Школьный этап олимпиады по обществознанию

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обществознание ШЭ (1).docx

Шифр                          Итоговый балл                                                    

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.

Школьный этап, 6 класс Время выполнения – 45 минут

 

1.   Выберите   один   правильный   ответ  из  предложенных.  Ответ   внесите в таблицу. (2 балла   за каждый верный ответ; максимум 6 баллов)

1.1.     Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к политике государства. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.

1)  производство школьной формы

2)  внесение законопроекта в парламент

3)  выступление лидера государства на международной конференции

4)  обсуждение законопроекта на телевидении и в прессе

5)  выступление президента с ежегодным посланием

 

1.2.   Ниже приведён ряд признаков, характеризующих труд человека. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1)  труд даёт человеку всё необходимое для жизни

2)  труд различается по содержанию и сложности

3)  труд может быть коллективным и индивидуальным

4)  главная цель труда – приобретение новых знаний и навыков

5)  различают физический и умственный труд

 

1.3.  Ниже перечислены различные ступени образования. Найдите и выпишите номер, выпадающий из этого ряда.

1)   высшее образование

2)   начальная школа

3)   среднее профессиональное образование

4)  средняя (полная) школа

5)  самообразование

 

1.1.

1.2.

1.3.

 

 

 

 

 
Ответ:

 

2.  Выберите один правильный ответ. За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально 8 баллов.

2.1.  О каком понятии идёт речь в приведённой цитате?

«Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах». (Марк Туллий Цицерон)

1)   религиозные нормы

2)   права и свободы

3)  обязанности

4)  межличностные отношения

2.2.  Какой вид деятельности нашёл отражение в представленных пословицах и поговорках?

-  Без муки нет и науки

-  Что написано пером, не вырубишь топором.

-  Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

1) игра

2) труд

3) общение

4) познание (учение)

2.3.  Высшей юридической силой обладает

1)   распоряжение министра

2)   Конституция РФ

3)  указ Президента РФ

4)  постановление Правительства РФ


2.4.   «Мы являемся членами семьи, выступая либо в качестве родителей, либо в качестве детей, либо являясь и теми, и другими. Мы принадлежим к таким сообществам, как школы, клубы, университеты,   коммерческие    структуры    того    или    иного    рода.    Все    они    –       объединения взаимодействующих друг с другом людей ради общей цели». (М. Адлер "Аристотель для всех") Назовите понятие, которое является общим для всех перечисленных в тексте структур

1)   деятельность

2)   социальная группа

3)   социальный институт

4)   межличностные отношения

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

 

 

 

 

 

 
Ответ:

 

 

3.    По какому принципу образованы ряды? (6 баллов)

 

3.1.  Задатки, одаренность, талант, гениальность                                                                                        

 

3.2.  Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик                                                                                      

 

3.3.  Монолог, диалог, полемика                                                                                                                    

 

4.      Установите соответствие. Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Соотнесите определение с соответствующим ему понятием. (2 балла за каждое верное понятие; максимально 8 баллов)

 

Понятие

Определение

А) Труд

1. Высший, и, цели, идеальное, нормы, людей, их, представление,

поведения, принцип, определяющий

Б) Ценность

2. Обмена, равноправными, процесс, деятельности, информацией,

субъектами, между

В) Общение

3. Знаний, целенаправленная, получению, людей, и, совершенствованию,

познавательная, передаче, навыков, деятельность, по, умений, их, и

Г) Образование

4. Материальных, направленной, и, благ, форма, преобразование, создание,

деятельности, природного, человеческой, на, мира

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

А) Труд                                                                                                                                                                            


 

Б) Ценность                                                                                                                                                                           


 

В) Общение                                                                                                                                                                            


 

Г) Образование                                                                                                                                                                            



5.                Какое понятие объединяет представленные изображения? Обведи правильный ответ и объясни свой выбор. (Выбран правильный ответ 2 балла. Дано объяснение 3 балла. Максимально 5 баллов.)

1)  социальные группы

2)  потребности

3)  социальные отношения

4)  общество

 

Объяснение:


 

 


 

6.     Прочитайте текст и ответьте на вопросы. В тексте пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (За каждое верное слово 1 балл. Максимально 9 баллов).

Большинство  (А)  сходятся  в  том,  что  человек  качественно  отличается  от  всех обитателей Земли. Важным признаком человека они считают его (Б). Человек включён в

          (В) - своей деятельностью он создаёт "вторую природу", преобразует мир вокруг себя и свою собственную природу. Он включён в систему связей и отношений с другими людьми, (Г), институтами общества. Духовная и социальная (Д) человека определяет личностный аспект его бытия. Эта сложная действительность бытия человека порождает различные терминологические обозначения человека в разных его (Е).

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список слов:

1.  Культура

2.  Общность

3.  Природа

4.  Учёный

5.  Учащийся

6.  Учитель

7.  Социализация

8.  Проявление

9.  Социальная сущность

 

Получившуюся последовательность цифр перенесите в поле для ответа. Ответ следует вписать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания

Ответ:                                                                                                                                                                             

 

 

 

7.  Решите обществоведческий кроссворд. (За каждое верное слово 2 балла. Максимально 18 баллов).


 

5. Наука о взаимодействии общества и природы.


По горизонтали:

1. Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.

4. Вся человеческая деятельность и её результаты.

6. Всё человечество в целом.

8.  Наука, изучающая политическую организацию общества.

9.  Сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

По вертикали:

2.  Форма     правления,    при    которой    власть осуществляется выборными органами.

3.  Движение товара от одного владельца к другому.


7. Деятельность человека, направленная на получение практического результата.

 

 

 Максимум за работу – 60 баллов.