Шифр Итоговый балл
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.
Школьный этап, 6 класс Время выполнения – 45 минут
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу. (2 балла за каждый верный ответ; максимум 6 баллов)
1.1. Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к политике государства. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.
1) производство школьной формы
2) внесение законопроекта в парламент
3) выступление лидера государства на международной конференции
4) обсуждение законопроекта на телевидении и в прессе
5) выступление президента с ежегодным посланием
1.2. Ниже приведён ряд признаков, характеризующих труд человека. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.
1) труд даёт человеку всё необходимое для жизни
2) труд различается по содержанию и сложности
3) труд может быть коллективным и индивидуальным
4) главная цель труда – приобретение новых знаний и навыков
5) различают физический и умственный труд
1.3. Ниже перечислены различные ступени образования. Найдите и выпишите номер, выпадающий из этого ряда.
1) высшее образование 2) начальная школа 3) среднее профессиональное образование |
4) средняя (полная) школа 5) самообразование |
|
2. Выберите один правильный ответ. За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально 8 баллов.
2.1. О каком понятии идёт речь в приведённой цитате?
«Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах». (Марк Туллий Цицерон)
1) религиозные нормы 2) права и свободы |
3) обязанности 4) межличностные отношения |
2.2. Какой вид деятельности нашёл отражение в представленных пословицах и поговорках?
- Без муки нет и науки
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
1) игра |
2) труд |
3) общение |
4) познание (учение) |
2.3. Высшей юридической силой обладает
1) распоряжение министра 2) Конституция РФ |
3) указ Президента РФ 4) постановление Правительства РФ |
2.4. «Мы являемся членами семьи, выступая либо в качестве родителей, либо в качестве детей, либо являясь и теми, и другими. Мы принадлежим к таким сообществам, как школы, клубы, университеты, коммерческие структуры того или иного рода. Все они – объединения взаимодействующих друг с другом людей ради общей цели». (М. Адлер "Аристотель для всех") Назовите понятие, которое является общим для всех перечисленных в тексте структур
1) деятельность 2) социальная группа |
3) социальный институт 4) межличностные отношения |
|
3. По какому принципу образованы ряды? (6 баллов)
3.1. Задатки, одаренность, талант, гениальность
3.2. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик
3.3. Монолог, диалог, полемика
4. Установите соответствие. Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Соотнесите определение с соответствующим ему понятием. (2 балла за каждое верное понятие; максимально 8 баллов)
Понятие |
Определение |
А) Труд |
1. Высший, и, цели, идеальное, нормы, людей, их, представление, поведения, принцип, определяющий |
Б) Ценность |
2. Обмена, равноправными, процесс, деятельности, информацией, субъектами, между |
В) Общение |
3. Знаний, целенаправленная, получению, людей, и, совершенствованию, познавательная, передаче, навыков, деятельность, по, умений, их, и |
Г) Образование |
4. Материальных, направленной, и, благ, форма, преобразование, создание, деятельности, природного, человеческой, на, мира |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
А) Труд –
![]() |
Б) Ценность –
![]() |
В) Общение –
![]() |
Г) Образование –
![]() |
1) социальные группы
2) потребности
3) социальные отношения
4) общество
![]() |
![]() |
6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. В тексте пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (За каждое верное слово 1 балл. Максимально 9 баллов).
Большинство (А) сходятся в том, что человек качественно отличается от всех обитателей Земли. Важным признаком человека они считают его (Б). Человек включён в
(В) - своей деятельностью он создаёт "вторую природу", преобразует мир вокруг себя и свою собственную природу. Он включён в систему связей и отношений с другими людьми, (Г), институтами общества. Духовная и социальная (Д) человека определяет личностный аспект его бытия. Эта сложная действительность бытия человека порождает различные терминологические обозначения человека в разных его (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов:
1. Культура 2. Общность 3. Природа |
4. Учёный 5. Учащийся 6. Учитель |
7. Социализация 8. Проявление 9. Социальная сущность |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в поле для ответа. Ответ следует вписать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания
7. Решите обществоведческий кроссворд. (За каждое верное слово 2 балла. Максимально 18 баллов).
5. Наука о взаимодействии общества и природы.
1. Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.
4. Вся человеческая деятельность и её результаты.
6. Всё человечество в целом.
8. Наука, изучающая политическую организацию общества.
9. Сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
2. Форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами.
3. Движение товара от одного владельца к другому.
7. Деятельность человека, направленная на получение практического результата.
Максимум за работу – 60 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.