Школьный этап олимпиады по обществознанию

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обществознание ШЭ (3).docx

Шифр                               

 

Итоговый балл                               

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.

Школьный этап, 8 класс

Время выполнения – 60 минут

1. «Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения и запишите ответы в таблицу. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны - «нет». (Максимум 10 баллов)

1.1.  Семью от других социальных групп отличает повседневное взаимодействие.

1.2.              В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет Конституция Российской Федерации.

1.3.  Мелкое хулиганство – это не преступление, а проступок.

1.4.  Мораль – правила поведения, выработанные самим человеком.

1.5.  Общество относится к динамическим системам.

1.6.   Гуманизм – система воззрений, признающая благо человека критерием оценки справедливого общества.

1.7. Синоним понятия «информационное общество» – «индустриальное общество».

1.8. Агентами первичной социализации не являются образовательные учреждения.

1.9.  Существует только два типа экономических систем – рыночная и командно-административная.

1.10.  Переход к непрерывному образованию – общемировая тенденция.

 

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. (По 2 балла за полностью верный ответ. Максимум за задание 8 баллов)

2.1.  Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами гражданского права.

1)  Пешеход перебежал дорогу в неположенном месте.

2)  Ивановы сдали квартиру в аренду.

3)  Петров выдал доверенность Сидорову на продажу своего автомобиля.

4)  Наталья регулярно опаздывает на работу.

5)  Родители предоставили Артёму планшет для учёбы.

6)  Наталья не оплатила проезд в электричке.

2.2.  Какие из перечисленных властных решений принимаются Государственной думой?

1)  осуществление помилования

2)  принятие законов

3)  руководство внешней политикой РФ

4)  назначение на должность председателя Центрального банка РФ

5)  решение вопроса о доверии Правительству РФ

6)  денежная эмиссия

2.3.  Назовите виды неформального социального контроля права.

1)  Создатель финансовой пирамиды был осуждён за мошенничество.

2)  Доцент Петров был утверждён в звании профессора.

3)  Учёный был удостоен Нобелевской премии.

4)  Учительница похвалила Варю за рисунок.

5)  Врачу вручили похвальную грамоту.

6)  Коллеги отказались общаться с Ниной из-за того, что она распространяла сплетни в коллективе.


2.4.  Выделите источники права.

1)   религиозная догма

2)   судебный прецедент

3)  мораль

4)  закон

5)  ритуал

6)  нормы этикета

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

 

 

 

 

 

 
Ответ:

 

 

3.     Среди приведенных ниже поучений определите те, которые относятся к социальному статусу, и те, которые относятся к социальной роли. Запишите соответствующие номера поучений в таблицу. (Максимально 5 баллов).

1.  «Драгоценный камень и среди грязи сохраняет свою ценность» (Карл Берне).

2.  «Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас Бретон).

3.  «Недостаточно быть врачом, нужно уметь еще и лечить» (Бертольд Брехт).

4.  «Полководец должен умирать стоя» (Тит Флавий Веспасиан).

5.  «Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться» (М. Светлов).

 

Социальный статус

Социальная роль

 

 

 

 
Ответ:

 

 

4.  Заполните пропуски в предложениях. (3 балла)

4.1.  Массовая культура,                                                                                 , народная культура.

4.2.      Физиологические  потребности,                                                                   , духовные (идеальные) потребности.

4.3.                                              , индивидуальность, личность.

 

5.   Вставьте в приведенный ниже текст по смыслу пропущенные слова из списка понятий. Вы можете изменять их по падежам соответственно контексту. Обратите внимание, что некоторые понятия не нужно использовать (10 баллов).

Гринпис                  (А) экологическая организация, основная цель которой – добиться


решения общественности и


(Б) экологических проблем, в том числе путем  привлечения  к  ним  внимания (В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в


России.   Основной   принцип   –   отказ   от                 (Г) промышленными компаниями, банками, государственными  структурами  и  политическими  партиями гарантирует                                                                                              (Д) действий организации.  Важнейшими  задачами  Гринпис  считает  изменение  отношения людей к                                          (Е), воздействие на               (Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами                                                                                              (З) информации.                         (И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических               (К) и стандартов по всему миру.

 

1)   государственный

2)   идея

3)   власть

4)   гуманитарный

5)   международный

6)  гуманный

7)  финансирование

8)  одобрение

9)  успешность

10)  норма

11)   независимость

12)   человек

13)   природа

14)   общественный

15)   культура

16)  локальный

17)  общественное мнение

18)  глобальный

19)  творчество

20)  массовый

 

 

Ответ:

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.   Решите правовую задачу. (По 1 баллу за указание на правомерность или неправомерность действий покупателя и продавца. 2 балла за обоснование. 2 балла за указание нормативного акта. Максимально 6 баллов)

Гражданин N в магазине приобрёл книгу, однако, когда пришёл домой, обнаружил, что она бракованная: в ней не пропечатался ряд страниц. Когда же он пришёл в магазин, чтобы осуществить возврат, продавец-консультант показал ему правила магазина, в которых было написано, что данный товар обмену и возврату не подлежит. В связи с этим гражданин N принял решение обратиться в  суд с иском о нарушении прав потребителя.

Правомерны ли действия продавца и покупателя? Обоснуйте Ваш ответ. Какой нормативный акт должен применяться в данном случае?

Ответ:                                                                                                                                                                            


 

 

 

 

 

7.   Решите логическую задачу. (За каждый верный ответ по 1 балл. Максимальная оценка за полностью решенную правильно задачу 3 балла)

На стадион вышли на разминку три спортсмена: бегун Синёв, гимнаст Зеленов, футболист Краснов. Футболист сказал, что все они одеты в спортивные костюмы разных цветов: синий,  зеленый и красный, и фамилии тоже обозначают цвета, но ни одна из них не совпадает с цветом костюма. Это так, ответил ему спортсмен в зеленом костюме. Определите цвет костюма у каждого спортсмена.

 

Спортсмены

Бегун Синёв

Гимнаст Зеленов

Футболист Краснов

Цвет костюма

 

 

 

 

 
Ответ:

 

 

 

8.   В стране Z. провели соцопрос совершеннолетних граждан на тему: «Наиболее эффективные способы решения проблемы дефицита государственного бюджета». Результаты опроса представлены в таблице. (3 балла)

Варианты ответов

Кол-во опрошенных (в %)

Сокращение расходов на содержание государственного аппарата

29

Внешние государственные займы

6

Внутренние государственные займы

5

Увеличение расходов на обороноспособность государства

18

Понижение налогов с населения

42

Проанализируйте данные таблицы. Сделайте не менее трех выводов.


 

 

 

 

9.    К изданию готовится учебник обществознания, но в электронной версии произошёл сбой, после чего перемешались тексты, схемы, иллюстрации. Помогите восстановить по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста материал учебника. Заполните схему, укажите общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также, составляющие ее элементы.


Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным вами элементам.

Фрагменты текста. (12 баллов)

1.      «В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой». О. Роден

2.   «Мы входим в этот мир, живем в нем и оставляем его, не давая себе труда задуматься специально о том, как же все происходит. Если бы не старание людей с пытливым умом, углубившихся в эти вопросы и раскрывших важнейшие законы, управляющие нашим существованием на Земле, едва ли мы догадались бы, что тут есть что-либо удивительное». М. Фарадей

3.       «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Т. Карлейль

4.  «Чем человек просвещеннее, тем он полезней своему Отечеству». А.С. Грибоедов

5.   «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди


 

 

 

 

 Максимум за работу - 60 баллов