Шифр
Итоговый балл
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.
Время выполнения – 60 минут
1.1. Семью от других социальных групп отличает повседневное взаимодействие.
1.2. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет Конституция Российской Федерации. 1.3. Мелкое хулиганство – это не преступление, а проступок. 1.4. Мораль – правила поведения, выработанные самим человеком. 1.5. Общество относится к динамическим системам. 1.6. Гуманизм – система воззрений, признающая благо человека критерием оценки справедливого общества. |
1.7. Синоним понятия «информационное общество» – «индустриальное общество». |
1.8. Агентами первичной социализации не являются образовательные учреждения. |
1.9. Существует только два типа экономических систем – рыночная и командно-административная.
1.10. Переход к непрерывному образованию – общемировая тенденция.
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
1.7 |
1.8 |
1.9 |
1.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами гражданского права.
1) Пешеход перебежал дорогу в неположенном месте.
2) Ивановы сдали квартиру в аренду.
3) Петров выдал доверенность Сидорову на продажу своего автомобиля.
4) Наталья регулярно опаздывает на работу.
5) Родители предоставили Артёму планшет для учёбы.
6) Наталья не оплатила проезд в электричке.
2.2. Какие из перечисленных властных решений принимаются Государственной думой?
1) осуществление помилования
2) принятие законов
3) руководство внешней политикой РФ
4) назначение на должность председателя Центрального банка РФ
5) решение вопроса о доверии Правительству РФ
6) денежная эмиссия
2.3. Назовите виды неформального социального контроля права.
1) Создатель финансовой пирамиды был осуждён за мошенничество.
2) Доцент Петров был утверждён в звании профессора.
3) Учёный был удостоен Нобелевской премии.
4) Учительница похвалила Варю за рисунок.
5) Врачу вручили похвальную грамоту.
6) Коллеги отказались общаться с Ниной из-за того, что она распространяла сплетни в коллективе.
2.4. Выделите источники права.
1) религиозная догма 2) судебный прецедент |
3) мораль 4) закон |
5) ритуал 6) нормы этикета |
|
3. Среди приведенных ниже поучений определите те, которые относятся к социальному статусу, и те, которые относятся к социальной роли. Запишите соответствующие номера поучений в таблицу. (Максимально 5 баллов).
1. «Драгоценный камень и среди грязи сохраняет свою ценность» (Карл Берне).
2. «Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас Бретон).
3. «Недостаточно быть врачом, нужно уметь еще и лечить» (Бертольд Брехт).
4. «Полководец должен умирать стоя» (Тит Флавий Веспасиан).
5. «Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться» (М. Светлов).
|
4. Заполните пропуски в предложениях. (3 балла)
4.1. Массовая культура, , народная культура.
4.2. Физиологические потребности, , духовные (идеальные) потребности.
4.3. , индивидуальность, личность.
Гринпис – (А) экологическая организация, основная цель которой – добиться
решения общественности и
(Б) экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания (В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в
России.
Основной принцип – отказ от (Г) промышленными
компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует
(Д)
действий организации. Важнейшими
задачами Гринпис считает изменение отношения людей к (Е), воздействие на (Ж) и потому
уделяет большое внимание
работе со средствами (З)
информации. (И) характер организации позволяет
Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических (К) и стандартов по всему миру.
1) государственный 2) идея 3) власть 4) гуманитарный 5) международный |
6) гуманный 7) финансирование 8) одобрение 9) успешность 10) норма |
11) независимость 12) человек 13) природа 14) общественный 15) культура |
16) локальный 17) общественное мнение 18) глобальный 19) творчество 20) массовый |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Решите правовую задачу. (По 1 баллу за указание на правомерность или неправомерность действий покупателя и продавца. 2 балла за обоснование. 2 балла за указание нормативного акта. Максимально 6 баллов)
Гражданин N в магазине приобрёл книгу, однако, когда пришёл домой, обнаружил, что она бракованная: в ней не пропечатался ряд страниц. Когда же он пришёл в магазин, чтобы осуществить возврат, продавец-консультант показал ему правила магазина, в которых было написано, что данный товар обмену и возврату не подлежит. В связи с этим гражданин N принял решение обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Правомерны ли действия продавца и покупателя? Обоснуйте Ваш ответ. Какой нормативный акт должен применяться в данном случае?
Ответ:
![]() |
На стадион вышли на разминку три спортсмена: бегун Синёв, гимнаст Зеленов, футболист Краснов. Футболист сказал, что все они одеты в спортивные костюмы разных цветов: синий, зеленый и красный, и фамилии тоже обозначают цвета, но ни одна из них не совпадает с цветом костюма. Это так, ответил ему спортсмен в зеленом костюме. Определите цвет костюма у каждого спортсмена.
|
8. В стране Z. провели соцопрос совершеннолетних граждан на тему: «Наиболее эффективные способы решения проблемы дефицита государственного бюджета». Результаты опроса представлены в таблице. (3 балла)
Варианты ответов |
Кол-во опрошенных (в %) |
Сокращение расходов на содержание государственного аппарата |
29 |
Внешние государственные займы |
6 |
Внутренние государственные займы |
5 |
Увеличение расходов на обороноспособность государства |
18 |
Понижение налогов с населения |
42 |
![]() |
9. К изданию готовится учебник обществознания, но в электронной версии произошёл сбой, после чего перемешались тексты, схемы, иллюстрации. Помогите восстановить по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста материал учебника. Заполните схему, укажите общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также, составляющие ее элементы.
Фрагменты текста. (12 баллов)
1. «В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой». О. Роден
2. «Мы входим в этот мир, живем в нем и оставляем его, не давая себе труда задуматься специально о том, как же все происходит. Если бы не старание людей с пытливым умом, углубившихся в эти вопросы и раскрывших важнейшие законы, управляющие нашим существованием на Земле, едва ли мы догадались бы, что тут есть что-либо удивительное». М. Фарадей
3. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Т. Карлейль
4. «Чем человек просвещеннее, тем он полезней своему Отечеству». А.С. Грибоедов
5. «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди
![]() |
Максимум за работу - 60 баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.