22

3) 44

4) 88

22. Количество молекул ДНК у ооцита 1-го порядка человека равно

1) 184

2) 92

3) 46

4) 23

23. При недостатке железа в пище у человека развивается

1) анемия

2) атония

3) афагия

4) афазия

24. Полулунные клапаны в сердце находятся

1) на входе в предсердия

2) между предсердиями и желудочками

3) на выходе из желудочков

4) между правым и левым желудочком

25. Систематические категории "Сальпы" - "Асцидии" иерархически относятся друг к другу так же, как и категории:

1) «Амфибии» - «Рептилии»

2) «Рептилии» - «Черепные»

3) «Черепные» - «Хордовые»

4) «Хордовые»- «Бесчерепные»

26. Найдите аналогию:

Хемосинтез : С.Н. Виноградский = витамины : ?

1) Н.Ф. Гамалея

2) Н.И.Лунин

3) А.Л.Чижевский

4) В.Н. Сукачев

27. Успех ЭКО обусловлен развитием

1) клонирования

2) моделирования

3) клеточной инженерии

4) генной инженерии

28. Промышленное культивирование молочнокислых бактерий для использования их в силосовании – это отрасль

1) генной инженерии

2) клеточной инженерии

3) клонирования

4) искусственного мутагенеза

29. Раздражимость как свойство живых систем проявляется в форме

1) рефлексов

2) рефлексов и таксисов

3) рефлексов, таксисов и настий

4) рефлексов, таксисов, настий и биоритмов

30. Проявление самовоспроизведения как свойства живых систем - это

1) митоз

2) митоз и репликация ДНК

3) митоз, репликация ДНК и трансляция

4) митоз, репликация ДНК, трансляция и окислительное фосфорилирование

31. Проявление роста и развития как свойства живых систем – это

1) онтогенез

2) онтогенез и филогенез

3) онтогенез, филогенез и антропогенез

4) онтогенез, филогенез, антропогенез и сукцессия

32. В организме человека максимальное относительное количество липидов содержится в

1) сердце

2) головном мозге

3) лёгких

4) почках

33. Рибоза и урацил образуют вместе

1) нуклеозид

2) нуклеотид

3) нуклеиновую кислоту

4) нуклеосому

34. Систему микротрубочек центриоли можно описать формулой

1) (9х3) + 0

2) (9х9) + 0

3) (9х3) + 1

4) (9х9) + 1

35. Найдите аналогию:

Прокариоты : оперон = Эукариоты : ?

1) оператор

2) цистрон

3) транскриптон

4) промотор

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

22

23

24

25

26

27

28

 

 

 

 

 

 

 

29

30

31

32

33

34

35

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Укажите примеры симбиотических отношений-

1) между березами и грибами- трутовиками;

2) между носорогом и воловьими птицами;

3) между рыбами – прилипалами и акулами;

4) между ежами и землеройками;

5) между актинией и раком – отшельником;

6) между синицами и мышами в одном лесу.

а) 1, 2, 3;                                                                        

б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4;                                                                       

г) 2, 5, 6;

д) 2, 3, 5.

2.Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой -

1) в нем нет пищевых цепей; 

2) в нем короткие пищевые цепи;

3) в нем отсутствуют редуценты;

4) в нем отсутствуют консументы;

5) в нем преобладают продуценты одного вида;

6) в нем небольшое число видов.

а) 1, 3,5;                                                                       

б) 1,4, 6;

в) 1,2,4;                                                                      

г) 2,5,6;

д) 3, 5,6.

3.Укажите этапы процесса пищеварения в тонкой кишке–

1) полостное пищеварение;

2) пристеночное пищеварение;

3) активизация поджелудочного сока;

4) образование пищевой кашицы;

5) всасывание большей части воды;

6) всасывание основных питательных веществ.

а) 1, 3, 4;                                                                       

б) 1, 2, 6;

в) 2, 3, 6;                                                                      

г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

4.Укажите функции соляной кислоты в процессе пищеварения –

1) уничтожает болезнетворные организмы;

2) предохраняет стенки желудка от механических повреждений и самопереваривания;

3) повышает активность ферментов желудочного сока;

4) усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы;

5) способствует перевариванию белков;

6) в ней содержится большое количество ферментов, которые действуют на все виды органических веществ.

а) 1, 2, 4;                                                                      

б) 1, 3, 5;

в) 1, 4, 5;                                                                       

г) 2, 3, 6;

д) 2, 5, 6.

5.Чем человек отличается от человекообразных обезьян -

1) наличием четырехкамерного сердца;

2) прямохождением;

3) наличием сводчатой стопы;

4) наличием ногтей;

5) S-образным позвоночником;

6) заменой молочных зубов на постоянные.

а) 1,4,6;                                                                          

б) 3,4,6;

в) 2,3,5;                                                                          

г) 2,5,6;

д) 3,5,6.

6.Укажите отряды класса Земноводные–

1) отряд Чешуйчатые;

2) отряд Хвостатые;

3) отряд Хищные;

4) отряд Бесхвостые;

5) отряд Черепахи;

6) отряд Безногие.

а) 1,  3, 5;                                                                        

б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4;                                                                        

г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 6.

7.Укажите растения отдела Мохообразных-

1) кукушкин лен;

2) щитовник мужской;

3) асплениум;

4) сфагнум;

5) венерин волос;

6) маршанция.

а) 1, 3, 5;                                                                       

б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6;                                                                       

г) 2, 3, 4;

д) 3, 4, 6.

8.Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам–

1) развитие семян у голосеменных растений;

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания; 3)образование сочной мякоти у плода бешеного огурца;

4) выделение душистым табаком пахучих веществ;

5) двойное оплодотворение у цветковых растений;

6) появление у растений механических тканей.

а) 1, 3, 4;                                                                      

б) 1, 5, 6;

в) 2, 3, 4;                                                                      

г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

9. Укажите виды наследственной изменчивости–

1) мутационная;

2) модификационная;

3) комбинативная;

4) цитоплазматическая;

5) групповая;

6) определенная.

а) 1, 2, 4;                                                                      

б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5;                                                                      

г) 2, 3, 5;

д) 2, 5, 6.

10.К палеонтологическим доказательствам эволюции относят -

1) остаток третьего века у человека;

2) отпечатки растений на пластах каменного угля;

3) окаменевшие остатки папоротников;

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле;

5) копчик в скелете человека;

6) филогенетический ряд лошади.

а) 1,4,6;                                                                          

б) 1,3,4;

в) 2,4,5;                                                                          

г)2,3,6;

д) 3,5,6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Материалом для эволюции служит естественный отбор.

2. Совокупность растений одного вида, искусственно созданная человеком, называется порода.

3.При аутосомно – доминантном типе наследования признак встречается как у мужчин, так и у женщин.

4.Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды, называется комбинативная изменчивость.

5.Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.

6.При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три направительных тельца.

7.Полость внутри бластулы называется бластомер.

8. В сперматогенезе в фазе роста число хромосом и молекул ДНК равно 2п4с.

9.Кодовой единицей генетического кода является нуклеотид.

10.Цикл Кребса происходит на мембране митохондрий.

11.В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: вакуоли и пластиды.

12.Центромера – это участок молекулы ДНК эукариот.

13. Число митохондрий в клетке зависит от ее функциональной активности.

14. В клетках простейших отсутствует клеточная стенка.

15.Наиболее распространенными моносахаридами являются сахароза и лактоза.

16.По типу питания взрослая беззубка является биофильтратором.

17.Организм, в котором развиваются личинки паразитического червя, называют основным хозяином.

18.У рыб отсутствует способность к аккомодации.

19.Большая часть клеток камбия откладывается в сторону древесины.

20. Если цветы собраны на боковых осях, то такие соцветия называют сложные.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому он относится

         Признаки растения                                                                               Отдел

А. В жизненном цикле доминирует гаметофит                                 1. Мохообразные                                                      

Б. В жизненном цикле доминирует спорофит                                   2. Голосеменные                                                                                        

В. Размножение спорами

Г. Наличие хорошо развитой корневой системы

Д. Формирование пыльцевых зерен.

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

2.Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

       Признаки животного                                                                 Типы животных

А. Рост и развитие сопровождается линькой                                1. Кольчатые черви                                                                Б. Отделы тела отличаются по строению и размерам                  2. Членистоногие

В. Есть кожно-мускульный мешок

Г. Имеют расчлененные конечности

Д. Покровы плотные, состоят из хитина.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

3.Установите соответствие между примером и фактором среды.

       Примеры                                                                                     Факторы среды

А. Химический состав воды                                                     1.Абиотические факторы                                                                           Б. Разнообразие планктона                                                       2.Биотические факторы                                                                                         

В. Влажность, температура почвы

Г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д. Засоленность почвы.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

4.Установите соответствие между названиями органов и зародышевыми листками, из которых они формируются.

         Органы                                                                                  Зародышевые листки

А. Печень                                                                                        1.Эктодерма                                                                           Б. Органы зрения                                                                           2.Энтодерма                                                                                        

В. Скелет                                                                                        3.Мезодерма

Г. Кожа

Д. Головной мозг.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

5.Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

      Особенности процессов                                                                 Процессы

А. Завершается образованием углеводов                                      1. Биосинтез белка                                                                        Б. Исходные вещества - аминокислоты                                         2. Фотосинтез

В. В основе лежат реакции матричного синтеза

Г. Исходные вещества – углекислый газ и вода

Д. АТФ синтезируется в ходе процесса.

А

Б

В

Г

Д